Просмотр содержимого документа
«Военная техника Первой мировой войны ( 1914-1918)»
Военная техника периода Первой мировой войны ( 1914-1918)
Исторический очерк
Автор:
И. Н. Кожевникова, преподаватель истории.
Легкий танк Renault FT-17 (Франция)
«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».
«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели двигатель – «Рено» 4-х цилиндровый водяного охлаждения,
мощность – 35 л.с.,
максимальная скорость – 7,7 км/час.
8-мм пулемет («самка»)
37-мм пушка («самец»)
Толщина брони в мм: башня – 22, лоб корпуса – 16, борт и корма – 16, крыша – 8,
днище – 6. экипаж – 2 человека.
.
Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины, в котором предусматривался экипаж из двух человек и пулеметное вооружение. Прошедшие весной 1917 г. испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма «Renault» справиться в установленные сроки не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить ряд других французских компаний. А США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.
С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк "Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения.
Тяжелый танк MK. I (Великобритания)
После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка. Свое название, которое с английского переводится как «бак», машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.
После прохождения испытаний в производство поступило сто танков Mk.1. Танк выпускался в двух модификациях – Male и Female, то есть Самец и Самка. У первого на вооружении были пулеметы» Льюис» и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.
Характеристика MK. I:
Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
Компоновочная схема – ромбовидный танк;
Экипаж – 8 человек;
Бронирование:
Тип брони – стальная катаная;
Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
Корма корпуса – 10– 5-6 мм;
Вооружение
Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
Длина ствола – 40 калибров;
Боекомплект пушки – 332 снаряда;
Дальность стрельбы – 1,8 километров;
Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».
Подвижность:
Тип двигателя — «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
Царь-танк (Россия)
Характеристики Царь-танка:
Дата выпуска: 1915 г.;
Длинна: 17,8 м; Ширина: 12 м; Высота: 9 м;
Броня, лоб: 10 мм;
Броня, борт: 10 мм;
Броня, башня: 8 мм (крыша и днище);
Экипаж: 6 человек (по проекту);
Двигатель: 2 х 250 л.с.;
Дальность хода: Нет сведений;
Максимальная скорость: 17 км/ч (по проекту);
Масса: 44 тонны;
Вооружение: 2 × 76,2-мм орудия и до 10 × 7,92-мм пулеметов;
Такой проект разрабатывался российским конструктором, инженером, Николаем Лебеденко, еще при Николае II, в 1914-15 гг. В глаза бросается большие колеса, из-за чего это все-таки больше похоже на боевую колёсную машину. Дело в том. что идею передвижения боевой машины Лебеденко взял с азиатских классических повозок с большими колесами, которые легко преодолевали ухабы. Так два передних колеса имели диаметр целых девять метров, в отличии от заднего катка, высота которого едва достигала полуметра. Основной пулемет был размещен на высоте восьми метров, чуть ниже предполагались дополнительные два по бокам, а ширина самого этого "танка" достигала 12 метров, длина 17 метров. Планировалось, что скорость движения танка будет 17 километров в час, что для того времени неплохо. Из-за устрашающего вида его прозвали "мамонт", "царь-танк", "мастодонт".
Бронированная самоходная установка Autocannone 102/35 SPA 9000 Ansaldo (Италия)
Сразу после начала Первой мировой войны нейтральная тогда Италия приступила к разработке так называемых «автопушек» — полубронированных грузовиков, на которых устанавливались обычные противоаэростатные орудия. Такие машины можно назвать первыми самоходными артустановками.
Начиная с 1915 по 1917 г. фирмой «Ansaldo» была выпущена партия из 135 «автопушек» под обозначением «Autocannone 102/35 SPA 9000». Основой машины стала ходовая часть грузового автомобиля SPA 9000 с колесной формулой 4x2, разработанная перед войной.
Вместо кузова оборудовалась стрелковая точка зенитного 101,6-мм орудия «Cannone 102/35». Орудие монтировалось на тумбовой установке и закрывалось бронещитом. Теоретический темп стрельбы этого полуавтоматического орудия, разработанного при участии фирм «Schneider» и «Armstrong», составлял 20 выстрелов в минуту — очень даже прилично для своего времени. Стрельба велась двумя основными типами боеприпасов; фугасным снарядом «Ansaldo» массой 13,35 кг или шрапнельной гранатой «Pancani» весом 14,65 кг. Для учебных стрельб использовался практический снаряд.
«Autocannone 102/35 su SPA 90000 принимали участие во всех крупных сражениях, которые велись на итало-австрийском фронте. К моменту неудачной для Италии битвы у Капоретто в строю имелось уже 7 групп батарей, которые в первую очередь использовались как самоходные артустановки. В ходе отступления «автопушки» прикрывали отход своих войск. Последнее массированное применение «Autocannone 102/35 SPA 9000» имело место летом 1918 г. в ходе всеобщего наступления союзных войск по всему Западному фронту.
Бронеавтомобиль Руссо-балт (Россия)
Шасси имело грузоподъемность 2 т и было выполнено по колесной формуле 4 х 2, т. е. из двух осей ведущей была только одна (задняя). Компоновочная схема боевой машины была обусловлена конструкцией шасси и практически повторяла в этом плане бронеавтомобиль Накашидзе.
Одной из примечательных особенностей бронеавтомобиля «Руссо-Балт М» была конструкция его корпуса. Он был образован броневыми листами, расположенными под большими углами наклона. По сравнению с вертикальными броневыми листами это обеспечивало значительное усиление броневой защиты. Такой подход к проектированию броне-корпусов утвердился в мировой практике лишь к началу Второй мировой войны.
Вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов системы Максима и располагалось треугольником: один пулемет в лобовой стенке, второй в кормовой (устанавливались стационарно), третий в одном из бортов (мог перемещаться с одного борта на другой в зависимости от ситуации на поле боя). При этом углы обстрела в горизонтальной и вертикальной плоскостях были сравнительно Значительно больший сектор обстрела имела установленная на одном из бронеавтомобилей 37-мм автоматическая пушка Максима—Норденфельда. Она была смонтирована на тумбе и имела угол наведения в горизонтальной плоскости 300°.
Для стрельбы из пушки применялись осколочные стальные или чугунные гранаты и картечь. Дальность прицельного огня осколочными гранатами составляла 2000 м. Картечь имела 75 сферических пуль с дальностью поражения до 200 м. Для защиты расчета пушки от пуль и осколков снарядов был предусмотрен броневой щит.
невелики и находились в пределах 15-20°.
Тяжелый танк A7V (Германия)
Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.
В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г. Стандартные 7,92-мм пулеметы Тип брони Стальная катаная Лоб корпуса 30 мм; Днище 15 мм;Крыша; Максимальная скорость 17км/ч
Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.
Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.
Средний танк Schneider СА 1 (Франция)
В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина. Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, 25 февраля 1916 г. компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.
В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.
Кроме того, имел один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел Два 8-мм пулемета Гочкиса служили дополнением к основному оружию. Другая неуклюжая особенность — выступ на лобовой детали корпуса, который изначально был разработан для снятия колючей проволоки, что на практике приводило к опрокидыванию танка. Боевое отделение для шести человек было слишком тесным. Двигатель мощностью всего 60 л. с. обеспечивал максимальную скорость в 8 км/ч. Все это было защищено 11-мм бронелистами.
Средний танк St. Chamond (Франция)
Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «St. Chamond» электромеханической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало несравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «St. Chamond» получился довольно-таки скоростным танком — на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч. Хоть на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения возникновения поломок не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.
Первые танки «St. Chamond» (обр. 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 г.,
В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с фирмы «Schneider», проигнорировали опыт английских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Holt», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессоривание, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными, как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».
Корпус танка, получившего название «St. Chamond», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий
.
Легкий танк Whippet (Великобритания)
В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.
Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. развивал скорость 14 км/ч, что более чем вдвое превышало скорость Mk IV, поэтому его неофициально назвали «Уиппет» — «Гончая». Танк имел боевую массу 14 т, был защищён броней в 14 мм и вооружён четырьмя пулемётами; экипаж состоял из трёх человек. Запас хода составлял 130 км.
Два двигателя «Тейлор» мощностью по 45 л. с. были установлены в передней части танка; каждая гусеница приводилась в движение одним двигателем через свою коробку передач — таким образом, танк утрачивал способность передвигаться при отключении даже одного двигателя.
Тяжелый танк A1E1 «Independen»(Англия)
По компоновке танк A1E1 принципиально отличался от «ромбовидных» танков, за основу была принята классическая компоновка с передним размещением боевого отделения и моторно-трансмиссионного сзади. На корпусе танка устанавливалось пять башен, экипаж танка был 8 человек. Центральная часть боевого отделения была отведена под установку главной башни с 47-мм орудием, предназначенным для борьбы с танками и артиллерией. В башне размещались командир танка, наводчик и заряжающий. Для командира была предусмотрена командирская башенка, смещённая влево относительно продольной оси. Справа устанавливался мощный вентилятор, прикрытый бронеколпаком. Перед главной башней и за ней находились по две пулеметные башни, в которых устанавливалось по одному 7,71-мм пулемету Vickers, оснащенному оптическим прицелом.Пулеметные башни были куполообразной формы и вращались на 360 градусов, каждая из них имела две смотровые щели защищенными бронестеклами. Верхняя часть башни могла откидываться вверх.На танке было обеспечено максимальное удобство для работы механика –водителя, он сидел отдельно в специальном выступе в корпусе танка и через смотровую башенку ему обеспечивался нормальный обзор местности. На танке устанавливался V-образный двигатель воздушного охлаждения мощностью 350 л.с. и планетарная трансмиссия, благодаря ей и сервоприводам механик-водитель легко управлял танком рычагами и рулевым колесом, которое использовалось при плавных поворотах. Максимальная скорость танка достигала 32 км/час.Броневая защита была дифференцированной: лоб корпуса 28 мм, борт и корма 13 мм, крыша и днище 8 мм. Вес танка достигал 32,5 т.Ходовая часть танка во многом повторяла ходовую танка Medium Mk.I На каждый борт приходилось по 8 опорных катков, объединённых попарно в 4 тележки. Элементы подвески и опорные катки были защищены съемнымиэкранами.
Бронеавтомобили Мгберова (Россия)
Штабс-капитан В. Мгберов в 1915 г. спроектировал серию бронеавтомобилей, постройка которых осуществлялась на Ижорском заводе. В качестве базы для бронеавтомобилей Мгберова использовались шасси трех типов: легкового автомобиля «Рено», грузовиков «Уайт» и «Изотта-Фраскини». Все машины были выполнены по компоновочной схеме с передним расположением моторного отделения, за которым размещалось отделение управления с креслом водителя и боевое отделение с вооружением.
Особенностью закрытых корпусов бронеавтомобилей Мгберова был значительный наклон лобовых бронелистов. Наиболее отчетливо это проявилось у машины, созданной на шасси «Рено», где радиатор системы водяного охлаждения находился за двигателем. Бронеавтомобиль на этом шасси имел переднюю часть в форме клина, от которой, как правило, рикошетировали винтовочные пули. Пробить такую броню было гораздо труднее, чем броневые листы, в том числе расположенные вертикально
Все жизненно важные части машины защищались 7-мм броней.
Установленный в моторном отделении 4-цилиндровый карбюраторный двигатель развивал максимальную мощность 75 л. с., что позволяло машине двигаться по шоссе со скоростью до 55 км/ч. Такая скорость была рекордной для отечественных бронеавтомобилей.
На крыше боевого отделения была смонтирована башня с установленным в ней 7,62-мм пулеметом системы Максима. С помощью специального штурвала пулеметчик мог вращать башню на 360°, обеспечивая таким образом круговой обстрел. Башня была оборудована небольшой командирской башенкой с узкими смотровыми щелями, сквозь которые командир машины мог вести наблюдение за полем боя.
В течение 1915 г. по проекту Мгберова на шасси «Рено» было построено 16 бронеавтомобилей. Все машины до конца 1915 г. поступили в броневые части действующей армии.
Броне грузовик Гарфорд-Путилов (Россия)
Отечественные конструкторы также внесли существенный вклад в развитие бронеавтомобилей. Один из самых удачных примеров пушечного броневика Первой мировой — русский «Гарфорд-Путилов». Машина, разработанная генерал-майором Николаем Михайловичем Филатовым, базировалась на шасси американского грузовика Garford, а ее выпуск наладили на путиловском заводе в Петрограде. Отсюда, собственно, и название. «Гарфорд» не поражал маневренностью и скоростью — возможностей 30-сильного мотора тяжелому бронированному траку явно не хватало, зато эффективная противопульная защита и более чем серьезный арсенал, включавший, помимо пулеметов, еще и 76-миллиметровую пушку системы «Данглиз-Шнейдер», позволяли экипажам подавлять хорошо укрепленные боевые точки противника, оставаясь неуязвимыми для неприятельского огня с кинжальной дистанции. Вооружён броневик был по тем временам лучше, чем любой из терминаторов любой серии. Три пулемёта Максима и «туз в рукаве» – 76-миллиметровая противоштурмовая пушка образца 1910 года. Пушка эта на то время была вполне современной, обладала малой отдачей и могла расколоть любую броню, в случае её наличия у противника. Максимальная скорость с попутным ветром и под горку – 35 км/ч, мощность двигателя – 30 л.с., толщина брони – 6,5 мм в армейском исполнении и 7 мм в морском... Для сравнения возьмём хотя бы советский БА-11 выпуска 1939 года: скорость – 64 км/ч, мощность – 93 л.с., броня – до 14,5 мм.
Бронеавтомобиль Фиат (Россия)
Бронированный корпус был склепан из броневых листов толщиной 7 мм, толщина брони крыши составляла 5 мм. Основная броня пробивалась винтовочными пулями с расстояния не более 75 шагов.
Вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов системы Максима, смонтированных в двух высоких цилиндрических вращающихся башнях.
Башни размещались на крыше боевого отделения по диагонали. Это обеспечивало сектор обстрела каждого пулемета в 290°. Станки пулеметов позволяли вести стрельбу с углом возвышения до 80°, что давало возможность использовать их для борьбы с летательными аппаратами противника.
Опыт боевого использования «Фиатов» показал, что они являлись весьма надежными боевыми машинами с достаточно мощным вооружением. Благодаря 72-сильному двигателю машины развивали на хорошей дороге скорость до 60 км/ч. По проходимости на пересеченной местности они уступали лишь «Остинам» с ходовой частью типа «Кегресс». Запас хода по шоссе достигал 140 км.
В качестве отрицательных моментов указывалась недостаточная прочность задних рессор и дифференциала заднего моста. Впрочем, их можно было устранить, использовав соответствующие узлы от грузового автомобиля «Фиат 1,5 т».
Появлению бронеавтомобилей «Фиат» на вооружении Русской Армии предшествовало принятие русским правительством в начале 1916 г. решения не только закупать готовые бронеавтомобили за рубежом, но и изготавливать их на отечественных предприятиях с использованием подходящих импортных колесных шасси. В исполнение принятого решения были произведены закупки не только шасси фирмы «Austin Motor Company», но и заключен соответствующий контракт с американским филиалом фирмы «Fiat».
Соглашение с фирмой «Fiat» было подписано в феврале 1916 г. Оно предусматривало поставку в Россию к 1 ноября 1916 г. 90 модифицированных шасси легкового автомобиля «Фиат». Первая партия таких шасси была отправлена в Россию летом 1916 г. До апреля 1918 г. было выпущено 47 броневиков на шасси «Фиат», благодаря чему они заняли второе место по численности (после «Остинов») на вооружении Русской Армии.
Линкор Дредноут (Великобритания).
“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан.
Визитная карточка "Дредноута" - артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.Такое вооружение разительно отличало "Дредноут" от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра - обычно 152 миллиметра.Привычка снабжать броненосцы множеством - до 12 и даже 16 - пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году - в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными "скорострелками".
«Куин Элизабет»(Великобритания)
Великобритания открыла новый виток гонки морских вооружений. Даже такие страны, как Османская империя, Бразилия, Аргентина, Чили стали строить планы по оснащению своих флотов дредноутами. Великобритания, в соответствии с принципом «двухдержавного стандарта», также продолжала увеличение своего флота. В 1911 году Первым Лордом Адмиралтейства стал Уинстон Черчилль. По первоначальным планам, программа 1912 года должна была включать 3 улучшенных линкора типа «Айрон Дюк» и линейный крейсер. Однако новый Первый Лорд Адмиралтейства, со свойственной ему энергией, приказал переработать проект под главный калибр 15 дюймов, при том, что проектные работы по созданию таких орудий ещё даже не были завершены. Причиной этого послужили слухи о том, что Германская империя планирует увеличить калибр своих морских орудий, а также то, что в американском и японском флотах стандартом стали 14-дюймовые орудия. Elswick Ordnance Company выполнила поставленную задачу. Новое орудие 15"/42cal Mk I показало не только большую точность по сравнению с 13,5" Mk V, но и большую пробивную способность и увеличенную дальность стрельбы.
Головной корабль серии Queen Elizabeth названный в честь Елизаветы I, первый представитель супер дредноутов с 15-дюймовым главным калибром. Корабль участвовал в обеих мировых войнах.
Главный пояс: 330—203 мм, в оконечностях:152 мм (нос),102 мм (корма).
Верхний пояс: 152 мм.
Траверзы цитадели: 152 мм (нос), 102 мм (корма), у погребов: 50,8 мм (25,4+25,4)
Противоторпедная переборка: 50,8 мм (25,4+25,4)
Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша)
Барбеты: 254—178 мм (выше верхней палубы),102-152 мм (ниже верхней палубы)
Казематы: 152 мм
Боевая рубка: 280 мм (стены), 76,2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы)
Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы)
Палубы: бака над казематами 25,4 мм верхняя 50,8-31,8 мм, главная (средняя) над погребами 31,8 мм, нижняя 25,4 мм, платформа (промежуточная палуба) в носу 25,4 мм, на концах 76,2 мм, над рулевым устройством 76,2 мм.
Истребитель Виккерс F.B.5 (Великобритания)
В 1911 г. известная британская компания «Виккерс», производившая вооружение, открыла авиастроительное отделение. Первые самолеты были изготовлены по чертежам известного французского конструктора Эсно-Пельтри.
В 1913 г. компания получила заказ от ВМС на создание истребителя-биплана. Спроектированный самолет имел открытый ферменный фюзеляж и крылья разного размаха. Стрелок и пилот располагались в гондоле, в задней части которой устанавливался двигатель Уолсли (80 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Машина получила обозначение Виккерс E.F.B.I.
Именно Виккерс E.F.B.1, пройдя ряд модификаций (E.F.B.2, 3, 4 и 5 с ротативным двигателем Гном), стал базой для разработки первого вооруженного самолета компании «Виккерс» — F.В.5 «Ган Бас». В передней кабине находился шкворневый пулемет «Льюис» с барабанным магазином (на первых сериях — «Максим» с ленточным питанием). В качестве силовой установки использовался двигатель Гном «Моносупап» (100 л. с.). F.B.5 имел размах верхнего крыла 11,13 м, развивал максимальную скорость 113 км/ч, продолжительность полета составляла около 4,5 часа. Хотя на момент появления на фронте он представлял собой устаревшую конструкцию, F.В. 5 был единственным британским вооруженным самолетом, который мог оказать противодействие германским «фоккерам». Однако уже через год все машины были переведены в разведывательные эскадрильи, а вскоре и вовсе сняты с фронта. Всего было выпущено более 200 экземпляров, в том числе один с ротативным двигателем Клерже (110 л. с.) и два самолета со звездообразным двигателем Смит (150 л. с.). В декабре 1915 г. главный конструктор компании «Виккерс» Гарольд Бэрнуэлл доработал F.B.5, уменьшив размах крыльев и убрав противокапотажную лыжу. Одновременно была подвергнута модернизации стрелковая установка — вместо шкворня использовали турель. Новый самолет получил обозначение F.В.9 и строился на двух заводах компании «Виккерс» в метрополии и по лицензии на одном из французских предприятий. Этими аппаратами были вооружены пять эскадрилий из состава британского экспедиционного корпуса во Франции и несколько эскадрилий французских ВВС. Во второй половине войны самолеты применялись в основном в учебных подразделениях, так как были устойчивы в воздухе и просты в управлении. Некоторые учебно-тренировочные самолеты имели двойное управление. Широко использовались F.В.9 в школах воздушных стрелков, где оснащались турелью Скарфа. На фронт было поставлено около 100 машин.
Истребитель RAF S.E.5 (Великобритания)
Характеристики:
экипаж :1 человек
Длинна:6,37 м
Размах крыла: 8,11 м
Высота: 2,69 м
Площадь крыла: 22,83 м²
Масса снаряженного: 880 кг
Максимальная взлётная масса: 929 кг
Двигатели: 1× Hispano-Suiza 8 (или Wolseley W4A Viper) мощностью 200 л. с.
Максимальная скорость: 225 км/ч
Крейсерская скорость: 193 км/ч
Посадочная скорость: 135 км/ч
Практическая дальность: 550 км
Продолжительность полёта: 2 часа 30 мину
Пулемётное:1× синхронизированный 7,7-мм пулемёт Vickers 1× 7,7-мм пулемёт Lewis
Бомбовая нагрузка: до 4× 18,6 кг бомб
Летом 1916 г. группа конструкторов под руководством Фолланда приступила к проектированию самолета именно под этот двигатель. Закупленные Испано-Сюизы стали поступать в Англию в августе, а в декабре новая машина, получившая обозначение S.E.5, впервые поднялась в воздух. Она была оснащена рядным двигателем Испано-Сюиза мощностью 150 л. с. Однако, в конце января 1917 г. опытный самолет разбился. В катастрофе погиб один из лучших британских пилотов Фрэнк Гудден. Причиной трагедии стала неудачная конструкция крыла. Тем не менее, уже через месяц самолет прошел войсковые испытания во Франции. Новая машина была не слишком маневренной, но — скоростной и прочной.
Первые серийные S.E.5 появились в строевых частях в начале апреля 1917 г. Вооружение состояло из одного 7,7-мм синхронизированного пулемета «Виккерс» с боезапасом 400 патронов, располагавшегося с левой стороны фюзеляжа, и одного 7,7-мм пулемета «Льюис» на лафете Фостера, установленного на верхнем крыле. Уже 22 апреля произошла первая стычка с двухместным «альбатросом», совершавшим разведывательный полет. Немецкому самолету удалось оторваться от преследователей только потому, что пилотам S.E.5 было строго настрого приказано не пересекать линию фронта. На S.E.5 летали такие асы, как макелрой, Бэлл, Бишоп, Колдуэлл и многие другие. Кроме британской авиации, самолет состоял на вооружении американского экспедиционного корпуса во Франции. сего было построено 60 машин S.E.5.
Истребитель Сопвич «Бэби» (Великобритания)
Существенным различием между Sopwith Schneider и его дальнейшим развитием Sopwith Baby (компания Sopwith построила сто "бэби", получивших номера с 8118 по 8217) были из числа тех, которые хорошо различимы на глаз: установка более мощного двигателя (110-сильного или 130-сильного Clerget) и размещение его в капоте, который сильно отличался от первоначального. Данный капот имел открытую переднюю часть и его форма в виде спереди напоминала перевернутую литеру "U". Хотя вооружение "бэби" было разнообразным, наиболее интересным новшеством была установка на ряде машин синхронизированного пулемета Lewis, стрелявшего над только что описанным капотом. Пулемет устанавливался либо на центральной линии самолета, и его задняя часть проходила сквозь лобовое стекло, либо был смещен вправо. Были также случаи, когда пулемет Lewis устанавливался на правой стороне фюзеляжа или крепился к левым центропланным стойкам под углом к линии полета в 45 градусов.
Характеристики Baby:
Размах крыла, м 7.80;
Длина, м 7.00Высота, м 3.00;
Площадь крыла, м2 21.90;
Масса, кг пустого самолета 556 нормальная взлетная 780 Тип; двигателя 1 ПД ClergetМощность, л.с. 1 х 130;
Максимальная скорость , км/ч 161Крейсерская скорость , км/ч 142;
Практическая дальность, км 480;
Скороподъемность, м/мин 106;
Практический потолок, м 2315Экипаж, чел 1;
Вооружение: один 7.7-мм пулемет ;
Истребитель Альбатрос D I и D II (Германия)
Компания «Альбатрос» создала самолет (руководители проекта Телен и Шуберт) оригинальной, революционной конструкции с фюзеляжем типа полумонокок с работающей фанерной обшивкой. Самолет, получивший обозначение DI, облетывал знаменитый немецкий ас Бельке Фирма «Альбатрос» специализировалась на строительстве самолетов классических деревянных конструкций, но D I был первой попыткой найти компромисс между ферменным фюзеляжем и сложной структурой монокока. Насколько успешным было принятое решение, показала история развития «альбатросов» серии D. Структура фюзеляжа состояла в основном из толстых трехдюймовых шпангоутов и шести лонжеронов, подкрепленных трехслойной фанерной обшивкой. Всего было произведено около 50 машин серии D I.
Хотя D I пользовался большой популярностью у немецких пилотов, обращалось внимание на плохой обзор верхней полусферы из кабины, причиной чему было высокорасположенное верхнее крыло. Поэтому на варианте D II верхнее крыло было опущено ближе к фюзеляжу и изменена конструкция его кабана. На поздних сериях была также предпринята попытка убрать в верхнее крыло радиатор охлаждения двигателя. В этой окончательной версии самолет D II представлял собой довольно совершенную конструкцию. Всего было произведено 275 самолетов. По лицензии машины строились и в Австрии. Длина: 7,3 м;Размах крыла: 8,6 м;Масса пустого: 645 кг;
Мощность двигателей: 1 × 160 л.с;Максимальная скорость: 193 км/ч;
Вооружение Стрелково-пушечное: 2 × 7,92 мм пулемёта LMG 08/15 Шпанду