Просмотр содержимого документа
«День народного единения.»
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПОДГОТОВИЛА : ЧЕКАШКИНА Н.С.,
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МБОУ «ВЕЧКЕНИНСКАЯ СОШ»
Каким цветом обозначаются праздники в календаре?
Как называется праздник, который мы будем отмечать 4 ноября?
Какова история этого праздника?
Нам надо вернуться на 400 лет назад, в начало XVII века. Так выглядела тогда Москва, Красная площадь.
Какая же опасность угрожала стране в те годы? Что было пережито нашими предками в XVII веке?
Федор Иоанович – последний из династии Рюриковичей
Говоря о начале Смуты, следует вспомнить о том дне, когда ушел из жизни царь Федор Иванович . С его смертью пресеклась не только династия Рюриковичей, но кончилась целая эпоха, когда на престол восходили «прирожденные государи». Имя этого царя будут часто вспоминать в годы Смуты, каждый претендент на царский трон будет называть себя или его братом, или каким-либо родственником.
Царь Борис Годунов
После царя Федора на русский престол взошел Борис Годунов. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Были построены: Смоленск, Воронеж. Курск, Белгород, Архангельск, Самара, Саратов, Астрахань, Тобольск. Тюмень и др. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Понимая, что без просвещения Россия и дальше будет отставать от европейских стран, Годунов послал группу дворянских детей учиться за границу. Он намеревался по всей стране открыть школы и даже университет в Москве. Развивалось книгопечатание.Но, осенью 1601 г. пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». Урожай остался в поле. Но это были еще цветочки... В следующем году трагедия повторилась. И начался страшный голод, продолжавшийся целых три года.
Лжедмитрий I – самозванец Гришка Отрепьев
Путь к трону был открыт для нового царя. Кто же им стал?Конечно, Лжедмитрий, самозванец, бежавший в 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев. В прошлом он был холопом Романовых, происходил из обедневшего рода галицких дворян, постригся в монахи и служил при патриархе Иове. Историк В.О. Ключевский писало о нем: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Оказавшись в Польше, Отрепьев не скупился на обещания. Он тайно перешел в католичество и даже пообещал Римской церкви в случае его воцарения на престол ввести в России католицизм. Его поддерживали разные слои населения в России, так как Отрепьев раздавал обещания налево и направо.
Последние минуты жизни Лжедмитрия I в Кремле
Лжедмитрий II - новый самозванец
Но в августе 1607 г., начался исход из Польши Лжедмитрия II. Происхождение его неизвестно. По некоторым данным, он вырос в семье священника. Был послан поляками в Россию для захвата власти. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, разбив лагерь в Тушине, за что и был прозван «тушинским вором». Для борьбы с тушинцами. В.Шуйский заключил договор со шведами. Польский король, узнав о русско-шведском договоре, воспользовался этим как предлог для открытого вторжения в Россию. Сигизмунд III осадил Смоленск. король призвал всех поляков из тушинского лагеря под польские знамена, лагерь фактически распался, а Лжедмитрий бежал в Калугу, где и был убит.
1610 году часть польского войска под командованием гетмана Жолкевского двинулось из-под Смоленска в Москву. Русское войско потерпело поражение под Клушино. Путь на Москву был открыт. От В. Шуйского дворяне потребовали отречения. К власти пришла «семибоярщина» во главе с Ф.И. Мстиславским. Невзирая на протест патриарха Гермогена, бояре заключили договор с Жолкевским о призвании на русский престол Владислава., сына Сигизмунда III. В Москве назревало восстание. Опасаясь этого бояре ввели в Китай-город и Москву польские войска.
Лагерь Лжедмитрия II в Тушино.
Патриарх Московский Гермоген – вдохновитель народного ополчения.
Патриарх Гермоген, который выражал свое несогласие с действиями правительства, открыто призвал к борьбе против интервентов. По всей стране рассылались грамоты, в которых призывалось очистить Москву от «литовских людей», собрать в Москву представителей «всей земли», выбрать русского православного царя. Грамоты рассылались во все русские города. Узнав об этом, поляки заточили патриарха в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью.
Патриарх Гермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске народного ополчения.
Рязанское (Первое ополчение) 1611 года под руководством П. Ляпунова
На борьбу поднялись многие русские города. Центром объединения патриотических сил стала рязанская земля. Здесь оформилось Первое ополчение. С наступлением весны в 1611 году ратники двинулись к Москве. Отряд ополченцев во главе с князем Д. Пожарским вошел в столицу. Но Первое ополчение распалось из-за предательства и раздоров.
Д. Пожарский был ранен. Россия оказалась в тяжелейшем положении.
События, угрожавшие национальной безопасности России в 1611 году.
Пал Смоленск после 20-тимесячной обороны;
Шведы захватили Новгород. Должно было создаваться Новгородское государство, зависимое от шведов. Новгородцы царем должны были избрать одного из сыновей шведского короля Карла IX. Предполагалось, что в дальнейшем шведский королевич будет управлять всей Россией;
Англия стремилась захватить Русский Север;
В столице хозяйничали поляки.
Нижегородская земля – центр Второго народного ополчения. 1611-1612 гг.
1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром, навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского, человека твердого и решительного, не запятнавшего себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.
Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. Для управления страной по образцу Земского собора был создан «Совет всея земли», куда вошли представители разных слоев населения. 22 октября 1612 года был взят Китай-город, а 26 октября освобожден Кремль. Москва обрела свободу. А вслед за ней были истреблены и изгнаны иноземные отряды на территории России.
Второе народное ополчение выходит из Нижнего Новгорода
Князь Д. Пожарский и гражданин К. Минин - руководители народного ополчения
Жители Нижнего Новгорода благословляют народное ополчение на ратную борьбу с поляками
Икона Казанской Божией Матери в руках у ополченцев
Первым в освобожденный город вошел Дмитрий Пожарский. В руках у него была икона Казанской Божией Матери. С тех пор на Руси свято верили, что именно эта икона помогла защитить родные земли от польского нашествия и сохранить веру в сердцах людей.
Немного позже князь Дмитрий в честь иконы Казанской Богоматери возвел на свои собственные средства деревянную церковь на Красной Площади. После пожара в Москве от церкви ничего не осталось и на ее месте возвели Казанский Собор изкамня.
В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.
День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день иконы Казанской Божией Матери был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий вплоть до 1917 года. Затем про дату стали понемногу забывать аж до наших дней.
Открытие памятника К.Минину и Д.Пожарскому состоялось в 1818 году
В XIX веке скульптор И.Мартос воздвиг памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Он изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
Благодарная Россия князю Д. Пожарскому и гражданину К. Минину
4 ноября – день народного единения
Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в России, послужило мощным толчком к освободительному движению всей страны. Победа была достигнута прежде всего благодаря высокому моральному духу ратников ополчения, обусловленному справедливыми целями борьбы, и умелому руководству военными действиями со стороны Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
С 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. Мы знаем, что этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым. Согласно истории, этот день призван напомнить народу страны о том, что только в единстве могущество, а в могуществе и целостности - радость. Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.