kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Герой-он рядом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

От нас военные года все дальше,                                                        

 Все глуше громы

 Незабвенных битв…

В. Соколов

         2015 год – юбилейный, 70 лет великой победе. Эти годы отделяют нас от самой страшной войны не только в истории XX века, но и во всей истории человечества. Семьдесят лет… Много это или мало? Для истории это короткий миг, для человека – серьезный срок. Эхо войны отдается в сердцах  людей до сих пор. Нашему поколению не довелось пережить тех страшных событий, мы не застали войны, не опалило нас ее огненное дыхание. Но последствия ее простираются далеко во времени. Война живет в семейных преданиях, в памяти наших мам и отцов, рожденных в послевоенные годы, в пожелтевших фронтовых фотографиях, на которых наши деды и бабушки чуть постарше нас сегодняшних.

                                        Мы в девяностых рождены,

                                        Войны не знаем мы, и все же

                                        В какой-то мере все мы тоже

                                        Вернувшиеся с той войны.

                Мы, молодые, знаем, какой ценой завоевано счастье, чем заплатил наш народ за победу – миллионами оборванных жизней, страданиями людей, разрушенным хозяйством страны, долгими незаживающими душевными ранами. Для нас воспоминания ветеранов о войне – это прикосновение к истории, знакомство с ее действующими лицами. Памятью жив народ, без памяти нет пути в будущее. Эстафета памяти подхвачена и передается из поколения в поколение, она в надежных руках.

         Война ушла в историю, но не ушла из истории. Она, словно притихший вулкан, стоит у каждого за спиной, не давая нам забыть о тех лишениях и бедах, которые она принесла. История может повториться. Вступая в XXI век, мы вновь обращаемся к кровавым событиям века XX. Это говорит о глобальности их масштаба. Решающую роль сыграла наша страна в освобождении человечества от немецко-фашистских орд. Мы  гордимся нашими предками, их мужеством, стойкостью, глубоким чувством любви к Родине. Мы потомки великого народа, выстоявшего в этой войне, победившего врага  и освободившего от его ига пол-Европы. И наша задача - пронести через века память о тех, кого навсегда поглотила суровая вечность. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.

         Работая с архивными материалами техникума (как член СНО  секции «История профессионального образования Семеновского района Нижегородской области»), я познакомилась с документами преподавателя техникума, участника Великой Отечественной войны и участника первого парада Победы в июне 1945 года Шапошникова Николая Матвеевича. Затем обратилась в районный военный комиссариат с целью получения дополнительной информации об этом знаменитом земляке. Неоценимую помощь в сборе материала оказали его супруга Шапошникова Лидия Семеновна, коллеги и бывшие студенты. А также в работе использованы материалы краеведческого музея города Семенова.  

         Основная цель данной работы – воздать дань памяти воинам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Задачи:

- воссоздать картину жизни одного из 23247 семеновцев, вернувшихся с полей сражений;

-дополнить странички  истории  учебного заведения, которое дает мне путевку в жизнь;

- познакомить сверстников с полученной информацией и помочь испытать им чувство гордости за Великую  Родину.

В работе использованы методы: историко-сравнительный, типологический, периодизации, поисковый.

         Этапы исследования:

-работа с архивными документами;

- анализ, систематизация материала;

-организация и проведение встреч;

-обобщение и оформление полученных данных;

-проведение классных часов в группах подготовки специалистов;

-планирование дальнейшей исследовательской работы и проведение конференции.

         В течение всего исследования, мне казалось, что я пишу о своем дедушке. Я ничего не знаю ни о его боевом пути, ни о том, как он погиб. Мне не осталось даже его фотографии. Только наша с мамой память. Эту работу я посвящаю своему деду и его родному брату, погибшему в боях под  Ленинградом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Герой-он рядом. »



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Семёновский индустриально-художественный техникум»




Исследовательская работа

тема: «Герой - он рядом»



Автор: студентка группы ТД-21

Безрукова Анна Сергеевна

Научный руководитель:

Жаринова Наталья Алексеевна

2014 год



Введение


От нас военные года все дальше, Все глуше громы

Незабвенных битв…

В. Соколов

2015 год – юбилейный, 70 лет великой победе. Эти годы отделяют нас от самой страшной войны не только в истории XX века, но и во всей истории человечества. Семьдесят лет… Много это или мало? Для истории это короткий миг, для человека – серьезный срок. Эхо войны отдается в сердцах людей до сих пор. Нашему поколению не довелось пережить тех страшных событий, мы не застали войны, не опалило нас ее огненное дыхание. Но последствия ее простираются далеко во времени. Война живет в семейных преданиях, в памяти наших мам и отцов, рожденных в послевоенные годы, в пожелтевших фронтовых фотографиях, на которых наши деды и бабушки чуть постарше нас сегодняшних.

Мы в девяностых рождены,

Войны не знаем мы, и все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

Мы, молодые, знаем, какой ценой завоевано счастье, чем заплатил наш народ за победу – миллионами оборванных жизней, страданиями людей, разрушенным хозяйством страны, долгими незаживающими душевными ранами. Для нас воспоминания ветеранов о войне – это прикосновение к истории, знакомство с ее действующими лицами. Памятью жив народ, без памяти нет пути в будущее. Эстафета памяти подхвачена и передается из поколения в поколение, она в надежных руках.

Война ушла в историю, но не ушла из истории. Она, словно притихший вулкан, стоит у каждого за спиной, не давая нам забыть о тех лишениях и бедах, которые она принесла. История может повториться. Вступая в XXI век, мы вновь обращаемся к кровавым событиям века XX. Это говорит о глобальности их масштаба. Решающую роль сыграла наша страна в освобождении человечества от немецко-фашистских орд. Мы гордимся нашими предками, их мужеством, стойкостью, глубоким чувством любви к Родине. Мы потомки великого народа, выстоявшего в этой войне, победившего врага и освободившего от его ига пол-Европы. И наша задача - пронести через века память о тех, кого навсегда поглотила суровая вечность. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.

Работая с архивными материалами техникума (как член СНО секции «История профессионального образования Семеновского района Нижегородской области»), я познакомилась с документами преподавателя техникума, участника Великой Отечественной войны и участника первого парада Победы в июне 1945 года Шапошникова Николая Матвеевича. Затем обратилась в районный военный комиссариат с целью получения дополнительной информации об этом знаменитом земляке. Неоценимую помощь в сборе материала оказали его супруга Шапошникова Лидия Семеновна, коллеги и бывшие студенты. А также в работе использованы материалы краеведческого музея города Семенова.

Основная цель данной работы – воздать дань памяти воинам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Задачи:

- воссоздать картину жизни одного из 23247 семеновцев, вернувшихся с полей сражений;

-дополнить странички истории учебного заведения, которое дает мне путевку в жизнь;

- познакомить сверстников с полученной информацией и помочь испытать им чувство гордости за Великую Родину.

В работе использованы методы: историко-сравнительный, типологический, периодизации, поисковый.

Этапы исследования:

-работа с архивными документами;

- анализ, систематизация материала;

-организация и проведение встреч;

-обобщение и оформление полученных данных;

-проведение классных часов в группах подготовки специалистов;

-планирование дальнейшей исследовательской работы и проведение конференции.

В течение всего исследования, мне казалось, что я пишу о своем дедушке. Я ничего не знаю ни о его боевом пути, ни о том, как он погиб. Мне не осталось даже его фотографии. Только наша с мамой память. Эту работу я посвящаю своему деду и его родному брату, погибшему в боях под Ленинградом.






















Шапошников Н.М . – участник Парада Победы 24 июня 1945 года

За годы войны из нашего района в ряды армии и на флот вступило по призыву и добровольно около 30 тысяч человек, из них 130 женщин. Райвоенкомат оказывал непосредственную помощь Осоавиахиму военной подготовки населения очередных возрастов, подлежащих призыву. Велась военная подготовка автоматчиков, пулеметчиков ручных и станковых пулеметов, радистов и полевых телефонистов, минометчиков 82-мм минометов. Красный Крест готовил медицинских сестер в госпитали и сандружинниц. При Осоавиахиме работала школа ПВО. С 1942 по 1945 гг. Осоавиахим района подготовил около трех тысяч человек по различным военным специальностям. Мужественно сражались на фронтах Отечественной войны наши земляки, они не щадили свое здоровье и свою жизнь. За годы войны погибло и без вести пропало 7902 воина-земляка. Труженики Семеновского района, учащиеся свято чтят их память. В честь погибших воинов в районе воздвигнут 81 памятник.

Во время поисковой работы меня заинтересовала судьба преподавателя техникума, участника первого парада Победы Шапошникова Н.М.

Архивные материалы краеведческого музея города Семенова сообщают:

«Я, Шапошников Николай Матвеевич, родился в 1922 году в селе Ковернино, Горьковской области, в семье кустаря. Отец мой, участник Гражданской Войны 1918-1920 г.г., также происходит из семьи кустаря- портного, мать – дочь крестьянина середняка. В 1929 году я начал учебу в Ковернинской начальной школе, после окончания её перешел неполно-среднюю, а затем в среднюю школу. Ковернинскую среднюю школу окончил в 1939 году. В 1937 году в школе вступил в ВЛКСМ. В сентябре 1939 года по декабрь 1940 года работал в редакции Ковернинской районной газеты в должности литературного сотрудника и корректора…»

Н.М. Шапошников был призван Ковернинским военкоматом на действительную военную службу в ряды Красной Армии 4 декабря 1940 года после окончания учебы в учебном танковом полку, получив специальность механика-водителя танка. В марте 1942 года был направлен в 37-ю стрелковую дивизию в г. Беломорск. Танков в стране было тогда недостаточно. Среднее образование и склонность к журналистской работе определили место службы – он стал сотрудником дивизионной газеты, но ненадолго.

Немецко-фашистские войска рвались к Мурманску, к природным богатствам Кольского полуострова. На войска Карельского фронта, в составе которого была 37-я дивизия, возложили задачу не допустить врага вглубь страны. Удерживая занятые рубежи, наши войска не давали врагу покоя ни в пасмурные дни короткого северного лета, ни в лютую стужу длинной полярной зимы. Обороняясь, наши войска сами неоднократно наносили удары по немецким позициям. Н.М. Шапошников сменил перо журналиста на снайперскую винтовку. Не раз он участвовал в дерзких вылазках в тыл врага, ходил в глубокую разведку. В этой дивизии в 1942 году его приняли в партию.

Весной 1944 года наши войска усиленно готовились к наступательным действиям. Противник здесь сильно укрепился, на всем протяжении тянулись надолбы, рвы, густые минные поля и проволочные заграждения.

Советская промышленность производила все больше танков. Было принято решение впервые в условиях крайнего севера применить в наступлении тяжелые танки «КВ» с мощной броней. Оборона противника не была готова к их встрече. С рубежа Луостари в направлении Петсамо вводился в бой 73-й отдельный тяжелый танковый полк, в который был переведен на должность механика-водителя танка Н.М. Шапошников. Здесь ему было оказано высокое доверие и возложена ответственная задача быть знаменщиком танкового полка, то есть носителем и хранителем гвардейского боевого Красного знамени.

7 октября 1944 года после артиллерийской подготовки началось наступление. Продвижению войск препятствовали каменистая местность, взорванные мосты, разрушенные противником дороги, установленные надолбы. В первые дни прорыва была повреждена ходовая часть танка Шапошникова. Пришлось в сильный мороз на открытом воздухе производить ремонт, а затем быстрым ходом догонять свои части. Скоро наши войска овладели городом Петсамо (Печенга). За отличные боевые действия Н.М. Шапошников был награжден медалью «За боевые заслуги».

Не давая противнику возможности закрепиться, танки с боями продвигались вперед, и 23 октября освободили города Никель, Ахмалахши, Сельмиярви. В этих боях Н.М. Шапошников был ранен осколком в ногу, но отлеживаться в госпитале не стал. 25 октября советские войска овладели важным портом на Баренцевом море – городом Киркинес. Жители города радостно встречали советских воинов. За активные действия при овладении городом Киркинес Н.М. Шапошников был награжден медалью «За отвагу». В ознаменование одержанных побед и в память о героической обороне Заполярья в 1941-1944 гг. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Такой медалью награжден и Н.М. Шапошников.

За отличные боевые действия в советском Заполярье войскам Карельского фронта, в том числе и Н.М. Шапошникову, приказом Верховного Главнокомандующего объявлены четыре благодарности: «От 15 октября 1944 года за прорыв сильно укрепленной обороны немцев севернее Мурманска», «От 23 октября 1944 года за освобождение района… Никелевого производства…», «От 25 октября 1944 года за овладение городом Киркенес…», «От 1 ноября 1944 года за полное освобождение Печенегской области…»

День победы Н.М. Шапошников встретил под Киркинесом…

Для участия в Параде Победы Карельский фронт формировал свой сводный полк. Николаю Матвеевичу было оказано доверие участвовать в параде, которое он заслужил всей своей службой в армии. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади сводный полк Карельского фронта под командованием маршала К.А. Мерецкова перед руководителями страны продемонстрировал свою боевую и строевую выучку. На правом фланге полка Н.М. Шапошников гордо пронес боевое Красное знамя 73-го отдельного гвардии орденов Красного знамени и Красной Звезды тяжелого танкового полка прорыва. Награды на боевом знамени и на груди участников Парада наглядно говорили об их геройстве, мужестве и храбрости. Николай Матвеевич вспоминает: «Мне особенно запомнилось ликование москвичей и гостей столицы. Отношение к нам было самое родное, теплое. В театре, на концерте москвичи стоя аплодировали участникам Парада» («Семеновский вестник», 8 мая 1995г.).

Демобилизовался Н.М. Шапошников в октябре 1945 г. В день демобилизации командование полка вручило ему похвальное письмо, в котором сказано: «… За весь период службы Вы показали себя достойным воином, умеющим честно выполнять военную присягу, приказы командиров. Вы никогда не жаловались на трудности, честно работали целыми сутками, пренебрегая отдыхам ради общего дела, ради полной победы над врагом…»

В мирных условиях Н.М. Шапошников большую часть трудовой деятельности отдал журналистской работе. Последние 10 лет перед уходом на пенсию преподавал политэкономию, историю, эстетику в Семеновском техникуме механической обработки древесины.

В процессе исследовательской работы я встретилась с супругой Николая Матвеевича Лидией Семеновной. Вот как вспоминает о своем супруге Лидия Семеновна: «в браке мы прожили 50 лет, все время были вместе, ни одного отпуска не было врозь. Расставаться приходилось только из-за работы и частых командировок». Еще она добавила, что Николай Матвеевич, в какой-то степени был противоречивым человека: принципиальным в отстаивании своих взглядов при оценке исторических личностей, событий, представляемых фактов и абсолютно непритязательным в быту, что бывало причиной мелких ссор. В отношениях с людьми был абсолютно бескорыстным, «бессеребренником», поэтому хозяйственные, бытовые вопросы приходилось решать Лидии Семеновне. Лидия Семеновна рассказывает: «Любил «помогать» мне по хозяйству, быть рядом когда я готовила обед или ужин (сам готовить не любил). Занимался огородом, мог часами пропадать на грядках. Соседи и сегодня помнят его отменные урожаи помидор, ведрами отдавал знакомым, самим тоже хватало». Она отметила, что Николай Матвеевич был хорошим собеседником, умел слушать и интересно рассказывать не только о войне (скорее даже не о войне), хорошо разбирался в вопросах политики, литературы, культуры. Работа в техникуме, которой отдавался всей душой, для него стала творческим итогом, часто студенты и коллеги просили поделиться воспоминаниями о войне, о параде, о сослуживцах…

Николай Матвеевич очень любил студентов, проводил с ними свободное от работы время. Выезжали на Керженец, совершали многодневные походы, посещали музеи и театры г. Горького.

«50 лет совместной жизни пролетели как один миг…- подвела черту Лидия Семеновна,- Некоторые живут бывает иногда столько лет из-за детей, а у нас их нет и не было, но мы держались друг за друга, потому что вместе было хорошо, было ради чего жить. Была интересная работа, жизнь, насыщенная событиями. Я иногда хожу по дому и говорю «Коля, я тебя люблю!»

От встречи с Шапошниковой Л.С. я получила огромный заряд жизненной энергии. О себе она сказала: «… работала в районном комитете партии инструктором, сейчас являюсь почетным пенсионером Горьковской области». Она и сегодня активна, жизнерадостна, много читает, интересуется политическими событиями. Выступает на сцене Семеновского дома культуры в качестве солиста народного хора, вышивает бисером, пишет и сочиняет частушки… и встречается с молодежью. Эти встречи всегда интересны, полезны, насыщены информацией и оставляют яркие впечатления.

О своём коллеге вспоминает Прорубщиков В.П., который в 70-е годы работал зав. учебной части техникума: «Николай Матвеевич всегда был очень собран, организован в подготовке к учебным занятиям, был прекрасным общественником, семьянином… Душевно отзывался о своей супруге Лидии Семеновне, очень трудолюбивый и внимательный к молодежи… Он оставил о себе добрую память…»

Тронов А.В., выпускник Шапошникова Н.М. вспоминает: «Николай Матвеевич был для многих студентов примером, за ним хотелось повторять и быть похожим на него. Всегда подтянут, аккуратен. Его лекции отличались глубиной и научностью (это я могу сказать как преподаватель). Я мог бы назвать его новатором, т.к. в период многих запретов в литературе, он мог анализировать произведения, например; Солженицына, за что получил взыскание». По воспоминаниям Тронова А.В., в общении со студентами Николай Матвеевич был всегда тактичен и честен.

Н.М. Шапошников после выхода на пенсию принимал активное участие в общественной жизни района, выступал на страницах районной газеты, встречался с молодежью. К боевым наградам Н.М. Шапошникова прибавились орден Отечественной войны 2-й степени, медаль Жукова и юбилейные медали. Имя Н.М. Шапошникова красными буквами вписано в историю города, области, страны. Ежегодно 9 мая его портрет украшает центральную площадь города Семенова, о нем вспоминают ветераны Великой Отечественной войны, как о человеке преданном своей стране, родине, народу. Пройдут года, вырастет новое поколение, но имя Николая Матвеевича будут помнить его ученики, коллеги и обычные люди.
















Заключительная часть

Бытует мнение, что история – лишь нечто далекое от нас, давно минувшее. Нет, историю мы творим повсюду и ежечасно. День, прожитый сегодня, завтра станет историей – историей современности. И потому каков был этот день, что в себя вместил, какими событиями был отмечен, о нас будут судить потомки. Достойно продолжать дело наших дедов и отцов –наша задача. Вдвойне ответственны мы перед теми, кто придет после нас. Наследовать они будут не только наше настоящее, но и будущее. Одновременно это и рубеж, с высоты которого предстоит осмыслить итоги и уроки пройденного пути, происходящие в мире изменения, новые задачи.

В результате моего исследования появилась еще одна страничка в музее техникума. Шапошников Николай Матвеевич- значимая личность не только для нашего района, но и для области, страны. Мужественный воин, активный общественник, примерный семьянин.

Моя работа имеет практическое значение: в декабре был организован лекторий «Герой – он рядом» для студентов по программам подготовки специалистов, в группах проведены тематические классные часы.

Планируем: -проведение конференции в апреле для студентов, обучающихся по программа подготовки рабочих;

-выйти с предложением к администрации округа Семеновский с предложением об установке мемориальной доски на доме, где жил Н.М.Шапошников.

Глубокое освоение всего, чем богата летопись истории Родины, прежде всего- изучение биографии знаменитых земляков, обеспечивает преемственность, укрепляет духовную связь поколений.

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым.

Это надо живым.



Список источников:

  1. Каневский Е.И. История госпиталя №1030. Рукопись. – Музей Семеновского техникума, папка 1

  2. Текстовый отчет Семеновского техникума за 1960-1970 год. – Архивный отдел Семеновской районной администрации, дело №178, л. 49-62.

  3. Шапошникова Л.С. Воспоминания о супруге Шапошникове Н.М. – записаны и обработаны членами студенческого научного общества «История профессионального образования Семеновского района»

  4. Семеновцы на защите советской Родины. - Издательство «Арабеск» Н.Н. 2000 год, стр. 112-114.

13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Герой-он рядом.

Автор: Жаринова Наталья Алексеевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства