Просмотр содержимого документа
«История родного поселка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект в средней группе на тему
«История Родного посёлка».
Составил: воспитатель средней группы Пахомова И.А.
Проверил: зам заведующей по УВР Наумова М.Е.
2017
Вид проекта : познавательный.
Актуальность:
С демократизацией нашего общества, с возрастающей ролью провинции в общественной и культурной жизни страны, всё более очевидным становится значение региональных культурных традиций. Это обуславливает и делает актуальным приобщение детей к культуре русского народа, опираясь на местный материал, чтобы уже с младшего дошкольного возраста воспитывать в детях любовь к земле, на которой они родились и живут, чувство гордости за свой народ, малую и большую родину.
Цели проекта:
1.Помочь ребёнку усвоить культурный и исторический опыт русских людей.
2.Воспитывать глубоко нравственную личность ребёнка через знакомство с лучшими традициями русского народа, человека, знающего и любящего народную культуру.
3.Совершенствовать навыки умственной, художественной, игровой, трудовой деятельности через знакомство детей с фольклором, народными играми.
4.Развивать в ребёнке гордость за свой народ, свой край, Отечество.
Задачи проекта:
1.Знакомить с историей родного посёлка, его достопримечательностями: монумент Петру 1, Розовая горка, Ефимовское и Машневское озеро, шлюзы на реке Валченке.
2.Расширять и обогащать словарь детей, помочь овладеть его выразительными средствами, учить понимать смысл образных выражений в сказках, загадках, пословицах и поговорках, развивать словесное творчество детей.
3.Развивать интерес к народному творчеству, воображение, художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.
4.Формировать навыки общения и сотрудничества между детьми на коллективных занятиях, в процессе игр, самостоятельно – театрализованной деятельности, фольклорных праздниках, формировать умение распределять работу, обязанности, роли между участниками, способствовать умению выполнять совместную работу.
Проект опирается на следующие принципы:
1.Общедидактические:
- наглядность;
- системность (постепенность в усложнении и расширении знаний, умений, навыков);
- доступность (тщательный отбор произведений народного творчества, произведения декоративно – прикладного искусства, сведений об истории посёлка);
2.Принцип интеграции (работа по возрождению традиций национальной культуры связана с другими направлениями – музыкальным, развитием речи, игровым, трудовым, физическим).
3.Прнцип научности (дети в пределах своих возможностей должны получать точные сведения от педагога).
4.Принцип воспитывающей и развивающей направленности (включение познавательных задач, проблемных ситуаций способствует умственному, сенсорному и речевому развитию детей).
5.Принцип индивидуального подхода (учёт инд – х возможностей, интересов, уровня развития, типа нервной деятельности).
6.Принцип сотрудничества (детей с детьми, детей со взрослыми, педагога с педагогом при совместной организации и проведении занятий и праздников, педагога с детьми и родителями).
7.Краеведческий принцип (опора на местный материал).
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 1.08 – 15.09).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
- дети глубже и ближе знакомятся с историей своего посёлка, района, области;
- дети самостоятельно проявляют инициативу, рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы;
- с удовольствием рисуют, играют,
- участвуют в совместной деятельности родителей.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Родина Россия», «Символика нашего края », создание в группе познавательного центра «Наш родной край», Рисование на тему «Мой родной край»,
Формы работы по реализации проекта
«Мой родной край»
Понедельник
Беседа «Мой поселок».
Цель: Продолжить знакомство детей с родным поселком и районом, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»
Цель: развивать умение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; ответственно относиться к своим обязанностям.
Вторник
Природные объекты нашего края.
Цель: Познакомить детей с особенностями расположения посёлка, расширить представление о значении рек в жизни.
Среда
Составление рассказов «Дом в котором я живу»
Цель: Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.
Четверг
Развлечение «Народные игры»
Цель: Создать детям радостное настроение; формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран; расширять кругозор детей; развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
Пятница
Рассказы о достопримечательностях.
Цель: Привлечь интерес у детей к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
Знакомство с пословицами о Родине:
-Родной край сердцу рай;
-Нет в мире краше Родины нашей
-Человек без Родины, что соловей без песни
-У народа один дом-Родина
-Береги Родину как зеницу ока
Цель: Познакомить детей с пословицами, заучить их, обогащать словарный запас детей.
Знакомство с гербом поселка, района. «Нарисуй герб семьи».
Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба п Ефимовский. Воспитывать уважительное отношение к символике поселка.
«Чем богат наш край»
Цель: Познакомить детей с растительностью края, чем они полезны для нашего здоровья.
Дидактическая игра «Что где растет»
Цель: закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления
Спортивное развлечение «Путешествие по родному краю»
Цель: совершенствовать навыки выполнения основных видов движений, определенные программой и содержанием занятия;
развивать речь детей, умение имитировать повадки животных;
формировать интерес к математике;
учить детей выражать свои мысли;
воспитывать дружелюбие, понимание того, что только вместе и дружно можно добиться желаемого результата.
Викторина «Угадай название сказки»
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
Беседа «Экологическая проблема нашего поселка».
Цель: Сформировать систему знаний об природоохранных мероприятиях; содействовать развитию творческих способностей , развитию памяти, внимания, расширение словарного запаса и кругозора; содействовать формированию чуткого, бережного отношения к живой природе, любви к родному краю.
Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края»
Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам.
Заключительная беседа «Что мы узнали о родном крае»
Цель: Подвести итоги о знании родного края, вызвать интерес к истории возникновения поселка.
Дидактические игры
«Герб посёлка Ефимовский».
Цель: закрепить представление детей о гербе родного поселка; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба поселка; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб поселка.
Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
«Путешествие по поселку».
(игра)
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
-Как называется наша страна?
-Как называется поселок, в котором вы живёте?
-Какие улицы вы знаете?
-Как называется улица, на которой ты живёшь?
-Какие памятники нашего поселка вы знаете?
-Какие памятники старины есть в нашем городе?
-Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
-Что бы ты ещё хотел узнать о нашем поселке?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии зданий и назвать их.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
Загадки о Родине, родном крае.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... (страну)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
Развлечение «Народные игры»
Цель:
-Создать детям радостное настроение;
-формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран;
-расширять кругозор детей;
-развивать у детей внимание, выдержку, сообразительность и ловкость.
Развивающая среда: атрибуты к играм.
Ход развлечения:
Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня не просто день, а день народных игр. Игры народные, потому что это игры народов разных стран. Некоторые игры вы уже знаете давно, в них вы уже играли много раз, сегодня мы их с вами вспомним и поиграем. С другими играми познакомимся и попробуем поиграть.
Хороводная игра «Солнышко»
(В центре круга «Солнце» - на голову ребенка надевают шапочку с изображением солнца.)
Дети хором произносят: Гори солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети ищут хороводом. На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу» сужая круг, поклон, на 4-ю отходят, расширяя круг. На слово «Горю» - «солнце» догоняет детей.
«Гуси-лебеди» русская народная игра.
Выбираются дети - Волк и Хозяин, остальные-Гуси. На расстоянии отмечено: «Дом»-«Гора».
Хозяин: «Гуси, гуси».
Гуси: «Га – га – га»
Хозяин: «Есть хотите? »
Гуси: «Да – да – да»
Хозяин: «Так летите домой! »
Гуси: «Серый волк под горой,
Не пускает нас домой».
Хозяин: «Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите! »
Дети бегут, кого волк «запятнает», тот выходит из игры.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите, как хотите, только крылья берегите
Подвижная игра «Лягушки и цапли»
Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках – кругах. Со словами:
«Долго мы сидели в иле, погулять не выходили, Вылезайте из пруда, выходите все сюда», –
подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих «домиков» и веселятся.
Неожиданно выбегает Цапля со словами:
«Кто здесь квакает "ква - ква"? Разбегайтесь кто куда!» –и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.