Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики. Система воспитания и обучения в новых условиях времени призвана не только «давать знания, формировать навыки, развивать способности», но и способствовать становлению учащихся «независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
группа №2 третий (базовый) уровень г. Павлодар 03.03.2014 — 25.05.2014
Отчет по групповым презентациям,
касающимся выполнения заданий в период практической работы в школе.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в
развитии самодеятельности, благодаря которой,
человек может впоследствии стать распорядителем
своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».
А. Дистервег
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики. Система воспитания и обучения в новых условиях времени призвана не только «давать знания, формировать навыки, развивать способности», но и способствовать становлению учащихся «независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением».
Групповая форма обучения позволяет «давать знания, формировать навыки, развивать способности». Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребенка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная личность. В процессе проведения этих занятий складывались благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой работы и взаимодействия.
На первом этапе обучения, начиная изучать новые подходы в образовании и работая в группе, моя роль была не всегда эффективной. Очень многое было непонятно, было очень трудно перестраиваться и привыкать к совершенно новому формату преподавания и обучения. Но работа в группе, общение с коллегами, и в особенности коллег — предметников, позволил заново взглянуть и понять процесс преподавания и обучения. Приехав на второй этап обучения осознание деятельности групповой работы стало уже более глубоким. Уже не так страшно высказывать свое мнение, и главное, видишь, что твои коллеги по группе тебя слушают и твои мысли тоже имеют право на существование. Очень радостно, что мы можем оценивать не только работу своей группы, но и работу всех групп. Таким образом, когнитивный процесс взаимодействия принимает более расширенный диапазон и позволяет определить степень своей сопричастности в работе группы.
Для того, чтобы ответить на вопросы, возникшие во время практики по адаптации групповой работы и по внедрению модуля «Новые подходы в обучении: создание коллаборативной среды» мы с коллегами распределили роли и создали кластер, где осветили все этапы своей деятельности.
Участники группы
Роль в группе
Ольга
Лидер
Генератор идей для реализации идей всех участников группы. Распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Алёна
планировщик
исследует условия задачи и планирует работу
Светлана
критик-оценщик
проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
Галина
исполнитель
осуществляет попытки решения
Галина В.
корреспондент
Осмысление идей и запись решения
Каждый член нашей группы поделился своим опытом. Первым вопросом стало, каковы наши впечатления о работе над заданиями в школе. Все члены группы согласились, что благодаря внедрению данного модуля на уроках была создана атмосфера сотрудничества. Во время обсуждения первого вопроса все члены группы поделилась с коллегами опытом своей работы. Мне хотелось увидеть деятельность коллег проделанную ими на практике и, конечно же, показать все то, что было наработано мною за период практики в школе по внедрению данного модуля, сопоставить с их опытом, выявить трудности, проблемы, и в ходе совместного обсуждения, найти пути решения. Это и удалось сделать в ходе рефлексии в группе.
При обсуждении деятельности на практике мы смогли найти ответ на второй вопрос «Что нас удивило при выполнении какого-либо задания». При сотрудничестве в группе возникает масса идей и возможность ответить на вопросы доступно возрастает, но осознание того, что можно сделать более открыто, и не чувствовать скованность происходит не сразу. Для работы в группах регулярно происходило деление так, что наш состав всегда менялся и можно было увидеть возможности всех коллег. Такое разделение на группы, помогло создать такие условия, при которых мы, учителя, смогли бы плодотворно работать и достичь поставленных в начале занятий целей. При работе над дальнейшими вопросами у всех членов группы затруднений не было и определить что было легко и что вызвало трудности было довольно просто.
В ходе рефлексии нами была представлена работа-кластер по семи модулям Программы, и их применение на практике. При создании атмосферы сотрудничества увидели проявление, и развитие лидерских качеств личности, а если создана благоприятная среда, то будет достигнут и максимальный успех в обучении. При обсуждении в группе мы решили, что результатом выполнения данного задания (и это мы отразили в кластере) стало создание позитивного психологического настроя, снятие напряжения, сплочение коллектива, развитие интеллектуальных способностей и как итог, повышение качества знаний. Считаю, что к результатам нужно отнести те изменения, которые мы наблюдали: свободно выступать перед коллегами, включатся в работу, изменяются социальные роли, даётся возможность высказаться. Происходит полная переоценка своих действий. Мои умозаключения были подтверждены обратной связью - выступающая Светлана, слушатель курсов, отметил изменения не только в процессе преподавания всех коллег нашей группы, но и моё изменённое отношение к подходам в обучении. Так как наша деятельность была доступной и раскрывающей все положения рефлексии, со стороны коллег были высказаны пожелания продолжать работать с таким же воодушевлением и обновлением, как на практическом этапе в школе. Мне кажется, что при совместной работе с коллегами в группе по созданию рефлексивной презентации, мне удалось ещё глубже проанализировать свою деятельность по созданию в классе атмосферы сотрудничества, а при получении обратной связи, я теперь вижу перспективы применения данного модуля на практике. Такая совместная работа помогает изменить манеру преподавания, перейти от «традиционного» к конструктивистскому. Глубокие убеждения могут ограничивать восприимчивость учителя к новым идеям. Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей. (руководство для учителя с. 111, 2012 год.)