kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотическое воспитание обучающихся средствами казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию средствами казачества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание обучающихся средствами казачества"»


Без казачества Россия потеряла бы половину страниц своей истории. Без казачества Россия потеряла бы половину страниц своей истории.

Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» - удалившийся, вольный, независимый человек.

Удивительная игра слов произошла с названиями «казаки» и «касоги».

Касогами на Руси называли адыгов или родственных им черкесов. Черкасами же назвали запорожских и кубанских казаков. Действительно, в Приазовье обитали черкесы, которые тесно взаимодействовали с казаками-донцами и даже могли входить в казачье войско.

Слайд№2

У казаков существовали свои «государства»: Войско Запорожское (позднее - Гетманщина), Войско Донское, Уральское войско, Червленый Яр.

Самое яркое древнее государство казаков называлось Червлёным Яром в старину называлась обширная территория вдоль реки Хопёр — крупного левого притока Дона, и вдоль реки Вороны — наибольшего правого притока самого Хопра. Ныне это часть территорий Воронежской, Волгоградской, Саратовской и Тамбовской областей.

Происхождение Червлёного Яра Жившее по Хопру население впервые названо «козаками» в одной из грамот второй половины XV века. Уже в 1340-е годы московский митрополит Феогност направил грамоту «к баскаком, и к сотником, и к попом и ко всем христианам Червлёного Яра». Новгородская летопись XIV века упоминает на Хопре городок Урюпеск — нынешний Урюпинск. Из источников известно о существовании в Червлёном Яру других городов, а также православных монастырей. Из грамоты видно, что население Червлёного Яра было православным и в политическом отношении подчинялось Золотой Орде. Освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов.



Слайд№ 3, 4



Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

Древнерусскими «казаками» являлись черные клобуки (торки и половцы на службе русских князей), берладники и бродники. Морскими «казаками» были ушкуйники - свободолюбивые и воинственные . На карте изображена территория их проживания

Слайд№ 5,6,7

У казаков были свои города на Дону, Донце, Днепре и Урале. Самые старые и известные из них – Черкассы (XIV век), Старочеркасск (XVI век, на месте города Орна или Ахас), Урюпинск (возможно, летописный Урюпеск).









Слайд№ 8

Донские казаки со времен Ивана Грозного играли важнейшую роль в истории России. Об их жизни и подвигах сложено много песен и стихов, написано немало прозы, а в народном сознании укоренился образ казака как лихого рубаки на вороном коне. Тем не менее, некоторые факты об этих вольных людях до сих пор остаются малоизвестными.

Казачество на берегах Дона начинает складываться с XV века. Молодые крестьяне, не желающие работать на барина, искали здесь вольной жизни. Изначально казацкое общество состояло практически из одних мужчин. Поэтому вопрос с женщинами был для них очень актуален. Выручали постоянные набеги на соседей, прежде всего на Турцию. Несмотря на то, что Османы были злейшими врагами донцов, казаки часто брали в жены турчанок, которых смогли захватить в качестве трофеев во время набега. Смешанные браки у обитателей донских степей были в порядке вещей. Только с 1568 по 1878 год Россия воевала с Турцией семь раз. Активными участниками всех этих конфликтов были донские казаки. И это не считая привычных набегов на турецкие владения. Так, во время атаки турецкого поселения на побережье Таганрогского залива в 1635 году, донцы захватили в плен 1735 турецких женщин. Всех их казаки позже взяли в жены. Среди вольного народа турчанок называли ясырками, а детей, который рождались от таких смешанных браков – болдырями. Отсюда, кстати говоря, и пошла фамилия Болдырев.



Слайд№ 9,10

Казаки перемещались на кораблях называли их – струги, плавали по Дону, Хопру, Вороне, Волге, Черному и Каспийскому морям, а также по сибирским рекам. Казаки совершали морские походы на крымские и таманские крепости.























Слайд №11

Распад Российской Империи ознаменовался не только гражданской войной и массовыми беспорядками. На фоне жесткого передела власти и кровавых расправ над несогласными были провозглашены несколько автономных казачьих республик — Кубанская, Донская, Терская, Амурская, Уральская. Возникли они во многом из-за бессилия центрального правительства, которому не удалось быстро подавить бунты в отдаленных регионах.

Одной из самых долговечных казачьих республик оказалась Кубанская, в ходе Гражданской войны ее участники заметно нарастили свою мощь. И не просто нарастили, а учредили собственную конституцию и выпустили множество декретов. Законы отделившихся казаков были неугодны центральной власти, но беспрекословно выполнялись на местах.

Уступая другим по численности, Кубанская республика, тем не менее, представляла собой грозную военную силу. Казаки с лихвой восполняли недостаток людей и вооружения удальством. На поле боя им неоднократно удавалось победить офицерские роты, в десятки раз превосходившие их по численности.





Слайд № 12

Один из самых известных казаков с Дона был Козьма Крючков – приказной Третьей кавалерийской дивизии. Народную славу он снискал в конце июля 1914 года, когда вместе с тремя товарищами натолкнулся на немецкий конный разъезд – 27 человек. Германцы, будучи полностью уверены в своей победе, атаковали казаков. На одного Крючкова напали 11 человек. Казак не дрогнул и принял неравный бой. В результате рубака убил всех напавших на него немцев, а его друзья прикончили остальных. Крючков получил 16 ран, которые, к счастью, не представляли угрозы для жизни. За этот подвиг отважный казак был награжден Георгиевским крестом.















В жизни казаков осталось множество понятий культуры тюрков о некоторых мы с вами поговорим слово

Кош (у казаков) — крупное казачье объединение (казачья община и одновременно воинское подразделение и хозяйство в его ведении, расположенные на определенной территории), обыкновенно возглавляемое кошевым атаманом.

Есаул (от тюрк. ясаул - начальник), должность (с 16 в.) и чин (с 18 в.) в казачьих войсках. В 1798 приравнен к чину ротмистра в кавалерии.Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте (в Российском государстве до 1917 г.).

Саман - кирпич сырец приготовляемый из глины с примесью навоза, резаной соломы, мякины или других волокнистых материалов. Строительство домов из сама́на — это наиболее безопасный и самый простой из натуральных способов строительства, назывались саманные хаты.

Происхождение слова атаман — пример заимствования из одного из тюркских языков. По-тюркски атаман означает «главарь», «большой отец» (ата - «отец» и ман - увеличительный суффикс).





Слайд № 13

Никуда казаку ни деться от женщин

С русской поведешься – опозоришься! Как это ни странно, но жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже во второй половине XVIII века, когда на южные земли массово хлынули переселенцы из центральной части страны, свободолюбивые казаки старались дистанцироваться от пришедших на Дон русских. Переселенцев они рассматривали как угрозу своей самобытности. Если же донец все-таки брал в жены русскую или украинку, то он покрывал позором себя и свой род. Естественно, родственники такие союзы не приветствовали. При этом жениться казаки старались рано – до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на службу.



Мужское воспитание будущих воинов у донцов было максимально строгим. Драться казак должен был уметь, когда еще едва начинал говорить. Как правило, мальчика учили рукопашному бою с трехлетнего возраста. В том же возрасте казак начинал учиться верховой езде. Стрелковое оружие он изучал с семи лет, а шашку – главное оружие вольнолюбивого донца – с десяти. Но казаки были не только искусными воинами, но и трудолюбивыми земледельцами, поэтому мальчики работали в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Обереги в ушах Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьезное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец – единственный сын у одинокой матери, в правом – что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.





Казачки по праву считались самыми красивыми женщинами. Этому способствовало многовековое смешение представителей разных этнических групп. Казацкие женщины обладают пламенными черными глазами, «полными жизни щеками» и «величайшей опрятностью в одежде», отмечал исследователь Василий Сухоруков. Дончанки удивительным образом сочетали в себе женственность со смелостью и твердостью характера. По мнению исследователей, все дело в постоянном напряжении казацкого общества из-за внешних угроз. Считалось, что настоящая дончанка может ловко управляться с конем и метко стрелять.



Слайд№14

Первый женский праздник У казаков был обычай почитать мать-казачку в праздник «ведение в храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря. Это первый женский праздник в России, причем появившийся задолго до того, как 8 марта стало красным днем календаря.





Слайд №15



Казаки никогда не называли казачек «бабами» - только «жинки». Название «баба» считалось уничижительным, даже рабским. Своих женщин вольный казачий народ не желал называть «терминами крепостничества».













Бытие казачек в приграничных степях Дона и Приуралья, Терека и Кубани было наполнено тревогой. На протяжении веков это выковало свой неординарный характер, отличающий их от русских женщин средней полосы и представительниц других этносов России. Гармонично соединив в себе женственность и отвагу, кротость и свободолюбие, беззаветную любовь к семье и преданность отчизне, они наравне с мужчинами причастны к становлению яркого образа казачества.


ОСОБЕННАЯ СТАТЬ

Каждый путешественник или исследователь, встречая "казацкую жинку”, непременно отмечал в своих записях её особенную стать и красоту. Вобрав в себя черты, некогда пленённых персиянок, черкешенок и турчанок, они ласкали взор миловидностью лица, соединённой, по мнению Льва Толстого, с крепким телосложением северянки.

Совершавший в конце 60-х годов XIX века вояж по Кавказу драматург Александр Дюма-старший увидел в смелых казачках «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».



В свою очередь изучавший казачество Александр Ригельман воспевал их «румяно-круглые лица». Темные густые волосы и большие чёрные очи, которые наряду с «полными жизни щеками» отмечал в своих работах и Василий Сухоруков.

МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

По версии публициста Валерия Шамбарова, казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе.

Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того, казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинно целоваться со станичниками мужского пола. Вести себя подобным образом могли даже замужние казачки, но как первые, так и вторые, никогда не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.







Хотя официально казачки были лишены права голоса на станичном сходе, поскольку это считалось мужским занятием, её интересы мог представлять отец, супруг или брат. Женщина без семьи и отца могла попросить любого станичника стать её представителем, а сиротинушки или вдовы автоматически попадали под особое покровительство атамана, и более того имели возможность лично присутствовать на казачьем круге.


РОЛЬ В СЕМЬЕ


Алексей Озеров, анализируя роль казачки в семье, отмечает джентльменское отношение к ней мужа, который выступал в качестве её защитника, а не повелителя и поработителя.

Этнограф Валентин Шумов, заявляя об особом положении казачки, ссылается на слова немецкого натуралиста Ивана Георги, отмечавшего в XVIII веке, что «у казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».





Слайд №16

Каждый уважающий себя казак руководствовался в семейном житье-бытье заветом атамана Платова, который советовал следующее: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

Задорные казачки, в большинстве своём, отплачивали супругам верностью, растили ребятишек в духе истинного казачества и всячески оберегали родовые обычаи.


В ОТСУТСТВИИ МУЖА

Значительную часть жизни казачки проводили в отсутствии мужей, которые либо находились на кордонах, либо участвовали в военных операциях. В эти стадии номинальным главой фамилии был не участвовавший в походах ввиду возраста дед, но в кланах, где он либо погиб, либо был недееспособным, бразды правления в свои руки брали женщины.







Так на их плечи помимо хозяйственно-воспитательных обязанностей ложились организаторские мужские заботы: казачки самостоятельно нанимали работников, сажали поля, собирали урожай, и лично занимались торговлей излишками продукции. Они, как заверяет В.Шамбаров, справлялись не только с шитьем и стряпаньем, но с поправкой хаты и с оказанием добровольной помощи друг другу, поскольку «каждая знала, если я не приду, то и ко мне не придут».



По заверениям историка Елены Годововой, такая инициативность и автономность в принятии решения разительным образом отличала казачек от крестьянки.













Слайд №17

Об этой же черте казачек свидетельствует заметка в опубликованном в конце XIX века «Статистическом описании Области Войска Донского» Семёна Номикосова, где зафиксировано: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины — неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей».


ОТВАЖНЫЙ ХАРАКТЕР

Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.

Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага.





Слайд №18

Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке... управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень...».

При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!


И мужей ждать умели, как никто другой. В походы казаки уходили надолго, часто с одной войны на другую, вернутся ли – неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того хлеще. Семён Дежнёв отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена! Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребёнка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец. А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвёл в боях её супруга, целым и невредимым доставил домой.

Слайд№19

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII веке выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 рублей.







Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. В 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица ещё и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход – разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на лёгкую добычу. Но за оружие взялись казачки! Это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а женщины, приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага.

Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжёлые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня. Противник, оставив сотни трупов, ушёл ни с чем! В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник».





СЛАЙД№20

Прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской , Однажды, в 1792 г. учинила она пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие – вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остаётся сомнительным, как же казаки её не раскусили. Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали. Весь Дон признал её героиней!





Кстати, жизнь казачек в XVII—XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин «Тихого Дона», от того, что нам известно по воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова. Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья – на всякий случай? Ответа ни в одном источнике нет! Но известно, что на Тереке казачки ещё и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять.

Либеральные писаки склонны были описывать жизнь казачек в самых чёрных тонах. Дескать, несчастные женщины – вся жизнь только до свадьбы, а дальше «домострой», забитое «закрепощённое» существование. Вот уж нет! Ведь с либеральных позиций и судьба казаков выглядела, ох, какой безрадостной – надо ж, обязательная служебная лямка, и на всю жизнь! Но казакам такая жизнь нравилась, и другой они не желали. Так же и казачки гордились своей участью.



СЛАЙД №21

Внешне отношение казака к женщине и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».





По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении её дополнительно ещё и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно кокетничать. Словом, ведут себя «на грани». Но вот чтобы перейти эту грань – тут уж ни-ни! Тут вступало в силу понятие Чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.



Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких «секретов» для них эта сфера не представляла. Да и как иначе, если занимались скотоводством, с детских лет видели, что как происходит? Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями. В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то бoльшего. Одно дело – знать. А другое – понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от её семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних и вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке – девушка на выданье, на правой – уже просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит. Золотое на правой руке – замужняя. На левой – разведённая или вдова.





СЛАЙД№22

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек. у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот – и брак, заключенный в «другой вере» считался недействительным. Но в целом к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно.

Казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно (если она сама не вела себя вызывающе). Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала её под свое покровительство и учила, «вживала» в свою среду. Ну, а если ещё раз вернуться к утверждениям о «закрепощении» казачек, то не лишне задаться вопросом, а кто же их «закрепощал»? Мужчины? Но как же они могли «закрепостить», если месяцами-годами отсутствовали? И их собственное благосостояние зависело от жены?



Нет, быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. А ведь деятельность армейских органов тыла и снабжения тоже всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому, если уж разобраться, то и труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы. Не строевой, не полковой, но в понимании службы воинов Христовых.



Казачество как средство патриотического воспитании обучающихся

Много существует понятий и определений патриотизма

- это социальное чувство, нравственный и политический принцип, сутью которого является любовь к Отечеству и готовность патриота пожертвовать своими личными интересами во благо интересов Родины.

Появление этого заимствованного из Европы слова филологи относят к концу XVIII века. Примечательно, что в первые годы советской власти слово это попало под запрет. Тем не менее, вне зависимости от времени его появления и использования в нашем Отечестве всегда были люди преданные своему народу, вере и Родине.

Поэтому в историческом прошлом многие, сложившие голову за свое Отечество, так и не узнали, что они носили величайшее звание патриот, отрадно, что ныне живущие достойные граждане воспринимают его, как «Отче наш» верующие, т.е. как неотъемлемую составляющую своего существования.

Казачество всегда заслуженно удерживало первенство в сфере военно-патриотического воспитания молодых поколений. Сильные, смелые, активные люди, авангард русского народа, казаки были первопроходцами при покорении новых земель, до последней капли крови защищали свое Отечество, народ и традиции.


Хотя власти во все времена, начиная от эпохи Московской Руси и заканчивая периодом советской власти, относились к свободолюбивому казачеству несколько настороженно казакам удалось пронести через века многие свои традиции и обычаи, сохранив их до наших дней. Самое главное – остались неприкосновенными основы существования казачества как такового.


В основе самого существования казачества всегда лежал общинный строй. Казаки были свободными и равноправными людьми. Управление общиной (ватагой, станицей, войском) всегда основывалось на выборных началах. Казаки – профессиональные воины, объединявшиеся именно по этому признаку.

Существовали две модели казацкой общины: «семейная» и «сечевая» (засечная).

При семейной модели казаки жили, соответственно, семьями в укреплённых поселениях – так называемых городках, позднее такие казачьи поселения стали называть «станицами» и «хуторами». Жизнь поселения зиждилась на принципе Рода, охватывающем прошлое, настоящее и будущее. Казаки чтили заветы предков, черпая мудрость у предшествующих поколений. Старались достойно жить в настоящем, с беззаветной отвагой защищать Отечество. Растили детей так, чтобы не стыдно было за своих потомков в будущем. Весь жизненный уклад казаков был подчинен этим целям. Население станицы подразделялось на группы по возрастному принципу – так называемые «партии» или «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (еще не служившие или не участвовавшие в боевых действиях), казачата-подростки и совсем маленькие дети-казачата – каждая из этих групп имела свои «беседы».

Больше всего в станицах уважали стариков, олицетворявших вековую мудрость, хранителей воинского и житейского опыта и традиций. Старики воспитывали новые поколения казаков и отвечали за младшие «беседы». Но за воспитание подрастающей казачьей смены отвечали не только старики. Шефство над младшими «беседами» передавалось по цепочке – в каждой из «партий» были наиболее опытные и мудрые казаки, занимавшиеся обучением членов более младших «партий», прививавшие им нравственные принципы. Это гарантировало наиболее полную и гармоничную передачу профессиональных казачьих знаний и навыков, мировоззрения, традиций от поколения к поколению.

Поскольку в станицах каждый человек был на виду, недостойные звания казака поступки совершались крайне редко. К тому же большинство жителей станицы так или иначе состояли в родстве, ближнем или дальнем. Скрыть свои пороки и слабости от станичников было практически невозможно. Община знала о каждом, каков он в мирной жизни и в бою, к какому делу этот казак привычен и способен, а где ему стоит еще поработать над собой.


Часто казачьи подразделения организовывались также по территориальному или родовому признаку. «Сечевое» построение Казачьего общества

«Сечевые» или «засечные» казаки получили такое название, поскольку их укрепленные поселения назывались «сечи» или «засеки». «Сечевые» казаки также жили общиной и делились на «партии» по возрастному признаку. Однако все они либо были холостяками, либо подолгу жили в разлуке с семьей. Традиции и боевой опыт сечевые казаки передавали по тому же принципу, что и семейные, но с одним отличием: каждый закаленный в сражениях казак брал «под свое крыло» от одного до десяти молодых бойцов, которых называли «джуры» или «новики».

На засеке каждый казак был как на ладони, почти круглосуточно находясь на виду у своих соратников. Поэтому схитрить, обмануть боевых товарищей, выставить себя в более выгодном свете, чем на самом деле – было попросту невозможно. Воспитательный процесс в таких условиях обладал завидной эффективностью.

Что особенно хорошего заключали в себе модели казачьего общества? Что не помешало бы и нам перенять у казаков?

Во-первых, следуя Родовым принципам, каждый казак невольно начинал воспринимать собственный организм, душевные качества и духовную составляющую не только как элементы своей личности, а как инструменты для продолжения Рода. Причем не просто продолжения, а достойного, чтобы сыновьями и дочерями можно было по праву гордиться, чтобы суметь передать им всю силу, мудрость, отвагу казачьего племени. А для этого и самому казаку надо было безукоризненно выполнять свой долг защитника Отечества, чтобы, не краснея, смотреть в глаза отцам, дедам и прадедам.

Поэтому свое здоровье казаки берегли – ели полезную сытную пищу, гнушались вредными привычками, и даже в старину умели проводить профилактику разных заболеваний.


Во-вторых, подразделение всей общины на возрастные группы – «беседы», они же «партии» помогало поддерживать живую связь между поколениями, передавать традиции из уст в уста и на личном примере доказывать юным поколениям ценность многовековой мудрости. Процесс воспитания и обучения подростков вершился на глазах у общины. По сути, этот педагогический процесс не прерывался и когда казак достигал зрелости – он все так же продолжал прислушиваться к старшим, теперь уже к седым старикам и перенимать их опыт. А одновременно учил молодых уму-разуму. Такой уклад сводил на нет проблему «отцов и детей», терзающую современное общество.

В-третьих, в общине все отлично знали друг друга, многие были родственниками. У казаков всего поселения была общая судьба, общее призвание – защита Отечества, одна на всех идеология. Поэтому криминализация общества была немыслимой, люди с преступными склонностями выявлялись мгновенно и либо сразу жестко наказывались и навсегда излечивались от своих заблуждений, либо изгонялись. Все казаки были вооружены и умели противостоять любой внешней агрессии. Поэтому порядок и покой на вверенной общине территории гарантировались.


Казаки всегда могли постоять за себя и перед иноземными захватчиками и перед агрессией и произволом со стороны властей.

Широко известен тезис – Армия неотделима от народа. Действительно каков народ воспитали, такова будет и армия. В казачьих войсках являвшихся не просто совокупностью воинских частей, а специфическими областями проживания Российской империи, подготовка будущих защитников начиналась с раннего детства. В соответствии с давним ритуалом казачонка в 3 года сажали на коня и с этого момента он переходил на условную «мужскую половину» куреня и основное время проводил с казаками. В его воспитании и становлении большую роль играли не только родители, но и крестные отцы, дядьки, братья и в целом весь уклад повседневной казачьей жизни. На его глазах проходили проводы на службу и в летние казачьи лагеря, сменяли друг друга в станицах и на службе казаки различных очередей.

Детских домов в казачьих войсках не было и остававшимся в станицах и на хуторах приходилось замещать ушедших на службу и погибших казаков на работе во дворе, на базу, в поле. Казаки работали и жили общиной. В повседневной мирной жизни всегда находилось время и место воспоминаниям и рассказам о подвигах, коих было не мало. Георгиевские кресты завораживали детвору. При этом официально регламентированных разговоров о патриотическом воспитании не было. Заменяло их убеждение выраставшее из очень краткой проповеди: «Ты должен, ты обязан Отечеству»!

В сражениях, где воины сражались лицом к лицу с врагом, огромное значение имела психологическая подготовка воина. Казачка всегда знала, что её сыну придётся видеть все ужасы войны и самому резать и убивать, но уже не животных, а людей. Чтобы впоследствии казак не стал чёрствым убийцей, казачке приходилось с самого раннего детства вкладывать в своих сыновей любовь к своей земле, к её истокам. Мать старалась развить у сына чувство гордости за свой род, а чтоб не дрогнул он от страха в бою, казачка выводила своих детей под звёздное небо и говорила им о том, что звёзды - это глаза предков. Что нельзя струсить перед лицом пращуров, ибо они следят за своими правнуками. Чтобы не опозорить казачий род, лучше умереть в бою героем, чем выжить трусом, потому что герои поднимутся в небо к предкам, а трусов ждут муки ада.

Православие воспитывает в казаках небрежение к земным благам, устремляет на поиск подлинных духовных ценностей, на жертвенное служение народу христианскому.

Все заповеди казачества созданы и адаптированы от 10 заповедей Божьих и взяты со Священного писания

Обереги в ушах Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьезное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец – единственный сын у одинокой матери, в правом – что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.


Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный

неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу…

…Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.

Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что "Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью"…

Каждый уважающий себя казак руководствовался в семейном житье-бытье заветом атамана Платова, который советовал следующее: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

Задорные казачки, в большинстве своём, отплачивали супругам верностью, растили ребятишек в духе истинного казачества и всячески оберегали родовые обычаи.

Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от её семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних и вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке – девушка на выданье, на правой – уже просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит. Золотое на правой руке – замужняя. На левой – разведённая или вдова.


Исторические исследования открывают для нас множество примеров воинской доблести женщин-казачек не раз становившихся на пути врага

рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями, управлявшихся иной раз с конем и шашкой получше иных мужчин.

Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности. Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага.

Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке... управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень...».

При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

Из сотен боев и стычек, в которых участвовали казачки, в XVI-XVIII веках, наибольшую известность получила битва за станицу Наурскую. В июне 1774 г. девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на недостроенную станицу. Все строевые казаки ушли в поход — разведка у горцев работала хорошо,

и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.

В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник», а императрица Екатерина II наградила героинь медалями, которые они непременно надевали по праздникам.

В 19 веке стал широко известен подвиг красавицы-казачки Марьяны Горбатко. В середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом

Черного моря была построена Адагумская оборонительная линия, в состав которой

входило 20 укреплений и постов. Но знаменитым стал только один - Липкинский.

Здесь несли службу 35 казаков шестого черноморского пешего гарнизона. Тридцать

шестой была Марьяна. Так любила Марьяна своего мужа сотника Ефима Мироновича, что последовала за ним на опасную службу.


4 сентября 1862 года на пост напали три тысячи горцев.

Казаки стояли насмерть, отбиваясь штыками и прикладами. Был убит сотник Горбатко. Это воодушевило врага. Несколько черкесов бросились к трупу, чтобы отрубить голову. Но на их пути, защищая тело мужа от поругания, встала с ружьем

в руках Марьяна Горбатко. Один из горцев был убит выстрелом, другого отважная женщина заколола штыком. Враг отпрянул - женщина убивала мужчин-воинов. Но, оправившись через мгновение, горцы изрубили ее шашками. Бой шел около полутора

часов, но сломить храбрецов так и не удалось. Опасаясь подхода русских резервов, горцы подожгли заставу и ушли в горы. Подробности того боя поведали пленные горцы русскому генералу Вишневецкому. Они были поражены стойкостью

казаков и подвигом женщины-воина. На месте гибели героев Липкинского поста сохранился памятник, установленный в конце позапрошлого века. Сегодня здесь присягают на верность Отечеству молодые казаки. И вспоминают подвиг красавицы

Марьяны…


Прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской , Однажды, в 1792 г. учинила она пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие – вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остаётся сомнительным, как же казаки её не раскусили. Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали. Весь Дон признал её героиней!


Все эти полезные традиции было бы неплохо хотя бы отчасти привить в современном российском обществе.

Сегодня всё это звучит как фантастический утопический рассказ, но подобный уклад уже существовал в России до «перестройки», особенно в небольших старинных городах. Старшие всегда заботились о воспитании высокоморального и всесторонне развитого гражданина, помогали младшим советом, предостережением, передавали подросткам и молодежи опыт жизни в коллективе, в общине.

Особое значение в военно-патриотическом воспитании Российского казачества отводилось ее символике


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Патриотическое воспитание обучающихся средствами казачества"

Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Дата: 11.04.2021

Номер свидетельства: 577878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Тема: «Казачьи забавы»"
    ["seo_title"] => string(21) "tiema_kazach_i_zabavy"
    ["file_id"] => string(6) "431868"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507721366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства