Усвоить причинно-следственные связи, закономерности, последствия процесса крестьянской реформы
Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли личности в истории.
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с причинами и последствиями кризиса феодально- крепостнической системы;
уяснить историческую закономерность падения крепостного права.
анализ причин крестьянской реформы;
объяснить, почему это падение произошло в результате реформы;
подвести учащихся к выводу, что самодержавие проводило реформу в интересах помещиков- крепостников.
уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
дать понять, что падение крепостного права в значительной степени определили направления и характер последующего экономического и политического развития России;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока Отмена крепостного права»
Отмена крепостного права
Презентация к уроку: Отмена крепостного права
Причины отмены крепостного права
Почему реформу 19 февраля 1961 года
называют
Великой?
«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…
Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об Отмене крепостного права в России
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
«Существующий порядок владения не может быть неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу» Александр II
На что намекал Александр II ?
Обезземеливание крестьянства
1437
(9,9%)
3825 (26,2%)
Количество земли у крестьян до реформы
45500
14619
Отрезано земли у крестьян после реформы
15 нечернозёмных губерний
21 чернозёмная губерния
«Я господа, в особенности люблю вас, потому что я сам помещик вашей губернии, и я первый дворянин в государстве…» Из речей Его императорского величества
Карикатура на крестьянскую реформу
Почему карикатура на крестьянскую реформу была запрещена цензурой?
Выкупные платежи по реформе 1861 года
123
187
Скрытая надбавка за выкуп крестьянами своей личности
155
219
Ценность земли по продажам
1854-1858 гг.
Черноземные губернии
Нечерноземные губернии
Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах
Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других вместе с оными изданных Положениях в Правилах.
Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах
Помещики,сохраняя права собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения им быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основании указанных в местных Положениях. «…»
Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах
Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею, на основании местных Положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы ни было сверх того количеством земли.
Почему путь приспособления старых хозяйств к новым общественным условиям считался путем медленного отмирания гниющих частей, тяжелым и мучительным для народа?
Всего по 43 губерниям Европейской России
«Переход из крепостного состояния во временно обязанных(т.е. в омут)
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такая оценка реформы 1861 года : «…Распалась цепь великая. Распалась и ударила. Одним концом по барину , другим-по мужику» . Объясните эти слова
Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу
1,2=Ф
За правильный ответ -3балла
И
?
,,,
Ответ:
« Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной неволи»
Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу
,,
,,
,
,
ПО
За правильный ответ -3балла
Ответ:
« Положение о крестьянах, вышедших из крепостной неволи»
Историческая викторина
Вопрос 1:
Какое произведение убедило Александра II в необходимости отмена крепостного права?
За правильный ответ -1балл
Историческая викторина
Вопрос 2:
Какое прозвище получил Александр II в народе?
За правильный ответ -1балл
Историческая викторина
Вопрос 3
Где и перед кем Александр II лично зачитал Манифест?:
В Михайловском манеже
За правильный ответ -1балл
Историческая викторина
Вопрос 4
Кем был в период реформы Л.Н.Толстой?
За правильный ответ -1балл
Историческая викторина
Вопрос 5
Автор картины «Освобождение крестьян»?
За правильный ответ - 1балл
Б.М.Кустодиев
Историческая викторина
Вопрос 6
Назовите автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо», характеризующий период отмены крепостного права в России?
За правильный ответ1балл
Задача
До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма?
За правильный ответ -3балла
Выполнение расчётов
После освобождения крестьянина помещик перестал получать оброк.
В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых.
За выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы положив эти в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль, равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин). Х = 6%