Деловая игра на уроках истории и обществознания как средство достижения различных результатов обучения
Деловая игра на уроках истории и обществознания как средство достижения различных результатов обучения
В статье приведено теоретическое обоснование продуктивности использование игры на уроках истории и обществознания в соответствии с ФГОС, а также примеры уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках истории и обществознания как средство достижения различных результатов обучения»
Изначально определим актуальность нашей темы.
Хотелось бы отметить, что игра как средство повышения мотивации к изучению предмета, активизации познавательной активности учащихся широко использовалась в педагогической практике в 80-90-е годы ХХ века и в начале XXI века. Сейчас же, в связи с переходом школы на стандарты нового поколения учителю необходимо определять конкретные результаты обучения, на достижение которых направлено каждое учебное занятие. В связи с этим, в последнее время на уроках истории и обществознания педагоги стали больше внимания уделять организации познавательной деятельности с различными источниками, анализу учебных ситуаций, работе в парах и в микрогруппах. Игровые технологии на уроках стали использоваться гораздо реже. И связано это с тем, что у учителей истории и обществознания вызывает затруднение соотнесение образовательных результатов урока и тех задач, которые можно достичь с помощью игры. В педагогическом сообществе сформировалось отношение к игровым технологиям, только как к средству повышения интереса и активизации учащихся, иногда и «развлечения». Однако в настоящее время актуальность педагогической игры сохранилась, так как использование игровых технологий позволяет достигать личностных, метапредметных, предметных результатов обучения истории и обществознанию, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении. А все это, как мы знаем, прописано в нашем ФГОС.
Понятие «игровые технологии» в образовании включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от любой другой игры педагогическая игра имеет четко поставленные задачи обучения, развития и воспитания и, соответствующие этим задачам, образовательные результаты. Методически грамотно организованная игра на уроке может включать в себя различные приемы и формы учебной работы: познавательные задания к документам, к изобразительным источникам, к историческим картам, работу в парах и т.п. В сюжет игры может быть «вписано» содержание всего изучаемого материала. Преимущество педагогической игры на уроке заключается, во-первых, в возможности интегрировать в игру разные приемы и формы учебной работы, и, во-вторых, в организации эффективного взаимодействия учащихся во время урока. Использование игры помогает гармонично объединить эмоциональное и рациональное в обучении.
Итак, любая игра способствует повышению мотивации к обучению и познанию, а, следовательно, обеспечивает «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию», что относится к личностным результатам обучения
Деловая игра – это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам. Рассмотрим примеры.
Так, в данном случае может быть игра по обществознанию «Выборы органов местной/региональной власти», которая может быть проведена в рамках изучения темы «Участие гражданина в политической жизни». Методическая литература позволяет найти множество примеров аналогичных уроков. Так, например, класс делится на группы, каждая из которых выдвигает своего кандидата, разрабатывает предвыборную программу, ориентируясь на актуальные проблемы города/региона. Затем кандидаты знакомят со своей программой в ходе пресс-конференции при поддержке своей группы. Следующим этапом может быть проведение публичных дебатов. Завершается игра голосованием и работой избирательной комиссии. Использование такой игры позволяет достичь важных личностных результатов обучения, в частности, формируется российская гражданская идентичность (происходит идентификация себя в качестве гражданина РФ, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа), происходит более конкретное понимание демократических ценностей российского общества. Особое значение в данном случае имеет то, что разрабатывая предвыборную программу своего кандидата, ученики используют средства массовой информации, личный социальный опыт, выявляют актуальные проблемы своего города/региона, предлагают пути их решения, а, следовательно, формируется их сопричастность к судьбе своей малой родины. Кроме того, использование данной формы проведения занятия способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, например, умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учебно-познавательной задачей в данном случае является разработка предвыборной программы своего кандидата, выявление проблем региона, а главной целью будет являться – победа на «выборах». Предложенные этапы игры развивают целый ряд коммуникативных УУД.
В ходе подготовки и во время ее проведения обучающиеся смогут определять возможные роли в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе и др. В качестве важного предметного результата данной игры можно определить умение характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
В качестве второго примера деловой игры является игра «Суд над…». Она организуется в виде судебного процесса над определенными, как правило, негативными явлениями и событиями общественной жизни настоящего или прошлого. Ее можно использовать как на уроках истории, так и на обществознании и права.
Технология игры предполагает распределение определенных ролей между участниками: судья, обвиняемый, прокурор, адвокат, свидетели защиты, свидетели обвинения, присяжные заседатели, эксперты и др. Данная форма способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира (личностные результаты обучения). Если «подсудимым» в ходе изучения обществоведческого курса являются различные проявления девиантного поведения, то личностным результатом может быть формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и др., а в случае организации суда над экологическими проблемами – формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Готовясь к «судебному заседанию» учащиеся учатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, что соотносится с метапредметными результатами обучения.
В ходе данной игры могут быть сформированы и ряд познавательных УУД, например, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; а также коммуникативные УУД - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
В качестве иллюстративного примера я могу привести пример недавно проведенной игры по обществознанию в рамках «Года экологии» (2017 год – год Экологии), когда класс делился на три группы, давалась задача найти наиболее оптимальные пути решения проблемы сбора и утилизации отходов. После чего решения записывались на отдельный «Лист – план».
Таким образом, в процессе использования деловых игр на уроках истории и обществознания задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе. Также, безусловно, необходимо учитывать цели каждого конкретного урока, постановка которых зависит еще и от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Список использованной литературы
Апанасенкова Е. Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания как основа современного образовательного процесса / Е. Д. Апанасенкова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. 2015. № 2. С. 525- 263.
Гайдукова В. А. Совершаем открытия в области естествознания на уроках истории / В. А. Гайдукова // На путях к новой школе. 2014. № 5. С. 21-23.
Приблуда Е. И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания / Е. И. Приблуда // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 4. С. 296-300.
Рулева Е. П. Роль деловой игры в формировании творческой активности учащихся на уроках истории / Е. П. Рулева // Современные тенденции в образовании и науке. 2014. № 10. С. 149 – 150.
Яикова Н. П. Проблема формирования умений у старшеклассников на уроках истории / Н. П. Яикова // Студенческий электронный журнал Стриж. 2016. № 4. С. 93-96.