Просмотр содержимого документа
«урок истории Казахстана в 8 классе "Национальные праздники, игры казахов"»
КГУ «Журавлевская седняя школа»
Урок истории Казахстана в 8 классе
Национальные праздники, игры казахов Учитель истории: Баймагамбетова В.С. 2014-2015 год
Цель урока:
Продолжить знакомство с жизнью казахского народа;
Совершенствовать навыки и умение работы с учебником, умение делать выводы, анализировать;
Воспитывать чувства гордости, уважения и бережного отношения к традициям и обычаям народа, трудолюбие, упорства в достижении цели
Ход урока:
Организационный момент .
Опрос домашнего задания:
Расскажите о казахском ауле 18 –начала 19 веков?
Что из себя представляли зимние и летние жилища казахов?
Какие изменения происходили в скотоводстве?
С какой целью казахи пускали палы?
Какие лишения приносил джут скотоводам?
Что заставило номадов перейти к сенокошению?
Почему казахи начали переходить к земледелию?
Расскажите о развитии рыболовства и охоты среди казахов?
План урока:
1. Праздники.
2. Национальные игры.
3. Здоровье казахов.
4. Народные целители.
5. Именитые казахские спортсмены.
В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.
1.Праздники.
В день весеннего равноденствия казахи
продолжали отмечать Новый год — Наурыз.
Слово «Новруз» было персидского происхождения
и означало «новый день». В этот день
прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже, состоявшее из 7 пищевых компонентов. Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки.
В этот день проводились игры и состязания. Кроме
того, у казахов существовали и другие праздники —
кымыз-мурындык, согым, сундет тойы и т. д.
2.Национальные игры.
Игры у казахов выполняли воспитатель ные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищно-эстетические функции. Через игры у молодежи развивались физические и умственные способности и навыки.
Из национальных игр наиболее распространенной была игра айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). Популярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину площадки. Они должны были свалить друг друга с лошади.
Для воспитания выносливости и ловкости была придумана игра кумис алу (достать серебряную монету).
Одной из мужских игр была игра кокпар (козлодрание).
Одним из популярных спортивных состязаний была спортивная борьба — казах куресы
играли в алтыбакан (качели).
кыз куу (догони девушку)
асыки (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), жилик сындыру (разбить кость) и многие другие игры. Эти игры и спортивные состязания устраивались на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях. В качестве приза выставлялись не сколько десятков, а то и сотен голов разного скота, золотые украшения, серебряные и золотые слитки.
3. Здоровье казахов
По словам известного российского исследователя XVIII века И.Г. Андреева, «многие между ими (казахами — авт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более...». Крепкое здоровье и долголетие казахов объяснялись рядом факторов. Во-первых, жители степи большое количество времени были на свежем воздухе. Они часто меняли свое местожительство. Поэтому, к примеру, они практически не знали, что такое туберкулез. Во-вторых, они питались экологически чистыми продуктами. Так, излюбленным напитком был кумыс, полезные свойства которого оказывали самое благоприятное воздействие на здоровье человека. О целебных свойствах кумыса знали и российские чиновники. К примеру, в середине XIX века томский губернатор Супрунюк с семьей проводил каждое лето свой отпуск на территории Кулундинской степи, занимаясь кумысолечением. В-третьих, жители степи были тесно связаны с лошадью: частое передвижение верхом способствовало укреплению их физического здоровья. Немецкий исследователь А. Гейнс по этому поводу писал: «Киргизы с юных лет приучаются управлять лошадью; едва мальчик укрепится, как ему дается полная свобода укрощать диких степных коней». В-четвертых, степняки практически не употребляли винно-водочные изделия и табак.
В-пятых, несмотря на отсутствие врачей, казахи имели народных целителей, искусство которых передавалось из поколения в поколение. Немецкий исследователь Ф. фон Шварц отмечал отменное здоровье казахов: «Киргизы обладают среди всех народов Центральной Азии очень хорошим здоровьем, так что сложилась поговорка «Здоров как киргиз».
4. Народные целители.
У коренных жителей были свои искусные лекари. Искусство врачевания передавалось из поколения в поколение. Знахарей называли тауып, людей, лечащих лекарственными травами — даригер. Хирургов называли оташы, костоправов — сыныкшы. Среди казахских лекарей встречались и выпускники медресе Бухары, Самарканда. Последним были известны медицинские трактаты Ибн Сины. Они широко применяли лекарственные препараты и даже ядовитые вещества в малых дозах.
Лекарственные травы, которые применяли казахи
золотой корень (кияк оты)
полынь (жусан)
можжевельник (арша)
девясил ревень
(кара айдыз) (саумалдык)
ивовая кора плоды боярышника
(тал кабыгы), (долана) черная белена
(мендуана)
корни шиповника
(итмурун тубири) и другие.
гвоздика (калампыр)
По данным исследователей, на рубеже XIX-XX веков в одном только Туркестанском крае казахским лекарям были известны 227 лекарственных средств растительного происхождения.
В врачебной практике имело место использование и лекарственных средств животного происхождения. Это медвежья и лебединая желчь, барсучий, сурчиный, гусиный, бараний и конский жир. Казахские лекари были прекрасно осведомлены и об анатомии человека. Они могли определить диагноз болезни и последующее лечение по одному только пульсу человека.
В полупустынных и пустынных районах больных лечили песочными ваннами. Больным в зимнее время рекомендовали теплые водные ванны с добавлением соли и различных трав. Казахи издавна знали целебные свойства соленых озер и минеральных источников. Подобное лечение помогало исцелять человека от многих суставных, наружных и внутренних болезней. Ряд болезней казахские лекари лечили, обмотав больного шкурой только что зарезанного барана, козы, бычка или жеребенка.
При болезнях, связанных с кровяным давлением, нередко использовали метод лечения, связанный с кровопусканием. Казахские знахари лечили и пиявками. Для дезинфекции и остановки крови на раны насыпали свежую золу или прикладывали обожженный кусок кошмы.
Народные целители могли делать операции кесарева сечения. Костоправы могли вправить практически любые вывихи конечное тей, ключицы и даже бедра. Психические заболевания лечили шаманы (баксы).
5. Именитые казахские спортсмены.
Одним из известных казахских
борцов был Нурмагамбет
Баймырзаулы (1864-1919). В
детстве его пальцы обгорели и
стали несколько короче. Поэтому в народе он стал известен как Балуан Шолак (Короткопалый Борец). Он был знаменит тем, что никогда и никому не про играл в борьбе. Выступал на ярмарках, асах и тоях. Пользовался славой и как талантливый композитор.
Другим из именитых казахских борцов
был Хаджимукан Мунайтпасулы. Он
был уроженцем Акмолинского уезда
Акмолинской области. С детства
отличался огромной физической силой.
В 1904—1907 годах будущий чемпион мира обучался классической борьбе и цирковому искусству в Петербурге. В 1909 году в Риге на первенстве мира он занял первое место. В 1911 году на чемпионате мира в Варшаве Хаджимукан занимает также первое место и награждается малой золотой медалью. В последующие годы он участвовал в различных международных турнирах по вольной и классической борьбе.
Он становился победителем и призером международных турниров в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Будапеште, Харбине, Кабуле и Тегеране. Побеждал на многочисленных соревнованиях в российских городах Саратове, Казани, Омске, Троицке и Уфе. В 1909—1911 годах он совершает турне по странам Ближнего и Среднего Востока. После этой поездки он стал именоваться «Кажымуканом».
Он выступал также под псевдонимами Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кара Иван. Знаменитый борец за годы выступлений завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей, а также в 1913 и 1915 годах стал обладателем престижного «пояса Сигизмунда».
Хаджимукан Мунайтпасулы всю свою жизнь
прославлял Казахскую степь и казахский народ.
Был истинным патриотом своей земли. Потомки
помнят его и как активного сторонника и
участника национально-освободительного
движения казахского народа.
Задание №1.
Заполните схему «Национальные праздники»
Национальные праздники
Задание №2
Заполните таблицу «Национальные игры»
Национальные игры
Задание №3
Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте текст «Здоровье казахов» и выпишите из текста причины крепкого здоровья и долголетия казахов.
Задание №4
Прочитайте текст учебника «Народные целители» и заполните таблицу «Достижения казахов в области медицины»