ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Типология обществ
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров»
Ф. Бэкон
Учитель основ права: Алимбаева Динара Айдаровна
Класс: 10
Предмет: Человек. Общество. Право.
Тема урока: Типология общества.
Тип урока:комбинированный урок.
Цель урока:обеспечить усвоение нового материала учащимися и систематизировать знания учащихся по теме посредством реализации познавательных, развивающих и воспитательных задач
Задачи урока:
обучающие:-дать характеристику «традиционного общества», «индустриального общества», «постиндустриального общества», выявить особенности;
-усвоить основные понятия темы: «типология обществ», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», --установить взаимосвязь понятий;
-провести дискуссию по заявленным вопросам темы;
развивающие: развивать умение анализировать, рассуждать, вести дискуссию, классифицировать, сравнивать, делать выводы, умение работать в группах, взаимодействовать с материалами ЭОР на уроке;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования нестандартных заданий.
Формы работы учащихся: фронтальная (на вводном этапе урока: во время повторения и мотивационной беседы), индивидуальная (работа со схемой,на этапе закрепления), групповая (на этапе изучения нового материала ).
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I.Вводно-мотивационный этап урока, подготовка к основному этапу урока.
Приветствие.
Тренинг: «Слушаем тишину»
Цель: настрой на предстоящую работу, концентрация внимания участников тренинга, разграничение понятий «слушаем», «слышим».
Задание: услышать и описать звуки, сопровождающие участника тренинга в момент занятия.
Инструкция: сегодня мы настроимся на занятие следующим образом: сядем поудобнее, закроем глаза, сконцентрируем свое внимание и постараемся услышать звуки внутри класса и за ее пределами.
Постановка учебной проблемы
- Ребята, как Вы понимаете афоризм Френсиса Бэкона, английского философа, историка, политического деятеля? «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров».(слайд 1)
- Какой смысл вложен в эти строки?
- В течение урока мы с вами опровергнем или подтвердим строки Бэкона.
(Учащиеся слушают учителя, отвечает на вопросы в результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученики называют тему урока, ставят задачи)(на слайде 2 тема урока)
- и постараемся ответить на вопрос «В Казахстане -индустриальное или постиндустриальное общество?»
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
Беседа, работа с терминами
- Прежде чем мы с Вами приступим к изучению типологии обществ, давайте вспомним понятие «общество», «прогресс», «регресс», « Пути развития общества»(работа в паре с соседом по парте). (слайд 3).Слово учителя, беседа.
III.Изучение нового материала.
- Есть ли для Вас в словосочетании «типология обществ» новое понятие?
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
Затем учитель делит класс на 4 группы (либо на усмотрение учителя, либо любым игровым путем).
Учитель раздает на каждую парту рабочую карту, в которой перечислены основные идеи и ценности и каждая из четырех групп выбирает те ценности, которые характерны для одного из указанных типов. Заполняют таблицу.
1 группа 2 группа 3 группа
традиционн
ое индустриальное информационное 4 группа раскрыть понятие «модернизации»