Просмотр содержимого документа
«Методика формирования исторического сознания на основе использования краеведческого материала»
МЕТОДИКА ФОРИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Современный этап духовно-нравственного развития характеризуется ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Очень важной сегодня является задача возрождения в нашем обществе истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. В реализации этой задачи огромную роль играют уроки истории в школе. Но знать историю –это не значит только помнить отдельные даты, события, наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – узнать во всех мелочах историю того уголка земли, где ты родился, узнать о жизни людей, которые проживали здесь когда-то или с которыми общаешься каждый день. Ведь любовь к России всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. Здесь, возможно, и не было известных событий, громких имен, но и в этом месте непременно находит отражение большая история, история нашей страны. «Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии незнания её. Создать эту любовь к общему Отечеству путем изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на педагогах всех типов школ», -утверждала член российской академии наук В.Н.Харузино. Важнейшим источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков служит историческое краеведение. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города и села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны. Краеведение дает то, что не может дать никакой другой раздел исторической науки – личную сопричастность, чувство прикосновенности к прошлому.
Одним из направлений школьного образования и воспитания является сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, населяющих Россию, воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. Так как село, в котором я работаю, татарское, то и школа в основу содержания воспитательной деятельности берет культурные и исторические ценности татарского народа, а также народов, населяющих нашу область. В решении этих важнейших задач огромное значение играет школьное историческое краеведение. Центром воспитательной работы является краеведческая комната. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. В результате исследовательской и поисковой работы краеведческая комната пополнилась более 150 экспонатами. Краеведческая комната является центром воспитания у школьников чувства уважения к труду и традициям народа, глубокой любви к Родине.
На своих уроках истории я широко использую краеведческий материал. Основными критериями включения в урок краеведческого материала является достоверность, доступность и убедительность материала. В зависимости от содержания краеведческого материала цели урока, сам материал может быть изучен до прохождения темы, вначале изучения, в его ходе и в конце; может быть основой изучения темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по теме урока. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала. Стараюсь использовать материал по-разному: собственное изложение, сообщение или доклад ученика, беседа, урок-экскурсия в краеведче6скую комнату, работа с документами, с экспонатом. Так, в 9 классе при изучении темы «Гражданская война» рассказываю учащимся о нашем земляке-Багапове Ахметшане Мустафевиче, который служил в чапаевской дивизии, был бойцом второго полка . При изучении темы «Коллективизация» приглашаю учащихся в краеведческую комнату и знакомлю со стендами, которые рассказывают об истории организации колхоза «Нацмен». Урок «Родной край в годы Великой Отечественной войне» провожу в краеведческой комнате, знакомлю учеников с нашими земляками, которые воевали на разных фронтах войны, рассматриваем их военные билеты, благодарственные письма, фотографии. При изучении темы «Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны» даю детям опережающее задание – подготовить материал о творчестве татарского поэта Мусы Джалиля, используя материалы краеведческой комнаты.
В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся складывается целостные знания о развитии родного края, его отличительных особенностях, месте и значении в истории нашей Родины. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет также наглядно и убедительно рассказывать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися истории страны в целом.
Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками учебной программы. Наряду с уроком, как основной формой педагогического процесса, большой значение имеет внеклассная работа. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней своё продолжение и дальнейшее развитие. Формы внеклассной работы в школе разнообразны, это: вечера, митинги, конкурсы сочинений, викторины, составление родословной семьи, написание рефератов, вахта памяти, Уроки Мужества и т.д. Одной из важнейших форм внеклассной историко-краеведческой работы в школе является поисково-исследовательская работа учеников, которая может опираться на личные наблюдения учениками жизни, труда и быта населения. Она расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Есть два вида открытий: первый-открытие нового, еще неизвестного, второй вид –открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Особенность краеведения состоит в том, что ученик попадает в положение исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску.
Среди форм внеклассной работы ведущее место занимает работа над написанием рефератов. Реферат является основой индивидуального самостоятельного исследования. Одним из условий реферата- обязательное использование местного материала.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края. Земли, на которой родился и рос. Вся краеведческая работа в нашей школе направлена на то, чтобы формировать чувство любви к Родине через изучение истории своей малой родины. Ведь восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни один народ, невозможно без знания и уважения своей истории, культуры и родного края.