kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории»

Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории


Кабдуллина Асем Кенжехановна

учитель истории

КГУ "Средняя школа № 26" отдела образования по городу Усть - Каменогорску

управления образования ВКО


Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.

При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди. В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему

товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её членов.

Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке:

  1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.

  2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.

  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.

  4. Необходимо выдерживать график работы групп.

  5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.

  6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

    • Что удалось сделать?

    • Почему?

    • Что не удалось сделать?

    • Почему?

    • Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

  7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).

  8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревнования, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.

При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди.

В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему

товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её членов.

Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.

Исключительно эффективна групповая организация при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, близкой к программе, исследовательской проектной работе.

Нужно также заметить, что, несмотря на ряд очевидных положительных сторон, групповая форма организации урока так же как фронтальная и индивидуальная форма, не является универсальной. Очень трудна её организация. Без должного овладения методами работы в группе вместо активного труда могут

наблюдаться посторонние разговоры и развлечения в «хороших условиях», созданных учителем.

Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.

Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика

Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.

При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди.

В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик,

помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему

товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её

членов.

Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.

Исключительно эффективна групповая организация при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, близкой к программе, исследовательской проектной работе.

Нужно также заметить, что, несмотря на ряд очевидных положительных сторон, групповая форма организации урока так же как фронтальная и индивидуальная форма, не является универсальной. Очень трудна её организация. Без должного овладения методами работы в группе вместо активного труда могут

наблюдаться посторонние разговоры и развлечения в «хороших условиях», созданных учителем.

Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.

Таким образом, потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы,- тем профессиональнее будет наша деятельность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории

Автор: Кабдуллина Асем Кенжехановна

Дата: 14.05.2022

Номер свидетельства: 606850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Групповая работа учащихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(51) "gruppovaia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "104968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402774835"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Использование электронных тестов для мониторинговых исследований соответствия предметных умений обучающихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(147) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-tiestov-dlia-monitoringhovykh-issliedovanii-sootvietstviia-priedmietnykh-umienii-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "106382"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403003622"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "статья на тему "Применение ИКТ на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(53) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "251279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447224726"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная деятельность на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(45) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "408509"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491932057"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Групповая работа на уроках"
    ["seo_title"] => string(28) "gruppovaia-rabota-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "256283"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448109187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства