Просмотр содержимого документа
«Индустриальное общество: новые ценности»
27.05.20
Индустриальное общество: новые ценности
Урок № 6
9 класс
Проверка домашнего задания:
Работа с понятийным аппаратом:промышленный переворот, аграрная революция, мануфактурное производство, традиционное общество, метрополия
«Лента времени»технические изобретения (указать не менее 5-ти работа у доски)
Охарактеризуйте основные технические изобретения , основанные на открытиях Дж. Уатта.
Какие открытия были сделаны в области металлургической промышленности?
Какие изобретения произошли в области связи? Как они повлияли на дальнейшее развитие мира?
Дайте краткую характеристику эпохи капитализма. В чем отличия капиталистического общества от традиционного?
Выпишите в два столбца: а) термины, характеризующие изменения в процессе производства; б) термины, характеризующие изменения в процессе организации производства
Актуализация знаний:
Каковы особенности экономического развития стран Европы и мира в начале ХХ века?
Составьте план работы по теме урока
Немецкий учёный Вернер Зомбарт назвалXIXвек временем, когда «земля выбрасывала своих детей».
Что означают эти слова?
Рост городов – одна из черт индустриальной цивилизации.
Лондон вXIXвеке
ДоXIXвека основное население Европы и США проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством.
Что вызвало рост городов?Что такое «урбанизация»?
Урбаниза́ция — процесс повышения роли городов, городской культуры в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским.
Причины роста городов:
ПРИЧИНЫ РОСТА ГОРОДОВ
Перенаселение деревни
Упадок небольших городков
Упадок ремесла, мелкой торговли, развитие транспорта заставляли людей искать новое место жительства в поисках работы
Улучшение землепользования и техники с\х часть сельского населения осталось без работы
ЛЮДИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ В КРУПНЫЕ ГОРОДА
Причины роста городов:
В английских газетах писали:
«Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деться».
В Германиислышались жалобы: в стране слишком много народа, заработков не хватает, число безработных и нищих растёт. Массы населения покидают родные места: люди едут в другие страны. Этот процесс называетсямиграцией.
Последствия изменений:
Направления миграции вXIXвеке
«Американская мечта»
На основе графика, сделайте не менее трех выводов.
С чем связано массовое переселение европейцев?
С какими трудностями столкнулись мигранты? Почему?
Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Аристократия - дворяне
Рабочие
Крестьяне
уменьшение численности
увеличение численности
Аристократия
«старая» и «новая»
АРИСТОКРАТИЯ СТАРАЯ И НОВАЯ
Многие аристократы владели землями в деревнях, имели просторные дома, библиотеки, могли принимать знатных гостей. Аристократические семьи были связаны родственными узами, потому что брак заключался в своём кругу.
В Англии в таких семьях мальчиков с детства готовили к политической деятельности. Сначала они учились в привилегированных частных школах, затем в Оксфорде или Кембридже.
Вспомните литературные произведения, в которых описывается быт аристократииXIXвека
Изменения социальной структуры вXIXвеке
В середине XIX века 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Постепенно господствующее положение аристократии уходит в прошлое: земли продаются под городскую застройку, сокращаются лесные угодья.
Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях и колониальной администрации.
Многие аристократы вступают в брак с богатыми «выскочками». Это приводит к слиянию аристократии и буржуазии.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Аристократия - дворяне
Рабочие
Крестьяне
уменьшение численности
увеличение численности
Новая буржуазия
В XIX веке во главе крупной промышленности стояли представители буржуазии, нажившие миллионы.
Они много работали, отличались скромностью в быту, но многие из них стремились стать частью аристократии. Например, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали баронами.
Подберите свои примеры представителей «новой буржуазии»
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Аристократия - дворяне
Рабочие
Крестьяне
уменьшение численности
увеличение численности
Средний класс
Новым явлениеXIXвека стало появление среднего класса. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение.
В средний класс выделяли юристов, преподавателей, изобретателей, ученых, врачей.
Вспомните литературные произведения, в которых описывается бытсреднего классаXIXвека
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Аристократия - дворяне
Рабочие
Крестьяне
уменьшение численности
увеличение численности
Рабочий класс
Это высококвалифицированные рабочие. Их положение на предприятии было прочным, зарплата позволяла давать детям хорошее образование. В Англии их было 30 % от числа рабочих.
Зарабатывали вдвое меньше, дети работали с ранних лет. Любая покупка (башмаки) заставляла экономить на еде.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Половина английских рабочих покупало мясо один раз в неделю, и то после 23 часов. Продукты обычно покупали в субботу после расчета за неделю.
«По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой кроме ребенка лежат пакетики и свёрточки. Отец несёт на плечах сынишку. Возле кабаков устраиваются концерты. К 11 часам вечера аристократия рабочего класса уже запасается провизией. Тогда появляются исхудалые, заморённые женщины в чёрных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешёвую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и прочее».
Чем можно объяснить подобные явления?
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Девушки с 13 лет работали на фабрике, с 14 лет – они становились независимыми, так как платили матерям за квартиру и стол 5-6 шиллингов в неделю. Работали на фабрике и женщины, но чаще это были вдовы, жены пьяниц или преступников. Порядочный рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась домом и детьми. За работу женщины получали намного меньше мужчин.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Детей использовали на самых тяжёлых работах, в том числе и в шахтах. Одни грузили тележки, другие в полной темноте открывали двери, когда проезжала тележка с углём. Только в 1893 году в Англии был принят закон, запрещающий принимать на работу детей до 11 лет.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
Рабочий день для детей длился 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю дети ходили в школу. Они были такими усталыми, что спали на уроках. «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь.
Изменения социальной структуры вXIXвеке
До 70-х годовXIXвека женщины не были равны с мужчинами. В семье женщины подчинялись отцу или мужу. В 80-е годы женщины добились права распоряжаться своей собственностью и сохранять при себе детей в случае развода. В 1918 году английские женщины добились права голоса.
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
2. Я хотел/хотела бы узнать больше о…
3. Оцени степень сложности предлагаемых заданий по пятибалльной системе, где
0 –очень просто,
1 – достаточно просто,
2 – просто
3 – несложно, если вникнуть,
4 – сложно,
5 – очень сложно
Самостоятельная работа
Выполните задания к схеме
2. Объясните термины и понятия, вошедшие в жизнь европейцев вXIXв:
§ 3 + сформулируйте два аргумента, указывающие на улучшения в жизни общества и, два аргумента, подтверждающие ухудшение жизни людей.
2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»
§ 3 + докажите, что буржуазия, интеллигенция, пролетариат являются участниками капиталистических отношений. Опишите кризис перепроизводства с точки зрения представителя «среднего класса»
3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»
§ 3 + Как утверждение капиталистических отношений повлияло на модернизацию стран Запада?