kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лекционный материал по истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал предназначен для студентов СПО 1 курса. Материал охватывает период 20 века и предназначен для практической работы студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лекционный материал по истории"»

Причины революции

XX век начался с тяжёлого экономического кризиса, быстро перераставшего в политический, пик которого пришёлся на 1905 г.

Причины революции:

  • крестьянство, ограбленное реформой 1861 г., было недовольно малоземельем и временнообязанным положением;

  • наёмные рабочие, сильнее всего пострадавшие от экономического кризиса, требовали повышения заработной платы, снижения рабочего дня, штрафов и т.п.;

  • армия была недовольна палочной дисциплиной и непопулярной Русско-японской войной;

  • либеральные интеллигенция и дворянство тяготились абсолютизмом и консервативной политикой Николая II

  • В народе назревал социальный взрыв, который правительство пыталось сбить «маленькой победоносной войной», но она обернулась провалом и лишь подтолкнула народ на выступление.

Нужен был лишь повод, которым стало «кровавое воскресенье» 9 января 1905 г.

2. «Кровавое воскресение»

Утром 9 января рабочие колонны в праздничной одежде, с иконами и портретами царя двинулись к центру города.
У застав 140-тысячная толпа была остановлена войсками, но рабочие группами и в одиночку проулками и дворами просочились к дворцу.
И тогда солдаты приступили к операции по очистке центра городу, а попросту – открыли огонь, унесший жизни по разным подсчётам от тысячи до 5 тысяч человек, среди которых было немало женщин и детей.

Николай II написал в своём дневнике:

«Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!». 

3. ход революции

В мае 1905 г., во время 72-дневной забастовки в Иваново-Вознесенске был создан 1-ый Совет уполномоченных депутатов, объединивший рабочих всего города.
Летом 1905 г. к революции стали подключаться армия и флот.

Первым наиболее крупным выступлением стало восстание 14 июня на броненосце «Потемкин», толчком для которого послужил борщ с тухлым мясом.


Осень ознаменовалась новым подъёмом, пиком которого стала Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Вечером 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, после чего записал в своём дневнике:

«После такого дня голова стала тяжёлой и мысли путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию».

Манифест 17 октября 1905 г. провозглашал дарование населению «незыблемых основ гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, расширение избирательного права и главное – придание Думе законодательного характера.

7 декабря в Москве началась всеобщая забастовка, которая закономерно перерастала в восстание: рабочие под красными флагами вышли на демонстрации, после первых столкновений возникли баррикады, появились первые жертвы и рабочие взялись за оружие.

Для подавления восстания правительство ввело в Москву войска и артиллерию, и, несмотря на отчаянное сопротивление, к 19 декабря с восстанием было покончено.

Таким образом, декабрьское вооружённое восстание 1905 г. в Москве, явившись пиком революции, ознаменовало начало спада революционного движения.

I Государственная Дума

После декабрьских событий в Москве правительство постаралось перехватить инициативу, аграрными реформами отвернув от революции самую значительную часть населения – крестьянство.

Но главной заботой власти оставались выборы в I Государственную думу.

Николай опасался левого состава парламента, но премьер-министр Витте убеждал его, что в условиях бойкота выборов социалистами и после московских декабрьских событий, население проголосует за правых.

После таких заверений итоги выборов вызвали в правительстве шок – большинство оказалось за левыми либералами, которые вместе с трудовиками составили думское большинство:

  • 153 места (более трети) – левые либералы («кадеты»);

  • 107 мест – крестьянские депутаты («трудовики»);

  • 16 мест – правые либералы («октябристы»), и т.д.

Такая Дума привела к апрельской отставке Витте и назначению на пост премьер-министра И.Л.Горемыкина.

I Государственная Дума, начавшая свою работу 27 апреля 1906 г., просуществовала лишь 72 дня.

Конфликт развернулся из-за самого больного вопроса революции – вопроса о помещичьем землевладении.
Кадетско-трудовое большинство одобрило принцип принудительного отчуждения части помещичьих земель, но правительство заявило, что не допустит покушений на помещичью собственность.

И тогда Дума, нарушая закон, напрямую обратилась к населению с призывом о поддержке, что и послужило поводом для её роспуска 8 июля 1906 г.

2 Государственная дума1907

В новом составе кадеты потеряли большинство, оттолкнув от себя помещиков политикой по вопросу помещичьего землевладения, которые усилили правых:

  • 104 места – «трудовики»;

  • 98 мест – кадеты;

  • 65 мест – социал-демократы;

  • 54 места – «октябристы» и правые;

  • 16 мест – эсеры.

И вновь, с первого же заседания 20 февраля 1907 г. главным вопросом стал аграрный.

3 июня 1907 г., не дожидаясь решения Думы, правительство объявило о её роспуске и новом избирательном законе.
Эти события вошли в историю как «третьеиюньский государственный переворот», который ознаменовал окончание I Русской революции.

Русская революция не решила большинства социально-экономических проблем, наиболее острыми из которых оставались: малоземелье крестьян, социальная незащищённость рабочих, национальные ограничения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Лекционный материал по истории"

Автор: Новичкова Наталья Владимировна

Дата: 27.09.2022

Номер свидетельства: 613917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК   информатика и ИКТ, история  «Моделирование как метод познания.  Информационные модели на графах» "
    ["seo_title"] => string(122) "intiegrirovannyi-urok-informatika-i-ikt-istoriia-modielirovaniie-kak-mietod-poznaniia-informatsionnyie-modieli-na-ghrafakh"
    ["file_id"] => string(6) "183762"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425923384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация для урока по истории на тему "Древнейшая стадия истории человчества" "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-istorii-na-tiemu-drievnieishaia-stadiia-istorii-chielovchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "207656"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430579167"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация к уроку по истории на тему "Внутренняя и внешняя политика приемников Петра 1 в 1725 - 1762 гг. " "
    ["seo_title"] => string(118) "priezientatsiia-k-uroku-po-istorii-na-tiemu-vnutrienniaia-i-vnieshniaia-politika-priiemnikov-pietra-1-v-1725-1762-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "207657"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430580066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация для урока по истории на тему "Буддизм на Востоке в Средние века" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-istorii-na-tiemu-buddizm-na-vostokie-v-sriedniie-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "207659"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430580686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства