Применение дидактических игр на уроках истории в 5-11 классах в соответствии ФГОС развивает познавательный интерес у обучающихся, способствует глубокому усвоению материала, развивает коммуникативные навыки.Игра активный вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и самосовершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации :
1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»;
Ролевые игры (например игра-суд );
Комплексные игровые системы
( например КВН)
Классификация по структурным элементам урока
- игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обучающие игры;
релаксационные игры-паузы.
Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи :
Развитие познавательного интереса к истории;
Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
Активация познавательной деятельности;
Создание условий для самовыражения личности;
Повышение творческого потенциала учащихся;
Разнообразие учебной деятельности;
Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.
Игры при изучении нового материала
Игра «Три предложения». Это несложная игра с
некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая
операция по выведению главного. Условный компонент,
делающий игру занимательной, достигается посредством
правила – изложить это «главное» в трех простых
предложениях. Один из вариантов игры – работа с
печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа
учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают
его содержание тремя простыми
Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом
точно передается содержание.
Игра «Дерево мудрости»
Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому
историческому материалу. На уроке, когда изучается новый
материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или
работы с текстом записать на трех листочках три разных по
уровню сложности вопроса и задания к нему. После
изучения материала листочки сдаются. Наиболее
интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок»
или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости»
(красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на
«3»); на следующих уроках при проверке знаний
вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают
вопрос и отвечают на него.
Игра «Чистая доска»
Для ее организации перед объяснением нового материала в
разных концах доски записывают вопросы, которые могут
быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой,
картой, картиной. Они должны быть построены на
материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу
объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре:
«Посмотрите на доску, она заполнена различными
вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я
время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить
на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то
этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том,
чтобы к концу урока доска осталась чистой».
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)
Игра «Анаграммы»
Может быть сконструирована по любой теме, например по
теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется
знание древнегреческих драматургов. Это имена
драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо
восстановить порядок букв и написать получившееся имя.
Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС
(ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные
Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для
запоминания слова.
Список литературы:
Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.
3. В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова и др.Технологии современного урока. «Учитель»2009,