kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

История – это очень масштабная наука (в пространственном и во временном значении). Ее нельзя показать и объяснить «на пальцах», поэтому важно использовать все возможные методы и приемы для достижения наиболее  эффективного результата. Одними  из таких методов являются использование на уроках информационных технологий и дидактических игр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»»

«Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»


Учитель истории и обществознания

первой категории

ГБСКОУ «Нижнекамская

школа-интернат I-II вида»

Хоснуллина Г.Р.


История – это очень масштабная наука (в пространственном и во временном значении). Ее нельзя показать и объяснить «на пальцах», поэтому важно использовать все возможные методы и приемы для достижения наиболее эффективного результата. Одними из таких методов являются использование на уроках информационных технологий и дидактических игр.

К информационным технологиям я отношу всевозможные носители учебной информации: компьютерные учебники, электронные пособия, энциклопедии, документальные фильмы, средства проверки знаний, использование компьютерных программ, Интернет и даже видеоклипы.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Идеальным вариантом работы является работа с компьютерным учебником. Компьютерный учебник подходит для организации самостоятельной работы учащихся. Будучи одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и видеофильмом, он позволяет обеспечить учебными материалами и заданиями каждого ученика, а также дает возможность организовать сплошной контроль результатов самостоятельной работы. Также удобно осуществлять индивидуальный подход в обучении – дифференцированные задания, углубленное изучение и т.д.

Мне кажется в нашем случае, когда бывает невозможно просто объяснить событие или явление, нельзя обойтись именно без зрительного восприятия, и в этом большую помощь оказывают электронные учебники и другие виды носителей информации. Можно использовать не всё электронное пособие, а лишь часть – карту, портрет, иллюстрации, документ, видео, к тому же они имеют функцию распечатывания (это позволяет наглядно разнообразить урок и без компьютера). При изучении некоторых тем можно использовать энциклопедии: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «История искусства», «Шедевры русской живописи», «Мировая художественная культура», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и многое другое.

Одним из инструментов, позволяющих повысить интерес к предмету, является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками рефератов докладов, составление проектов. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление.

Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.

Презентации могут широко использоваться в 5-11 классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:

- овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;

- формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;

- стимулированию познавательного интереса к предмету;

- развитию умений по работе с тестовыми заданиями.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках, с анимационными картами, с видеофильмами, компьютерным презентациями и т.д. в этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

Современную жизнь невозможно представить без Интернета. Его также можно использовать на уроках и при подготовке к урокам, как учителю, так и учащимся. Можно посетить сайт исторического факультета МГУ, тематические сайты, сайты музеев, в конце концов, просто поработать с банком рефератов.

Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.


Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным не только уроки повторения и обобщения, но и изучение нового материала. Игра делает более динамичным усвоение фактов, дат, имен и т.д. а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. К тому же актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника учебной информацией.





Структура игры

Игра

Занимательность

Деятельностный компонент Условный компонент

Доминанта Игровое состояние

Роль Правило


Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным «содержанием» и делать одну игру совершенно не похожей на другую. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.

В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Организация игр на уроке необычайно сложна:

  1. дисциплина (азарт, беспорядок);

  2. серьезное отношение к предмету (необходимо дать научные знания).

Игру можно организовать на различных структурных этапах урока.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры.

  2. Подготовка игры.

  3. Введение в игру: а) предложение игры детям;

б) объяснение правил;

в) выбор участников.

4. Ход игры.

5. Подведение итогов (оценки, поощрения).

6. Анализ игры (обсуждение).

Учителю необходимо знать классификацию игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- обобщающие игры;

- релаксационные игры.

Рассмотрим использование игр на различных этапах урока.

Игра для младшего школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит не заметно для ребенка, т.к. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обычном уроке».

Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых) соображений удобства и порядка.

Игра исключает зубрежку, знания усваиваются через практику.

Цель игры – занимательность для школьников и простота использования для учителя.

Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в использовании. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, т.е. часть урока. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной работы.

При изучении нового материала я чаще всего использую такие игры как: «Диафильм», «Живая картина», «Чистая доска» и т.д.

Игры, используемые на этапе закрепления, способствуют формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамического повторения дат, развития внимания и памяти, а также формированию практических навыков по работе с картой, соотнесению объектов с датой и событиями. Они позволяют раскрыть творческие способности детей, развивать мышление и применять дифференцированный подход. Это такие игры как: «Исторические пятнашки», «Молчанка», «Старт – Финиш», «Ассорти».

Предлагаемые игры приближены к тем, в которые дети играют в свободное время, поэтому очень просто объяснить правила игры. Кроме того, отдельные игры можно применять при изучении нового материала, для этого детям не нужно владеть исторической информацией, они овладевают ею в процессе игры. Некоторые игры проводятся на основе знаний одного параграфа, что удобно для применения этих игр не только на уроке, но и во внеурочное время.

Таким образом, использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания делает процесс обучения более успешным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хоснуллина Гульчачак Разамировна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическая разработка внеклассного занятия по физике "Галерея великих российских физиков" "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-zaniatiia-po-fizikie-galierieia-vielikikh-rossiiskikh-fizikov"
    ["file_id"] => string(6) "104926"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402770545"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства