Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:
Деятельностный подход- это процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного общества.
Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя. Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:
Формирование информационно насыщенного образовательного пространства для Обучающегося;
Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
Формирование информационной культуры Обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку »
Надгорный Андрей Дмитриевич, учитель истории, обществознания, информационных технологий.
Информационные технологии
как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:
Деятельностный подход- это процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного общества.
Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя. Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:
Формирование информационно насыщенного образовательного пространства для Обучающегося;
Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
Формирование информационной культуры Обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.
В качестве примера можно привести информационную систему «GIMNASIUM», состоящая из следующих компонентов:
Интернет- портал «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век» ( nadgorn.do.am);
Сайт « МIРЪ- СУДАК- GIMNASIUM» ( nadgorn.at.ua);
«Облачное» файлохранилище МEGA;
«Облачный» сервис ONEDRIVE;
Электронная библиотека ( 8 компьютеров) ,которая развернута на базе кабинета информационных технологий Судакской школы- гимназии №1.
Система создана с помощью технологии uCoz и работает на принципе синхронизации данных. Это означает, что все изменения, вносимые мною на домашнем компьютере, синхронизируются во всех облачных сервисах и на всех локальных компьютерах кабинета информационных технологий. Заметим, что при выборе технологий применялся принцип минимальных требований к уровню информационной культуры разработчика, т.е. Учителя.
Информационная система «GIMNASIUM» состоит из электронной библиотеки в онлайн и офлайн режимах, ссылок на научные и иные ресурсы, раздела заданий (в разработке). Проектирование системы можно разбить на три этапа:
2009-2012 гг ( сайт);
2013-2014 учебный год ( развертывание системы на базе кабинета информационных технологий по всем предметам учебного плана с помощью учащихся, членов проекта «10В»);
2014- 2015 учебный год ( обновление базы данных в связи с переходов Республики Крым в российское образовательное пространство).
В настоящее время в системе развернута база данных по разделам «История», «Обществознание», в стадии формирования разделы «Русский язык» и «Литература». Хочется подчеркнуть, что система открыта для всех предметов.
Таким образом, с помощью подобной информационной системы может быть решена задача формирования образовательного пространства для Обучающегося, позволяющее ему осуществлять качественную подготовку к уроку в аспекте предметной информационной культуры, а Учителю обеспечить себя технологическим инструментарием для осуществления деятельностного подхода.