В 2015 году наша страна знаменует величественный юбилей, 70 - летие Победы в Великой отечественной войне.
Великая Отечественная война - одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа. её ужасы и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжёлые последствия в жизни целого поколения. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая отечественная война. Но время неумолимо стремится вперёд и уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но оно выросло на осознание подвигов отцов и дедов. Тема памяти о тех страшных годах актуальна как никогда. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать огероизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Мы провели анкутирование среди учащичся начальных классов нашей школы. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что ни все дети знают, что такое Велика Отечественная война и, конечно, не знают её ветеранов. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить отех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности. И сегодня мы хотим рассказать о военном пути жительницы нашего города Коноваловой Валентины Ильиничны. Наша первая встреча с этой удивительной женщиной произошла год назад, когда наш класс присоединился к городскому тимуровскому движению, и стал активным участником акции "Ветеран живёт рядом".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2 Путь от Читы до Вены…………………………………………………..5 - 6
1.3 Жизнь после войны ……………………………………………………..7 - 8
ІІ. Заключение…………………………………………………………………...9
III. Вывод………………………………………………………………………..10
IV. Литература………………………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………… ….12
Война еще исчезнуть не готова. Те годы - миллионы личных драм. А потому, давайте вспомним снова, Всех тех, кто подарил Победу нам.
Введение
В 2015 году наша страна знаменует величественный юбилей, 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война - одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее ужасы и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия в жизни целого поколения. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Но время неумолимо стремится вперед и уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но оно выросло на осознании подвигов отцов и дедов. Тема памяти о тех страшных годах актуальна как никогда. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.
Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов нашей школы. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что ни все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, не знают её ветеранов.
Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности. И сегодня мы хотим рассказать о военном пути жительницы нашего города Коноваловой Валентины Ильиничны.
Наша первая встреча с этой удивительной женщиной произошла год назад, когда наш класс присоединился к городскому тимуровскому движению, и стал активным участником акции «Ветеран живёт рядом».
Тема: «Ветеран живёт рядом»
Цель работы:расширение знаний о военной жизни ветеранов нашего города.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов нашей школы.
2. Собрать информацию о ветеране войны, живущем в нашем городе.
3. Взять интервью у Коноваловой В. И.
4. Выяснить интересные факты из её жизни.
5. Использовать информацию для ознакомления учащихся школы, родителей.
Гипотеза: изучив жизнь ветерана, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Изучение семейного фотоархива и документов.
3. Анализ и обобщение собранной информации.
Объект исследования: биография ветерана Великой Отечественной войны, Коноваловой Валентины Ильиничны, жительницы нашего города.
I. Основная часть
1.1 Вехи биографии
Коновалова (девичья фамилия Арбузова) Валентина Ильинична родилась 19 июля 1922 года в деревне Слобцы Канского района Читинской области, в семье простых рабочих.
Отец, Арбузов Илья Дмитриевич, строитель, плотник, столяр. Как говорят: «Мастер на все руки». Мать, Арбузова Агафья Герасимовна, домохозяйка, воспитала троих детей. Валентина была старшей, а поэтому и спрос с неё был больше, чем с других. Окончив восемь классов, помогала матери по хозяйству, занималась младшими братом и сестрой. А в 1939 году, в 17 лет, уезжает в Читу и начинает работать в Читинской городской детской библиотеке. Занималась комсомольской работой, писала заметки в местную газету, мечтала получить педагогическое образование. Но война неумолимо внесла свои коррективы.
В ноябре 1941 года по комсомольской путёвке Забайкальского горкома комсомола Валентина Ильинична была призвана в трудовой батальон при Читинском областном военторге. До сентября 1942 года молодые девушки работали в офицерской столовой горнизона связи города Читы.
1.2 Путь от Читы до Вены
В августе 1943 года Валентина Ильинична была призвана в Красную Армию, в 486 отдельный линейный батальон связи, заведующей делопроизводством. В тяжёлые военные годы пришлось осваивать навыки делопроизводства, знакомиться с документацией связистов. И уже через месяц при переаттестации Валентине Ильиничне присвоено воинское звание младший лейтенант административной службы города Читы.
В октябре 1943 года младший лейтенант Арбузова попадает с ротой связистов в действующую армию в городе Подольске, под Москвой. На основании приказа ставки Верховного Главнокомандующего 20 октября 1943 года сформирован третий Украинский фронт путём переименования Юго – Западного фронта. Командование фронтом принял генерал армии Родион Яковлевич Малиновский. С этого момента начался тяжёлый фронтовой путь Валентины Ильиничны с бомбёжками, взрывами, обстрелами, гибелью товарищей. Младший лейтенант, в возрасте 21 года была назначена начальником секретной службы Управления Связи третьего Украинского фронта. Через её руки прошли самые секретные документы о передвижениях и дислокациях наших войск.
О Валентине Ильиничне можно сказать словами из песни: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай», потому что прошагала «Пол Европы, пол земли». Сентябрь 1944 года. 3 Украинский фронт вступил на территорию Болгарии, затем, Югославии, Венгрии, Австрии, Румынии.
Сегодня Валентина Ильинична вспоминает страшный февраль 1945 года. 3 Украинский фронт участвовал в Будапештской стратегической операции с целью разгрома немецких войск в Венгрии и вывода этой страны из войны. Командовал операцией генерал армии Фёдор Иванович Толбухин. Его войска форсировали Дунай и захватили плацдарм на его правом берегу. В январе 1945 года они отразили контрудары противника, пытавшегося деблокировать окружённую в Будапеште группировку, а в марте, во время Балатонской операции, сорвали контрнаступление немецких войск в районе озера Балатон. Успешное завершение этой операции позволило без оперативной паузы начать 16 марта, во взаимодействии с левым крылом 2-го Украинского фронта, Венскую стратегическую операцию, завершить освобождение Венгрии, изгнать врага из восточной части Австрии и освободить её столицу Вену. Воспоминания Валентины Ильиничны как страшный сон: разрушенный мост через Дунай, гружённые грузовики, мешки секретной документации, и взрывы, взрывы, взрывы. Как переправились не помнит, страх и ужас в глазах до сих пор.
О победе Красной Армии узнала в Вене, но демобилизована была 19 сентября 1945 года в звании старшего лейтенанта.
1.3 Жизнь после войны
После войны с 1947 по 1949 годы Валентина Ильинична работала машинисткой управления связи Прикарпатского военного округа в городе Львове, где и встретила своего будущего мужа, разведчика Коновалова Анатолия Васильевича. И 1949 году сослуживцы устроили скромную свадьбу, но с генералом.
В 1949 году окончила курсы стенографистов и до 1952 года работала стенографисткой в прикарпатском военном округе города Львова у маршала Конева. В 1953 году молодая семья переезжает в город Дрогобыч Львовской области, где Коновалова Валентина Ильинична работает машинисткой в 73 стрелковом корпусе до 1954 года.
В начале 1954 года молодая семья переезжает на родину Анатолия Васильевича в Бакалинский район, село Бакалы Республики Башкортостан. Валентина Ильинична работала ответственным секретарем газеты «Бакалинские зори». А ее супруг, Анатолий Васильевич, заслуженный учитель Российской Федерации, не только преподавал историю в сельской школе, но и активно занимался краеведением, археологией и часто публиковался в научных журналах. Овдовев, Валентина Ильинична не осталась одинокой. Сыновья, внуки, а затем и правнуки окружили ее заботой. Ее, как и многих представителей военного и партийного поколения, отличали высокое чувство долга, ответственность, принципиальность, честность, желание работать, отдавая все силы. В.И.Коновалова внесла большой вклад в развитие районной печати, принимала участие в профессиональном росте нескольких поколений газетчиков, ветеранском и женском движении.
С 2011 года живет она в семье младшего сына, душой в душу со своей невесткой Галиной Николаевной, которая с удовольствием разделяет ее увлечение – разгадывание кроссвордов (вот в чем секрет уникальной памяти Валентины Ильиничны, не зря же геронтологи рекомендуют кроссворды как средство в борьбе со склерозом). Ну, нашей героине до склероза далеко, она легко вспоминает события давно минувших дней, даты военных операций, за которые была представлена к боевым орденам и медалям. А их у Валентины Ильиничны более 10: Орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., медаль Жукова, Знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» и многие другие.
Сегодня Валентина Ильинична с удовольствием, хотя и с болью в сердце рассказывает ребятам из нашего класса о страшных годах войны. Рассказ прерывается небольшой паузой, слёзы в глубине души не дают говорить. Второй год мы поздравляем её с праздниками, рассказываем о своих школьных делах, делимся впечатлениями о пройденных мероприятиях. Сейчас Валентине Ильиничне 92 года.
ІІ. Заключение
Мы можем достичь в своей жизни всего, чего захотим. Можем научиться быть счастливыми, благополучными людьми. И жизненный путь Коноваловой Валентины Ильиничны это подтверждает.
Своей исследовательской работой нам хочется доказать: честь, совесть, долг, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Говорят, что великие войны имеют начало, а конца не имеют… Они продолжаются в слезах вдов и матерей, в стонах израненных солдат, во снах ветеранов. А память снова и снова обращается к тем незабываемым грозным дням, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить.
III. Вывод
Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. Поставленная цель - расширение знаний о жизни ветерана войны достигнута. Результаты исследования будут представлены учащимся нашей школы для проведения уроков мужества. Наши исследования будут переданы в школьный музей, в экспозицию боевой славы. Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем описывать историю жизни других ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в нашем городе.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение, жить в наших сердцах.
IV. Литература
1. «Бакалинская земля. История и люди», Уфа: ГУП РБ УПК, 2010 г.
2. В. Л. Яхимович «К истории позднего плестоцена и голоцена Южного Урала», Уфа, 1978 г.
3. Военный справочник «Боевой состав Советской Армии», Часть V. (Январь – сентябрь 1945). Москва, 1990 г.
4. «Освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов (1944-45)», Москва, 1970 г.
5. Интернет – ресурсы:
ru.wikipedia.org›3-й Украинский фронт
tankfront.ru›ussr/uk-btmv/uk-btmv-f/uf3.html
bdsa.ru›3-й Украинский фронт
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Результаты анкетирования
Вопрос 1. Знаете ли вы что такое Великая Отечественная война?
Вопрос 2. Есть ли в вашей семье те, кто прошёл годы войны?
Вопрос 3. Знаете ли вы ветеранов нашего города?
Приложение № 2
Вопросы для интервьюирования ветерана Великой Отечественной войны
1. Валентина Ильинична, где и когда вы родились?
2. Кем были Ваши родители?
3. Сколько лет Вам было, когда началась война?
4. Чем Вы занимались до начала войны? Какие строили планы?