?Коран - первый источник мусульманского права, содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал.
?Сунна - является вторым после Корана источником исламского права (фикха). Она состоит из поступков пророка Мухаммада, его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир)
?Фатва - решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики
?Кияс - суждение по аналогии
?Урф - традиционно распространенные в исламском обществе мнения. Применение возможно в том случае, если нет буквальных доказательств в Коране и сунне
?Тефсир - исламская наука толкования и комментирования аятов Корана
?Иджма - согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу
?Фирманы - указ и распоряжение халифа
?Канун – закон халифа
?Адат - родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ мусульманского права »
Арабский халифат: история организация власти и управления
Период
Содержание
I период
(661-750 гг. )
Дамасский, или период правления династии Омейядов
Формирование наднациональной арабской империи, основой единства которой стали ислам, специфическая военная и налоговая система. В основе формирования правовых норм лежал шариат.
II период
(750-1258 гг.)
Багдадский, или период правления династии Аббасидов.
Складываются своеобразные отношения государственного служилого феодализма, завершается формирование централизованной общегосударственной администрации, сокращается количество завоевательных войн и наблюдается расцвет культуры, юриспруденции и богословия. С конца IX в. наблюдаются центробежные тенденции, которые влекут распад государства на эмираты, султанаты и приводят к падению империи под натиском монголов в XIII в.
Источники права
Коран - первый источник мусульманского права, содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал.
Сунна - является вторым после Корана источником исламского права (фикха). Она состоит из поступков пророка Мухаммада, его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир)
Фатва - решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики
Кияс - суждение по аналогии
Урф - традиционно распространенные в исламском обществе мнения. Применение возможно в том случае, если нет буквальных доказательств в Коране и сунне
Тефсир - исламская наука толкования и комментирования аятов Корана
Иджма - согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу
Фирманы - указ и распоряжение халифа
Канун – закон халифа
Адат - родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения
Институты мусульманского права
Личный статус
* ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения
Вещное право
Способы приобретения прав собственности
Военный захват
Захваченные земли объявлялись собственностью государства
Захваченное насильственно имущество делилось на части (воину, государству, мечетям)
Наследование
Договор
Находка
Классификация вещей
Обязательственное право
Классификация обязательств
Договорные права
Способы заключения договоров
Условия недействи-тельности договоров
Брак и семья
Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.
Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению . Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось . М у ж мог развестись без объяснения причин , при помощи простого произнесения ритуальных фраз: « Т ы отлучена» или: «соединись с родом» либо трижды сказанного слова «талак» (2,237).
Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований : муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания.
В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца
Брак и семья
Условия вступления
в брак
Условия расторжения
брака
Процедура расторжения брака
Без формальностей
произнесение словесной формулы (талак)
совершение предусмотренных шариатом действий (выдача мужу палатки и копья)
По суду
применялась при инициировании развода женщиной
Наследование
призвание к наследованию группы фарз (по женской линии)
Преступления и наказания
Преступления
Наказания
1. посягательства на "права аллаха" (отступление от ислама, бунт, сопротивление
властям, кража, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, распитие спиртных
напитков)
2. посягательства на права мусульман (убийство, смертельное ранение, телесные
повреждения)
3. иные преступные деяния (неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные
растрата государственных средств, азартные игры, бродяжничество)
• ограниченная кровная месть
• талион
• выкуп
• смертная казнь
• телесные
• позорящие
• ссылка
• конфискация
• тюремное заключение
• членовредительство
• штраф
• высылка
Общая характеристика процесса:
Процесс носил обвинительный характер
Непрерывность судебного процесса
Единоличное рассмотрение дел кади (судьей), он обладал большой свободой усмотрения
Кади не связан жестким порядком судопроизводства
Отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел
Дело рассматривалось публично в мечетях
Процесс проходил в устной форме (при Аббасидах по гражданским делам составлялся протокол)
Стороны не прибегали к помощи адвокатов
Допустимость двойного искового притязания по делам, связанным с деяниями против государственных и социальных устоев, сопряженным с нанесением ущерба частному лицу
Срок давности по гражданским делам – 10 лет, по уголовным – бессрочный
Наличие института «постоянных свидетелей» из числа мусульман, обладающих хорошей репутацией