ГУ «Сычевская основная общеобразовательная школа Павлодарского района»
Краткосрочный план урока
по истории Казахстана в 5 класее
по теме «Хан Абылай»
Учитель истории и географии первой категории
Смагулова Гульмира Кымбатовна
Аннотация
План урока по истории Казахстана в 5 классе составлен с учетом особенностей пропедевтического курса изучения образовательной области история в целях реализации Программы семи модулей. Содержание урока соответствует возрастным и психологическим особенностям пятиклассников. Учтены также требования по соблюдению преемственности и адаптации к новым условиям обучения в основном звене.
Общей целью является пробуждение интереса к изучению истории своей Родины, ознакомление с важнейшими событиями, деятелями, что имеет особенную ценность в связи с празднованием юбилейных дат в истории страны, на что указывал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении 15 декабря 2014 года «Слово о независимости» и Послании от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол- Путь в будущее». Также в ходе урока учащиеся через учебную самостоятельную деятельность развивают грамотность чтения, коммуникативные навыки, что, несомненно, является важным опытом в установлении социальных отношений и межличностном общении.
Цель: учащиеся оценят роль и значение хана Абылая в истории страны.
1.учащиеся узнают о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;
2. учащиеся развивают критическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом, выявлять главное, логически строить ответ, грамотно аргументировать речь;
3. учащиеся воспитывают чувство уважения к историческому прошлому нашей Родины, к мнению других людей, развивают коммуникативные навыки.
Материалы: карта по истории Казахстана, иллюстрации с изображением хана Абылая, раздаточный материал (листы А-4, маркеры), слайд - презентация по уроку, карта Казахского ханства.
Стратегии: мозговой штурм, кластер, таксономия Блума, «Чтение со стопами», ассоциации, «Эссе».
Форма организации ПДУ: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
«Хан Абылай»
Еvocation: 8.15- 8.20
1. Приветствие учащихся. Пожелание успеха.
2. Этот год является особенным для каждого казахстанца. Какме юбилейные даты празднуются в нашей стране?.. 20-летие Конституции Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана, 70-летие Великой Победы и 55-летие Казахского ханства.Урок начнем с просмотра слайда №1 (репродукции портретов Абылай хана разных авторов и слова известных людей). Ознакомьтесь с представленными портретами и высказываниями знаменитого казахского поэта Магжана Жумабаева, писателя Мухтара Ауэзова, академика Бартольда и историка Ж.Касымбаева.
Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова Елбасы- Лидера нации Н.А.Назарбаева из его книги «В потоке истории»: «Единство народной воли было воплощено в хане Абылае. Подвиги хана Абылая - объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа». Пусть эти слова Президента будут вести нас сегодня по пути познания. Я попрошу Батырбека и Вику вести оценку работы в своих группах. (раздать листы самооценки).
Работа для обсуждения в парах (1-2 минуты):
1. Рассмотрите предложенные портреты. Кто на них изображен? О каком деятеле идет речь в высказываниях?
2. Чью роль высоко оценил в данном эпиграфе Елбасы?
3. Кого Вы назовете главным героем темы сегодняшнего урока?
Предполагаемый ответ: Абылай.
Итак, ребята тема нашего урока: Хан Абылай. Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему урока.
- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?..... В какой форме Вы будете изучать новый материал? …. Объясните, с какой целью вы проделаете данную работу? (прогноз целей урока). Похвала. Коррекция учителя.
На следующем слайде предложен план урока, ознакомьтесь. Совпали ваши прогнозы с планом урока?... Молодцы.
Realization. 15 мин 8.20- 8.35
на три составные части согласно плана урока. Сейчас в каждой группе спикер распределит вопросы плана между членами группы. Каждый член группы ознакомится со своей частью текста и вместе с другими участвует в составлении опорной схемы- кластера. (Стратегия «Чтение со стопами» - работа с текстом по частям в группах.
П Абылай хан
римерный кластер:
Отец Уали хан
Годы жизни – Место рождения –
1711- 1781 Туркестан
Прозвища – Абылай,
Имя – Абильмансур аруах, Сабалак
Политик, дипломат, полководец, хан,
батыр, образованный человек Стал официально ханом в 1771 году
Знаком был с ханом Абулхаиром, батырами
Опирался на авторитет Богенбай, Кабанбай и Малайсар
Толе би, Айтеке би, Казыбек би
Одолел в поединке Похоронен в мавзолее
батыра Шарыша Кожа Ахмета Йассауи
8.35- 8.40
- Посмотрим, как Вы сумеете защитить результаты своей команды. Прошу вывесить свои кластеры. Спикер 1й группы выступает, 2я команда дополняет. …
8.40- 8.42
- Замечательно. Вы хорошо проработали материал. Пора провести зарядку.
(физминутка)
8.42- 8.52
- Проверим, как Вы усвоили сегодняшний материал. Напомню Вике и Батырбеку об оценках.
Вопросы 1 группе:
1.Кто такой Абылай?
Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат.
2.В каком году и в каком городе родился Абильмансур?
Он родился в городе Туркестан в 1711г.
3.Что в переводе означает «Аблай»?
Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда Абылай хана Канышера, прозванного «Канишер Абылай» («қанішер» в переводе с казахского — «кровопийца») за неодолимую храбрость и ярость в бою.
4. Как вы думаете, почему Аблай скрывал своё ханское происхождение?
Вся его семья погибла от рук джунгар, он опасался, что его найдут и также поступят.
5. Оцените победу Абылая над калмыкским батыром Шарышем.
Победа Абылая подняла дух казахских воинов и принесла ему славу.
(Посмотрите, ребята на карту, джунгары - враги казахского народа проживали на Западе Китая и Алтая.)
6. Проанализируйте, какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Аблая? ( Слайд с иллюстрацией Бухар жырау).
- "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом,
высоко и гордо поднялись твои звезда,
Удача, успех сопутствовали твоим деяниям.
В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон."
(Храбрый и смелый, удачливый, достоин трона хана)
7. Стал бы ханом Абылай, если бы Абулмамбет не захотел передать ему свой трон и почему?
Да, за свои заслуги и потому, что он принадлежал к ханскому роду.
Вопросы 2 группе
1.Назовите настоящее имя Абылая. Абильмансур
2.Как звали отца Абылая? Уали
3.Кто и почему Абылаю дал прозвище Сабалак?
Толе би так назвал Абылая - Сабалак – «мальчик в разодранной одежде, с растрёпанными волосами», он пас верблюдов.
4.Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака?
(Показывается слайд с изображением Богенбая.)
Вижу блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмыков пойдём войной
Помощь твоя нам придётся кстати!
Богенбай обещал взять Абылая на войну, видя в нём хорошего батыра.
5. Почему хан Абульмамбет предложил трон Аблаю?
Потому что Абылай - единственный сын Уали хана, заслужил право быть ханом.
6. В каком городе и когда был похоронен Абылай?
Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию мавзолея Кожи Ахмета Иассауи.
7. Можно ли назвать хана Абылая хана единым ханом всех трёх жузов? Если да, то докажите.
Да, можно, потому что он в своей власти опирался на биев трех жузов, был мудрым правителем, превратил Казахское ханство в единое и сильное государство.
8.52 - 8.55
Reflection.
- Подведем итоги урока.
Ребята, подвиги и героизм батыров, любимых сыновей народа всегда в нашей памяти. Имя Абылая стало символом борьбы за независимость, за возрождение казахского государства. Наша страна высоко ценит заслуги хана Абылая:
После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алматы переименован в проспект Аблайхана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы- 2
На банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) национальной валюты Казахстана помещён его портрет.
В августе 2009 года в Петропавловске президент Республики Казахстан Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Аблай хана» с бронзовым конным памятником хану.
Бюст хану установлен в посёлке Боровое вблизи бывшего места сбора его войск.
Хану Абылаю хану посвящены почтовые марки независимого Казахстана, 2000,2003 год
К месту захоронения в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи ежегодно съезжаются тысячи людей, чтобы почтить его память.
По мотивам биографии Абылая снят первый казахстанский блокбастер «Көшпенділер» (в американском прокате «The Nomad», в российском — «Кочевник»), режиссёры Иван Пассер/Сергей Бодров, 2005.
8.55- 9.00
Итак, ребята, подходя к концу нашего урока, используя полученные сегодня знания, попробуем составить ассоциации с ключевым словом – именем хана Абылая. Сыграем в ноты: 1 слово или фраза- 1 учащийся:
-Мудрый, смелый, правитель, батыр
Дипломат, образованный человек,
Защищал независимость Казахского государства,
Один из великих ханов Казахского ханства,
Абильмансур – Сабалак - Абылай!
Внёс значительный вклад в укрепление Казахского ханства.
- Прошу самооценки без комментариев…..(выставление оценок).
- Закончить наш урок я хочу такими словами:
«Истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах, в ответственных поступках». И жизнь хана Абылая является ярким примером этого утверждения.
Домашнее задание дается на доске ( ученикам на карточке):
Написать эссе «Великий хан великой степи»
Прочитать параграф, выучить даты и события, касающиеся жизни хана Абылая.
Лист самооценки
Задание | Критерии | Дескрипторы | Андрей | Батырбек | Саша |
Составление и защита кластера | Правильный ответ Помощь другим Умение слушать других | Образцовый-5 Хороший-4, средний-3, плохо-2 | | | |
Ответы на вопросы | Образцовый-5 Хороший-4, средний-3, плохо-2 | | | |
| Оценка за урок | | | | |
Лист самооценки
Задание | Критерии | Дескрипторы | Вика | Вероника | Влада |
Составление и защита кластера | Правильный ответ Помощь другим Умение слушать других | Образцовый-5 Хороший-4, средний-3, плохо-2 | | | |
Ответы на вопросы | Образцовый-5 Хороший-4, средний-3, плохо-2 | | | |
| Оценка за урок | | | | |
8