Интерактивные методы как один из способов по взаимодействию педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий развития.
Интерактивные методы как один из способов по взаимодействию педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий развития.
Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы как один из способов по взаимодействию педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий развития. »
Интерактивные методы как один из способов по взаимодействию педагога и обучающихся по созданию оптимальных условий развития.
Цель: повышение качества образовательного процесса за счет использования интерактивных методов обучения.
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.
Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
• пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
• совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
• согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
• совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Каждый год в техникум приходит порядка 150-200 человек первокурсников. Все они из разных школ с разным уровнем подготовки. Как сделать так, чтобы адаптационный период более безболезненным, для них? Используя интерактивные методы мы решили провести наше первое знакомство в неформальной игровой обстановке. Где с одной стороны преподаватель мог показать себя, а с другой ученики проявить и показать те знания, которыми они владеют. Игра по своей природе синтетична, она ограничено объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
В непринужденной обстановке учащийся может избавится от множества комплексов, которые мешают ему на уроке.
Суть мероприятий заключалась в следующем:
I этап подготовительный. На этом этапе
а) объясняется задание для педагогов, каждый из них по своему предмету должен подготовить более 50 вопросов, не только простых, но и интересных.
б) выбирается жюри из числа старшекурсников, по количеству групп первокурсников, так как каждый член жюри должен во время игры вести подсчет бонусов по предметам, зарабатываемых группой.
II проведение. По спортивному стадиону расставлены столы, за которыми сидят преподаватели предметники. Учащиеся выстраиваются по группам на линейку, докладывают о готовности. По команде старт, они должны добежать до столика с преподавателем, определившись в каком предмете, он чувствует себя более успешным. Ответив на заданный вопрос, получив бонус и отнести его к жюри. Через личное участие достигается коллективная победа. Время игры фиксировано 40 мин, через 20 минут происходит смена предметов (история-обществознание).
III этап проведение итогов. Жюри подсчитывает бонусы, называет команду победительницу, а так же группы набравшие самое большое количество бонусов по предметам. Награждение.
Характерная , сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Интерактивные методы требуют большой подготовки самого педагога: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Примером может служить работа в технике «педагогическая мастерская» , которую я опробовала три года назад и с успехом применяю сегодня.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака).
• Мини-лекция.
• Работа в группах
• Контрольный лист или тест.
• Ролевая игра
• Игровые упражнения. Игра «Реставрация».
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач. В качестве примера можно привести задачи по теме: «Реформа об отмене крепостного права в России»
1) Сумма выкупа определялась путем капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк по 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин. Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платит оброк 10 рублей?
2) Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечерноземных губерниях – 14,5 р., а средняя величина выкупного надела – 8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику на землю? Была ли сумма выкупа справедлива?
• Приглашение визитера.
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью. Составить вопросы для интервью с участником Великой Отечественной войны или выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. Взять интервью у своих родителей , соседей , знакомых на тему «Чем вам памятны Брежневские времена».
• Инсценировка «Оживи картину» (Заседание Сената), (Иван Грозный убивает своего сына), такое задание было дано командам во время проведения исторической игры «Виват Россия!»
• Проигрывание ситуаций. Представьте себя лидером политической партии начала 20 в. Напиши ее программу и устав . На какие слои общества вы бы опирались? Какие методы борьбы предпочли бы использовать? В этой ситуации происходит не только проверка текущего знания, но и формирование политической культуры, стратегии , тактики, что в будущем может пригодиться нашему студенту.
• Выступление в роли обучающего . Использование групповой формы обучения, когда студенты в группе должны самостоятельно изучить новый материал и сами же должны объяснить его преподавателю.(материал должен быть доступен для самостоятельного изучения)
• Обсуждение сюжетных рисунков. Работа с репродукцией картины Б. Кустодеева «Освобождение крестьян». Составьте рассказ очевидца современника от первого лица об изображенном событии, используя новые слова по заданной теме.
• Опрос–Квиз (контроль) и др.
К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, флипчартов (флипчарт-магнитно-маркерная доска с креплениями для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота) куда очень удобно записать план лекции , ключевые слова, схемы, символы, постеров (постер-рекламное средство в виде объявления , афиши , плаката) так при изучении темы «Глобальные проблемы современности» даю задание ,нарисовать экологический плакат и придумать слоганы к нему, компьютеров и т.п.
Кроме того, в процессе обучения можно использовать такие формы работы, как групповые дискуссии (по истории я использую следующую тематику «Опричнина породила Смутное время?» или «Петровские реформы-прогрессивное явление в истории России?», письменные изложения и сочинения, так после прохождения темы «Отмена крепостного права в России» прошу студентов написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему я не хочу выходить из общины», интервью, обучение молодых людей для работы со сверстниками по принципу «Равный - равному», просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, проведение различных акций и кампаний. (Составление социальной рекламы тема «Здоровый образ жизни», акция «Ищу героя» (воспоминания участников ВОВ) и т.д.
Примеры интерактивных методов обучения:
«Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
обсуждения спорных вопросов
стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении
сбора большого количества идей в течение короткого периода времени
выяснения информированности или подготовленности аудитории
Работа в малых группах.
Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов.
Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Что же дает внедрение интерактивного режима группе как субъекту образовательного процесса? Это, прежде всего:
• Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
• Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
• Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
Тема: «Альтернативные варианты развития СССР в 20-е годы», проблемный вопрос для групп «Как вывести страну из кризиса в 1928 г.?»
Тестирование
С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся.
Ролевая игра
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров обучающихся.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями. В качестве примера можно привести о проведение урока-митинга на тему: «Политические партии в России в начале 20 века», где каждому студенту отводится своя роль (одни являются лидерами партии, другие электорат).
Игра для обучающегося важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы студента, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, преподаватель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.
Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс воспитания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом,преподаватель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.
Игра “Три предложения”.
Преподаватель зачитывает короткий рассказ или документ. Студентам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.
Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.
Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.
Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству преподавателя и учащихся в процессе обучения.
Мини-лекция
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.
Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед
объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например:
• А вы как считаете?
• Как вы предлагаете это делать?
• Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
В качестве примера можно привести задание по истории по теме: «Промышленность и транспорт в пореформенной России». Задание: вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. После объяснения определим самых внимательных (Приложение №3)
Разработка проекта
Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: учитывая то , что в техникуме существует Пушкинский клуб, а любой проект по моему мнению должен иметь практическую направленность , на следующий год решили взять в качестве общей темы «Пушкинский проект» («Мы все учились понемногу…» образование и воспитание дворян ,»Мода пушкинских времен» подключить к работе группу швей которые смогут не только теоретически но и практически реализовать этот проект .
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой , составить коллаж по теме.
Просмотр и обсуждение видеофильмов
На занятиях по обществознанию при изучении тем «Международная защита прав человека» , «Глобальные проблемы современности» , «ВОВ» , «Религиозные объединения и организации в России» можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
На уроках истории и обществознания в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1 строка – название темы
2 строка – это определение темы в двух прилагательных
3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
Каковы же основные правила организации интерактивного обучения?
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:
• Высокую мотивацию.
• Прочность знаний.
• Творчество и фантазию.
• Коммуникабельность.
• Активная жизненная позицию.
• Командный дух.
• Ценность индивидуальности.
• Свободу самовыражения.
• Акцент на деятельность.
• Взаимоуважение.
• Демократичность
Заключение
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:
умение брать на себя ответственность при принятии решений,
толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,
умение работать с различными видами информации,
способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Таким образом интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и обучающихся по организации взаимодействия между собой и межсубъективного взаимодействия всех участников педагогического процесса по созданию оптимальных условий развития.
Список использованной литературы.
Е.В. Коротаева . “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003г.
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.
М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.