Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дар Нила". Культура древнего Египта. »
«Дар Нила»(Геродот)«Все боится времени, но только время боится пирамид»(историческое изречение)
Наиболее известна из древнейших цивилизаций цивилизация Древнего Египта. Она зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое развитие с падением египетского государства в конце VI в. до н.э., когда оно было включено в состав Персидской державы.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны, отдаленность от Европы, узкая плодородная долина реки Нил, теснимая с запада и востока песками пустынь, ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов.
Гелиопольская девятка (древнее царство)
Атум ( бог-творец)РА
Боги природных стихий:
Шу (бог воздуха)
Тефнут (богиня влаги)
Геб (бог земли)
Нут (богиня неба)
Боги плодородия:
Осирис- Исида
Сет - Нефтида
Среднее царство (Мемфис)
Ра
Птах
Бесконенчность человека
Для того, чтобы сохранить вечное существование необходимо строго следовать канонам (законам) заупокойного культа.
Следование этим законам утвердило главный стиль искусства - монументальный( величественный, спокойный), который соблюдается в памятниках архитектуры и скульптуры.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.
Мастабы – Раннее царство
(в пер. с арабского означавшие «скамья») Этот ранний тип гробницы с прямыми или слегка скошенными граня действительно напоминал скамью.
Пирамида Джосера – древнее царство
В период Древнего царство начинается строительство пирамид, которые были частью заупокойного храма. Первые пирамиды были ступенчатыми. Так, пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта.
Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе. В 3 — 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. Можно предположить, что если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад.
Джосера
Она находится в Саккаре , на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света". Позднее, во 2 тыс. до н.э,. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно.
К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории.
Принципы возведения гробниц
Гигантские размеры (мера могущества фараона)
Пирамидальная форма
Использование камня
Строгая ориентация по сторонам света
Ориентация на созвездие Осирисса
Строгие математические расчеты
пирамиды фараонов IV династии в Гизе.
Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена).
Пирамиды Хефрена, Хеопса, Микерина,зодчий Хемиун и др.,2900-2800 до н.э.,Египет, Гиза.
пирамиды фараонов IV династии
Величайшая из них - пирамида Хеопса — построена в XXVII в. до н. э. Её создатель — племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн.
Удерживаются на месте силой тяжести (собственной)
Построены на твердом плато
Каменные блоки обтесаны с невероятной точностью (полмиллиметра зазоры)
Безупречная правильная 4-х гранная форма
Грани ориентированы строго по сторонам света
Новое царство (Фивы) – храмы в Карнаке и Луксоре
К харму идет аллея сфинксов
Западный фасад обрамлен монументами и обелисками
Цетральный вход (пило в рсописях)
Внутренний двор (обнесен колоннами)
Гипостальный (колонный) зал храма
Святилище и кладовые храма (только жрецы)
Храмы Карнака и Луксора
впечатляют своими размерами, так гипостильный зал Карнакского храма напоминал лес, состоящий из 134 колонн (папирусообразных, пальмообразных и в виде цветка лотоса). Храмы вмещали множество скульптур, а стены, пилоны и колонны были богато украшены орнаментами, рельефами и иероглифическими надписями.
Пилоны
Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
Храмы Карнака и Луксора
Храм Карнака часто называют «каменным архивом» Египта. Эти храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о гигантомании архитекторов Нового царства.
Атон – Амарнский период
В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (13б8 — около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхам (крестом с петлёй в верхней части)
Храмы в Абу-Симбеле (амарнский стиль)
самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса II.
Абу-Симбел в Нубии – храм Амона-Ра
Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался.
Храм Амона-Ра
Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год — в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.
Храм Амона-Ра
Важная черта египетской скульптуры, которая сразу бросается в глаза, - ее квадратность. Глядя на статую, вы практически можете увидеть каменный блок, из которого она была вытесана. К ней применим «закон фронтальности», поскольку большинство статуй ставилось возле стены, и предполагалось, что на них будут смотреть, если они вообще выставлены на обозрение, спереди;
Скульптура
Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура, одна из наиболее распространенных . Прямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено.
тело не изображалось в деталях. Мускулатура едва обозначена; туловище – набор гладких плоскостей, ноги и руки – колонны. Даже в поздний период, когда была сделана попытка показать мускулатуру, изображение ее было столь же формально и безжизненно. Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени. Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц. Мышцы навсегда застыли; они не работают.
Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны.
Задание
Сравните портрет фараона Древнего царства и скульптурный портрет римского императора Каракаллы. Что вы можете сказать о их характере, личности ?
В понятие канона входили такжеопределенность позы:
Стоящей – фигура напряженно выпрямлена
Фронтальна
Голова высоко поднята
Левая нога делает шаг вперед – шаг в вечность
Руки опущены и прижаты к туловищу
Сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте
Торс также выпрямлен
Взор устремлен вдаль
Особенности
Четкая симметрияПропорциональность и тщательная проработка всех деталейСуществовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет; женские – в желтый; волосы всегда были черными; одежда – белой (Рис.5)Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямкахМатериалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известнякПритягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
Четкая симметрия
Пропорциональность и тщательная проработка всех деталей
Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет; женские – в желтый; волосы всегда были черными; одежда – белой (Рис.5)
Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк
Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.
Портрет писца Каи
«Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом»
Шедевры круглой скульптуры
изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.
История сохранила для нас имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову, - Тутмес.
Ответчики
Однако, все скульптуры Египта от колоссов храмов до маленьких ушебти (ответчики, которые работали за умершего в загробном мире, их в гробницу укладывали 365) починялись канону и соответствовали монументальности всего искусства в целом.
"палетка Нармера"
На ее лицевой стороне в крупном масштабе воспроизведена фигура царя-объединителя страны Нармера.
Стела Нармера
Сегодня залы, посвященные культуре Древнего Египта, крупнейших музеев мира (Каирского, Британского, Лувра, Пушкинского музея в Москве) представляют нам удивительные коллекции памятников древней культуры.
Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами
. Иероглифы — рисуночное символическое письмо — были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Иероглифы - это рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифов насчитывалось около 700. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Материал, на котором писали, изготовляли из папируса тропического водного растения, похожего на тростник. Листы папируса соединяли в свитки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац(отсюда и произошло выражение «красная строка». Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось только в 1822 г. Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).
Иероглифы
Сфинкс Хефренас лицом фараона Хефрена
каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше челове ческой, а длина тела 57 м
статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 — 1801 гг. до н.э.)
Нефертити
Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечес
тва.
главная супруга (др.-егип. хемет-урт (hmt-wr.t)) древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось КРУПНОМАСШТАБНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМОЙ ! ! ! Царица Нефертити,XIVв. до н.э.,Германия, Музей Берлин-Далем.
храм Амона в Карнаке
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив(бывшей столице Египта). Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.От Луксора в Карнаке вела длинная, почти в два километра, прямая дорога - Аллея сфинксов. Храмы были грандиозными. Из открытого двора, окруженного коллонадой, путь вел в колонный зал. В колонном зале было 134 колонны высотой свыше 20 м и диаметром - около 5 м.Потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй, стены покрыты иероглифическими надписями. Из других наиболее известных храмов известен поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут.
Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса. В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостилъный зал. Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.
храм Амона в Луксоре
Колоннада в храмеАмонавЛуксоре . Это часть гигантского ансамбля в Луксоре и в Карнаке, соединённая трёхкилометровой аллеей сфинксов. Обе части были посвящены великой триаде: Амон-Ра, Мут (богиня неба), их сын Хонсу (бог Луны). Огромный масштаб и близкая постановка колонн были призваны создать ощущение ничтожества человека перед величием сил богов. Вместе с тем, по форме эти колонны воспроизводили в камне пучки связанного папируса-тростника, из которых строили жилища и проч. даже бедняки. А заодно - создавали столь ценимую в египетском климате прохладную тень, которая в образном отношении являлась (что не чувствуется ныне при полуразрушенных перекрытиях) символом потустороннего мрака. Загадочного и пугающего.
Дата размещения : 05.05.2007, 17:21
храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.
Статуя Рамсеса II
Статуя Рамсеса II находится внутнри комплекса храма Амона в Луксоре
3 км 15-13 ввдо н.э.
поминальный храм Хатшепсут
У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени. Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части. Храм Хатшепсут,зодчий Сенмут,нач.XVв. до н.э.Дейр-эль-Бахри.
Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел
Этот храм был вырезан прямо в скале в тринадцатом веке до нашей эры великим фараоном Рамсесом II в честь себя и в честь триады: Амон-Ра, Птаха и Ра-Харахте. Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамсеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внушительный памятник могущества Египта. Уже в наше время, построенная на Ниле Асуанская плотина, стала нести угрозу храму. В результате чего, в 1963-67г.г. храм был разрезан на тысячу частей и перенесён на 60 метров выше на искусственно сооруженную скалу, благодаря чему и был спасён.
http://mallon.my1.ru/news/novoe_carstvo/2011-03-13-95Храм Рамзеса II,строители неизвестны,1-я пол. XIIIв. до н.э.Абу Симбел.
Внутренние стены храма Рамсеса
Палетка Нармера
Полностью сохранившаяся плита является кульминацией развития монументальных рельефных палеток Додинастического периода. Верхнюю часть украшают головы коровы - небесной богини Хатхор, - между которыми вписано царское имя. В остальной части палетки, разделенной на регистры, представлено завоевание Нижнего Египта царем Нармером. Царя символизирует бык в нижней части, пробивший городскую стену и повергающий врага. Помимо регистрового построения, которое будет принято в дальнейшем как каноническое правило, здесь впервые встречается комбинация в одной человеческой фигуре двух точек зрения - профильной и фронтальной - основополагающего принципа египетской изобразительности.
Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — "Беседа разочарованного со своей душой". Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.
http://www.bibliotekar.ru/1c-1/60.htm
Глава 110
Выводы
Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой стало образцом для культуры Древней Греции. Египетская культура оказала влияние и на древних римлян. Культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме. С берегов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и сейчас перед собором святого Петра. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него и европейским.
Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи "утробные", глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.
Египетская цивилизация лишь отчасти сумела сохранить открытые ей когда-то духовные знания. Где-то в глубинах египетских пустынь и поныне находятся тайные святилища, через мистические проходы и камеры которых проходили посвящённые древности. Они входили как люди, а выходили как Боги. Это было местом их второго рождения. Новым посвящённым открывались силы знания их Духа, объяснялся метод отделения материального тела от его Божественной сути. Получая это знание, посвящённый сам становился пирамидой, от которой бесчисленное количество других человеческих существ могло принять духовное посвящение.
Последним фараоном Египта была прекрасная Клеопатра VII, всеми силами и способами пытавшаяся отстоять независимость своего государства от Римской Империи и покончившая с собой в 30 году до н.э.
В храме фараона Сети I (1345-1291 г.г. до н.э.) учёными были обнаружены очередные загадки: изображения сосудов с электрическими шнурами, изоляционных столбов, вертолёта и каких-то других аппаратов. Как свидетельствуют тексты, сын фараона Сети - Рамзес II победил тысячи врагов с помощью лучевого оружия, полученного им от жрецов.