kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа по теме " Личностно- ориентированный подход в методике преподавания истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окажет помощь учителю в работе в ознакомительных целях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по теме " Личностно- ориентированный подход в методике преподавания истории"»

















РАБОТА

по теме: «Личностно – ориентированный подход в методике преподавания истории»









Автор: учитель истории

ГБОУ «Новосветская школа №1

Старобешевского м.о»

Скрынникова Ольга Сергеевна







Донецк 2025

ПЛАН

  1. Введение.

  2. Основные цели и задачи личностно- ориентированного обучения.

  3. Технологические подходы в методике личностно- ориентированного обучения.

  4. Личностный подход в историческом образовании.

  5. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении на формирование ключевых компетенций учащихся.

  6. Методы личностно - ориентированного обучения.

  7. Формы личностно - ориентированного урока.

  8. Заключение.





























Введение


На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся.

Современная школа, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала.

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения

Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей – формирование нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Обучения в современной школе связана с реализацией принципа гуманизации,

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется учителями истории в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного обучения.

Таким образом личностно ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях в зависимости от интеллектуальных способностей м индивидуальных предпочтений.



Основные цели и задачи личностно- ориентированного обучения

Основной целью этого обучения- является создание условий для проявления познавательной активности обучаемых средства достижения педагогом этой цели является использование разнообразных форм и методов организаций учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в индивидуальной и коллективной работе; Стимулировать учащегося к собственным высказываниям, к выполнению заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Учитель должен поощрять учащегося за нахождение своего способа работы за рациональность находчивость и неординарность мышления. Создание учителя педагогических ситуаций, общения на уроке позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения данных заданий. Это предоставляет возможность для естественного самовыражения ученика.

Можно сделать вывод:

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.

необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и























































Технологические подходы в методике личностно- ориентированного обучения


Каковы же технологические подходы в методике личностно ориентированного обучения? Это диалогичность, деятельно-творческий характер направленности на поддержку индивидуального развития ученика; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способа учения и поведения.

Учитывая эти требования можно определить перечень педагогических технологий построенных на личностно ориентированном подходе:

- технология саморазвивающегося обучения;

- педагогика сотрудничества;

- адаптивная система обучения;

- гуманно-личностная технология;

- технология полного усвоения знаний;

- игровые технологии;

- технологии развивающего обучения;

- проблемное обучение;

- технология разноуровневого обучения;

- технология исследовательского обучения;

- технология индивидуального обучения;

- коллективный способ обучения;

- технологии модульного обучения;

- педагогика сотрудничества;

- технология дифференциации и индивидуализации обучения


Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Это важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.


Личностно-ориентированный урок, отличается от традиционного урока


Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения


Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.



















Личностный подход в историческом образовании


Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности.

Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматривается как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога.

В науке личностный подход включает категории целей, содержания образования, методов обучения и конкретных технологий, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.

Целью личностно-ориентированного образования является создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.

Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей – формирование нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Перестройка обучения в современной школе связана с реализацией принципа гуманизации, который закреплен как один из главных в законодательстве об образовании.

Школе принадлежит одна из главных ролей выполнении этих задач, так как она во многом должна предвосхищать и опережать развитие общества, ориентироваться на социальную перспективу, готовить к восприятию мира в духе нового, гуманистического по своей природе политического мышления. Суть гуманизации образования – создание необходимых условий для формирования активной деятельности личности, для реализации ее интересов и прав, выявления и развития способностей и дарований каждого ученика.

Гуманизация является ключевым элементом современного педагогического мышления, признающего личность учащихся высшей социальной ценностью. Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.

Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории в школе – это приверженность учителя к окончательным оценкам. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения человеческой мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирования умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории

Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества.

В данном аспекте особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр, где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др.

Так на пример на уроке всеобщей истории, при изучении вопроса "Подписание пакта Молотов-Риббентроп 23августа 1939 года", я предложила ребятам разделиться на группы и разыграть события этой конференции. Одна группа - это были представители советской делегации, вторая группа делегация фашистской Германии, третья группа- журналисты, а четвёртая- эксперты. В ходе урока была разыграна ситуация в которой попытались передать атмосферу московской конференции, где проходила бурное обсуждение важных для того времени документов. Ребята на время почувствовали себя непосредственными участниками важнейших исторических событий, пытаясь в житься в образы политических деятелей и дать оценку происходящим событиям в истории человечества.

можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:

– учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;

– решение нравственных проблем на базе исторических материалов;

– установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);

– разыгрывание оценок;

– ролевые игры;

– театрализованное представление;

– деловые игры;

– сопоставление различных точек зрения на события;

– изучение дополнительной литературы.

Сегодня важно отказаться от излишне политизированной части истории. Когда на уроке в основном излагаются факты, а аналитической информации мало, тогда активизируется мыслительная деятельность учащихся, приводится в действие их творческий потенциал.

давали возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, учили слушать и понимать мысль товарищей, защищать свою точку зрения в споре с другими учащимися.

В процессе изучения истории учителю важно привить у ребят интерес к рассуждениям, анализу явлений, умению стоить логическую цепочку, поиску объяснений тех или иных процессов и самостоятельно делать обоснованные выводы- умозаключение. Но зачастую применяемые учителем на уроке тесты подменяют живой процесс познания. К сожалению из-за большого объема материала, по данной теме, и нехватки времени Учитель задает ребятам материал самостоятельно проработать дома. И тут более приемлемое следующая технология в преподавании истории – в начале урока следует не большая вводная беседа: «какую тему мы сейчас проходим?», «в чем ее значимость?».

Затем – краткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы на уроке. Детей необходимо настроить изучать новый материал на уроке, а не дома. Работу следует организовать так, чтобы прием информации (так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы меньшим по времени. Второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснования, делают продолжительным с тем, чтобы вовлечь большее количество учащихся в обсуждение и совместную мыслительную деятельность. Учащимся самим приходится анализировать, сравнивать, давать оценки тем или иным событиям или личностям, искать свою позицию и отстаивать ее. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное внимание при ответах учеников учитель должен уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Ученики должны научиться откровенно и аргументировано высказывать свою точку зрения. Главное – научить мыслить самостоятельно, критически свободно, творчески, иметь свое суждение - иметь «свое лицо».

Большую роль в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками.  Данная методика предназначена для работы в 9–11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки – пресс-конференции, уроки-диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителя с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.

Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ товарища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме этого, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности.

Как правило главным источником информации выступает учитель, который знакомит школьников со своей интерпретацией истории. В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.

Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

 Учитель должен формировать у учащихся целостную систему знаний об истории Отечества и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации. Видимо так можно определить стратегию деятельности учителя истории и обществознания. Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.

Особенно удачны для развития личности ученика внеклассные формы работы. Опыт проведения различных игр («Звездный час», «Колесо истории», «Умники и умницы») показывает, что организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. В практике преподавания широко используют игры-состязания по типу: «Назови дату, событие», «Знаете ли вы?», «Кто сказал», «Что, где, когда?» и др.

Одной из форм внеклассной работы является краеведение. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародились в далеком прошлом. У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении на формирование ключевых компетенций учащихся

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении направлено на формирование ключевых компетенций учащихся:

- Коммуникативные:

учащиеся будут свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог, исчезнет страх пред аудиторией; расширится лексикон улучшит аргументированность решений; ребята научатся слушать и слышать других людей.

- Умение сотрудничать:

у ребят появится умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом; появится желание работать в группах для решения проблем.

- Умение решать реальные задачи:

ученики смогут быстро определять проблемные вопросы, формировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и в последствии ее оценивать; будут развивать творческие способности, они станут находить оптимальные пути и предлагать несколько решений одной проблемной ситуации(одной задачи); уйдет страх перед нестандартными заданиями.

- Способность к самообучению:

в результате у учащихся сформируется высокий уровень самостоятельности - они смогут осуществлять свободный выбор уровня сложности обучения и необходимых действий; умение самостоятельно оценивать свою деятельность, что даст возможность управлять своим поведением, строить путь саморазвития и самореализации.

Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего воспитанника, выявляя сильные и слабые стороны личности.

Зная особенности и специфические качества воспитуемого учитель выбирает методы, приемы и средства педагогического воздействия.


Методы личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения- это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Существуют различные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, иследовательский, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.

Классификация методов по источникам приобретения знаний включает в себя словесные (устный) и наглядные и письменные методы. К устным относятся формы учебного диалога, (ребятам предлагается историческая ситуация которою можно разработать в устной форме) доклады и сообщения (например: репортаж с места событий), ролевые и деловые игры (взять интервью у исторической личности) учебно-исследовательские проекты (опрос мнения анкетирование), диспуты (обсуждение, дебаты) выступление на защите исследовательской работы выступление (на внеурочных мероприятиях).

Хотя при всех методах обучения используется слово но в чистом виде только при словесном методе в других методах слово используется в месте с соответствующими средствами обучения –с письменными источниками, учебными и наглядными пособиями.

Большое значение в личностно ориентированном обучении играют образные методы. Они обращены к пробуждению и поддержки детской духовности в самостоятельном творческом действии. Образный метод следует понимать как средства и условия, разрывающее глубинное «Я» детского сознания, что приводит к самостоятельному творческому самовыражению.


Формы личностно-ориентированного урока.

Форма урока- понятие, отражающая основной способ подачи материала.

Ведь сам урок- это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Занятие с учащимися имеют различные формы и виды: это уроки-консультации, зачёты, семинары, конференции, учебные экскурсии. Выбирая тип урока учитель руководствуется тем, какое место этот урок занимает в изучаемой теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Из традиционных форм учебных занятий- лабораторные работы и практикумы. В курсе истории предлагается форма лабораторное занятие - это форма урока когда учащийся должны работать с историческими текстами.

Другая форма – практическое занятие, главное в нём выполнение практических работ, тесть работа с контурными картами, составление диаграмм, таблиц, схем.

К нетрадиционным урокам относятся уроки-игры, уроки- дискуссии, оценочные уроки. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. И исследуя мотивы участия школьников в уроках-играх мы замечаем что некоторые подростки активно участвуют в них чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие ребята участвуют в таких уроках чтобы получить высокую оценку, третьи- чтобы показать себя перед коллективом, а четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и тп. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.


Выводы и заключение.

Таким образом личностно-ориентированный подход в образовании становиться фактором не только успешного обучения детей, их личностного развития, но и профессионального, личностного роста учителя, поскольку обращён к полноценному взаимодействию и взаимообогащению всех субъектов образования.

Учитель в процессе обучения должен опираться на веру что все дети способны и талантливы.



Список используемое литературы

  1. Бондаревская Е.В. «Учителю о личностно-ориентированном образовании» Ростов на Дону 2006г.

  2. Гора П.В. «Методические приёмы и средства наглядного обучения истории» М.Просвещение 1988г.

  3. Зайцева Н.Э. «Компетентностный подход- будущее и настоящее общеобразовательных учреждений»

  4. Хуторской А.В. «Методика личностно- ориентированного обучения» М.ВЛАДО-ПРЕСС, 2005г.

  5. Шоган В.В. «Технология личностно- ориентированного урока» Ростов на Дону Учитель. 2003г.

  6. Штурбина Н.А. «Гуманно личностный подход в обучении и его результативность» М. Чистые пруды 2006г.

Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе» М. Сентябрь 2000г
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скрынникова Ольга Сергеевна

Дата: 04.07.2025

Номер свидетельства: 672555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Преподавание истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(79) "priepodavaniie-istorii-i-obshchiestvoznaniia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "227163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440615531"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Построение   урока на основе  системно - деятельностного  подхода в соответствии   с  требованиями ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "postroieniie-uroka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415966597"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства