Цель урока: Рассмотреть основные этапы и взаимосвязь между эволюцией человека как биологического вида и эволюцией человеческого общества, хозяйственной деятельности, общественных институтов и культуры.
Задачи урока:
Образовательная: Выявить основные этапы и причины развития человеческого общества, причины возникновения государств.
Развивающая: Рассмотреть различные точки зрения на возникновение человека, человеческого общества, расселение человека и расогенез. Определить взаимосвязь между эволюцией человека как биологического вида и природной средой, эволюцией в орудиях труда и способах производства.
Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство толерантности в отношении к представителям различных рас и этносов.
Оборудование урока: Учебник для СПО: «История» / Под редакцией П.С. Самыгина, раздел 2, тема 2.1.; атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт; таблицы по периодизации истории первобытного общества; комплект с иллюстрациями.
Тип урока: лекция - беседа
Основные понятия: антропология, архантропы, палеоантропы, антропогенез, раса, расогенез, матриархат, патриархат, экзогамия, инициация, престижная экономика, неолитическая революция, первое разделение труда, второе разделение труда, социальная дифференциация, «военная демократия», протогосударство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Предыстория человечества"»
Предысториячеловечества
ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ
План:
Предыстория и история;
Точки зрения на появление человека;
Периодизация Первобытности;
Формирование древнейших форм социальной жизни;
Неолитическая революция.
Домашнее задание:
Параграф 1 читать,
?? 3, 4, выучить понятия.
Выпишите себе в тетрадь понятия, указанные в 1 вопросе к параграфу 1
1. Предыстория и история.
История Земли -5 млрд.лет
История жизни -2-1,5 млрд.лет
История человека -5 тыс.лет
Попробуйте линейно
изобразить эти периоды.
История жизни
2-1,5 млрд.лет
4 – 3 млн.лет назад
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
100 – 40 тыс.лет
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
РАЗУМНЫЙ
2. Точки зрения на появление человека.
В течении тысячелетий считалось, что человека создали боги .
Ч. Дарвин в XIXв. создал эволюционную теорию (путём естественного отбора осуществлялась эволюция человеческого вида от первых человекообразных существ до человека разумного).
Научные открытия XX в. показали, что процесс антропогенеза не образует плавной эволюционной линии . Некоторые виды исчезали, не оставив следов в последующей ступени.
Неандерталец против кроманьонца
-прямохождение
-высокое развитие головного мозга
-мышление и членораздельная речь
древний каменный век – ПАЛЕОЛИТ
средний каменный век – МЕЗОЛИТ
новый каменный век – НЕОЛИТ
медный век (не у всех народов),
бронзовый век
железный век
3. Периодизация Первобытности:
Заполним таблицу:
Название периода
Даты периода
Основные события
Вид человека
Древнекаменный век (палеолит)2,4 млн. — 10000 до н. э.
Ранний (нижний) палеолит
2,4 млн. — 600 000 до н. э.
Средний палеолит-
600 000-35 000 до н. э.
Поздний (верхний) палеолит-
35 000-10 000 до н. э.
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются.
Виды:
Человек умелый(Homohabilis),
Человек прямоходящий(Homo erectus)
В верхнем палеолите появляется Человек разумный разумный(Homo Sapiens Sapiens).
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ:
зарождение религии
АНИМИЗМ
ТОТЕМИЗМ
ФЕТИШИЗМ
Среднекаменный век (мезолит) -10 000-5000 до н. э.
Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук.
Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства(«присваивающего»)—«производящие»(земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу.Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, или энеолит. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯРЕВОЛЮЦИЯ
Бронзовый век -3500-800 до н. э.
Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза).
Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде
Железный век:
с ок. 800 до н. э.
Ранняя история
ок. 800—500 до н. э.
Античность
ок. 500 до н. э. — 500 н. э.
Средние века
ок. 500—1500 н. э.
Новая история
с ок. 1500 н. э
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ОБЩИНА
СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА
Выпишите
Функции общины присваивающего хозяйства (стр.21)
Функции общины после перехода к производящему хозяйству.
2 стадии на пути к государству:
Племя
Общность хоз. жизни;
Эк. и соц. равенство;
Защита от врагов – все мужчины племени:
Управление – Совет племени;
Глава племени – вождь (выбирали по личным качествам)
Вождество
Вождь (наследственный) распределяет и перераспределяет богатства племени;
Социальное неравенство, развивается институт собственности;
Появляется военная дружина;
Функции управленческой верхушки: регулирование жизни племени, организация и использование общественного труда.