В работе показаны теоретические и практические наработки учителя истории и обществознания по адаптации пятиклассников в условиях новых ФГОС. Данная презентация содержит практические примеры деятельности детей на уроках и дает представление о конкретных методах обработки исторических источников и контурных карт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути адаптации пятиклассников на уроках истории. »
Проблема адаптации пятиклассников к новым школьным предметам: истории и обществознанию.
Презентация учителя истории и обществознания МОУ «Гимназия № 5» г.Саратова
Шестаковой А.В.
История?
Младший подростковый возраст — 10—11 лет.
В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки .
История!
На вопросы, различаются ли чем-нибудь и чем именно учеба в V классе и в начальной школе, пятиклассники отвечают: «Раньше мы просто читали рассказы о том, что было, а теперь учимся узнавать историю»
Основные задачи развития в этот период:
формирование умения учиться в средней школе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
развитие учебной мотивации, интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование умения учиться в средней школе
С чего начать учителю?
снизить уровень тревожности перед незнакомыми обучающимися, сократить период привыкания к новому классу;
создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
помочь быстрее узнать обучающихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Как быть ученику?
снизить тревожность по отношению к незнакомым учителям - предметникам, они не кусаются;
постараться адаптироваться к их требованиям;
начать работать над самоорганизацией, самоконтролем;
договориться о способах взаимодействия с учителями в течение года;
определить свои ожидания по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Задачи педагога для успешной адаптации пятиклассника .
1.Сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
2. Создать методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников.
3. Использовать разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу.
4. Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.
5. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьнику и учителю лучше понять друг друга.
6. Актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность обучающегося, брать на себя ответственность за успешность своего обучения
История (продолжение)
Каждый год первый урок я начинаю со знакомства. Беседу начинаю с истории родной гимназии. Затем слушаю рассказы ребят о себе. Это сразу располагает детей к новому человеку.
Зачем нужен учебник?
Что такое исторический источник?
Памятка по работе с письменным источником
прочитай источник;
расскажи о том какая тема в нём раскрывается;
подумай,о чём новом ты прочитал(а) в этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;
какие мысли вызывает данный текст;
какие выводы можно сделать.
Памятка по работе с контурной картой
для надписей и условных обозначений используй только простой хорошо заточенный карандаш;
нельзя пользоваться фломастерами или гелевыми авторучками;
выполняй только те задания,которые укажет учитель;
не копируй карту целиком, задания выполняй по мере их поступления;
к каждой карте должны быть условные обозначения;
цветовое оформление выполняется цветными карандашами, границы соблюдаются;
карта должна быть сдана в срок, который определил учитель;
время болезни не освобождает от выполнения заданий по контурной карте;
Применение новых ФГОС или старые методы?
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Применение новых ФГОС или старые методы?
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде-
ли и схемы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования