kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактическая игра на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая форма позволяет сделать занятия более интересными и увлекательными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра на уроках истории»











Дидактическая игра на уроках истории и обществознания



Выполнил: Григорьев Владимир Борисович

учитель истории и обществознания МБОУ «Яснополянская СОШ» имени Г.И. Лещенко












Прокопьевский район, 2017

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Основная часть………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………… 16

Список литературы………………………………………………………..17


























Введение

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. И приходится искать методы и технологии в преподавании. В этом случае возможно применение дидактических и ролевых игр.

Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи этой проблемы подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в способности ориентироваться в окружающей действительности. Конкретная социально-педагогическая ситуация может акцентировать те или иные аспекты ее применения в учебно-воспитательном процессе.
















Основная часть

Проблема возрастного аспекта игры непосредственно связана с трактовкой вопроса о ведущем типе деятельности и соотношении его с другими на разных этапах развития личности. Понятие «ведущий тип» или «вид» деятельности, введенное в психологическую науку Л.С.Выготским и разрабатываемо в дальнейшем А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, имеет важное теоретическое значение, ибо выявляет детерминанты психологического развития личности. Хотя ученые постоянно подчеркивают наличие на каждом возрастном этапе определенного сочетания ведущего и неведущего вида деятельности, конкретная разработка этого вопроса, например, роли игры в обучении, в общении, в труде, велась недостаточно. Дело в том, что игру многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения… Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Разрыв между развитием теории и опытом использования игры в воспитательной работе был очевиден, практика стимулировала научные исследования. В 60-е гг. появился ряд работ, непосредственно посвященных психологическому (Е.С.Махлах, Ф.И.Фрадкина) и педагогическому анализу

( Е.А.Фомин, С.А.Шмаков, М.Г. Яновская) творческих сюжетно-ролевых игр школьников. В 70-е гг. появились работы, касающиеся применения сюжетно-ролевых игр в подростковом коллективе (Э.В.Паничева, Л.М.Иванова, А.И.Ткаченко), в 80-е гг. появляется целый ряд работ учителей-новаторов

( Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенкова).

Изучение специальной литературы, педагогической практики дает основание высказать ряд предположений о роли игры и ее соотношении с ведущими видами деятельности в школьном возрасте. В школе у детей формируются психологические предпосылки теоретического сознания, меняются мотивы поведения, открываются новые источники развития познавательных и нравственных сил. По мнению В.В.Давыдова, развитие этих процессов обуславливает учебная деятельность. Обоснование места игры в жизни младшего школьника должно, видимо, опираться на следующие положения.

Первое. Предшествующий данному возрасту вид деятельности (сюжетно-ролевая игра у дошкольников) не исчезает, а остается. Однако, в ней успешно может усваиваться и содержание новой деятельности (учение). Сказанное не означает, что обучение следует вести лишь в игровой форме. Необходимо осуществлять постепенный переход от игры к учению: активно вести поиск форм познания одновременно с внедрением специфических для учебной деятельности приемов и методов.

Второе. Наличие в жизни школьника усвоенного ранее вида деятельности (игры) облегчает адаптацию, в ней ребенок черпает образцы для решения новых жизненных задач. Она обеспечивает условия для нормального развития умственных, нравственных и физических сил.

Третье. Элементы творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника формируются на основе усвоенных видов деятельности.

Переход к подростковому этапу развития личности школьника (11-12 - 14-15 лет) характеризуется бурным духовным и физическим ростом, расширением зоны познавательных интересов, тягой к самооценке, к общественной активности. В реализации всех этих процессов и побуждений находят свое место соответственно игры: спортивные, подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые. На первое место выдвигаются игры творческие, сюжетно-ролевые. Ролевое взаимодействие способствует интенсивному общению. О значении игры в становлении личности старшеклассника пока известно немного, до сих пор эта область их жизни специально в психолого-педагогическом аспекте не изучалась. Представляются возможным и весьма полезным исследовать игру через призму жизненного самоопределения старшеклассников в таких важных, с точки зрения юношеской психологии, направлениях, как профессиональная ориентация, общение в сфере досуга, развитие индивидуальных увлечений.

Несмотря на быстрое взросление старших школьников, игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт. Получившие в последнее время распространение деловые игры дают возможность по-новому осмыслить функцию игры в профессиональной ориентации школьников, в формировании навыков, способствующих адаптации молодых людей, вступающих в производственные и жизненные отношения. Наблюдения изменений, происходящих в игровой деятельности школьников, обнаруживают тенденции не возрастания, а уменьшения от дошкольного к подростковому возрасту количества самовозникающих, самодеятельных игр и увеличения значения игр педагогически организованных. Воспитатели с подобным явлением сталкиваются постоянно: подростки не всегда способны самостоятельно организовать коллективную игру, но с большим энтузиазмом включаются в игры, инициаторами которых выступают взрослые.

Многое может дать внимательное изучение жизнедеятельности подростков и старшеклассников с точки зрения наличия в ней игровых элементов. Речь идет об игре-воображении, игре-фантазии. Например, ролевая игра дошкольников «Космический полет» на другом качественном уровне разыгрывается старшеклассниками. Примеров таких игр можно привести достаточно много. Даже игра «Испорченный телефон» может стать очень интересной на уроке, например, в 10-11 классе. Игры занимают много времени не только у школьников, студентов, но и у взрослых людей (в сфере деловых и межличностных отношений, а также в семье, в дружеских компаниях). Существует мнение, что многочисленные виды занятий человека в свободное время – любительство в спорте, шахматах, искусстве, коллекционирование и др. – представляют собой не что иное, как различные трансформации игровой деятельности.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, содержания законов (на уроках истории, обществознания). Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, в частности, постоянно расширяется предметно- информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, и ее разнообразие. Но эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие универсальных учебных действий. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создает собственную реальность, творя свой мир.

Классификация игровой деятельности

Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре, в частности, быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Задача классификации – «навести порядок» во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных групп. Классификация должна нести информацию о каждой группе игр. Игра – настолько многогранное понятие, что говорить об одной классификационной модели просто невозможно. Из всего многообразия этих моделей следует выделить разделение игр по сущностной игровой основе.

Что отличает игру от других форм деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной)? Наличие занимательной условности. Таким образом, сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. В одних случаях это происходит на основе роли, которой должны придерживаться участники (ролевые игры), в других – условность создают правила; существует также синтетический тип игры.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

- игры с правилами

- ролевые игры

- комплексные игровые системы ( например, КВН).

Классификация по структурным элементам урока ( в зависимости от дидактических целей игры):

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- обобщающие игры;

- релаксационные игры-паузы.

Дидактическая игра, в частности, на уроках истории или обществознания, является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках данного предмета, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование и классификация по межпредметным связям.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы с наглядностью, игры на основе практической работы школьников.

При планировании работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на групповые, индивидуальные, парные, массовые.

Методические подходы к проблеме

Игры при изучении нового материала на уроке истории

Применение игр при изучении нового материала достаточно затруднено. Сложность в том, что изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Работ и исследований по данной теме практически нет. Исключение составляют несколько поисковых игр, описанных М.Г.Цыреновой, и ролевых игр Т.Н.Ивановой. В современной педагогике эффективным средством подготовки учащихся к изучению нового учебного материала на уроке является постановка познавательной задачи, логического задания, предваряющих изучение нового материала.

Я на своих уроках использую постановку познавательных задач, составление логических цепочек, опорные схемы.

В данных примерах используются различные виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, что позволяет учащимся лучше усвоить новый материал.

1) Игра при подготовке к изучению нового материала.

На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной деятельности. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию ( имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.

Постановка игровой учебно-познавательной задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как введение в игру или напоминание об игре, которая будет проводиться

а) непосредственно при изучении нового материала;

б) после изучения нового материала (при закреплении, при проверке домашнего задания);

в) через несколько уроков при обобщении материала.

2) Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.

Достаточно распространены такие виды дидактических игр как исторические олимпиады, викторины, кроссворды, чайнворды и т.д. Примеры таких игр приведены в приложении.

Существует также целый пласт игр с правилами. Они приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснить правила игры, они знакомы им. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении.

3)Словесно-логические игры:

Эти игры, в которых на основе создания игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.

К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции.

Динамичность этих игр проявляется в мобильности формы. Эти игры не привязаны к какой-либо конкретной форме, как, например, какая-нибудь головоломка или кроссворд. Одну и ту же словесно-логическую игру можно проводить много раз, и всегда она будет интересной. По времени игры занимают при хорошей организации в среднем от 7 до 30 минут времени, то есть часть урока, а не весь урок. В приложении приводятся примеры таких игр.

4)Игры-головоломки.

Игры-головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления сюжета и т.д. Умственная задача реализуется средствами игры, в игровых действиях. В основе каждой такой игры лежит какая-то тайна, неизвестность результата.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Эти игры, в отличие от всех других, относятся, к разряду индивидуальных. Побуждает школьников к этим играм стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. На уроках истории и обществознания применяю и ролевые игры.

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке - не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.

  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.

  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.

  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.

  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.

  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.

  5. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Какие роли могут играть учащиеся?

Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель  и др.)

Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Подготовка:

  1. Планирование игры.

  2. Работа с учащимися:

сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

распределение ролей и заданий,

разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,

знакомство с планом игры,

объяснение целей и ожидаемых результатов,

форма представления материала,

дополнительная литература,

по необходимости – консультации, репетиции,

изготовление необходимых дидактических материалов,

сообщение о контроле знаний.

Варианты контроля знаний:

  1. Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.

  2. Оценка за подготовку к игре дома (рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение   и др.)

  3. Работа в тетради по ходу игры (запись выступлений других учащихся, таблица, ключевые слова и др.)

  4. На следующем уроке  - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.

Ход игры:

Организационный момент.

Ролевая игра.

Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др. Игра должна стать не просто упражнением, но и познавательным опытом, поэтому в конце урока необходимо закрепить цель и познавательную ценность занятия, обсудить и оценить сам процесс и его результаты, наметить перспективу.

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

  1. Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.
    Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов.
    Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.

  2. Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.
    Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?

  3. Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.

  4. Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингисхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память». ( Бабур, Империя Великих Моголов). Ученики не только угадывают, но и сами пишут письма от имени исторических персонажей или историческим персонажам (Жанне Д Арк, М.Ломоносову, Лжедмитрию 1 и т.д.)

  5. Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).

  6. Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).

  7. Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями.

  8. Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д

.На уроках обществознания в 9 классе при изучении темы «Уголовное право. Преступление» успешно проходить ролевая игра «Суд идет». Каждый ученик играет определенную роль. Игра позволяет глубже познакомить детей с ходом судебного процесса. Игре предшествует большая подготовительная работа, т.к детям приходится после распределения ролей более детально изучить права и обязанности действующих лиц: адвоката , прокурора , судьи, присяжных заседателей , судебного пристава. Таким образом, посредством ролевой игры обучающиеся смогли поставить себя на место соответствующих персонажей, погрузиться в в выдвинутую проблему и коллегиально ответить на интересующие их вопросы, на которые нельзя сразу дать однозначного ответа..

В последнее время Квест-технологии набирают все большую популярность в нашей стране. «Квест» - поиск приключений с преодолением некоторых препятствий Преимущество квест-игры в том, что еепрменение настолько универсально, что методически можно объединить технологию дидактической игры, которую можно провести на простом уроке в школе и какой-нибудь сюжет из компьютерной игры жанра «квеста-бродилки»



Заключение

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра позволяет внести разнообразие в учебный процесс, что способствует формированию мотивации обучающихся к учебной деятельности и развитию интереса к изучению истории и обществознания.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.






Список литературы

  1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

  2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.

  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. / М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. - 303 с.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание. / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

  6. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.

  7. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/157833.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дидактическая игра на уроках истории

Автор: Григорьев Владимир Борисович

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(44) "didaktichieskiie-igry-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217467"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433353969"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Статья: «Эффективность применения дидактических игр на уроках по развитию мимики и пантомимики» "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-effiektivnost-primienieniia-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-po-razvitiiu-mimiki-i-pantomimiki"
    ["file_id"] => string(6) "203251"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429446973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока история + физическая культура "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istoriia-fizichieskaia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "170637"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства