Просмотр содержимого документа
«Конспект интрерактивной игры по теме "Великие реформы Александра II"»
КОНСПЕКТ УРОКА-ИГРЫ ПО ИСТОРИИ
Тема: «Великие» реформы Александра II Раздел: История России 19 век
Класс: 8
Цель:
Образовательная: проверить уровень освоение нового учебного материала.
Развивающая: сформировать умение критического анализа источников, причинно-следственных связей, роли ключевых событий исторического процесса.
Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, осознания значимости России, способствовать развитию интереса в предмету истории родной страны.
Задачи:
- Выявить уровень владения знаниями о либеральных реформах периода правления Александра II
- Сформировать целостное представление о преобразования общества в середине XIX – второй половине XIX вв. - Воспитать и развить ряд нравственно-моральных качеств, патриотизм.
Методы обучения: иллюстративно-наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Литература: Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век.
План урока:
Этап
Время ( в мин.)
I.Организационный момент
1
II.Подготовка к проверке пройденного материала
2
III.Проверка уровня усвоения нового материала
25
IV.Обобщение, систематизация приобретенных знаний, оценка уровня освоенности материала
5
V.Домашнее задание
5
VI. Завершение урока и подведение итогов
2
Общее время
40
Ход урока:
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «Великие реформы Александра II». А сегодня мы, насколько хорошо мы усвоили в для себя новую страницу нашей богатой русской истории, которую создавали люди.
II. Подготовка к проверке уровня усвоения нового материала
И для того, чтобы определить этот уровень владения знаниями о деятельности еще одного великого правителя Российской империи, запомнившимся кардинальными преобразованиями в традиционном укладе государства, сумевшим определить ход ее истории не только на момент XIX века, но и повлиявшим на ее развитие и в дальнейшем –великом реформаторе, Александре II, занимавшем престол в период с 1855 по 1881 годы вам предлагается сыграть в интерактивную игру по теме «Великие реформы Александра II» (Слайд 1).
Учитель предлагает учащимся разделиться на две команды. Каждая из двух команд выбирает капитана, который будет озвучивать ответы.
III. Проверка уровня усвоения нового материала
На слайде учитель выводить оглавление в виде паровозика с вагончиками, предлагая ученикам начать игру с первого вопроса (Слайд 2).
Комментарий учителя: Познакомимся с первым заданием. На ваш выбор представлены четыре картинки, две из которых относятся к периоду правления Александра 2 Реформатора, а две другие – иллюстрируют события другой эпохи. Главная задача состоит в том, чтобы распределить их верно. Картинки нужно перетащить к пушке и если ответ будет верным, то ваши пираты смогут атаковать вражеский корабль. Приступайте к выполнению задания, но помните, что время ограничено. Таймер составляет 2 минуты. Ответ принимается от каждой команды поочередно (Слайд 3).
Комментарий учителя: Посмотрим на второе задание. Вам предлагается заполнить пропуски в тексте. Перечень слов дан. На сам ответ отводиться 2 минуты. Однако каждая из команд обладает так называемой «кнопкой звукового сигнала», нажимая на которую, вы можете получить право закончить первыми или получить право следующего хода.
Ученики отвечают на предложенные вопросы, после чего продолжают прохождение игры (Слайд 4).
Комментарий учителя: Молодцы! А теперь перейдем к не менее интересному и сложному заданию – устроим настоящее игровое шоу. Вам предлагается ответить на вопрос, который автоматически выбирает программа, когда вы нажимаете на крутящийся барабан. Каждая команда получает право ответа по очереди.
Ученикам дается право выбора варианта ответа, где на предложенное высказывание нужно дать оценку: ложное оно или правдивое, т.к выбрать соответствующую кнопку «Истина» или «Ложь»(Слайд 5).
Комментарий учителя: Для успешного прохождения данного вопроса нужно определить ключевые понятия, фигуры, личности, обозначенные на картинке. В качестве подсказки учитель может сказать, что изображенный эпизод связан с главными событиями российской истории февраля 1960-ых годов.
Учащиеся поочередно предлагаю свои варианты ответов и сразу проверяют их правильность, нажав правой кнопкой мыши на белый кружочек со знаком вопроса. После чего переходят в оглавление и к следующему вопросу. (Слайд 6).
Комментарий учителя: А теперь вашему вниманию представлены карточки, на которых написаны названия органов самоуправления. Необходимо определить, к какому виду они относятся. Давайте вспомним, а какие группы органов местного самоуправления существовали в период правления Александра Освободителя? Ученикам предлагается вспомнить две группы органов местного самоуправления: распорядительные и исполнительные. Учитель поясняет, что у каждой команды ограниченное время на ответ, но есть право обладания так называемой «кнопкой звукового сигнала», нажимая на которую, те могут получить право закончить первыми или получить право следующего хода. После чего каждой команде дается право ответить. Ученики после предоставления устного ответа могут перевернуть карточку и проверить. После чего переходят в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 7).
Ученикам предлагается расставить картинки-портреты императоров Российской Империи, учитывая хронологический порядок их правления. За командами закреплено право отвечать по очереди. После завершения задания и его автопроверки учитель вновь переход в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 8).
Для проверки уровня усвоения знаний ученикам предлагается пройти игру «гонки». Перед началом прохождения от команды выбирается 1 человек, который будет давать ответ. Учащиеся выбирают изображения профиля в игре, а затем начинают решать задания. По завершении тестирования ученикам автоматически выведется таблица-результат игры, где показан победитель. После завершения задания и его автопроверки учитель вновь переход в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 9).
Перед началом работы учитель делает следующий комментарий: По реформе 1964 года образование в Российской империи стало делиться на два основных уровня: начальное и среднее. И сейчас ваша задача состоит в то, чтобы правильно соотнести образовательное учреждение и тот уровень образования, в состав которого оно включено. Чтобы сопоставить необходимо просто перетащить карточку с названием учебного заведения к нужному домику.
За командами все еще сохраняется право очередности ответа. Также дети обсуждают вопрос командой целиком. После завершения задания и его автопроверки учитель вновь переход в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 10).
Учащиеся при ответе на вопрос должны по социальному составу курии, определить ее вид и дать ответ. Комментарий учителя: Ребята, прежде чем мы перейдем к решению задания, необходимо кое-что пояснить. По Земской реформе Александра 2 создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии. Давайте вспомним какие? Далее ученики дают ответ на вопрос, который должен содержать следующие положения: земледельческая, крестьянская и городская курии.
Комментарий учителя: Теперь вы должны определить по социальному составу курии, к какому виду ее можно отнести. Команды по очереди дают ответ. После завершения задания и его автопроверки учитель вновь переход в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 11).
Комментарий учителя: Дети, а сейчас нужно решить задания, сопоставив основные события и даты периода правления Александра II.
Ученики из каждой команды по очереди выбирают дату и соотносят ее с событием эпохи. Чтобы установить соответствие ученик должен перетащить щит с датой из правого столбика на щит с событием из левого. Ко окончании задания предлагается «проверить соответствия». После завершения задания и его автопроверки учитель вновь переход в оглавление и к следующему вопросу (Слайд 12).
Комментарий учителя: Итак, вновь устроим игровое шоу!
Все выполняется аналогично заданию на слайде 4 (Слайд 13).
IV.Обобщение, систематизация приобретенных знаний, оценка уровня освоенности материала.
Комментарий учителя: Это было последнее задание увлекательной игры. Мы можем сказать, что в целом, период правления Александра 2 можно смело назвать Эпохой Великих Реформ, определивших вектор развития России на многие десятилетия вперед. Реформатор сумел разрешить многие противоречивые вопросы своего времени, а ваши команды успешно справились с достижением своей цели (Слайд 14). Учитель кратко анализирует работу каждой команды и переходит к другому организационному этапу. V.Домашнее задание
Далее учитель инструктирует детей по поводу домашнего задания.
На этом чудесная игра, посвященная Великим Преобразованиям Великого Реформатора подходит к своему логическому завершению. И теперь остается лишь прояснить вопрос домашнего задания. В качестве домашней работы вам предстоит: Прочитать и пересказать параграф 21-22 «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века» по учебнику «Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 класс».
Подготовиться к тесту по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века»
VI. Завершение урока и подведение итогов
На этом наш урок завершен. Спасибо за внимание!
Комментарии к домашнему заданию.
Прочитать и пересказать параграф 21-22 «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века» по учебнику «Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 класс».
После ознакомления с материалом следует ответить на следующие вопросы: 1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ? 2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание системы местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы? 3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы?
4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?
5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформ в области просвещения?
Использованная литература:
1.А.А.Данилов, Г.Г.Косулина. История России. XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных заведений - М.: Просвещение, 2012 г.
2.Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. – М., 1990.
3.Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
4.Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.
5.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 2003.
6.Федоров В.А. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века. – М., издательство «Манускрипт», 1993.