kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия, традиционная народная культура казаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

в помощь учителю кубановедения. для проведения экскурсии по культуре казаков.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

ультура Кубани подразделяется историками на два этапа, соответствующих дореформенному и пореформенному периодам. На втором - произошли крупные изменения в духовной жизни региона. В ней переплелись историко-культурные элементы казачества - русского и украинского, крестьян российской губернии, местного горского (адыгейского, черкесского, карачаевского) населения, других народов Кубани: армян, осетин, а также различных социальных групп. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«экскурсия, традиционная народная культура казаков»

Традиционная народная культура казаков

 

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Поселения, жилища. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго-восток края) - русским населением.

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, а с 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего - деревянные. Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Одежда. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира.

Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".

Семейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.

У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и их детей.

Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Фольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Глава 1.1. Поселения Кубани, их жилища



ультура Кубани подразделяется историками на два этапа, соответствующих дореформенному и пореформенному периодам. На втором - произошли крупные изменения в духовной жизни региона. В ней переплелись историко-культурные элементы казачества - русского и украинского, крестьян российской губернии, местного горского (адыгейского, черкесского, карачаевского) населения, других народов Кубани: армян, осетин, а также различных социальных групп.



В связи с общественной активностью жителей Кубани сложился слой образованных людей. Дореволюционная культура Кубани пополнялась именами просветителей, много сделавших для ее развития. Закономерным явилось формирование местной интеллигенции и центра культурной жизни кубанского края. Им стал город Екатеринодар. Здесь были сосредоточены художественная, научная и литературная жизнь, основные учебные и культурно-просветительские учреждения.



Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других народов. Исследователи обращали внимание также на характер поселений, на скульптуру жилищ, на форму одежды, на семейный и общественный быт, на фольклор и прикладное искусство.



В этих сферах традиционной народной культуры проявлялись специфические особенности и черты. Большая часть поселения Кубани возникла в конце XVIII века и в течении XIX века при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы - русским населением.



Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивали прямыми и широкими улицами с главной площадью и церковью в центре. Селение окружали рвом, земляным валом. С 1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1842 года - станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой. Во второй половине XIX века к станицам в Кубанской области добавились селения крестьян - села, которые застраивались обычно в одну или несколько улиц.



В станицах строились хаты в украинской или южно-российской традициях. Они были глинобитными или саманными, крыши четырехскатные, под камышом или соломой. В линейных станицах строились деревянные избы. Почти в каждой хате или избе имелась русская печь и «красный» угол с иконами под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.



Специфическими были горские поселения. Аул на равнине или предгорье располагался компактно, таким образом, чтобы жилища были обращены фасадами внутрь селения. В горах аулы состояли из отдельных усадеб, расположенных друг от друга на значительном расстоянии по берегам рек, в ущельях или горных долинах, нередко они располагались узкой полосой на несколько километров.



Горская усадьба состояла из сакли хозяина (в центре), строений женатых сыновней, «кунацкой» для приёма гостей. Сакля строилась прямоугольной формы, без фундамента, стены состояли из кольев и плетня, обмазанных глиной. Не-пременным атрибутом адыгейского жилища являлись низкие резные деревянные диваны с циновками, табуретки, скамьи, маленькие столики. Сначала сакли были однокомнатными, затем их стали строить с двумя половинами - мужской и женской, пристраивали к ним отдельные комнаты для сыновей. В конце XIX века - начале XX века горцы стали сооружать квадратные дома на фундаменте, с потол-ком, застекленными окнами и печами. Они известны под названием «русский дом».

Кубанские станицы застраивались по одному плану: прямыми и широкими улицами с центральной площадью, посередине которой сооружалась церковь. В условиях Кавказской войны принимались необходимые меры обороны. Станицы окружали глубоким рвом, земляным рвом, земляным валом и колючей изгородью. По углам оборонительной ограды, на барбетах, особых насыпях из земли, стояли пушки на крепостных лафетах. У всех четырех ворот круглосуточно стояла вооруженная стража. Обязательно были сторожевые вышки.

В станице размещались дома и подворья казаков, церковь, питейный дом, кузница, несколько торговых лавок, водяные или ветряные мельницы, общественные здания – станичное правление и амбары для общественных запасов зерна на случай неурожая.1[1]



Глава 1.2. Национальная одежда народов Кубани



азачья одежда различалась типами костюмов казаков сложившимися у запорожцев и в донском войске. Сначала черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под которые надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца.



К середине XIX века казачья одежда черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Обычным стало ношение военного мундира.



Женская одежда различалась у казачек согласно существующим традициям по месту происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты.



Одежда и вооружение адыгейцев явились важнейшим элементом традиционной культуры. В костюм горца входили каракулевая папаха, бурка из овчины, башлык, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, которая представляла собой однобортную суконную кофту в талию длиной ниже колен с газырями на груди. Частью костюма являлся кинжал, расположенный на специальном поясе с металлическим набором. Пояс (узкий ремешок с серебряными украшениями) являлся обязательным элементом одежды. У адыгейских женщин платье по покрою было похоже на черкеску.

Глава 1.3. Семейный и общественный быт



оставной частью нетрадиционной народной культуры является семейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки, поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – «вдов», «девок», семей с большим числом женщин. Постепенно складывался семейный уклад казачьих станиц.



В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Для них характерно глубокое уважение к старшим. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице, проходить обучение в течение месяца в военных ла-герях. При достижении 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей.



У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоящие из родителей и их детей.



Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Разнообразия в жизнь казачества вносили праздники, воскресенья: после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. В станицах широко отмечали Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (с приходом весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.



Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине, казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.



Следует отметить, что своеобразие происхождения кубанского казачества определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-патриотическая тематика песен.



В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывающие о событиях кавказской войны, о тяжелой доле казаков.



Глава 4.2. Музыкальная культура Кубани



последнее время значительно вырос общественный интерес к истории организации художественного творчества на Кубани. Казаки любили слушать своих «баянов», в свободное время, зимой, в куренях, а летом на открытом воздухе, они собирались в небольшие группы и по-своему веселились: одни играли на кобзах, скрипках, лирах, басах, цимбалах, свистели на сопилках и танцевали, другие - пели. Войсковой судья А. Головатый оставил о себе память, как музыкант бандурист, слагавший песни. Исследователь Кубани Е. Феминин писал, что он «передал в песнях чувства, которые волновали черноморцев в несчастьях и при удаче, пес-ни ставшие с течением времени народными».



Музыкальная культура Кубани опирается на лучшие образцы народной и профессиональной музыки края. Она складывается столетиями и представляет собой богатейший конгломерат различных этнокультур. В ней слиты русская и украинская музыка, обогащенные интонациями южной, темпераментной музыки народов Северного Кавказа.



Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX века была преимущественно народно-песенной. В архивных источниках XIX века хранятся материалы о богатых народно-песенных традициях Кубани. Особенно это касается казачьего фольклора, где огромное число исторических, бытовых, лирических, шуточных песен. Особое место занимает боевая хоровая песня, в которой отразились психология и быт казака-воина, защитника Отечества.



Песни - духовные самоцветы народа. Они увлекают нас благородством героев, их любовью к жизни, к родной земле. Анализ имеющихся материалов позволяет отметить, что уже в первое десятилетие прошлого века на Кубани появилась база для развития подлинного музыкального искусства, основанного в на-родном творчестве.



Первым очагом профессиональной музыкальной культуры, в котором слилось народно-песенное и церковное искусство стал Певческий хор Черноморского, а в дальнейшем - Кубанского казачьего войска. Инициатором создания этого коллектива выступил К.В. Россинский, известный кубанский просветитель. Хор начал свою жизнь в центральной церкви Екатеринодара в 1810 году, а в 1811 году был утвержден штатной единицей войска.



Число таких коллективов продолжало увеличиваться и за долгие годы их существования хорам пришлось пережить много славных лет, и трудных периодов.



В 1941 году Кубанский казачий хор, просуществовав значительное время, был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков (в его составе появилась небольшая танцевальная группа).



Художественное руководство Ансамблем осуществлял Петр Иванович Лысоконь. Состав хора увеличивался до 68 человек. В программе хора имелось много украинских и казачьих песен, а также песен советских композиторов.



В начале 60-х годов идеологи запустили в жизнь идею о необходимости слияния профессионального и самодеятельного искусства. В результате - сократили 10 хоров, в том числе и Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. И лишь в 1969 году был возрожден кубанский казачий хор, художественным руководите-лем был назначен заслуженный деятель искусств РСФСР терский казак Сергей Алексеевич Чернобай.



В репертуаре Кубанского казачьего хора много народных песен. Например, такие как: «Ты Кубань, ты наша Родина», «Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы», «За Кубанью огонь горит», «Трава моя, трава», «Ой ты, Галю, Галю молодая», а также есть авторские песни: «Я деревня, я село», «Шапка по кругу», «Матушка Добрынюшке наказывала», «Выхожу я в полюшко». Новая программа Чернобая встретила успех и получила всеобщее одобрение зрителей.



На музыкальную жизнь благотворительно влияла деятельность кубанского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Инициатором создания этого отделения явился юрист, кандидат права А.Д. Бигдай. Он был автором первого фундаментального сборника казачьего фольклора «Песни кубанских казаков».

Заключение



так, в данной работе были освещены все интересные моменты, начиная с истоков развития казачества, образования, культуры. Думаем, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.



Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но мы уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь.



Ее не купили "сникерсами" и жвачками, не превратили в зомбированных идиотов. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями, и значит - уверенно шагаем в третье тысячелетие!



1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
экскурсия, традиционная народная культура казаков

Автор: Агафонова Марина Сергеевна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект, презентация  внеклассного мероприятия "Дастан о дастархане""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiektpriezientatsiiavnieklassnoghomieropriiatiiadastanodastarkhanie"
    ["file_id"] => string(6) "274843"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452448757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства