Просмотр содержимого документа
«Филиппо Брунеллески»
Филиппо Брунеллески— выдающийся мастер эпохи возрождения
«Он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры»
П. Франкль
Детство
Филиппо Брунеллески родился 1377 во Флоренции в семье нотариуса. В детстве мальчик, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров».
Молодость
Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
Первые работы
В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала — конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Конкурс был проигран — рельеф Лоренцо Гиберти превосходил его художественно и технически.
Около 1409 г., вступив в дружеский спор с Донателло, Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла.
Воспитательный дом
В 1419 году цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти) ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
Античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Старая сакристия
Брунеллески в 1420 году начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Ли впервые создал ставшую образцовой для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую композицию. Средства на строительство выделили Медичи — здесь были погребены представители их семьи .
Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорентийской традиции, частично — изобретённая самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, и все настроение этого церковного здания — настроение неомрачённой жизнерадостности, наивной радости бытия.
Купол собора Санта Мария дель Фьоре
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города, его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он мыслился символом новой эпохи — Возрождения. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV.
Капелла Пацци
В 1429 году по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче.
.
Контраст темной, красочной тектонической конструкции и светлой белой плоскости стены, лёгкость конструкции, цветные терракотовые рельефы работы Луки делла Роббиа производят то же радостное впечатление гармонии и возвышенной простоты, что и в более ранних зданиях Брунеллески
Ораторий церквиСанта-Мария дельи Анджели
В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. Несмотря на то, что и впоследствии храм был закончен, именно в этом памятнике было положено начало долгой истории поисков и экспериментов, приведших к осуществлению великой мечты Возрождения — строительству подлинного центрического здания, перекрытого настоящим куполом, соперничающего с римским зодчеством и утверждающего возрождение человека уже в лоне христианства — собору Святого Петра в Риме.
Только в 1972 году стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Как пишет Вазари «…16 апреля, ушёл в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения…»
В честь Филиппо Брунеллески назван кратер на Меркурии. Спасибо за внимание!