Урок №47/9 Дата:12.02.15 Класс:11
Предмет: История Казахстана.
Тема: Основные этапы депортации народов Казахстана в 30-40 годы.
Цели:1.Дать понятие о депортации как политическом явлении, показать ее цели и задачи.
2.Показать причины переселения, какие изменения произошли в хозяйственной жизни Казахстана, условия жизни переселенцев. Прививать учащимся исследовательские навыки, направленные на самостоятельный поиск дополнительного материала.
3.Воспитание отзывчивости, способности к сопереживанию и сочувствию уважения к истории других народов, живущих в Казхстане.
Формы урока: урок практических самостоятельных работ.
Методы обучения: фронтальный опрос.
Технологии: урок с применением элементов критического мышления.
Наглядности: презентации учащихся, интерактивная доска, тесты.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Опрос домашнего задания(фронтальный опрос).
1.В 30-50 годах в какой политический режим сложился в советском обществе?
2.Задачи культурной революции.
3.Почему проводилась политика репресий против населения?
4.Что такое Гулаг?
5.Когда в Казахстане возникает сеть исправительно трудовых лагерей?
6.Сколько заключенных прибывало Карлаге?
7.Что строили арестанты?
8.Какие предприятия функционировали в Карлаге?
9.После войны какие категории заключенных появляются в Карлаге?
10.Для чего страна использовала труд заключенных?
Сообщение о репрессированных деятелей культуры.
1)Азимова Ф.
2)Ланге Г.
3)Хазиев С.(презентации деятелей культуры)
2.Сообщение темы цели и задачи урока .
Сегодня мы с вами познакомимся с основными этапами депортации народов в Казахстане в 30-40 годы , о последствиях этой депортации , с лексическим значением слова депортация .
Депортация-(лат. гонение) – переселение изгнание, высылка их государства как мера наказания из-за преступных действий.
Рассказ о депортации народов СССР в Казахстан(сопровождаемая слайдами)(7 мин.)
Вэпоху социализма народы, населяющие Советский Союз, подверглись гонениям, преследованиям, репресиям, геноциду и этноциду.
В годы советской власти преследовали не только членов партии, работников комсомола, но и целые народы подподали под подозрение и изгонялись со своих земель.
В 1920-1950 гг. насильственное изгнание населения из родных мест стало составной частью политики Сталина. Число депортированных в СССР с 1920 по 1949 г. достигло 3,2 млн. человек. Самое большое число депортированных можно разделить по следующим видам:
-депортация по этническим признакам («наказанные народы», «очищение границы», «недоверие к народу»);
-депортация по социально классовым признакам (переселение кулаков до 1934 г.), специальные переселения;
-депортация по политическим мотивам (1934-1944), так называемые «трудовые переселения»; с 1944 г. Они стали называться «специальными переселенцами».
Среди названных видов депортаций первым по времени был социально –классовый. Первыми жертвами большевистских практик по изгнанию стали кубанские казаки, передовые интеллигенты, духовенство, верующие, затем началось уничтожение кулаков и баев (как класса), которых разделили на три категории. Такая масштабная депортация нанесла вред генофонду этносов, а всеобщая коллективизация привела народы к голодной смерти. В эти годы широко распространились такие виды наказания, как расстрел без суда и следствия и заключение в исправительные лагеря.
В 1932-1933 гг. в Казахстан были перемещены тысячи людей из Средне Азии, Нижней Волги, Центрально-Черноземной и Московской областях, Северного Кавказа. Казахстан стал синонимом слова «Сибирь». Такое насильственное переселение народов различных социальных и этнических групп, сословий началось в довоенный период, в 20-30-х годах, в Казахстан, Урал Среднюю Азию, Сибирь, Дальний Восток. Этнодемографический кризис, который уничтожил миллионы крепких хозяйств, лучших хозяйственников страны-«кулаков»,-нанес огромный ущерб стране. Во время коллективизации в Казахстане число специальных поселений для кулаков достигли почти ста. Они находились под надзором комендатуры, вовлекались в работу системой учреждений ГУЛАГа на угольных бассейнах, в металлургической промышленности, строительстве железных дорог и электростанций, объектов НКВД, Выращивании хлопка, сахарной свеклы, сахарном производстве и т.д.
Депортация народов в годы войны (рассказ учителя) (5 мин.)
Влияние 2-ой мировой войны на численность населения Казахстана. Трудовые армии. (Сообщение учеников-Хазиев Сурмали, Ланге Гельмут)
Этап закрепления. Тест (из 10 вопросов)
Эссе-«Последствия депортации в судьбе моих родных».