kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекционный материал по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввеееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееррррррррррррррррррррлллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооомммммогнекгнеавоьрпвгонеуворюдлтлдюлпонкыекпвячротжддрррррррррррррррррррргшнгавввввввв снрпммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммттттттттттттттттттттттттттттттттттттттьтттттттттттттттттттттттттттттттттттттииииииииииииииииииииииииииииииииииииррррррррррррррррррррррррррррррррррррррооооооооооооооооооооооооооооот бббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшдддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал по краеведению»

Вхождение ПК в состав России.

В XV столетии активно шёл процесс формирования основной территории Русского централизованного государства. В годы княжения Ивана III (1462–1505 гг.) к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.) княжества, Новгородская феодальная республика (1478 г.), Тверское великое княжество (1485 г.), Вятская (1489 г.) и большая часть Рязанских земель. В 1485 г. в состав Российского государства вошла значительная часть земель мордвы и мещеры. Летом 1523 г. Василий III с братьями двинулся походом на Казань. При впадении Суры в Волгу он основал крепость Васильсурск. Постройка Васильсурска – важная веха в освоении Среднего Поволжья. Этот город выполнял как оборонные, так и торговые функции. Чтобы сорвать планы Русского государства по расширению территорий, крымский хан Девлет Гирей летом 1552 г. направил на Москву крупные силы. Под Тулой русские войска разбили крымских татар. Иван IV тотчас собрал совет, на котором обсуждался вопрос: когда и как идти на Казань. Объединение русских войск у р. Суры произошло 4 августа 1552 г. Отсюда они двинулись на Свияжск,  затем к Казани. В октябре 1552 г. русские войска взяли Казань. Через четыре года была завоевана Астрахань. Создались благоприятные условия для освоения поволжских земель.

С включением Пензенского края в состав Русского государства здесь для контроля над «диким полем», а прежде всего над дорогами, правительством Ивана IV была учреждена дозорная служба. В степь были направлены «сторожи» и «станицы». Сторожи назывались мещерскими.

Дозорная служба находилась в ведении князя Михаила Ивановича Воротынского, Иван IV поручил ему реорганизовать станичную и сторожевую службу на южной и юго-восточной окраинах страны. Были определены формы службы «на диком поле»:

1) сторожи, за которыми закреплялась определенная относительно небольшая территория, внутри которой совершались разъезды «с конь не сседая», зорко наблюдая за отведенной территорией;

2) станицы, которым предписывалось выезжать далеко на юг и контролировать «дикое поле» на большом пространстве;

3) головы, которые с отведёнными им людьми должны были находиться в определенных пунктах, образуя административные и контрольные центры всей системы «пограничной службы».

Главной задачей всех служилых людей стала не боевая охрана границы, а наблюдение, дозор за татарскими шляхами (дорогами) в «диком поле». 16 февраля 1571 г. совещанием М.И. Воротынского был выработан «приговор» (устав) о сторожевой и станичной службе.

Пензенский край контролировали 5 «мещерских сторожей», то есть линий разъездов.

Наряду с дозорной службой для укрепления юго-восточных границ государства во второй половине XVI в. создается система оборонительных сооружений – так называемые засечные черты, которые протянулись от Брянских лесов до р. Волги. До XVI в. существовали «местные» засеки. Темниковская засека проходила по территории Пензенского края.

Дикое поле – историческое название территории между Доном, Верхней Окой и левыми притоками Десны и Днепра в эпоху средневековья.

Сторожи – передовые конные отряды;
                 – разведка до 10 человек.

Станица – в XV–XVII веках конный отряд из 60–100 служилых людей на южных и восточных рубежах России;
                – казачий отряд;
                – казачье поселение.

Засека – оборонительное укрепление из поваленных деревьев.

Голова – начальник воинского отряда, начальник вообще;
               – выборный человек, отвечающий за государственное доходное место;
               – военно-административный центр на границе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекционный материал по краеведению

Автор: Новичкова Наталья Владимировна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по                                                          географии "
    ["seo_title"] => string(85) "tsifrovyie-riesursy-v-obiespiechienii-novogho-kachiestva-obrazovaniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "113782"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411047395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства