kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Ломоносов как историк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет краткую биографию Ломоносова М.В., а также рассматривает его историческую концепцию, которая формировалась в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. В презентации вкратце описывается периодизация истории, которую выдвигает Ломоносов и его исторические работы.

Прогрессивность его концепции заключалась в признании роли народа, просвещения (наряду с ролью самодержавия);  отечественная история не изолируется от европейской; выявлены черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

В заключении следуют выводы, что:

•Ломоносов обладал историческими знаниями,  занимался вопросами языкознания и историей литературы, и это давало ему большое преимущество перед немецкими учеными. Он внимательно изучал летописи, античные и средневековые источники и обладал  умением их анализировать.

•Из биографии М.В. Ломоносова можно сделать вывод, что он тщательно изучал все, о чем писал в своих трудах, был этнически ближе к пониманию вопросов, которые касались звучания тех или иных славянских слов, занимался изучением и сравнением не одной ПВЛ, но и других летописей, заграничной литературы.

• Ломоносов заботился о международном престиже России, зависящем не только от ее настоящего, но и от ее прошлого. 

•Как историк России, Ломоносов ставил перед собой благородную задачу открыть российскому народу ее историю. Им был сделан большой вклад в изучении истоков Российского государства.  И можно только представить, что было бы им сделано на поприще истории, если бы  он занимался только этим.

 Презентация может быть использована в 8-11 классах при рассмотрении различных взглядов на происхождение и становление государства Российского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ломоносов как историк" »

Тема: ЛОМОНОСОВ М.В.  КАК ИСТОРИК      Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» г. Протвино  Казарян К.А.

Тема: ЛОМОНОСОВ М.В. КАК ИСТОРИК

  Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» г. Протвино

Казарян К.А.

«Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются» (М. Ломоносов) - из книги «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года»

«Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются» (М. Ломоносов) - из книги «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года»

Биография М.В. Ломоносова.   М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно.

Биография М.В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно.

В МОСКВУ Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву Москва

В МОСКВУ

Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву

Москва

ГОДЫ УЧЁБЫ В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке). Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т.к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.

ГОДЫ УЧЁБЫ

В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке). Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т.к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.

В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

МАРБУРГ  Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. В в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии. В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа  В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике.  В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»( когда русские войска одержали победу над турками ) и «Письмо о правилах российского стихотворства» . В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг. Студент немецкого университета

МАРБУРГ

Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. В в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии.

В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа

В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике.

В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»( когда русские войска одержали победу над турками ) и «Письмо о правилах российского стихотворства» .

В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг.

Студент немецкого

университета

НАУКА В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии. Диплом профессора химии

НАУКА

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии.

Диплом профессора химии

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. 12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета»  В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. 12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета» В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Вывод:  биография ученого позволяет отметить его «народный» характер, знание российского менталитета, а блестящие способности и глубокие знания во многих науках помогли Ломоносову и в анализе исторических трудов. Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры.  Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Вывод: биография ученого позволяет отметить его «народный» характер, знание российского менталитета, а блестящие способности и глубокие знания во многих науках помогли Ломоносову и в анализе исторических трудов.

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.

Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры.

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Историческая позиция М.В. Ломоносова проявилась в том, что он считал возможным осуществление своей программы с помощью просвещенного монарха (идеализация Петра I, восхваление Елизаветы Петровны и Екатерины II). Ломоносов был крупным историком своего времени. Его основные сочинения -
  • Историческая позиция М.В. Ломоносова проявилась в том, что он считал возможным осуществление своей программы с помощью просвещенного монарха (идеализация Петра I, восхваление Елизаветы Петровны и Екатерины II).
  • Ломоносов был крупным историком своего времени. Его основные сочинения - "Древняя Российская история" (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" (1749-50) и "Краткий российский летописец"(1760). Он же написал "Замечания на "Историю..." Вольтера" (1757-60, изд. 1829) и на "Сибирскую историю" Г. Ф. Миллера (1751); "Краткое описание разных путешествий по северным морям..." (1763).
Ломоносов М.В. Миллер Г.Ф. Байер Г.З.

Ломоносов М.В.

Миллер Г.Ф.

Байер Г.З.

  • Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа.
  • Он разрабатывал историческую концепцию, прогрессивность которой заключалась в признании роли народа, просвещения (наряду с ролью самодержавия); не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
Ломоносов различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на 6 периодов: 1-й период -

Ломоносов различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на 6 периодов: 1-й период - "век древний до Рюрика". Ему посвящена 1-я часть "Древней российской истории", в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славяне и отчасти чудские (угро-финские) племена.

2-й - от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч.
  • 2-й - от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. "Древней российской истории",
  • 3-й - до нашествия Батыя,
  • 4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства («самодержавства») и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков.
  • 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны.
  • 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Оценка трудов М.В Ломоносова в историографии .

  • Официально-дворянская Россия видела в Ломоносове монархиста и националиста.
  • Революционные демократы подчеркивали близость Ломоносова к народу и заслуги перед отечеством.
  • Славянофилы то обвиняли Ломоносова в разрыве с народом и переходе в высшее сословие , то утверждали его духовное родство в национальном-религиозном плане с народом и сочувствие угнетенным.
  • Либералы 1860-70-х гг. отвергали грубо националистическую трактовку и отмечали патриотическую направленность деятельности Ломоносова.
  • Буржуазная историография начала XX в. отождествляла взгляды Ломоносова с учением Х. Вольфа о феодальном государстве как главной силе общества и с политикой царизма. Г. В. Плеханов считал Ломоносова выразителем консервативных настроений северо-русского крестьянства.
  • Широкое распространение получила точка зрения С. М. Соловьева , который считал Ломоносова зачинателем литературного направления в историографии .
  • Советские исследователи (Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, М. Т. Белявский, М. А. Алпатов) доказали, что Ломоносов был крупным ученым в области истории .
  • Вывод: Споры о Ломоносове как историке возникли, в основном, из-за его полемики с немецким ученым Миллером по поводу варяжского вопроса. На протяжении XVII – XIX в. в истории по-разному оценивали труды русского ученого. Некоторые историки XIX века (Ключевский, например) считали, что Ломоносов предвзято относится к изысканиям немецких ученых, основываясь на чисто патриотических чувствах.

Поэтому считаю необходимым осветить варяжский вопрос в трудах Ломоносова.

История

История

  • М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории . Считал, что русы , роксоланы происходят с побережья Чёрного моря .
  • Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики.
  • Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков . Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

Основной труд по истории — «Древняя Российская история».

  • М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
  • Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г.

Эта книга давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

Ломоносов и история России

Ломоносов и история России

  • Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также деятеля культуры определяется, в первую очередь, его осознанным или интуитивным умением найти своё место в культурно-историческом процессе и придать этому процессу ту или иную степень ускорения.
  • В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как " Антинорманская теория” . В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печати.
Книга “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года” (1766 г.)

Книга “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года” (1766 г.)

  • Книга состояла из трех частей:
  • 1. Вступление.
  • 2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).
  • 3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).
  • В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась на север и на восток.
  • Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и, соединив их, утвердили самодержавие.
Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством. К славянским странам также относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др.
  • Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился.
  • Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством. К славянским странам также относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др.

Большое количество славянских народов было известно во времена первых княжеств, за пределами России: ляхи по Висле, чехи по вершинам Альбы, болгары и сербы.

Моравляне около Дуная уже имели своих королей , а Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и Полотск были процветающими городами . О варягах Ломоносов пишет следующее:
  • Моравляне около Дуная уже имели своих королей , а Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и Полотск были процветающими городами .
  • О варягах Ломоносов пишет следующее: "Неправильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли . Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем".

По мнению Ломоносова, варягами называли все северные народы , в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле, где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева, где хранили награбленное.

Заключение

Заключение

  • Ломоносов обладал историческими знаниями, занимался вопросами языкознания и историей литературы, и это давало ему большое преимущество перед немецкими учеными. Он внимательно изучал летописи, античные и средневековые источники и обладал умением их анализировать.
  • Из биографии М.В. Ломоносова можно сделать вывод, что он тщательно изучал все, о чем писал в своих трудах, был этнически ближе к пониманию вопросов, которые касались звучания тех или иных славянских слов, занимался изучением и сравнением не одной ПВЛ, но и других летописей, заграничной литературы.
  • Ломоносов заботился о международном престиже России, зависящем не только от ее настоящего, но и от ее прошлого.
  • Как историк России, Ломоносов ставил перед собой благородную задачу открыть российскому народу ее историю. Им был сделан большой вклад в изучении истоков Российского государства. И можно только представить, что было бы им сделано на поприще истории, если бы он занимался только этим.
Список источников и литературы:    Литература: Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003. Кн. 1. Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. М.; Простор, 1997.  Статья в журнале:

Список источников и литературы:

Литература:

  • Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003. Кн. 1.
  • Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. М.; Простор, 1997.

Статья в журнале:

  • Сахаров А. М., Ломоносов - историк в оценке русской историографии, "ВМГУ", 1961, No 5. Серия 9.История.
  • Сахаров А.Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности // Мир истории. 2002. № 4/5.
  • Internet :
  • В.В. Фомин. Ломоносов и Миллер: два подхода к решению варяжского вопроса. – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/rushistory/readme , свободный.
  • Советская историческая энциклопедия. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sie/Lomonosov-15823.html , свободный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация "Ломоносов как историк"

Автор: Казарян Каринэ Александровна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект открытого урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432364898"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытый урок  окружающий мир по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432278860"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация к уроку МХК "Византийская мозаика" "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-k-uroku-mkhk-vizantiiskaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "219034"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434001633"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-po-fiziki-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130124"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415819529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства