kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории, презентация к уроку "Господин Великий Новгород", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и с презентацией по теме "Господин Великий Новгород" предназначен для уч-ся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, основной целью урока является формирование представления о Великом Новгороде, задачи урока:

  • дать сведения о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культур­ного развития; ознакомить с жизнью, занятиями горожан; показать особенности развития Новгородского края.
  • : продолжать развивать умения работать с исторической картой: научить проводить сравнитель­ный анализ двух княжеств; продолжить работу над умением да­вать оценочную характеристику исторических личностей.
  • воспитывать интерес обучающихся к предмету
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории, презентация к уроку "Господин Великий Новгород", 7 класс»

КСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Тема урока: "Господин Великий Новгород"

класс – 7Б

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-путешествие.

  1. Цель: Формировать представление о Великом Новгороде.

  2. Задачи:

  3. Образовательные: дать сведения о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культур­ного развития; ознакомить с жизнью, занятиями горожан; показать особенности развития Новгородского края.

  4. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с исторической картой: научить проводить сравнитель­ный анализ двух княжеств; продолжить работу над умением да­вать оценочную характеристику исторических личностей.

  5. Воспитательные: воспитывать интерес обучающихся к предмету

  6. Основные знания

  7. Новгород — важнейший торговый путь; 859 год — первое упоминание о Новгороде.

  8. Основные термины и понятия Архиепископ, хоромы

  9. Оборудование и материалы: презентация

Оборудование: презентация, исторические документы, схема, иллюстрации, фрагмент художественного фильма “Садко”, фрагмент документального фильма “Новгород Великий”, колокольный звон.

      1. Ход урока-путешествия.
      2. I. Организационный момент.

Дети рано утром встали,
Потянулись
И друг дружке улыбнулись.
Стали ровненько теперь.
И проверили серьезно,
Что лежит у нас на парте?
Книга, ручка и тетрадь.

Звучит музыка.

- Сегодня наш урок необычный, поведу я вас в далекое путешествие по лабиринтам истории.

      1. II. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач уроков.

- Сказывают, что дети вы любознательные, что не боитесь не волны озорной, да дороги ухабистой. Верно ли это? И впрямь, не боитесь? Если вы согласитесь с моим утверждением и оно касается вас, говорите “Я”.

- Кто в классе самый сообразительный? “Я”

- Кто в классе самый смышленый? “Я”

- Кто в классе самый находчивый? “Я”

- Кто в классе самый ленивый?

- Вижу, что здесь собрались самые лучшие девицы и соколы ясные. А чтобы мы не заплутали в нашем путешествии, путь нам будет освещать солнце красное, но, а если вы ошибётесь и не откроите заветную дверь, тучка закроет солнце красное, и мы не доберёмся до ларца заветного, и не узнаем, что в нем лежит.

      1. III. Объяснение новой темы.
  1. Сообщение темы и цели урока, запись в тетрадь

  2. Слово учителя

Крупнейшими государственными образованиями, на которое распалась Киевская Русь, стали Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля.

Откроем первую дверь “Юный географ” в нашем путешествии, покажем на карте, где расположена Новгородская земля.

Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, Студёного (Белого) моря на севере до озёр в верховьях Волги на юге.

2. Организация работы с картой:

- В какой части Древнерусского государства находится Новгородская земля?

- С какими княжествами граничит Новгородская земля?


3. Работа с учебником стр. 204

- Прочитайте в учебнике, каковы были особенности климата данной территории? (стр.204)

Природные условия суровы: холодный климат (короткое, дождливое лето, суровые зимы, скудные почвы, почти всю территорию покрывали леса, это озёрный и речной край с множеством болот).

Вопрос: Каким занятиям благоприятствовала природа Новгородской земли? Найдите ответ в учебнике стр. 204

(Охота, рыболовство, собирательство, бортничество, скотоводство. Земледелие было возможно только на юге Новгородской земли. Промыслы тоже были одним из главных занятий новгородцев. Они ловили рыбу, охотились на пушных зверей, моржей, добывали речной жемчуг)


4. Работа в группах:

проанализировать тексты документального источника (приложение 1.) и выяснить:

- Чем занимались жители Новгорода?

В Новгороде расцветало ремесло. Высокого уровня достигли кузнечное, оружейное, ювелирное дело, производство льняных тканей, столярное и плотницкое ремесло, каменное строительство.


- Если учесть, что Новгород находился на знаменитом пути «из варяг в греки», то чем еще могли заниматься новгородцы? Для чего изготовляли ремесленные изделия? Для личного пользования или для продажи? /Для продажи/

Итак, давайте сделаем вывод: Чему благоприятствовали географические и природные условия Новгородской земли?

Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли. Ремесленники и купцы составляли значительную часть населения Новгородского государства

5. Работа с иллюстрацией «Ладьи»

Давайте рассмотрим репродукцию картины Н.К. Рериха «Ладьи». Именно на таких ладьях плавали по северным морям новгородские купцы. Такое плавание могло быть опасным: сильный шторм может повредить и погубить даже современные корабли. А небольшие ладьи могли стать игрушкой в руках разбушевавшейся стихии. Вот и мы с вами заглянет вмести с новгородскими гостями в Новгород.

Нам нужно открыть вторую дверь «Старовечный и вечно новый над рекой поднимается город…»

6. Сообщение ученика о Новгороде

В центре новгородских земель располагалось большое озеро Ильмень и протекала река Волхов, на которой и расположилась столица новгородской земли город Великий Новгород. Располагался Новгород на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», поэтому все купцы везли свои товары через него. В Новгороде шла самая большая торговля на Руси. Новгород был одним из крупнейших и богатых городов не только Руси, но и Европы того времени. За это его и называли Господин Великий Новгород.

7. Просмотр фрагмента видеофильма «Господин Великий Новгород».

8. Чтение рассказа для дополнительного чтения «Откуда произошло название Новгород»

9. Физкультминутка.

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

10. Рассмотрим план древнего Новгорода с.205 учебника. (Рассказ учителя о внешнем облике города):

Великий Новгород располагался на берегах реки Волхов, одна часть города называлась Торговая, здесь находились дома купцов, амбары для хранения товаров. Другая сторона называлась Софийская по имени главного новгородского храма – Собора Святой Софии. Софийская и Торговая стороны соединялись мостом через Волхов.


11. Чтение текста учебника на стр. 205 (описание Софийской и Торговой сторон) – по цепочке


12. Словарная работа

АРХИЕПИСКОП ХОРОМЫ

11. Откроем третью дверь «Культура Новгородской Руси»

В городе Новгороде было построено много храмов.

И самый главный из них- храм Святой Софии - Величавая громада Святой Софии господствует над кремлем и Волховом как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре ее купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце подобно богатырскому шлему.

Во все века София Новгородская была символом древнего города. Ее стены сложены из природного, «выросшего из земли» камня. Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Построенный в 1045—1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской республики: «Где Святая София — тут и Новгород!»

Следующими значительными архитектурными творениями являются Георгиевский собор Юрьева монастыря и небольшая церковь Спаса на Нередице.

Георгиевский собор.

Собор св. великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава Великого, княжившего тогда в Новгороде.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии.

      1. …На невысоком холме за речкой Спасовкой, в одной из наиболее живописных окрестностей Великого Новгорода стоит небольшая церковь, известная во всем мире под именем Спаса-Нередицы. Это единственное здание, сохранившееся от Нередицкого монастыря. В ясную погоду из города хорошо виден лаконичный силуэт церкви, венчающий холм.  С холма открывается замечательный вид на заливные луга, широкую ленту Волхова, озеро Ильмень. Весь Новгород виден оттуда, как на ладони.
      2. V. Закрепление

Проверим можно ли вас назвать настоящими новгородцами

Вопросы для закрепления:

1.Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?

(Торговля и ремесло).

2.Почему Новгород получил название Господин Великий Новгород?

( большой, богатый и могущественный город)

3.Где располагался Великий Новгород? ( на двух холмах по обе стороны реки Волхов)

4. Опишите Великий Новгород (по плану)

Вы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери. Мы можем посмотреть, что лежит в нашем ларце – это сердце. Сердце – это символ любви. Я думаю, что у каждого из вас бьется сердце настоящего патриота. Человека, который любит свою родину, свою страну. Помните, в сказке “Садко” главный герой искал счастье в дальних странах и понял, вернувшись, домой, что счастье – это любить свою родину, быть полезным для неё. Мне кажется, что вы вырастете настоящими гражданами страны.

      1. 5. Просмотр фрагмента видеофильма о современном Новгороде Великом.
      2. VI. Итог

Д / З: с.204-207, читать, пересказывать, отвечать на вопросы (Шавкунова С.- читать, отвечать на вопросы)

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока истории, презентация к уроку "Господин Великий Новгород", 7 класс

Автор: Бутримова Татьяна Ивановна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства