Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории
Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории»
Эффективность использования группового взаимодействия на уроках истории
Кабдуллина Асем Кенжехановна
учитель истории
КГУ "Средняя школа № 26" отдела образования по городу Усть - Каменогорску
управления образования ВКО
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.
При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди. В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему
товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её членов.
Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке:
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревнования, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.
При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди.
В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему
товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её членов.
Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.
Исключительно эффективна групповая организация при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, близкой к программе, исследовательской проектной работе.
Нужно также заметить, что, несмотря на ряд очевидных положительных сторон, групповая форма организации урока так же как фронтальная и индивидуальная форма, не является универсальной. Очень трудна её организация. Без должного овладения методами работы в группе вместо активного труда могут
наблюдаться посторонние разговоры и развлечения в «хороших условиях», созданных учителем.
Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.
Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика
Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.
При фронтальной или индивидуальной работе на уроке учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним- двумя, многие из числа тех, у кого возникали вопросы должны дожидаться своей очереди.
В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик,
помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему
товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех её
членов.
Группы эффективны при решении каких-либо проблем. С одной стороны, творческая работа, индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый стремится найти решение самостоятельно. С другой - обмен мнениями, совместные проверки гипотез носят естественный коллективный характер.
Исключительно эффективна групповая организация при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, близкой к программе, исследовательской проектной работе.
Нужно также заметить, что, несмотря на ряд очевидных положительных сторон, групповая форма организации урока так же как фронтальная и индивидуальная форма, не является универсальной. Очень трудна её организация. Без должного овладения методами работы в группе вместо активного труда могут
наблюдаться посторонние разговоры и развлечения в «хороших условиях», созданных учителем.
Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.
Таким образом, потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы,- тем профессиональнее будет наша деятельность.