kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КСП урок истории Казахстана "Абылай хан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по истории Казахстана в 5 классе  составлен с учетом особенностей пропедевтического курса изучения образовательной области история в целях реализации Программы семи модулей. Содержание урока соответствует возрастным и психологическим особенностям пятиклассников. Учтены также требования по соблюдению преемственности и адаптации к новым условиям обучения в основном звене.

 Общей целью является пробуждение интереса к изучению истории своей Родины, ознакомление с важнейшими событиями, деятелями, что имеет особенную ценность в связи с празднованием юбилейных дат в истории страны, на что указывал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении 15 декабря 2014 года «Слово о независимости» и Послании от 11 ноября 2014 года «Н?рлы жол- Путь в будущее». Также в ходе урока учащиеся через учебную самостоятельную деятельность развивают грамотность чтения, коммуникативные навыки, что, несомненно, является важным опытом в установлении социальных отношений и межличностном общении.

         Цель: учащиеся оценят роль и значение хана Абылая в истории страны.

1.учащиеся узнают о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;

2. учащиеся развивают критическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом, выявлять главное, логически строить ответ,  грамотно аргументировать речь;

3. учащиеся воспитывают чувство уважения к историческому прошлому нашей Родины, к мнению других людей, развивают коммуникативные навыки.

Материалы: карта по истории Казахстана, иллюстрации с изображением хана Абылая, раздаточный материал (листы А-4, маркеры), слайд - презентация по уроку, карта Казахского ханства.

Стратегии:  мозговой штурм,  кластер, таксономия Блума, «Чтение со стопами», ассоциации, «Эссе».

Форма организации ПДУ: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Абылай хан. Открытый урок. 5класс»

ГУ «Сычевская основная общеобразовательная школа Павлодарского района»







Краткосрочный план урока

по истории Казахстана в 5 класее

по теме «Хан Абылай»






Учитель истории и географии первой категории

Смагулова Гульмира Кымбатовна















Аннотация


План урока по истории Казахстана в 5 классе составлен с учетом особенностей пропедевтического курса изучения образовательной области история в целях реализации Программы семи модулей. Содержание урока соответствует возрастным и психологическим особенностям пятиклассников. Учтены также требования по соблюдению преемственности и адаптации к новым условиям обучения в основном звене.

Общей целью является пробуждение интереса к изучению истории своей Родины, ознакомление с важнейшими событиями, деятелями, что имеет особенную ценность в связи с празднованием юбилейных дат в истории страны, на что указывал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении 15 декабря 2014 года «Слово о независимости» и Послании от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол- Путь в будущее». Также в ходе урока учащиеся через учебную самостоятельную деятельность развивают грамотность чтения, коммуникативные навыки, что, несомненно, является важным опытом в установлении социальных отношений и межличностном общении.

Цель: учащиеся оценят роль и значение хана Абылая в истории страны.

1.учащиеся узнают о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;

2. учащиеся развивают критическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом, выявлять главное, логически строить ответ, грамотно аргументировать речь;

3. учащиеся воспитывают чувство уважения к историческому прошлому нашей Родины, к мнению других людей, развивают коммуникативные навыки.

Материалы: карта по истории Казахстана, иллюстрации с изображением хана Абылая, раздаточный материал (листы А-4, маркеры), слайд - презентация по уроку, карта Казахского ханства.

Стратегии: мозговой штурм, кластер, таксономия Блума, «Чтение со стопами», ассоциации, «Эссе».

Форма организации ПДУ: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.


«Хан Абылай»


Еvocation: 8.15- 8.20

1. Приветствие учащихся. Пожелание успеха.

2. Этот год является особенным для каждого казахстанца. Какме юбилейные даты празднуются в нашей стране?.. 20-летие Конституции Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана, 70-летие Великой Победы и 55-летие Казахского ханства.Урок начнем с просмотра слайда №1 (репродукции портретов Абылай хана разных авторов и слова известных людей). Ознакомьтесь с представленными портретами и высказываниями знаменитого казахского поэта Магжана Жумабаева, писателя Мухтара Ауэзова, академика Бартольда и историка Ж.Касымбаева.

Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова Елбасы- Лидера нации Н.А.Назарбаева из его книги «В потоке истории»: «Единство народной воли было воплощено в хане Абылае. Подвиги хана Абылая - объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа». Пусть эти слова Президента будут вести нас сегодня по пути познания. Я попрошу Батырбека и Вику вести оценку работы в своих группах. (раздать листы самооценки).

Работа для обсуждения в парах (1-2 минуты):

1. Рассмотрите предложенные портреты. Кто на них изображен? О каком деятеле идет речь в высказываниях?

2. Чью роль высоко оценил в данном эпиграфе Елбасы?

3. Кого Вы назовете главным героем темы сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ: Абылай.

Итак, ребята тема нашего урока: Хан Абылай. Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему урока.

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?..... В какой форме Вы будете изучать новый материал? …. Объясните, с какой целью вы проделаете данную работу? (прогноз целей урока). Похвала. Коррекция учителя.

На следующем слайде предложен план урока, ознакомьтесь. Совпали ваши прогнозы с планом урока?... Молодцы.

Realization. 15 мин 8.20- 8.35

  • Познакомимся с текстом параграфа 33 в учебнике. Мы разделим его

на три составные части согласно плана урока. Сейчас в каждой группе спикер распределит вопросы плана между членами группы. Каждый член группы ознакомится со своей частью текста и вместе с другими участвует в составлении опорной схемы- кластера. (Стратегия «Чтение со стопами» - работа с текстом по частям в группах.

П

Абылай хан


римерный кластер:



Отец Уали хан

Годы жизни – Место рождения –

1711- 1781 Туркестан

Прозвища – Абылай,

Имя – Абильмансур аруах, Сабалак

Политик, дипломат, полководец, хан,

батыр, образованный человек Стал официально ханом в 1771 году

Знаком был с ханом Абулхаиром, батырами

Опирался на авторитет Богенбай, Кабанбай и Малайсар

Толе би, Айтеке би, Казыбек би

Одолел в поединке Похоронен в мавзолее

батыра Шарыша Кожа Ахмета Йассауи

8.35- 8.40

- Посмотрим, как Вы сумеете защитить результаты своей команды. Прошу вывесить свои кластеры. Спикер 1й группы выступает, 2я команда дополняет. …

8.40- 8.42

- Замечательно. Вы хорошо проработали материал. Пора провести зарядку.

(физминутка)

8.42- 8.52

- Проверим, как Вы усвоили сегодняшний материал. Напомню Вике и Батырбеку об оценках.

Вопросы 1 группе:

1.Кто такой Абылай?

Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат.

2.В каком году и в каком городе родился Абильмансур?

Он родился в городе Туркестан в 1711г.

3.Что в переводе означает «Аблай»?

Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда Абылай хана Канышера, прозванного «Канишер Абылай» («қанішер» в переводе с казахского — «кровопийца») за неодолимую храбрость и ярость в бою.

4. Как вы думаете, почему Аблай скрывал своё ханское происхождение?

Вся его семья погибла от рук джунгар, он опасался, что его найдут и также поступят.

5. Оцените победу Абылая над калмыкским батыром Шарышем.

Победа Абылая подняла дух казахских воинов и принесла ему славу.

(Посмотрите, ребята на карту, джунгары - враги казахского народа проживали на Западе Китая и Алтая.)


6. Проанализируйте, какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Аблая? ( Слайд с иллюстрацией Бухар жырау).

- "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом,

высоко и гордо поднялись твои звезда,

Удача, успех сопутствовали твоим деяниям.

В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон."

(Храбрый и смелый, удачливый, достоин трона хана)

7. Стал бы ханом Абылай, если бы Абулмамбет не захотел передать ему свой трон и почему?

Да, за свои заслуги и потому, что он принадлежал к ханскому роду.

Вопросы 2 группе

1.Назовите настоящее имя Абылая. Абильмансур

2.Как звали отца Абылая? Уали

3.Кто и почему Абылаю дал прозвище Сабалак?

Толе би так назвал Абылая - Сабалак – «мальчик в разодранной одежде, с растрёпанными волосами», он пас верблюдов.

4.Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака?

(Показывается слайд с изображением Богенбая.)

Вижу блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмыков пойдём войной

Помощь твоя нам придётся кстати!

Богенбай обещал взять Абылая на войну, видя в нём хорошего батыра.

5. Почему хан Абульмамбет предложил трон Аблаю?

Потому что Абылай - единственный сын Уали хана, заслужил право быть ханом.

6. В каком городе и когда был похоронен Абылай?

Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию мавзолея Кожи Ахмета Иассауи.

7. Можно ли назвать хана Абылая хана единым ханом всех трёх жузов? Если да, то докажите.

Да, можно, потому что он в своей власти опирался на биев трех жузов, был мудрым правителем, превратил Казахское ханство в единое и сильное государство.

8.52 - 8.55

Reflection.

- Подведем итоги урока.

Ребята, подвиги и героизм батыров, любимых сыновей народа всегда в нашей памяти. Имя Абылая стало символом борьбы за независимость, за возрождение казахского государства. Наша страна высоко ценит заслуги хана Абылая:

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алматы переименован в проспект Аблайхана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы- 2

На банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) национальной валюты Казахстана помещён его портрет.

В августе 2009 года в Петропавловске президент Республики Казахстан Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Аблай хана» с бронзовым конным памятником хану.



Бюст хану установлен в посёлке Боровое вблизи бывшего места сбора его войск.

Хану Абылаю хану посвящены почтовые марки независимого Казахстана, 2000,2003 год


К месту захоронения в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи ежегодно съезжаются тысячи людей, чтобы почтить его память.



По мотивам биографии Абылая снят первый казахстанский блокбастер «Көшпенділер» (в американском прокате «The Nomad», в российском — «Кочевник»), режиссёры Иван Пассер/Сергей Бодров, 2005.

8.55- 9.00

Итак, ребята, подходя к концу нашего урока, используя полученные сегодня знания, попробуем составить ассоциации с ключевым словом – именем хана Абылая. Сыграем в ноты: 1 слово или фраза- 1 учащийся:

-Мудрый, смелый, правитель, батыр

Дипломат, образованный человек,

Защищал независимость Казахского государства,

Один из великих ханов Казахского ханства,

Абильмансур – Сабалак - Абылай!

Внёс значительный вклад в укрепление Казахского ханства.

- Прошу самооценки без комментариев…..(выставление оценок).

- Закончить наш урок я хочу такими словами:

«Истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах, в ответственных поступках». И жизнь хана Абылая является ярким примером этого утверждения.

Домашнее задание дается на доске ( ученикам на карточке):

  1. Написать эссе «Великий хан великой степи»

  2. Прочитать параграф, выучить даты и события, касающиеся жизни хана Абылая.


Лист самооценки


Задание

Критерии

Дескрипторы

Андрей

Батырбек

Саша

Составление и защита кластера

Правильный ответ

Помощь другим

Умение слушать других

Образцовый-5

Хороший-4, средний-3, плохо-2




Ответы на вопросы

Образцовый-5

Хороший-4, средний-3, плохо-2





Оценка за урок







Лист самооценки


Задание

Критерии

Дескрипторы

Вика

Вероника

Влада

Составление и защита кластера

Правильный ответ

Помощь другим

Умение слушать других

Образцовый-5

Хороший-4, средний-3, плохо-2




Ответы на вопросы

Образцовый-5

Хороший-4, средний-3, плохо-2





Оценка за урок






8


Просмотр содержимого презентации
«презентация Хан Аблай»

Презентация к открытому уроку  по истории Казахстана в 5 классе «Абылай хан» Учитель истории и географии первой категории Смагулова Гульмира Кымбатовна

Презентация к открытому уроку по истории Казахстана в 5 классе

«Абылай хан»

Учитель истории и географии первой категории Смагулова Гульмира Кымбатовна

Поэт Магжан Жумабаев: «Абылай кеменгер» - «Абылай лидер», «Абылай - ел ағасы» - «Абылай - отец народа». Писатель Мухтар Ауэзов: «У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай хан!»  Академик В.В.Бартольд: «Самым могущественным из ханов 18 века был хан Абылай». Историк Ж.Касымбаев: «Время правления хана Абылая считается золотым веком в истории Казахской земли».

Поэт Магжан Жумабаев: «Абылай кеменгер» - «Абылай лидер», «Абылай - ел ағасы» - «Абылай - отец народа».

Писатель Мухтар Ауэзов: «У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай хан!» 

Академик В.В.Бартольд: «Самым могущественным из ханов 18 века был хан Абылай».

Историк Ж.Касымбаев: «Время правления хана Абылая считается золотым веком в истории Казахской земли».

Эпиграф урока «Единство народной воли было воплощено в Абылай хане. Подвиги Абылай хана- объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа...» Н.А. Назарбаев «В потоке истории»  

Эпиграф урока

«Единство народной воли было воплощено в Абылай хане. Подвиги Абылай хана- объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа...»

Н.А. Назарбаев

«В потоке истории»

 

Мозговой штурм Работа для обсуждения в парах (1-2 минуты):  1. Рассмотрите предложенные портреты. Кто на них изображен? 2. Чью роль высоко оценил в данном эпиграфе Елбасы? 3. Кого Вы назовете главным героем темы сегодняшнего урока?  ……………………… .

Мозговой штурм

Работа для обсуждения в парах (1-2 минуты):

1. Рассмотрите предложенные портреты.

Кто на них изображен?

2. Чью роль высоко оценил в данном эпиграфе Елбасы?

3. Кого Вы назовете главным героем темы сегодняшнего урока?

……………………… .

Тема урока: Хан Абылай Запись в тетради плана урока:  1. Детство Абильмансура.   2. Абылай в борьбе против джунгар.  3. Абылай хан во главе Казахского ханства.

Тема урока: Хан Абылай

Запись в тетради плана урока:

1. Детство Абильмансура.

  2. Абылай в борьбе против джунгар.

3. Абылай хан во главе Казахского ханства.

Работа в группах Познакомимся с текстом параграфа 33 в учебнике. Его можно разделить на три составные части согласно плана урока. На данном этапе в каждой группе спикер, т.е. главный, распределяет вопросы плана между членами группы. Каждый член группы ознакомится со своей частью текста и вместе с другими составляет опорную схему - кластер. Схема примерная: Абылай хан     годы жизни его отец- хан Уали  1711- 1781 полководец, дипломат одолел батыра Шарыша   Дополните схему! 1 спикер будет защищать у доски.

Работа в группах

  • Познакомимся с текстом параграфа 33 в учебнике. Его можно
  • разделить на три составные части согласно плана урока. На данном этапе в каждой группе спикер, т.е. главный, распределяет вопросы плана между членами группы. Каждый член группы ознакомится со своей частью текста и вместе с другими составляет опорную схему - кластер.

Схема примерная:

Абылай хан

 

  годы жизни его отец- хан Уали

1711- 1781 полководец, дипломат одолел батыра Шарыша

  Дополните схему! 1 спикер будет защищать у доски.

Вопросы 1 группе  1. Кто такой Абылай?   2. В каком году и в каком городе родился Абильмансур?  3. Что в переводе означает «Абылай»?   4. Как вы считаете, почему Абылай скрывал своё ханское происхождение?  5. Оцените победу Абылая над калмыкским батыром Шарышем. (посмотри карту)  6. Проанализируйте, какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Абылая? 7. Стал бы ханом Абылай, если бы Абулмамбет не захотел передать ему свой трон и почему? Докажите.

Вопросы 1 группе

1. Кто такой Абылай?

  2. В каком году и в каком городе родился Абильмансур?

3. Что в переводе означает «Абылай»?

  4. Как вы считаете, почему Абылай скрывал своё ханское происхождение?

5. Оцените победу Абылая над калмыкским батыром Шарышем. (посмотри карту)

6. Проанализируйте, какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Абылая?

7. Стал бы ханом Абылай, если бы Абулмамбет не захотел передать ему свой трон и почему? Докажите.

Карта Казахского ханства

Карта Казахского ханства

Вопросы 2 группе 1. Назовите настоящее имя Абылая. 2. Как звали отца Абылая?  3. Кто и почему дал Абылаю прозвище Сабалак? 4. Как вы понимаете значение слов Богенбая батыра при виде Сабалака? 5. Почему хан Абулмамбет предложил трон Абылаю? 6. В каком городе и когда был похоронен Абылай? 7. Можно ли назвать Абылай хана единым ханом всех трёх жузов? Если да, то докажите.

Вопросы 2 группе

1. Назовите настоящее имя Абылая.

2. Как звали отца Абылая?

3. Кто и почему дал Абылаю прозвище Сабалак?

4. Как вы понимаете значение слов Богенбая батыра при виде Сабалака?

5. Почему хан Абулмамбет предложил трон Абылаю?

6. В каком городе и когда был похоронен Абылай?

7. Можно ли назвать Абылай хана единым ханом всех трёх жузов? Если да, то докажите.

Память об Абылай хане Составитьте ассоциации с ключевым словом –  именем Абылай хана  (1 слово - 1 учащийся)

Память об Абылай хане

Составитьте ассоциации с ключевым словом –

именем Абылай хана

(1 слово - 1 учащийся)

«Истинный патриотизм живет  не в громких словах, а в реальных делах,  в ответственных поступках»   Домашнее задание:

«Истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах, в ответственных поступках»

Домашнее задание:

  • Написать эссе «Великий хан великой степи»
  • Прочитать параграф, выучить даты и события, касающиеся жизни Абылая.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КСП урок истории Казахстана "Абылай хан"

Автор: Смагулова Гульмира Кымбатовна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства