Данная презентация представляет краткую биографию Ломоносова М.В., а также рассматривает его историческую концепцию, которая формировалась в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. В презентации вкратце описывается периодизация истории, которую выдвигает Ломоносов и его исторические работы.
Прогрессивность его концепции заключалась в признании роли народа, просвещения (наряду с ролью самодержавия); отечественная история не изолируется от европейской; выявлены черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
В заключении следуют выводы, что:
•Ломоносов обладал историческими знаниями, занимался вопросами языкознания и историей литературы, и это давало ему большое преимущество перед немецкими учеными. Он внимательно изучал летописи, античные и средневековые источники и обладал умением их анализировать.
•Из биографии М.В. Ломоносова можно сделать вывод, что он тщательно изучал все, о чем писал в своих трудах, был этнически ближе к пониманию вопросов, которые касались звучания тех или иных славянских слов, занимался изучением и сравнением не одной ПВЛ, но и других летописей, заграничной литературы.
• Ломоносов заботился о международном престиже России, зависящем не только от ее настоящего, но и от ее прошлого.
•Как историк России, Ломоносов ставил перед собой благородную задачу открыть российскому народу ее историю. Им был сделан большой вклад в изучении истоков Российского государства. И можно только представить, что было бы им сделано на поприще истории, если бы он занимался только этим.
Презентация может быть использована в 8-11 классах при рассмотрении различных взглядов на происхождение и становление государства Российского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ломоносов как историк" »
Тема: ЛОМОНОСОВ М.В.КАК ИСТОРИК
Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» г. Протвино
Казарян К.А.
«Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются» (М. Ломоносов)- из книги «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года»
Биография М.В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно.
В МОСКВУ
Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву
Москва
ГОДЫ УЧЁБЫ
В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве(в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке).Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т.к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.
В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
МАРБУРГ
Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. В в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии.
В Марбургском университете онзанимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа
В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике.
В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»( когда русские войска одержали победу над турками ) и «Письмо о правилах российского стихотворства» .
В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг.
Студент немецкого
университета
НАУКА
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии.
Диплом профессора химии
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе.12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета»В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Вывод:биография ученого позволяет отметить его «народный» характер, знание российского менталитета, а блестящие способности и глубокие знания во многих науках помогли Ломоносову и в анализе исторических трудов.
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Историческая позиция М.В. Ломоносова проявилась в том, что он считал возможным осуществление своей программы с помощью просвещенного монарха (идеализация Петра I, восхваление Елизаветы Петровны и Екатерины II).
Ломоносов был крупным историком своего времени. Его основные сочинения - "Древняя Российская история" (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" (1749-50) и "Краткий российский летописец"(1760). Он же написал "Замечания на "Историю..." Вольтера" (1757-60, изд. 1829) и на "Сибирскую историю" Г. Ф. Миллера (1751); "Краткое описание разных путешествий по северным морям..." (1763).
Ломоносов М.В.
Миллер Г.Ф.
Байер Г.З.
Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа.
Он разрабатывал историческую концепцию, прогрессивность которой заключалась в признании роли народа, просвещения (наряду с ролью самодержавия); не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
Ломоносов различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на 6 периодов: 1-й период - "век древний до Рюрика". Ему посвящена 1-я часть "Древней российской истории", в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славяне и отчасти чудские (угро-финские) племена.
2-й - от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. "Древней российской истории",
3-й - до нашествия Батыя,
4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства («самодержавства») и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков.
5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны.
6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Оценка трудов М.В Ломоносова в историографии .
Официально-дворянская Россия видела в Ломоносове монархиста и националиста.
Революционные демократы подчеркивали близость Ломоносова к народу и заслуги перед отечеством.
Славянофилы то обвиняли Ломоносова в разрыве с народом и переходе в высшее сословие , то утверждали его духовное родство в национальном-религиозном плане с народом и сочувствие угнетенным.
Либералы 1860-70-х гг. отвергали грубо националистическую трактовку и отмечали патриотическую направленность деятельности Ломоносова.
Буржуазная историография начала XX в. отождествляла взгляды Ломоносова с учением Х. Вольфа о феодальном государстве как главной силе общества и с политикой царизма. Г. В. Плеханов считал Ломоносова выразителем консервативных настроений северо-русского крестьянства.
Широкое распространение получила точка зрения С. М. Соловьева , который считал Ломоносова зачинателем литературного направления в историографии .
Советские исследователи (Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, М. Т. Белявский, М. А. Алпатов) доказали, что Ломоносов был крупным ученым в области истории .
Вывод: Споры о Ломоносове как историке возникли, в основном, из-за его полемики с немецким ученым Миллером по поводу варяжского вопроса. На протяжении XVII – XIX в. в истории по-разному оценивали труды русского ученого. Некоторые историки XIX века (Ключевский, например) считали, что Ломоносов предвзято относится к изысканиям немецких ученых, основываясь на чисто патриотических чувствах.
Поэтому считаю необходимым осветить варяжский вопрос в трудах Ломоносова.
История
М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории . Считал, что русы , роксоланы происходят с побережья Чёрного моря .
Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики.
Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков . Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Основной труд по истории — «Древняя Российская история».
М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г.
Эта книга давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.
Ломоносов и история России
Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также деятеля культуры определяется, в первую очередь, его осознанным или интуитивным умением найти своё место в культурно-историческом процессе и придать этому процессу ту или иную степень ускорения.
В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как " Антинорманская теория” . В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печати.
Книга “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года” (1766 г.)
Книга состояла из трех частей:
1. Вступление.
2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).
3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась на север и на восток.
Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и, соединив их, утвердили самодержавие.
Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился.
Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством. К славянским странам также относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др.
Большое количество славянских народов было известно во времена первых княжеств, за пределами России: ляхи по Висле, чехи по вершинам Альбы, болгары и сербы.
Моравляне около Дуная уже имели своих королей , а Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и Полотск были процветающими городами .
О варягах Ломоносов пишет следующее: "Неправильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли . Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем".
По мнению Ломоносова, варягами называли все северные народы , в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле, где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева, где хранили награбленное.
Заключение
Ломоносов обладал историческими знаниями, занимался вопросами языкознания и историей литературы, и это давало ему большое преимущество перед немецкими учеными. Он внимательно изучал летописи, античные и средневековые источники и обладал умением их анализировать.
Из биографии М.В. Ломоносова можно сделать вывод, что он тщательно изучал все, о чем писал в своих трудах, был этнически ближе к пониманию вопросов, которые касались звучания тех или иных славянских слов, занимался изучением и сравнением не одной ПВЛ, но и других летописей, заграничной литературы.
Ломоносов заботился о международном престиже России, зависящем не только от ее настоящего, но и от ее прошлого.
Как историк России, Ломоносов ставил перед собой благородную задачу открыть российскому народу ее историю. Им был сделан большой вклад в изучении истоков Российского государства. И можно только представить, что было бы им сделано на поприще истории, если бы он занимался только этим.
Список источников и литературы:
Литература:
Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003. Кн. 1.
Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. М.; Простор, 1997.
Статья в журнале:
Сахаров А. М., Ломоносов - историк в оценке русской историографии, "ВМГУ", 1961, No 5. Серия 9.История.
Сахаров А.Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности // Мир истории. 2002. № 4/5.
Internet :
В.В. Фомин. Ломоносов и Миллер: два подхода к решению варяжского вопроса. – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/rushistory/readme , свободный.
Советская историческая энциклопедия. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sie/Lomonosov-15823.html , свободный.