г. Петропавловск
№ | 1.Тема Цель, критерии успеха | 2.Формы работы, используемые при активном обучении | 3.Ожидаемый результат | 4.Оценивание, включая оценку в целях обучения | 5.Охват учеников | 6.Основные ресурсы | 7.Модули |
| Появление древнейшего человека. Цель: Изучить историю появления и хронологию развития древнего человека. Я знаю Понятия «хронологические рамки» «каменный век», «гоминид» «лента времени», Я понимаю. Почему происходит смена исторических периодов Я умею Выявить, проследить и объяснить причинно-следственные связи в смене исторических эпох | Создание коллаборативной среды «Поздороваемся и пожелаем…» | Позитивное настроение, готовность сотрудничать | Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоциональное настроение | Включая всех учеников общем круге | Музыкальное сопровождение | Возрастные особенности Новые подходы в обучении |
| Деление на группы и распределение ролей «Собери открытку» Цель: подготовка к совместной работе | Саморегулируемое обучение | Комментирование учителя | Включая всех учеников | Заготовки открыток | Новые подходы в обучении |
| Стадия вызова Ролик 3-4 мин «Жизнь древних людей» - погружение в тему Цель: активизация познавательных процессов саморегуляция | развитие интереса к изучаемой теме, развитие аналитических способностей | Наблюдение, оценка степени заинтересованности учащихся | Все учащиеся | Видеофильм, проектор, Мультфильм «Путешествие во времени» | НПО, ИКТ |
| Кумулятивная беседа ( обсуждение ролика) -О чем этот фильм? -Что интересного и нового вы узнали? - Как вы считаете, отличался ли быт древнего человека от нашего. Приведите пример. Цель: формулирование темы и целей урока | Формулирование темы урока в процессе диалога | Определение степени вовлеченности в процесс обсуждения посредством наблюдения, оценивается активность участников обсуждения | Все учащиеся | | КМ, ОДО |
| Определение критериев успеха. Подведение учащихся к осмыслению того, что они будут знать и уметь после данного урока. Как Вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Предположите, какова цель нашего урока? Сформулируйте, что Вы будете знать, понимать и уметь после того, как Вы изучите данную тему? | Саморегулируемое обучение, самостоятельное формирование критериев | Наблюдение за степенью активности сильных и слабых учеников. Оценка способности учащихся определять для себя цели и ставить задачи. | Все учащиеся | Слайд, фишки | НПО (диалог) ИКТ ТиО ОдО и ОО |
| Заполнение таблицы (2 столбца) «знал, хочу узнать Учащиеся по одному представителю от группы заполняют колонки таблицы знал, хочу узнать…. Цель: Анализ предметных знаний учащихся | Актуализация знаний, заполнение графы знал, хочу знать… | Комментарии учителя: оценивается активность участников обсуждения (фишки) | Представители от группы, совместно с остальными учащимися | Доска, таблица | НПО, КМ, ОДО |
| | Групповая работа: 1-я группа Работа с ресурсом «Лента Времени» дать определение понятию, охарактеризовать ее значение для истории. | Определение зоны ЗБР Активизация лидерских способностей (распределение ролей). Самостоятельное изучение темы. Анализ, диалог в группе интерпретация систематизация информации из ресурса | взаимооценивание эффективности совместной работы учащихся по (каждый обучаемый) Оценочная карта ФИ | Знание и понимание изученного | Участие в диалоге | Интересные гипотезы | Яна | | | | Соня | | | | Ваня | | | | Радмир | | | | По 3-х бальной шкале: 1 бал – низкая 2 бала – средний уровень 3 – высокий уровень | Работа в группах по 5 человек Лидер, вся группа Ученики уровня – А (координаторы групп, распределяют обязанности. | Ресурсы с информацией, «лента времени» пособие таблица оценивания | НПО, КМ, ОДО ЛО |
| | 2-я группа Работа с ресурсом «Хронологические рамки», дать определение, назвать основные хронологические этапы Каменного века (Палеолит, Мезолит, Неолит, Энеолит). |
| | 3-я группа Работа с ресурсом Представители рода гоминид, территория происхождение |
| | 4-я группа Работа с ресурсом -Появление человека на территории Казахстана ( где и когда, кем найден) Цель групповой работы: анализ изучаемой информации, обсуждение выдвижение гипотез, взаимообучение в группе. |
| | Составление и оформление постеров по критериям Цель: графическое оформление изученного материала на постер. | Визуализация полученной информации, раскрытие изучаемой темы. | Оценивание совместной работы учащихся (похвала) | Работа в группах | Ватманы, маркеры, ножницы А4 | НПО |
| | Защита постера Цель: взаимообучение, закрепление изученной темы | Взаимообучение, закрепление темы | Наблюдение, комментирование учителя | Лидер группы, весь класс | Постер | КМ |
| | Оценка постера Метод «Галерея» каждая группа оценивает при помощи стикера постеры других групп по пятибалльной шкале Цель: очинка по критериям постера Полнота, Логичность Доступность, Ораторство Креативность в оформлении | Умение давать оценку, аргументировать свой ответ | взаимооценивание | Один член группы | стикеры | OДО |
| | Индивидуальная работа учащиеся составляют в тетради утверждения: «Верно ли, что» по 5 утверждении. Цель: повторение изученного. | Закрепление полученных знаний. составление утверждений | Оценка учителем с использованием фишек | Уровень А,В- утверждения высокого порядка требующие аргументации после ответа, Уровень С-утверждения требующие односложного ответа | Учебное пособие, рабочая тетрадь, фишки | НПО ОДО и ОО |
| | Стадия рефлексии: (возвращаемся к таблице «ЗХУ») Заполнить последнюю часть таблицы «… узнал» Совместно со всеми учащимися у доски. Цель: Выявление критериев успешности | Умение обобщить изученный на уроке материал. | Самооценивание Оценивание учителем степени усвоения темы, глубины понимания материала, определение пробелов в усвоении темы. | Включая всех | Классная доска, таблица, цветной мел. | Критическое мышление Одо Новые подходы |
| | Каждый член группы оценивает свою работу с комментарием на стикере и вывешивает в конце урока на «Мишень» Цель: самооценивание согласно критериям успеха. | Само регуляция, самооценка своей деятельности | Формативное | Включая всех | плакат с рефлексией «Мишень», стикеры | ОДО, КМ, НПО |
| | Домашняя работа: Разно уровневые задания уровня А – вопросы письменно (задание на выбор) В, С – заполнить таблицу Цель: успешность для каждого ученика через дифференцирование заданий | Саморегуляция, внутренняя мотивация | Суммативное оценивание | Индивидуальные | Учебное пособие, рабочая тетрадь Разно уровневые задания | Талантливые и одаренные |
№ 2 | Тема цель критерии успеха | 2.Формы работы, используемые при активном обучении | 3.Ожидаемый результат | 4.Оценивание, включая оценку в целях обучения | 5.Охват учеников | 6.Основные ресурсы | Модули |
| Тема Жизнь и деятельность «человека» в эпоху Палеолита. Цель Изучить деятельность людей в эпоху камня Знаю Основные виды деятельности: охота, собирательство, виды и способы изготовления каменных орудий, способы получения огня Понимаю Распределение обязанностей между мужчинами и женщинами - усложнение процесса обработки каменных орудий Умею определить тип орудия, заполнить таблицу деятельность человека | Создание коллоборативной среды «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?» | Позитивное настроение, готовность сотрудничать | Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоциональное настроение | Включая всех учеников общем круге, Посадка по группам | Музыкальное сопровождение | Возрастные особенности Новые подходы в обучении |
| Деление на группы и «1,2,3,4,», Дети стоят в кругу учитель рассчитывает их по порядку, 1- одна группа, 2- вторая группа.. Цель: подготовка к совместной работе | Образование групп. Распределение ролей в группе. | Оценка лидерских качеств учащихся. | Все учащиеся | | НПО |
| Домашние задание. На мультимедийной доске таблица, в которой нужно сопоставить эпоху камня, хронологические рамки, и тип предка человека. Цель: актуализация полученных знаний | Активизация познавательных процессов, метопознание, взаимопроверка по ключу | взаимооценивание | Индивидуально, Все учащиеся | Мультимедийная доска, слайд с «ключем» | НПО, ИКТ, ОДО и ОО |
| Стадия вызова: Cсегодня мы продолжим изучение темы, а начнем с просмотра видео (3-4 мин) «Жизнь древних людей» «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?» Определение детьми темы и содержания урока Критерии успешности, для детей по изученной теме | Саморегулируемое обучение | Оценка активности сильных и слабых учеников (комментарии) Оценка способности учащихся определять для себя цели и ставить задачи | Все учащиеся | Видеофильм, проектор, Мультфильм «Путешествие во времени» | НПО (диалог) ИКТ |
| | Стадия осмысления: Актуализация знаний «Мозговой штурм» Ребята что вы знаете о жизни и деятельности древних людей? Ученики ведут кумулятивную беседу, вспоминая, что они знают о жизни древних людей Цель: активизация познавательных процессов саморегуляция | Актуализация знаний учащихся «Заполнение кластера» | Оценка активности сильных и слабых учеников посредством наблюдения. | Все учащиеся, участие в диалоге | Доска мел | НПО (диалог) |
| | Погружение в тему А хотели бы вы совершить путешествие в мир древнего человека? (учитель просит детей закрыть глаза, читает текст, играет музыка, и они переносятся в «древний мир») | Развитие образного мышления. (Дети мысленно представят свое путешествие в «эпоху камня») | Оценка психологических особенностей, степень вовлечения в учебный процесс | Все учащиеся | Текст о путешествии, музыка | НПО, ИКТ |
| | Групповая работа: Пока дети сидели, учитель раскладывает листы с заданиями. Музыка заканчивается, учитель просит открыть глаза и прочитать задание в слух, понять, где оказалась данная группа: 1-я группа в каменоломне ей необходимо изучить и изготовить разные вида орудий древнего человека и дать им название. | Определение зоны ЗБР Активизация лидерских способностей (распределение ролей). Самостоятельное изучение темы. Анализ, диалог в группе интерпретация систематизация информации из ресурса визуализация полученной информации. | взаимооценивание эффективности совместной работы учащихся по (каждый обучаемый) Оценочная карта ФИ | Знание и понимание изученного | Участие в диалоге | Интересные гипотезы | Яна | | | | Соня | | | | Ваня | | | | Радмир | | | | По 3-х бальной шкале: 1 бал – низкая 2 бала – средний уровень 3 – высокий уровень | Лидер, вся группа Ученики уровня – А (координаторы групп, распределяют обязанности, обучают другие группы по постеру) | Ресурс, иллюстрации, заготовка таблицы учебное пособие, маркеры ватманы, ножницы, клей, таблица оценивания | Лидерство в обучении, Критическое мышление. Мет опознание Одо , новые подходы, талантливые и одаренные |
| | 2-я группа в первобытной пещере, ей нужно развести огонь (несколько способов) и подумать, как они его будут поддерживать (составить план по добыче огня и его поддержанию) |
| | 3-я группа На берегу реки «охотники и собиратели» -мужчины, женщины и дети, распределить их обязанности в заранее заготовленную таблицу |
| | 4-ки группа Климат и Животный мир (из предложенных видов животных и типов растительности и климата (пользуясь учебником) составить иллюстрированный рассказ. Цель: анализ изучаемой информации, обсуждение в группе, выдвижение гипотез, взаимообучение в группе, составление постера. |
| | «Скользящие группы» Работа закончена, и чтоб вам выжить в условиях древнего мира, давайте научим, друг друга тому, что должен был знать древний человек. Лидер остается обучать, а группы двигаются, от стола к столу. Цель: взаимообучение | Саморегулируемое обучение, взаимообучение Помощь однокласснику в осмыслении, темы. Закрепление изученного материала | Оценивание взаимообучения по пятибалльной шкале | Лидер группы Ученик уровня А Всех ученики | стикер | Одо , новые подходы, ЛО |
| | «Неожиданный вопрос» Группы возвращаются на свои места, обсуждают услышанную и увиденную информацию и составляют 3 («неожиданных») вопроса для каждой группы, и задают их. Цель: диалогическое обучение в классе посредством кумулятивной беседы, обратная связь | Саморегулируемое обучение, Закрепление полученных знаний, умение составлять вопросы высокого порядка. | взаимооценивание | Лидер группы, представитель от группы | Ученическая тетрадь | КМ, НПО |
| | Стадия рефлексии Взаимооценивание групп Цель: взаимооценивание согласно критериям | Умение анализировать и подытоживать пройденный материал, саморегулируемое обучение | Формативное – Взаимооценивание, одобрение, комментарии учителя | Включая всех | Цветные стикеры Классная доска, постеры, критерии успеха. | Новые подходы в обучении, Одо и ОО |
| | Групповая рефлексия: «Мясорубка» | самооценка своей деятельности согласно критериям успеха | Суммативное Самооценивание | Включая всех | Плакаты, стикеры | ОДО и ОО |
№ 3 | Тема цель критерии успеха | 2.Формы работы, используемые при активном обучении | 3.Ожидаемый результат | 4.Оценивание, включая оценку в целях обучения | 5.Охват учеников | 6.Основные ресурсы | Модули |
| Тема: Человек в эпоху мезолита и неолита. Цель Сравнить деятельность обитателей эпохи мезолита и неолита. Знаю Что такое «неолитическая революция» одомашнивание животных и окультуривание растений. изобретения: лук и стрелы, лодка, колесо, мотыга, ткацкий станок, гончарные изделия. Понимаю -как происходил процесс перехода от охоты к скотоводству; от собирательства к земледелию -как изменили быт человека открытия и «изобретения» мезолита и неолита Умею -дать оценку изменениям, происходившим в данные исторические эпохи -составить таблицу по критериям | Создание коллоборативной среды «ПИСЬМО НА РУКЕ» | Позитивное настроение, готовность сотрудничать | Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности | Включая всех учеников в общем круге | Мультимедийная доска | Возрастные особенности НПО |
Деление на пары: «Найди половинку» картинки животных, фруктов, насекомых разрезанные на 2 половинке, нужно соединить и найти себе пару. Цель: подготовка к совместной работе | Образование пар, саморегулируемое обучение | Оценка лидерских качеств учащихся. | Все учащиеся | Картинки разрезанные на две половины | УиЛ НПО |
Стадия вызова: На столе «Черный ящик» предположите, что в нем находится. Интересно ли вам знать, что в нем? Достает: - глиняную чашку - детский лук и стрелы - шаблон таблицы на формате А 4 Просит детей связать эти предметы с темой урока и определить цель. Как Вы думаете, что необходимо сделать после того как Вы изучили тему? Ознакомление учащихся с понятием систематизации и структурирования знаний. Критерии успешности , для детей по изученной теме Вы будете знать, понимать и уметь после того, как Вы изучите данную тему? Цель: диалогическое обучение посредством , определение критериев успеха | Анализ содержимого, определение темы и целей урока. | Комментарии учителя: оценивается активность участников обсуждения | Включая всех учеников обсуждение в паре | «черный ящик» - глиняная чашка - детский лук и стрелы - шаблон таблицы на формате А4 | Критическое мышление Новые подходы |
Стадия осмысления: Совместная разработка критериев сводной таблицы на доске | Саморегулируемое обучение | Комментарии учителя, устная похвала. | Включая всех | Доска, мел, таблица, учебное пособие | Критическое мышление, лидерство в обучении |
Работа в парах: характеристика мезолита и неолит, по разработанной таблице 1 этап «Таблица» Первый ученик характеризует Мезолит Второй характеризует Неолит Каждый в своей тетради, заполняя соответствующий столбец, затем обмениваются тетрадями и заполняют пустой столбец, напарника. Цель: саморегулируемое обучение, анализ и интерпретация учебного матер. | Определение зоны ЗБР (распределение обязанностей в паре), само регуляция, мет опознание, приобретение предметных знаний | Формативное оценивание: одобрение, взаимооценивание | Работа в парах | Рабочая тетрадь, учебное пособие, ресурс информационный, | Лидерство в обучении, Критическое мышление. Мет опознание Одо , новые подходы, талантливые и одаренные |
2 этап Обучают друг друга по своей теме (рассказ по тетради) Цель: саморегулируемое взаимообучение, диалог | Приобретение новых знаний в результате диалогического обучения | Взаимооценивание активности друг друга | В паре | рабочая тетрадь | Новые подходы. |
3 этап «перестрелку» между отдельной парой и классом по заранее составленным вопросам Вопрос высокого порядка – 3 фишки Вопрос низкого порядка -1 фишка Цель: развитие критического мышления посредством составления вопросов высокого и низкого порядка и формулировании ответов на них | Закрепление и проверка знаний по изученной теме | Формативное оценивание: одобрение, комментарии, фишки. | Дифференцированные задания Учащиеся уровня А, В, - составить 2 вопроса высокого порядка Учащиеся уровня С - составить 2 вопроса низкого порядка | Фишки, рабочая тетрадь | Новые подходы ТиО Одо |
Стадия рефлексии «Две половинки» + «Мясорубка Разделить стикер на 2 половинки: 1.Оценить взаимодействие в паре. У нас получилось…….не получилось…….. 2. Оценить уровень усвоения материала Было сложно…..потому что….. Цель: Выявление критериев успешности, оценка продуктивности парной работы. | Умение дать оценку собственной деятельности, саморегуляция. | Формативное оценивание: одобрение, комментарии учителя взаимооценивание | Включая всех | Классная доска, цветной мел, стикеры | Новые подходы в обучении, Одо и ОО |
| | Домашние задание: повторить §1-5 подготовится к уроку обобщения знаний. (творческие задания уровня С: 1. ЭС-размышление Теория Чарльза Дарвина, почему я с ней согласен (или не согласен), 2. Презентация «Жизнь людей древнекаменного века», 3. По 15 вопросов низкого и высокого порядка по теме, оформленных в таблицу.) |
| Тема цель критерии успеха | 2.Формы работы, используемые при активном обучении | 3.Ожидаемый результат | 4.Оценивание, включая оценку в целях обучения | 5.Охват учеников | 6.Основные ресурсы | Модули |
| Тема: Урок-обобщение по теме «Появление древнего человека» Цель Актуализация полученных знаний и их оценка. Знаю - Хронологические рамки эпохи камня, -Палеолит, виды каменных орудии и техники обработки, деятельность предка человека, представители рода гоминид, тип человеческой общности, вид жилища, религиозные представления -Мезолит виды каменных орудии и техники обработки, изобретения, деятельность человека, тип человеческой общности, вид жилища, религиозные представления - Неолит «Неолитическая революция» виды каменных орудии и техники обработки, изобретения, деятельность человека, тип человеческой общности, вид жилища, религиозные представления Я понимаю причинно-следственные связи в смене исторических эпох и могу охарактеризовать каждый период Я умею Применить полученные знания и выполнить разно- уровневые задания по теме (уровень А, В,С) | Создание коллоборативной среды «БУРУНДУКИ» | Позитивное настроение, готовность сотрудничать | Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоциональное настроение | Включая всех учеников общем круге | Музыкальное сопровождение. | Возрастные особенности НПО, ИКТ |
| Стадия вызова: Сегодня мы будем обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Как Вы думаете, какова цель нашего урока? Проанализируйте, что вы знаете, понимаете и умеете, как это поможет вам в выборе уровня задания? Цель: Диалогическое обучение в классе формулировка темы урока, цели и критериев успеха. | Саморегулируемое обучение самооценивание актуальных знаний полученных на предыдущих уроках | Комментарии учителя: обсуждения самооценивание | Включая всех учеников | | Новые подходы |
Стадия осмысления: Обратите внимание на доску, где вывешены оценки «5»- уровень - А,«4»- уровень-В, «3»- уровень - С, под каждой оценкой, лежит «банк заданий», по количеству учеников. Учитель объясняет правила работы с заданиями и порядок прохождения уровней и предлагает учащимся самостоятельно выбрать уровень и задание. (обязательное условие, последовательность выполнения) Цели: инструктаж по выполнению заданий и критериям оценивания | Саморегулятивное обучение, метопознание | наблюдение | Включая всех | Доска, «банк заданий» (таблицы, карточки, творческие задания), ноутбуки , телефон «инструкции по работе с заданиями» | Новые подходы в обучении |
«Банк заданий» Задания разработаны на основании таксономии Блума Учащиеся выходят к доске и самостоятельно выбирают «уровень» задания, если он не справляется, он может вернуться к доске и взять более низкий уровень или наоборот . Уровень А – (знание, понимание, применение) – заполнить таблицу по шаблону характеризующую периоды каменного века. Уровень В – (анализ, синтез) -карточки по 5 заданий, сопоставление, сравнение, анализ, схемы, кроссворд. Уровень С - ЭС-размышление 1.Теория Эволюции Чарльза Дарвина, почему я с ней согласен (или не согласен)- не менее 100 слов, 2. По 10 вопросов низкого и высокого порядка по теме, оформленных в таблицу. Цель: | Саморегулируемое обучение, метопазнание. Актуализация и систематизация знаний полученных на предыдущих уроках | Наблюдение, комментарий учителя самооценивание | Включая всех, дифференцирование: Уровень – А Уровень – В Уровень - С | Используя «банк разно уровневых заданий» (таблицы, карточки, творческие задания), ЭС, скрепки (для формовки заданий). | Критическое мышление, Новые подходы, талантливые и одаренные Оценивание Обучения ИКТ |
Стадия рефлексии Рефлексивная карта Ф.И., класс________ 1. Оцените уровень сложности заданий по шкале от 1, до 10. 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10 Объясните____________ 2. Оцените уровень вашей подготовленности к уроку по шкале от 1, до 5. 1…2…3…4…5 Объясните_________________ Цель: Выявление критериев успешности | Умение дать оценку собственной деятельности на уроке. Саморегулируемое обучение. | Формативное и сумативное оценивание | Включая всех индивидуально | Индивидуальные оценочные карты | Новые подходы в обучении, Одо и ОО |
Среднесрочное планирование четырёх последовательных уроков по истории Казахстана по общей теме «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники» разработано для учащихся 6 класса. Целью данного планирования является внедрение семи модулей Программы обучения в собственную практику.
В среднесрочном планировании модуль «Новые подходы в обучении» представлен различными играми и упражнениями на создание коллаборативной среды, групповой и парной формой работы с использованием диалогического обучения. При выборе заданий, учитываются «Возрастные особенности учащихся», а также уровень их знаний. Для внедрения модуля «Критическое мышление» использованы задания разного уровня сложности, составленные на основе таксономии Блума, это способствует активизации познавательных процессов у всех учеников и создание ситуации успеха для каждого. Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» применим на всех этапах урока. Планируется осуществлять как формативное (само- и взаимооценивание, оценивание учителем) так и итоговое - суммативное оценивание. Для талантливых и одарённых предусмотрены индивидуальные задания. Внедрение ИКТ планируется осуществить посредством использования возможностей мультимедийной доски и сети интернет на стадии «вызова» и «осмысления». Обязательным этапом уроков будет рефлексия, необходимая ученикам для анализа и осмысления своей деятельности, прослеживания результатов своей работы, способствующая развитию навыков саморегуляции.
Работа по внедрению семи модулей программы поможет мне отработать стратегии развития талантливых детей и мотивировать слабоуспевающих. Предполагаю, что использование модулей Программы на практике будет способствовать повышению мотивации к обучению, активизации познавательных процессов и развитию критического мышления в рамках предмета.