Тема «Перспектива в науке и живописи»
Эпиграф: «Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой -
красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и
стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно
лишь величайшим образцам искусства
Бертран Рассел
Цели: 1.Углубить теоретические знания учащихся по геометрии через показ
их применения на практике.
2.Рассказать об использовании перспективы в живописи.
3.Расширить кругозор учащихся.
4.Развивать творческое воображение учащихся, интерес к науке,
живописи, созданию компьютерных презентаций.
5.Воспитывать эстетические и художественные вкусы учащихся,
используя компьютерные презентации.
Оборудование: ПК, проектор, экран.
Обеспеченность: Презентация (Приложение 1), буклет.
Наглядность: Рабочие инструменты художника, журнал «Художественная галерея».
Ход мероприятия:
I. Мотивация: Чтение стихотворения «Художник»,
Мимический этюд «Художник у мольберта»
Словно волшебнику радужной сказки,
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо-палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину,
Где будут горы, восход и закаты,
Синее море и злые пираты,
Жёлтый песок, белоснежные льдины…
Всё, что в душе – то на этой картине.
Молча Художник стоит у мольберта,
Кисти мелькают, как птицы под ветром.
Лучик от солнца и брызги прибоя,
Горсть янтаря, что прибило волною,
Гроздья рябины, как капельки крови,
Зелень травы, хмурость тучи над морем,
Нежность любимой, улыбку ребёнка –
Всё написал своей кисточкой тонкой.
В это творенье вложил он всю душу,
Сердце своё беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!
II. Орг.момент: Обоснование значения темы. Цели классного часа.
III. Организация деятельности по раскрытию темы:
Рассказ преподавателя математики и истории, с использованием компьютера.
( Показ слайдов по плану)
ПЛАН:
1.Прямая перспектива
2. Обратная перспектива
3. Метод Альберти
4. Панорамная перспектива
5. Линейная перспектива
6. Камера - обскура
7. Сравнения прямой и обратной перспективы
Преподаватель математики:
Мы знаем из опыта, что при удалении предмета его видимые размеры уменьшаются, а уходящие к горизонту параллельные линии дорог, домов, улиц кажутся сходящимися в одной точке на горизонте.
Древнегреческий ученый Евклид в своем труде "Оптика" (3 в. до н. э.) первым объяснил, как устроено человеческое зрение. Мы видим предметы, когда прямые лучи света, исходящие от них, соединяются в нашем глазу. Перспективой называется система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Слово перспектива произошло от латинского perspicio (перспицио) — ясно вижу. (картина Тьеполо Джованни Баттиста «Меценат представляет императору Августу свободные искусства».)
Преподаватель истории:
Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции, во времена Эсхила (6-5 вв. до н. э.) её применяли для рисования театральных декораций.
В средневековом Китае и Японии появилась система параллельной перспективы.
В позднеантичном и средневековом искусстве применяется способ так называемой обратной перспективы, состоящий в выдвижении на передний план изображения наиболее значимых образов (святые, богородица, Христос) и увеличении отдельных предметов по мере их удаления.
Преподаватель математики:
В XIII веке польский ученый Витело в книге «Оптика» изложил основные результаты теории перспективы, имевшиеся в трудах Евклида, Птолемея и Ибн ал-Хайсама и описание собственных оптических экспериментов.
С развитием строительства и искусств в эпоху Ренессанса перед художниками встала новая задача: не изображение близко расположенных объектов, а передача на плоскости картины всего пространства, до самого горизонта. (картина Джорджоне «Поклонение пастухов»)
Преподаватель истории:
В XV в. итальянский архитектор и ученый Филиппе Брунеллески написал две картины с видами Флоренции, применив законы перспективы. К сожалению, эти работы не сохранились. Неизвестно, были ли это сложнейшие геометрические построения или художник писал картины, глядя в зеркало, обводя контуры предметов.
Преподаватель математики:
Архитектор Леон Баттиста Альберти в трактате «О живописи» (1435) разработал метод построения изображения следующих друг за другом равных и параллельных отрезков в виде параллельных отрезков, заключенных между двумя линиями, пересекающимися на линии горизонта. Он ввел понятие зрительных лучей: крайних, средних и центрального, совпадающего с осью зрения.
В сочинении Пьеро делла Франческа «О перспективе в живописи» (1485) описал построение перспективного изображения предмета по его вертикальной и горизонтальной проекциям.
Преподаватель истории:
Весомый вклад в развитие методов перспективных изображений внес гениальный итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи (рис. - автопортрет).Леонардо да Винчи создавал перспективные изображения на цилиндрических сводах, положив начало панорамной перспективе. (картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»)
В 1506 году знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер отправился в Италию, чтобы разобраться в принципах линейной перспективы, отменившей старые, установленные правила.
Преподаватель математики:
Он изобрел и построил несколько приборов. Один из них был таким: перпендикулярно к плоскости стола, на его торце, крепится рама с прозрачным стеклом. В 1525 г. Дюрер опубликовал книгу по теории перспективы «Руководство к измерению» и сопроводил его иллюстрациями – гравюрами
Преподаватель истории:
В полном соответствии с теорией перспективы создана Дюрером гравюра «Святой Иероним в келье». Дюрер создал много гравюр на библейские сюжеты, используя перспективное изображение. Вот так по-разному изображали Благовещение древнерусский иконописец (иллюстрация из Лицевой Библии) - и Дюрер.
Художественная выразительность эффектов линейной перспективы вдохновила многих художников на создание великих произведений. Это картины: "Бичевание Христа" Пьеро делла Франчески, «Обручение Марии" Рафаэля, "Мадонна канцлера Роллена" Яна ван Эйка .
Голландский художник 17 в. Ян Вермер был большим мастером перспективы, поэтому пространство его картин всегда очень тщательно продумано и выстроено.
Преподаватель математики:
Как и многие современные ему художники, Ян Вермер пользовался камерой- обскурой (темная комната). В те времена это приспособление было очень популярно среди живописцев, поскольку позволяло быстро и точно перевести изображение на холст.
Среди эффектов, создаваемых камерой- обскурой, можно назвать некоторое «замутнение»очертаний предметов, находящихся на переднее плане, а также возникновение своеобразных световых ореолов вокруг блестящих предметов (предметы начинают как бы «двоиться»). Подобный эффект мы можем наблюдать и в «Искусстве живописи» (в данном случае «двоится» потолочный канделябр).
Преподаватель истории:
В доме Вермера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь «Искусство живописи», написанная в 1665 г. С этим полотном Вермер не расставался до самой смерти в 1675 г.
Преподаватель математики:
Камерой - обскурой живописцы пользовались, как правило делая предварительные рисунки, поскольку она помогала зарисовать нужный объект максимально точно. Но Вермер, как мы знаем, всегда начинал писать сразу на холсте. Камера- обскура помогала ему в исследовании особенностей освещения, игры света и тени. Можно с уверенностью говорить, что художник « прибегал к услугам» камеры- обскуры, работая над «Девушкой в красной шляпе».
Преподаватель математики:
Метод прямой перспективы не представляет собой абсолютно точное воспроизведение воспринимаемой реальности. Буквальный - в математическом смысле - перевод трехмерного мира на язык двухмерного изображения принципиально невозможен.
Преподаватель истории:
Наверное, это учитывали и художники Возрождения, так как, несмотря на требования в своих трактатах перспективного единства, в некоторых произведениях они не придерживаются созданной ими перспективной системы.
Например, нарушается единственность точки зрения и горизонта в «Афинской школе» Рафаэля, «Свадьбе в Кане» Веронезе, "Поклонении волхвов" Леонардо да Винчи.
В диптихе Дюрера «Четыре апостола» головы двух позади стоящих фигур больше, нежели у стоящих спереди.
В дальнейшем учение об изображении пространственных фигур на плоскости трудами великих ученых Дезарга, Ламберта,Монжа и других развилось в проективную геометрию.
IV. Подведение итогов:
Вопросы: 1. Что нового и интересного узнали?
2. С какими видами перспективы познакомились?
3. Назовите картины, в которых художники использовали
перспективу?
4. Что дают вам такие классные часы?
V. Рефлексия: Просмотр работы художника у мольберта.