kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования исторического сознания на основе использования краеведческого материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена учителям истории, которые интересуются краеведением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования исторического сознания на основе использования краеведческого материала»

МЕТОДИКА ФОРИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.



Современный этап духовно-нравственного развития характеризуется ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Очень важной сегодня является задача возрождения в нашем обществе истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. В реализации этой задачи огромную роль играют уроки истории в школе. Но знать историю –это не значит только помнить отдельные даты, события, наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – узнать во всех мелочах историю того уголка земли, где ты родился, узнать о жизни людей, которые проживали здесь когда-то или с которыми общаешься каждый день. Ведь любовь к России всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. Здесь, возможно, и не было известных событий, громких имен, но и в этом месте непременно находит отражение большая история, история нашей страны. «Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии незнания её. Создать эту любовь к общему Отечеству путем изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на педагогах всех типов школ», -утверждала член российской академии наук В.Н.Харузино. Важнейшим источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков служит историческое краеведение. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города и села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны. Краеведение дает то, что не может дать никакой другой раздел исторической науки – личную сопричастность, чувство прикосновенности к прошлому.

Одним из направлений школьного образования и воспитания является сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, населяющих Россию, воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. Так как село, в котором я работаю, татарское, то и школа в основу содержания воспитательной деятельности берет культурные и исторические ценности татарского народа, а также народов, населяющих нашу область. В решении этих важнейших задач огромное значение играет школьное историческое краеведение. Центром воспитательной работы является краеведческая комната. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. В результате исследовательской и поисковой работы краеведческая комната пополнилась более 150 экспонатами. Краеведческая комната является центром воспитания у школьников чувства уважения к труду и традициям народа, глубокой любви к Родине.

На своих уроках истории я широко использую краеведческий материал. Основными критериями включения в урок краеведческого материала является достоверность, доступность и убедительность материала. В зависимости от содержания краеведческого материала цели урока, сам материал может быть изучен до прохождения темы, вначале изучения, в его ходе и в конце; может быть основой изучения темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по теме урока. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала. Стараюсь использовать материал по-разному: собственное изложение, сообщение или доклад ученика, беседа, урок-экскурсия в краеведче6скую комнату, работа с документами, с экспонатом. Так, в 9 классе при изучении темы «Гражданская война» рассказываю учащимся о нашем земляке-Багапове Ахметшане Мустафевиче, который служил в чапаевской дивизии, был бойцом второго полка . При изучении темы «Коллективизация» приглашаю учащихся в краеведческую комнату и знакомлю со стендами, которые рассказывают об истории организации колхоза «Нацмен». Урок «Родной край в годы Великой Отечественной войне» провожу в краеведческой комнате, знакомлю учеников с нашими земляками, которые воевали на разных фронтах войны, рассматриваем их военные билеты, благодарственные письма, фотографии. При изучении темы «Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны» даю детям опережающее задание – подготовить материал о творчестве татарского поэта Мусы Джалиля, используя материалы краеведческой комнаты.

В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся складывается целостные знания о развитии родного края, его отличительных особенностях, месте и значении в истории нашей Родины. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет также наглядно и убедительно рассказывать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися истории страны в целом.

Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками учебной программы. Наряду с уроком, как основной формой педагогического процесса, большой значение имеет внеклассная работа. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней своё продолжение и дальнейшее развитие. Формы внеклассной работы в школе разнообразны, это: вечера, митинги, конкурсы сочинений, викторины, составление родословной семьи, написание рефератов, вахта памяти, Уроки Мужества и т.д. Одной из важнейших форм внеклассной историко-краеведческой работы в школе является поисково-исследовательская работа учеников, которая может опираться на личные наблюдения учениками жизни, труда и быта населения. Она расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Есть два вида открытий: первый-открытие нового, еще неизвестного, второй вид –открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Особенность краеведения состоит в том, что ученик попадает в положение исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску.

Среди форм внеклассной работы ведущее место занимает работа над написанием рефератов. Реферат является основой индивидуального самостоятельного исследования. Одним из условий реферата- обязательное использование местного материала.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края. Земли, на которой родился и рос. Вся краеведческая работа в нашей школе направлена на то, чтобы формировать чувство любви к Родине через изучение истории своей малой родины. Ведь восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни один народ, невозможно без знания и уважения своей истории, культуры и родного края.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Биктимирова Мария Рафиковна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства