«Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»
«Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»
История – это очень масштабная наука (в пространственном и во временном значении). Ее нельзя показать и объяснить «на пальцах», поэтому важно использовать все возможные методы и приемы для достижения наиболее эффективного результата. Одними из таких методов являются использование на уроках информационных технологий и дидактических игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»»
«Использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
первой категории
ГБСКОУ «Нижнекамская
школа-интернат I-II вида»
Хоснуллина Г.Р.
История – это очень масштабная наука (в пространственном и во временном значении). Ее нельзя показать и объяснить «на пальцах», поэтому важно использовать все возможные методы и приемы для достижения наиболее эффективного результата. Одними из таких методов являются использование на уроках информационных технологий и дидактических игр.
К информационным технологиям я отношу всевозможные носители учебной информации: компьютерные учебники, электронные пособия, энциклопедии, документальные фильмы, средства проверки знаний, использование компьютерных программ, Интернет и даже видеоклипы.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
Идеальным вариантом работы является работа с компьютерным учебником. Компьютерный учебник подходит для организации самостоятельной работы учащихся. Будучи одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и видеофильмом, он позволяет обеспечить учебными материалами и заданиями каждого ученика, а также дает возможность организовать сплошной контроль результатов самостоятельной работы. Также удобно осуществлять индивидуальный подход в обучении – дифференцированные задания, углубленное изучение и т.д.
Мне кажется в нашем случае, когда бывает невозможно просто объяснить событие или явление, нельзя обойтись именно без зрительного восприятия, и в этом большую помощь оказывают электронные учебники и другие виды носителей информации. Можно использовать не всё электронное пособие, а лишь часть – карту, портрет, иллюстрации, документ, видео, к тому же они имеют функцию распечатывания (это позволяет наглядно разнообразить урок и без компьютера). При изучении некоторых тем можно использовать энциклопедии: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «История искусства», «Шедевры русской живописи», «Мировая художественная культура», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и многое другое.
Одним из инструментов, позволяющих повысить интерес к предмету, является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками рефератов докладов, составление проектов. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление.
Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.
Презентации могут широко использоваться в 5-11 классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:
- овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
- формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
- стимулированию познавательного интереса к предмету;
- развитию умений по работе с тестовыми заданиями.
Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках, с анимационными картами, с видеофильмами, компьютерным презентациями и т.д. в этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
Современную жизнь невозможно представить без Интернета. Его также можно использовать на уроках и при подготовке к урокам, как учителю, так и учащимся. Можно посетить сайт исторического факультета МГУ, тематические сайты, сайты музеев, в конце концов, просто поработать с банком рефератов.
Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным не только уроки повторения и обобщения, но и изучение нового материала. Игра делает более динамичным усвоение фактов, дат, имен и т.д. а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. К тому же актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника учебной информацией.
Структура игры
Игра
Занимательность
Деятельностный компонент Условный компонент
Доминанта Игровое состояние
Роль Правило
Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным «содержанием» и делать одну игру совершенно не похожей на другую. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.
Организация игр на уроке необычайно сложна:
дисциплина (азарт, беспорядок);
серьезное отношение к предмету (необходимо дать научные знания).
Игру можно организовать на различных структурных этапах урока.
Структура организации игры:
Выбор игры.
Подготовка игры.
Введение в игру: а) предложение игры детям;
б) объяснение правил;
в) выбор участников.
4. Ход игры.
5. Подведение итогов (оценки, поощрения).
6. Анализ игры (обсуждение).
Учителю необходимо знать классификацию игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры.
Рассмотрим использование игр на различных этапах урока.
Игра для младшего школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит не заметно для ребенка, т.к. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обычном уроке».
Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых) соображений удобства и порядка.
Игра исключает зубрежку, знания усваиваются через практику.
Цель игры – занимательность для школьников и простота использования для учителя.
Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в использовании. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, т.е. часть урока. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной работы.
При изучении нового материала я чаще всего использую такие игры как: «Диафильм», «Живая картина», «Чистая доска» и т.д.
Игры, используемые на этапе закрепления, способствуют формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамического повторения дат, развития внимания и памяти, а также формированию практических навыков по работе с картой, соотнесению объектов с датой и событиями. Они позволяют раскрыть творческие способности детей, развивать мышление и применять дифференцированный подход. Это такие игры как: «Исторические пятнашки», «Молчанка», «Старт – Финиш», «Ассорти».
Предлагаемые игры приближены к тем, в которые дети играют в свободное время, поэтому очень просто объяснить правила игры. Кроме того, отдельные игры можно применять при изучении нового материала, для этого детям не нужно владеть исторической информацией, они овладевают ею в процессе игры. Некоторые игры проводятся на основе знаний одного параграфа, что удобно для применения этих игр не только на уроке, но и во внеурочное время.
Таким образом, использование информационных технологий и дидактических игр на уроках истории и обществознания делает процесс обучения более успешным.