kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Павел Васильев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе по теме "Павел Васильев. Забвению не подлежит", проводится с целью вызвать интерес к казахстанским поэтам и писателям. Речь идет о развитии маргинальной русской литературы, представителем которого является и Павел Васильев. Творчество поэта изучается в 5 классе и в 10 классе. Считаю это недостаточным, поэтому и решила провести открытый урок по творчеству казахстанского поэта Павла Васильева и в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Павел Васильев »

12


«Павел Васильев. Забвению не подлежит»: урок в 9 классе

А.З. Габдулина, учитель русского языка и литературы

КГУ «СШ №4 г. Тайынша» Северо-Казахстанской области



Цель урока: познакомить с развитием маргинальной русской литературы 30-50-х годов ХХ века в Казахстане на примере творческого пути Павла Васильева.

Задачи урока: изучить художественные особенности стихотворений Павла Васильева; развивать критическое мышление и творческие способности учащихся; совершенствовать выразительное чтение; воспитывать толерантность, умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, слайды, иллюстрации из произведений писателя, выставка книг.

Форма: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: систематизация и усвоение новых знаний.

Эпиграф: «Мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом» Олжас Сулейменов

Ход урока: Учитель: Дорогие, ребята. Уважаемые гости, присутствующие. Тема нашего нестандартного урока: Павел Васильев. Забвению не подлежит. Павел Васильев - русский поэт Казахстана. Шухов Иван Петрович, Снегин Дмитрий Фёдорович, Анов Николай Иванович, Домбровский Юрий Осипович, Зверев Максим Дмитриевич… Они волею разных судеб оказались в Казахстане. Как вы знаете из уроков истории, Казахстан был превращен сначала в гигантский лагерь, затем в поднятую целину и национальный ядерный полигон. Так сложилось исторически… Казахстан стал примером духовного братства и единства самых разных народов. Мы живем в дружной многонациональной стране, где взаимодействуют разные национальные культуры с культурой Казахстана. Все это нашло свое отражение в литературе. Русские писатели оказались в сложных условиях жизни и творчества. Такие условия называют маргинальными (лат. margo – край, граница). Поэты и писатели получили возможность в своем творчестве «пересекать этнографическую границу», по выражению известного казахстанского критика Н.С.Ровенского, т.е. писать и жить в условиях инонациональной культуры, сопоставляя собственно русские духовные ценности с казахскими. (запись на доске, обращаю внимание на портреты и цитату)

2. Слово предоставляется Кинзерской В. и Ермекову Е.

«Павел Васильев!.. Широкошумное поэтическое имя тридцатых годов, оболганное бесплатными литераторами, обвешанное нелепыми выдумками и дурными ярлыками», - с болью в сердце за судьбу признанного уже в наши дни художника слова напишет Сергей Поделков, вспоминая: как только не называли поэта его современники – и «сыном кулака», и «сыном есаула», и «певцом кондового казачества». А кто он, Павел Васильев? Где его корни? Как он жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал? Учитель Кто может рассказать о жизненном пути? Какие мы сегодня сможем решить цели и задачи на нашем нетрадиционном уроке? (ответы учащихся)









Стихотворение о Павле Васильеве и сообщение о нем.

3. Слово предоставляется Комиссарчук И.

И вот по дорогам, смеясь, иду.

Лучшего счастья

Нет на свете.

Перекликаются

Деревья в саду,

В волосы, в уши

Набивается ветер.

И мир гудит,

Прост и лучист,

Вёсла блестят

У речной переправы,

Трогает бровь

Сорвавшийся лист,

Ходят волной

Июльские травы.


4.I группа. Выступают с сообщениями Баранова В. и Гаузер М.

Талант Васильева критика 30-х годов объявила «стихийным», а его творчество – «чуждым нашей действительности». Его называли чужаком, нутряком, подкулачником, помесью бездари с кулацко-богемной идеологией. Недруги его не дремлют, о нем, о его поведении пишут правду, полуправду и ложь М. Горькому.

Атмосферу озлобленных нападок на поэта передают «Стихи в честь Павла Васильева», написанные М. Голодным:

Будешь лежать ты,

Покрытый пылью,

Рукой прикрывая

Свой хитрый глаз.

Таков закон у нас,

Павел Васильев,

Кто не с нами,

Тот против нас.

Слово предоставляется Ермекову Е .Читает стихотворение «ПИСЬМО»

Критиков раздражала творческая независимость поэта. Павел Васильев отвечал им еще в 1927 г. в стихотворении «Письмо»:

По указке петь не буду сроду, -

Лучше уж навеки замолчать.

Не хочу, чтобы какой-то Родов

Мне указывал, про что писать.

Чудаки! Заставить ли поэта,

Если он действительно поэт,

Петь по тезисам и по анкетам,

Петь от тезисов и от анкет .




В архивах ФСБ обнаружено неизвестное стихотворение Павла Васильева. Оно, как выяснилось, стало одним из доказательств «антисоветских настроений» поэта.

Неужель правители не знают,

Принимая гордость за вражду,

Что пенькой поэта пеленают,

Руки ему крутят на беду.

Неужель им вовсе нету дела,

Что давно уж выцвели слова,

Воронью на радость потускнела

Песни золотая булава.

Песнь моя! Ты кровью покормила

Всех врагов. В присутствии твоем

Принимаю звание громилы,

Если рокот гуслей – это гром…

И вот в «Правде», «Известиях», «Литературной газете» публикуется статья М. Горького «Литературные забавы». В ней резкой критике подвергнуто поведение в быту ряда молодых литераторов, среди которых назван и Павел Васильев. После этого многие редакции и издательства оказались для него закрыты. В январе 1935 г. он был исключен из Союза советских писателей.

Васильев арестован. Ему предъявлено обвинение по ст. 58, п. 8 («Совершение террористических актов против представителей власти»). На закрытом заседании Военной коллегии Верховного суда СССР 15 июля 1937 г. он был приговорен к расстрелу.



(учащийся Гамазин Александр с сообщением)

Подробности смерти Павла Васильева неизвестны. Но все же даже и «оттуда» просочились сон –не сон, морок – не морок ,правда – не правда.

На допросах его избивали до полусмерти ,и бросали в камеру на пол.

И он будто бы разбитыми губами, беззубым кровавым ртом бормотал сокамернику : - Запомни …если уцелеешь …Запомни …Павел Васильев …поэт…русский…Запомни…

А на другой день его опять били и топтали да так и забили насмерть.

Вышибли из руки кривое ястребиное перо. Но то, что оно успело написать , останется навсегда с нами,

С русским народом.

Владимир Солоухин.

На экране дата: 1937 год, 16 июля.

Приговор приведен в исполнение.

Учитель:

Омар Хайям говорил:

«Мы все умрем,

Людей бессмертных нет

И это все известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово...»

IIгруппа.

Читают стихотворения: Беляев Андрей, Плескач Владислав, Гофман Артем.

Анализирует: Лопата Валерия.

Павел Васильев оставил нам замечательное поэтическое наследие.

С поэзией поэта Павла Васильева в русскую литературу, по удачному определению поэта и литературоведа Сергея Поделкова, «пришла Азия, веселая и мужественная, звонкая и яркая, гостеприимная и жестокая».(слайд)

Неотъемлемая ее часть – Павлодарское Прииртышье. Здесь следует искать истоки поэтических открытий, васильевской влюбленности в воздух детства.

Здесь, в Павлодаре, у берегов Иртыша, прошло детство и отрочество будущего поэта, здесь вступил он в юность, отсюда шагнул к шумной славе. Павел Васильев находит для него слова признательности и любви.

А впечатления поэта от поездки в город детства – Павлодар - отразились в стихах «По Иртышу», «Палисад», «Голуби».



7. (читает Стаценко Р.)

Старый горбатый город-щебень и синева,

Свернута у подсолнуха рыжая голова,

Свесилась у подсолнуха мертвая голова, -

Улица Павлодарская, дом номер сорок два.

Поднято до рассвета солнце. Гудок. Пора!

И на местах инженеры, техники, мастера.

Зданья встают, как памятники, не повернув назад.

Выжженный белозубый смех ударных бригад…

Вот она, наша родина, с ветреной синевой.

Древние раны площади стянуты мостовой.

В камень одеты площади, рельсы на мостовой.

Статен, плечист и светел утренний город твой!

8. Степь и Иртыш – вот чем пленен поэт, «степной ястреб». Самые ценные впечатления – ранние, детские. Именно они оказали сильнейшее воздействие на его духовный рост. Дом, в котором Павел провел детство и отрочество, стоял в трехстах метрах от Иртыша.

В казахскую степь, в родное Прииртышье Павел Васильев всегда возвращался в своих стихах в конце 20-х и начале 30-х годов, которые прошли под «звездой скитальчества».

Чтение наизусть стихотворений Павла Васильева:

(читает Денисевич А.)

За порогом твоим река,

Льнут к окну твоему облака.

Я вышел на берег, играл

Иртыш, плескаясь стаей струей.

Закат искристый догорал,

Кровавым заревом тоскуя.

В последних взмахах застывая,

Убрал цветами вод простор…

Иртыш катился, продолжали

Струи игристый разговор.



На экране – фотографии из альбома «Река просторной родины моей».

9. В доме Васильевых запросто бывали в гостях казахи, и богатые, и бедняки-джатаки. Варвара Федоровна знала казахский язык и шутила с ними. Она ставила предназначенный специально для таких случаев двухведерный медный самовар, жарила баурсаки и расстилала на полу кухни для гостей мягкую белую кошму, покрывая её скатертью. Иногда Корнила Ильич брал кого-нибудь из ребят в аул смотреть скачки и борьбу. Чаще всего такое счастье доставалось Павлу как старшему из детей. Это было настоящее удовольствие, сказка: проехать несколько десятков километров по степи, видеть море ковыля, слушать казачьи песни, которые дед обязательно впол голоса напевал по дороге, и наконец, самое главное – видеть бешеную скачку низкорослых лошадей на байге.

(читает Ермаков М.)

«Азиат»

Хоть волос русый у меня,

Но мы с тобой во многом схожи:

Во весь опор пустить коня,

Схватить земли смогу я тоже.

Над пестрою кошмой степей

Заря поднимает бубен алый.

Где ветер плещет гибким талом,

Мы оседлали лошадей.

Дорога гулко зазвенит,

Горячий воздух в ноздри хлынет,

Спокойно лягут у копыт

Пахучие поля полыни

И в час, когда падут туманы,

Ширококрылой стаей вниз,

Мы будем пить густой и пьяный

На экране – юношеская фотография Павла.

10. По левому берегу Иртыша на юг и на запад уходит та часть казахской степи, которую народ назвал Сарыарка. В одном из урочищ Золотой степи проходили ярмарки. Слушаешь стихи Васильева, и оживает прошлое: ковыльный простор, вольная жизнь, когда «полстраны, заседлав коней, скачет ярмаркой в Куяндах.»

(стихотворение читает Беляев А.)

Над степями плывут орлы

От Тобола на Каркаралы,

И баранов пышныотрары

Поворачивают к Атбасару.

В этот день поет тяжелей

Лошадиный горячий пах, -

Полстраны, заседлав коней,

Скачет ярмаркой в Куяндах.



Павел Васильев, живший со степняками одной жизнью, знал толк в лошадях.

Топот конских копыт – дорогой ему с детства звук. Только поэт с душой кочевника может так описать выбранного на базаре коня.

Прошли табуны по сожженным степям,

Я в зубы смотрел приведенным коням.

Залетное счастье настигло меня, -

Я выбрал себе на базаре коня.

В дорогах моих на таком не пропасть –

Чиста вороная, атласная масть.

Горячая пеня на бедрах остыла,

Под тонкою кожей – тяжелые жилы.

Взглянул я в глаза, - высоки и остры

Навстречу рванулись степные костры.

Папаху о землю! Любуйся да стой!

Не грива, а коршун на шее крутой…

III. Мини- проект «Русский беркут», посвященный Павлу Васильеву.

Выступают: Дмитриенко Анна, Шаймерденова Карина.(фотоколлаж)

Дополняет: Маргарита Гаузер.

Читает стихотворение: Басс Сергей, Денисевич Артем.

В поэзии Павла Васильева перекликаются фольклорные мотивы с изобразительно- выразительными средствами языка.

Читает: Ручкин Константин(«Песнь о Серке»).

IV.Слово предоставляется 4 группе .

Выступают с материалами исследования по творчеству Павла Васильева- публициста: Кинзерская Виктория.



V.Чтение стихотворений о любви («Тонкая лирика»)

Читают стихотворения: Огарева Диана , Перевоз Артем , Дмитриенко Евгений, Ермаков Максим, Плескач Влад ,Беляев Андрей, ЕрмековЕламан , Гофман Артем.

Слово учителя:

В 1935-1936 гг. были созданы и напечатаны в «Новом мире» поэмы «Принц Фома», где спокойная повествовательность сочетается с острой сатирой, и «Кулаки», посвященная классовой борьбе в деревне в период коллективизации. В эти же годы Васильев работал над поэмой «Христолюбовские ситцы». При жизни поэта она не публиковалась.

Рефлексия

Павлу Васильеву посвящают стихи, называют его именем улицы, библиотеки, литературные объединение. Родина помнит «короля поэтов».

Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Домашнее задание.

Слово предоставляется Кинзерской Виктории(репортаж).

Спасибо за внимание!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Павел Васильев

Автор: Габдулина Айман Зарликовна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "урок Павел Васильев "
    ["seo_title"] => string(21) "urok-paviel-vasil-iev"
    ["file_id"] => string(6) "191327"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427294432"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Павел Васильев - поэт казахской степи""
    ["seo_title"] => string(39) "paviel-vasil-iev-poet-kazakhskoi-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "317551"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460382790"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Павел Васильев - поэт казахской степи""
    ["seo_title"] => string(41) "paviel-vasil-iev-poet-kazakhskoi-stiepi-1"
    ["file_id"] => string(6) "317552"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460382797"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема.   Павел Петрович Бажов  «Серебряное копытце» "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-paviel-pietrovich-bazhov-sieriebrianoie-kopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "224694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439092749"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по теме "Страницы жизни и творчества А.Н.Островского""
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-stranitsy-zhizni-i-tvorchiestva-a-n-ostrovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "265368"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449924598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства