Презентация на тему " Великие личности казахской степи" посвящен творчеству основателю казахской литературы Абаю Кунанбаеву.Хороший и доступный материал в помощь учителям истории, казахской литературы. Презентация расчитана для любой категории учащихся. Можно использовать при изучении темы "Культура Казахстана "
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация " Великие личности казахской степи"»
Великие личности казахской степи
г. Костанай
школа –гимназия № 18
учитель истории
Агаева Ализат Манатовна
.
Абай- подлинный
сын своего народа
.
К ПОРЫВАМ ЮНЫЕ
СЕРДЦА ЗОВУ Я ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СТАВЛЮ ВО ГЛАВУ. КТО КОРЫСТОЛЮБИВ
И БЕССЕРДЕЧЕН, ТОТ МЕЛКИЙ ЧЕЛОВЕК ПО СУЩЕСТВУ...
КУНАНБАЕВ АБАЙ
(1845 - 1904)
Великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка. Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Семипалатинской обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Ускенбаева .
.
Она как настоящий знаток народного устного творчества с детства привила внуку любовь к словесности .
Бабушка мальчика, Зере, прозвала внука Абаем .
Абай с бабушкой Зере
Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.
Медресе в которой учился Абай
Великиеучителя Абая
Замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал казахский народ. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частым гостем был знаменитый поэт Дулат. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще.
Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас только те стихи, которые люди знали наизусть.
He упивайся праздной красотой,Талант - от Бога, в нем ищи опору,Господний замысел открой, И миру ты придешься в пору. ..
Убегающий - видит путь, Догоняющий - вслед спешит. Воля с разумом их ведут. Справедливость - вот свет души…
Будь разборчив в пути своем; ЕСЛИ ТЫ талантлив - гордись И надежным лишь кирпичом В стену строящуюся ложись. ..
В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.
Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).
Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной.
В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создает новую литературу — в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка насыщены глубокой лиричностью, мягким юмором, обличением пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут», «Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», «Густой туман» и др. стали классикой не только казахской, но и мировой литературы.
Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов.
Жить хитростью, обманом, попрошайничеством — удел бездарных проходимцев….
На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами…
Только слабые духом могут затвориться в себе, предаваясь горьким раздумьям, не находя утешения…
Смех с досады — горький смех .
Берегись озера с глубокими берегами, да народа немилосердного”.
Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком…
Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим
Абай в произведениях литературы и искусства
Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова «Путь Абая» (т. 1—4, 1942—1956), за который ему присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
В 1995 г. о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм производства Казахстан-Франция.
Пойми меня сердцем своим – Для тебя я загадкой предстану, С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал, С тысячью один бился – не осуждай. (Обращение Абая к потомкам)
Абай всегда мечтал быть не только сыном отца, но сыном отечества. И сегодня он достиг своей мечты и гордо восседает на самом почётном месте нашего торжества, как признанный всем миром мудрый и прозорливый учитель, поэт и гений человечества.
Президент Нурсултан Назарбаев
Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство.
Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», - пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.
Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».
Памятники поэту установлены в Алма-Ате, во многих других городах Казахстана, в Стамбуле, Тегеране, а также в Москве.
В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.
С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.
На пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.
Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай.
В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау.
В Карагандинской области находится одноимённый город.
Я предлагаю для народа путьНа нём, любовь к богатству позабудьИмущество пожертвуй для учёбыНевеждой для создателя не будь.