kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории Казахстана в 8 классе "Национальные праздники, игры казахов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация предназначен для учителей истории Казахстана, преподающим в 8 классе.

Цель урока: Продолжить знакомство с жизнью казахского народа;

Совершенствовать навыки и умение работы с учебником, умение делать выводы, анализировать;

Воспитывать чувства гордости, уважения и бережного отношения к традициям и обычаям народа, трудолюбие, упорства в достижении цели

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок истории Казахстана в 8 классе "Национальные праздники, игры казахов"»

КГУ «Журавлевская седняя школа» Урок истории Казахстана в 8 классе Национальные праздники, игры казахов     Учитель истории: Баймагамбетова В.С.  2014-2015 год

КГУ «Журавлевская седняя школа»

Урок истории Казахстана в 8 классе

Национальные праздники, игры казахов Учитель истории: Баймагамбетова В.С. 2014-2015 год

Цель урока:

Цель урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью казахского народа;
  • Совершенствовать навыки и умение работы с учебником, умение делать выводы, анализировать;
  • Воспитывать чувства гордости, уважения и бережного отношения к традициям и обычаям народа, трудолюбие, упорства в достижении цели
Ход урока:

Ход урока:

  • Организационный момент .
  • Опрос домашнего задания:
  • Расскажите о казахском ауле 18 –начала 19 веков?
  • Что из себя представляли зимние и летние жилища казахов?
  • Какие изменения происходили в скотоводстве?
  • С какой целью казахи пускали палы?
  • Какие лишения приносил джут скотоводам?
  • Что заставило номадов перейти к сенокошению?
  • Почему казахи начали переходить к земледелию?
  • Расскажите о развитии рыболовства и охоты среди казахов?
План урока:

План урока:

  • 1. Праздники.
  • 2. Национальные игры.
  • 3. Здоровье казахов.
  • 4. Народные целители.
  • 5. Именитые казахские спортсмены.
В жизни традиционного казахского общества большое место за­нимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объ­единяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состяза­ния воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

В жизни традиционного казахского общества большое место за­нимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объ­единяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состяза­ния воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

1.  Праздники.  В день весеннего равноденствия казахи  продолжа­ли отмечать Новый год — Наурыз.  Слово «Новруз» было персидского происхождения  и означало «новый день». В этот день  прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходи­ли дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в боль­шом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже, состо­явшее из 7 пищевых компонентов. Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки. В этот день про­водились игры и состязания. Кроме того, у казахов существовали и другие праздники — кымыз-мурындык, согым, сундет тойы и т. д.

1. Праздники.

В день весеннего равноденствия казахи

продолжа­ли отмечать Новый год — Наурыз.

Слово «Новруз» было персидского происхождения

и означало «новый день». В этот день

прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходи­ли дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в боль­шом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже, состо­явшее из 7 пищевых компонентов. Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки.

В этот день про­водились игры и состязания. Кроме

того, у казахов существовали и другие праздники —

кымыз-мурындык, согым, сундет тойы и т. д.

2.  Национальные игры. Игры у казахов выполняли воспитатель­  ные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищ­но-эстетические функции. Через игры у молодежи развивались фи­зические и умственные способности и навыки. Из национальных игр наиболее распространенной была игра айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). По­пулярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину площадки. Они должны были свалить друг друга с лошади.

2. Национальные игры.

  • Игры у казахов выполняли воспитатель­ ные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищ­но-эстетические функции. Через игры у молодежи развивались фи­зические и умственные способности и навыки.
  • Из национальных игр наиболее распространенной была игра айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). По­пулярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину площадки. Они должны были свалить друг друга с лошади.

Для воспитания выносливости и лов­кости была придумана игра кумис алу (достать серебряную моне­ту).

Для воспитания выносливости и лов­кости была придумана игра кумис алу (достать серебряную моне­ту).

Одной из мужских игр была игра кокпар (козлодрание).

Одной из мужских игр была игра кокпар (козлодрание).

Одним из популярных спортивных  состязаний была спортивная борьба —  казах куресы

Одним из популярных спортивных состязаний была спортивная борьба — казах куресы

играли в алтыбакан (качели).

играли в алтыбакан (качели).

кыз куу (догони девушку)

кыз куу (догони девушку)

асыки (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), жилик сындыру (разбить кость) и многие другие игры. Эти игры и спортивные состязания устраива­лись на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях.  В качестве приза выставлялись не­  сколько десятков, а то и сотен голов  разного скота, золотые украшения,  се­ребряные и золотые слитки.

асыки (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), жилик сындыру (разбить кость) и многие другие игры. Эти игры и спортивные состязания устраива­лись на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях. В качестве приза выставлялись не­ сколько десятков, а то и сотен голов разного скота, золотые украшения, се­ребряные и золотые слитки.

3. Здоровье казахов

3. Здоровье казахов

  • По словам известного российского иссле­дователя XVIII века И.Г. Андреева, «многие между ими (казахамиавт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более...». Крепкое здоровье и долголетие казахов объяснялись рядом факто­ров. Во-первых, жители степи большое количество времени были на свежем воздухе. Они часто меняли свое местожительство. Поэтому, к примеру, они практически не знали, что такое туберкулез. Во-вто­рых, они питались экологически чистыми продуктами. Так, излюб­ленным напитком был кумыс, полезные свойства которого оказы­вали самое благоприятное воздействие на здоровье человека. О це­лебных свойствах кумыса знали и российские чиновники. К приме­ру, в середине XIX века томский губернатор Супрунюк с семьей про­водил каждое лето свой отпуск на территории Кулундинской степи, занимаясь кумысолечением. В-третьих, жители степи были тесно связаны с лошадью: частое передвижение верхом способствовало укреплению их физического здоровья. Немецкий исследователь А. Гейнс по этому поводу писал: «Киргизы с юных лет приучаются управлять лошадью; едва мальчик укрепится, как ему дается пол­ная свобода укрощать диких степных коней». В-четвертых, степня­ки практически не употребляли винно-водочные изделия и табак.
  • В-пятых, несмотря на отсутствие врачей, казахи имели народных целителей, искусство которых передавалось из поколения в поко­ление. Немецкий исследователь Ф. фон Шварц отмечал отменное здоровье казахов: «Киргизы обладают среди всех народов Централь­ной Азии очень хорошим здоровьем, так что сложилась поговорка «Здо­ров как киргиз».
4. Народные целители.

4. Народные целители.

  • У коренных жителей были свои искус­ные лекари. Искусство врачевания передавалось из поколения в поколение. Знахарей называли тауып, людей, лечащих лекарствен­ными травами — даригер. Хирургов называли оташы, костоправов — сыныкшы. Среди казахских лекарей встречались и выпускники мед­ресе Бухары, Самарканда. Последним были известны медицинские трактаты Ибн Сины. Они широко применяли лекарственные препа­раты и даже ядовитые вещества в малых дозах.
Лекарственные травы, которые применяли казахи золотой корень (кияк оты) полынь (жусан ) можже­вельник (арша) девясил ревень (кара айдыз) (саумалдык)   иво­вая кора плоды боярышника  (тал кабыгы), (долана) черная белена  (мендуана)  корни шиповника  (итмурун тубири) и другие. гвоздика (калампыр)

Лекарственные травы, которые применяли казахи

золотой корень (кияк оты)

полынь (жусан )

можже­вельник (арша)

девясил ревень

(кара айдыз) (саумалдык)

иво­вая кора плоды боярышника

(тал кабыгы), (долана) черная белена

(мендуана)

корни шиповника

(итмурун тубири) и другие.

гвоздика (калампыр)

  • По данным исследователей, на рубеже XIX-XX веков в одном только Туркестанском крае казахским лекарям были известны 227 лекарственных средств растительного происхождения.
  • В врачебной практике имело место использование и лекарствен­ных средств животного происхождения. Это медвежья и лебединая желчь, барсучий, сурчиный, гусиный, бараний и конский жир. Ка­захские лекари были прекрасно осведомлены и об анатомии чело­века. Они могли определить диагноз болезни и последующее лече­ние по одному только пульсу человека.
  • В полупустынных и пустынных районах больных лечили песоч­ными ваннами. Больным в зимнее время рекомендовали теплые вод­ные ванны с добавлением соли и различных трав. Казахи издавна знали целебные свойства соленых озер и минеральных источников. Подобное лечение помогало исцелять человека от многих сустав­ных, наружных и внутренних болезней. Ряд болезней казахские ле­кари лечили, обмотав больного шкурой только что зарезанного ба­рана, козы, бычка или жеребенка.
  • При болезнях, связанных с кровяным давлением, нередко ис­пользовали метод лечения, связанный с кровопусканием. Казах­ские знахари лечили и пиявками. Для дезинфекции и остановки крови на раны насыпали свежую золу или прикладывали обо­жженный кусок кошмы.
  • Народные целители могли делать операции кесарева сечения. Костоправы могли вправить практически любые вывихи конечное тей, ключицы и даже бедра. Психические за­болевания лечили шаманы (баксы).
5. Именитые казахские спортсмены.  Од­ним из известных казахских  борцов был Нурмагамбет  Баймырзаулы (1864-1919). В  детстве его пальцы обгорели и  стали несколько ко­роче. Поэтому в народе он стал известен как  Балуан Шолак (Короткопалый Борец). Он был  знаменит тем, что никогда и никому не про­  играл в борьбе. Выступал на ярмарках, асах  и тоях. Пользовался славой и как талантливый композитор.

5. Именитые казахские спортсмены.

  • Од­ним из известных казахских
  • борцов был Нурмагамбет

Баймырзаулы (1864-1919). В

детстве его пальцы обгорели и

стали несколько ко­роче. Поэтому в народе он стал известен как Балуан Шолак (Короткопалый Борец). Он был знаменит тем, что никогда и никому не про­ играл в борьбе. Выступал на ярмарках, асах и тоях. Пользовался славой и как талантливый композитор.

Другим из именитых казахских борцов  был Хаджимукан Мунайтпасулы. Он  был уро­женцем Акмолинского уезда  Акмолинской области. С детства  отличался огромной физической силой. В 1904—1907 годах будущий чемпион мира обучался классичес­кой борьбе и цирковому искусству в Петербурге. В 1909 году в Риге на первенстве мира он занял первое место. В 1911 году на чемпио­нате мира в Варшаве Хаджимукан занимает также первое место и награждается малой золотой медалью. В последующие годы он уча­ствовал в различных международных турнирах по вольной и клас­сической борьбе.
  • Другим из именитых казахских борцов
  • был Хаджимукан Мунайтпасулы. Он
  • был уро­женцем Акмолинского уезда
  • Акмолинской области. С детства
  • отличался огромной физической силой.
  • В 1904—1907 годах будущий чемпион мира обучался классичес­кой борьбе и цирковому искусству в Петербурге. В 1909 году в Риге на первенстве мира он занял первое место. В 1911 году на чемпио­нате мира в Варшаве Хаджимукан занимает также первое место и награждается малой золотой медалью. В последующие годы он уча­ствовал в различных международных турнирах по вольной и клас­сической борьбе.
Он становился победителем и призером между­народных турниров в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Лон­доне, Берлине, Стокгольме, Будапеште, Харбине, Кабуле и Теге­ране. Побеждал на многочисленных соревнованиях в российских городах Саратове, Казани, Омске, Троицке и Уфе. В 1909—1911 го­дах он совершает турне по странам Ближнего и Среднего Востока. После этой поездки он стал именоваться «Кажымуканом». Он выступал также под псевдонимами Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кара Иван. Знаменитый борец за годы вы­ступлений завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей, а также в 1913 и 1915 годах стал обладателем престижного «пояса Сигизмунда».
  • Он становился победителем и призером между­народных турниров в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Лон­доне, Берлине, Стокгольме, Будапеште, Харбине, Кабуле и Теге­ране. Побеждал на многочисленных соревнованиях в российских городах Саратове, Казани, Омске, Троицке и Уфе. В 1909—1911 го­дах он совершает турне по странам Ближнего и Среднего Востока. После этой поездки он стал именоваться «Кажымуканом».
  • Он выступал также под псевдонимами Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кара Иван. Знаменитый борец за годы вы­ступлений завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей, а также в 1913 и 1915 годах стал обладателем престижного «пояса Сигизмунда».

Хаджимукан Мунайтпасулы всю свою жизнь

прославлял Казахскую степь и казахский народ.

Был истинным патриотом своей земли. Потомки

помнят его и как активного сторонника и

участни­ка национально-освободительного

движения казахского народа.

Задание №1. Заполните схему «Национальные праздники» Национальные праздники

Задание №1.

  • Заполните схему «Национальные праздники»

Национальные праздники

Задание №2 Заполните таблицу «Национальные игры» Национальные игры

Задание №2

  • Заполните таблицу «Национальные игры»

Национальные игры

Задание №3

Задание №3

  • Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте текст «Здоровье казахов» и выпишите из текста причины крепкого здоровья и долголетия казахов.
Задание №4 Прочитайте текст учебника «Народные целители» и заполните таблицу «Достижения казахов в области медицины»  Достижения казахов в области медицины

Задание №4

Прочитайте текст учебника «Народные целители» и заполните таблицу «Достижения казахов в области медицины»

Достижения казахов в области медицины

Закрепление

Закрепление

  • Вопросы:
  • Какие традиционные казахские праздники вы знаете?
  • Назовите национальные игры казахов?
  • Почему кочевники отличались отменным здоровьем?
  • Кого из известных спортсменов вы знаете?
  • Какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровье?
Домашняя работа:

Домашняя работа:

  • 1. П-25.
  • 2. Подготовить презентацию по теме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок истории Казахстана в 8 классе "Национальные праздники, игры казахов"

Автор: Баймагамбетова Вера Станиславовна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "урок изобразительного искусства 2 класс Изделия народных мастеров. Хохломская роспись. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-2-klass-izdieliia-narodnykh-mastierov-khokhlomskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "200410"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428832738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "«Горжусь тобой – мой Казахстан»”"
    ["seo_title"] => string(28) "gorzhus-toboi-moi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "248689"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446750573"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Классный час на тему : "Моя Родина -  Республика Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(57) "klassnyi-chas-na-tiemu-moia-rodina-riespublika-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "239404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444765330"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Родина Республика Казахстан "
    ["seo_title"] => string(29) "rodina-riespublika-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "239812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444852665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства