Занятие по предмету история. 2 курс.
тема: «Россия в XXI веке».
«Наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа». (Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 2003 г.)
Тип занятия – занятие - конференция..
Цель занятия: Подвести итоги развития страны в переломный момент реформирования общества; охарактеризовать процессы, происходящие в стране на современном этапе.
Задачи:
Образования: 1. Рассмотреть экономическое и политическое развитие страны. 2. Определить главные проблемы социального характера в современной Российской Федерации. 3. Выявить основные направления внешней политики России на современном этапе и её роль в СНГ
.
Развивающая: Развивать навыки работы по отбору нужного учебного материала из печатных средств массовой информации, составлять сообщения аналитического характера и формировать собственное суждение по значимым социальным вопросам.
.
Воспитательная: Воспитание патриотизма и интереса к событиям, происходящим в демократической России.
Оборудование:
Политическая карта.
Компьютер, проектор, презентация.
Учебник: Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. ,2012.
Ход занятия:
Организационный момент, отметка отсутствующих.
Вступительное слово преподавателя.
Ознакомление студентов с планом проведения занятия.
Изложение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Вступительное слово преподавателя.
На предыдущих занятиях мы охарактеризовали развитие России в 90-е годы. И выводы, которые были сделаны, неутешительны: процессы реформирования данного периода не были в достаточной степени продуктивными и сопровождались многими болезненнымиявлениями: - спадом производства и безработицей; - низким жизненным уровнем значительной части населения; - коррупцией государственного аппарата. В последнее время произошли позитивные сдвиги в экономической и политической жизни России, осуществлённые под руководством Президента В.В. Путина и правительства. «Наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа». (Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 2003 г.)
Сегодня на занятии мы рассмотрим социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации на современном этапе; попытаемся выделить проблемы, стоящие перед страной, определить направления внешнеполитической деятельности России и, конечно, подвести итоги данного занятия.. Наше сегодняшнее занятие носит и практический характер – мы будим работать и с материалом учебника.
2. План занятия (преподаватель пишет мелом на доске).
1. Экономическое развитие.
2. Политическое развитие.
3. Социальные проблемы.
4. Россия и СНГ; Россия и мировое сообщество. (Учащиеся записывают план урока в тетрадь последовательно: после обсуждения каждого раздела учащиеся делают краткую запись под диктовку учителя.)
3.Изложение нового материала.
1.Экономическое развитие.
Наиболее животрепещущим вопросом, и не решённым в конце 90-х годов, был аграрный вопрос. Колхозникам предоставили земельные паи с правом распоряжаться ими, однако окончательного законодательного оформления прав частной собственности на землю не произошло. Процесс купли-продажи не контролировался государством. Затем был принят Земельный Кодекс, который закрепил право собственности и разрешение купли-продажи земель не сельскохозяйственного назначения, затем закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проблем осталось много, но есть ли положительные сдвиги?
Преподаватель задает вопрос «Вам, в качестве подготовки к сегодняшнему занятию, было дано домашнее задание, сделать сообщения о положении дел в сельском хозяйстве, проведя анализ его развития в вашей родной станице, поселке, хуторе. Кто готов выступить с сообщением?»
Заслушиваются сообщения студентов о современном положении в сельском хозяйстве. (в них поднимаются проблемы о диспаритете цен на промышленную сельскохозяйственную продукцию; о сокращении посевных площадей и поголовья скота в животноводстве; о нерешённых социально-бытовых проблемах на селе. Докладчики докладывают и о положительных сдвигах в сельском хозяйстве: улучшение условий быта, развитии культуры и спорта, росте благосостояния населения.
Затем вместе со студентамиобсуждаются проблемы села на примере их малой родины:
а) проблемы в социально-культурной сфере села;
б) невыплата заработной платы;
в) нехватка грамотных специалистов;
г) недостаточно высокий уровень среднего образования и т.д.
Преподаватель задает вопрос «Как вы считаете, что можно сделать для преодоления недостатков?». Выслушиваются мнения студентов.
Преподаватель просит рассказать студентов что они знают об изменениях, произошедших в развитии отечественной промышленности и экономике.
Заслушиваются сообщения студентов о развитии нефтеперерабатывающей отрасли и машиностроения, о денежном обращении в стране и уровне инфляции, о соотношении отечественного и иностранного капитала в акционерных компаниях.
Затем учитель вместе со студентами подводит итоги, выделяя главное, и в краткой тезисной форме итоги записываются в тетради:
«Черты экономического развития современной России.
1. Переход от дефицитного бюджета к профицитному.
2. Улучшение положения с выплатой зарплат и пенсий.
3. Рост производства на 3 – 4% в год.
4. Своевременное погашение внешнего долга.
5. Улучшение делового климата в стране.»
Политическое развитие.
В России продолжает строиться правовое государство и формироваться гражданское общество. Но здесь мы ещё находимся в самом начале пути. Действенные шаги Президента В.В. Путина, направленные на укрепление единства Российского государства и наведение порядка в разбалансированном механизме управления, как в центре, так и на местах, создаются реальные условия для обретения страной полноценного демократического облика. Заслушиваются сообщения студентов о политическом развитии страны.
Преподаватель совместно со студентами подводит итоги выступлений. В тезисной форме делается апись в тетрадях:
« Черты политического развития современной России:
1. Реорганизация Совета Федерации.
2. Создание Федеральных округов (7).
3. Модернизация судебно-правовой системы.
4. Введение новых кодексов – Налогового, Трудового, Уголовно-процессуального и т. д.
5. Укрупнение политических партий.
6. Разграничение полномочий между субъектами РФ и центром (преодоление опасных процессов децентрализации).
7. Реформирование местного самоуправления.»
Социальные проблемы.
Особое значение в современном российском обществе приобретает сильная социальная политика государства, к основным направлениям которой относятся:
- обеспечение эффективной защиты социально уязвимых слоёв населения, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы и объективно нуждаются в поддержке государства;
- обеспечение всеобщей доступности жизненно необходимых социальных и культурных благ и услуг, прежде всего медицинского обслуживания и общего образования;
-поддержка государством развития массового спорта;
-поддержка семьи и детства;
-развитие отечественной науки.
Правительство России приступило к модернизации системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно её перспективных направлений. Происходит постепенное повышение пенсий по старости, инвалидности и зарплаты работников бюджетной сферы. Власть и общество беспокоит проблема детской беспризорности (этих детей, по официальным данным, более миллиона). Существует в современной России и опасность демографической катастрофы, о которой говорится с всё возрастающей тревогой. Не все из перечисленных проблем можно решить в ближайшее время, но многое уже сделано. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно возрастать.
Заслушиваются сообщений студентов по социальным проблемам: пенсионной реформе, соответствии прожиточного минимума уровню жизни населения, детской беспризорности и другие. - Обсуждаются прозвучавшие сообщения. Делается запись в тетрадях:
« Основные социальные проблемы современной России:
1. Бедность значительной части населения.
2. Разрыв уровня жизни людей между столицей и провинцией.
3. Опасность ухудшения демографической ситуации.
4. Малодоступность приобретения жилья молодым семьям.
5. Детская беспризорность.
6. Алкоголизм и наркомания и т.д.»
Внешнеполитические ориентиры.
Россия и СНГ, Россия и мир. Приоритетные во внешней политике направления сформулированы В.В. Путиным в послании Президента РФ Федеральному собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе является жёсткая конкуренция. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной, российская внешняя политика будет строиться прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов, а также с учётом партнёров по СНГ».
Преподаватель предлагает студентам сделать сообщения по данной теме.
Заслушивается сообщение учащейся по проблеме «Россия – СНГ» с последующим обсуждением.
Преподаватель задает вопрос «А как выглядит сегодня Россия на международной арене?».
Заслушиваются материалы учащихся по внешнеполитическим ориентирам России, визитах президента В.В. Путина в зарубежные страны.
Подводятся итоги, делаются записи в тетрадях. « Внешнеполитические ориентиры современной России:
. 1. Встречи Президента России с лидерами зарубежных стран на высшем уровне, многочисленные поездки за рубеж.
2. Принятие важных межгосударственных документов.
3. Осуществление демократических принципов во внешней политике, отказ от пережитков «холодной войны», при этом, отстаивание интересов России.
4. Укрепление межгосударственных связей стран СНГ
5. Поддержка соотечественников за рубежом.
6. Повышение авторитета Российской Федерации в современном мире.
Закрепление материала.
1. Преподаватель задает вопрос: «Какие знания вы приобрели на занятии
- об экономическом развитии России;
-о политическом развитии России;
- о социальных проблемах России сегодня.
- о внешнеполитическом положении России.
2. Составьте письменный ответ на вопросы №5 на стр. 184 учебника. Изложите его максимально кратко, аргументируйте. Далее преподаватель просит 2-х студентов (по желанию) зачитать свои работы.
Подведение итогов.
Заключительное слово преподавателя: «Мы с вами, глядя на динамику развития нашей страны, (об этом мы говорили на сегодняшнем занятии), можем смело надеяться, что будущее России будет благополучным.
Преподаватель благодарит за активную работу студентов, комментируя наиболее удачные сообщения и ответы. Объявляет оценки, полученные студентами на занятии.
Домашнее задание.
Знать содержание изученного материала.
Подготовить презентации по данной теме.
Найти в периодической печати статьи по пройденной теме и подготовить сообщения на основе материала одной из статей.