Реформа ускорила переход России к капитализму.
Крестьянство стало лично свободным и в стране появилась свободная рабочая сила.
Ускорилось развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли
Однако, в ходе реформы не был решен главный вопрос – не были ликвидированы феодально-крепостнические пережитки,
а именно:
Сохранилась характерная для феодализма и тормозящая развитие капитализма форма правления: МОНАРХИЯ.
Земля осталась собственностью помещика.Земства ведали:
делами местного значения,
содействовали предпринимательству,
содействовали просвещению,
содействовали здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств. Городские думы и городской голова решали вопросы:
внутреннего самоуправления
образования
медицинского обслуживания.
Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.
В 1860 г. был учрежден Государственный банк
Произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.).
С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов;
Бюджет стал гласным.
Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).14 июня 1864 г. Было ликвидировано государственно-церковная монополия на просвещение.
Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов.
Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение.
Гимназии разделили на классические и реальные.
(В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных — естественные.появилась система женских гимназий.
Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров.
Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество.
Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.
В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав.
По новому уставу:
отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.);
редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду.
По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке.
Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.