kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» 5 класс»

СОГЛАСОВАНО:

_____________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Синяговская Т. В.

УТВЕРЖДАЮ:

____________

Директор

Макеевского лицея №2 «Престиж»

Юрьева Ю. Е.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«ИСТОРИЯ»

на 2016/2017 учебный год

учитель Герасименко Е. Н,



предмет «Введение в историю Донецкого края»

5-А, Б, В класс (52часа)

















РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры истории и обществознания, географии и экономики



Протокол № ___ от «___» __________ 2016 г.

Руководитель кафедры

истории и обществознания, географии и экономики

____________________ Попович Е.А.


№ урока

Тема урока

Основные вопросы содержательного компонента урока

Дата урока (план)

Дата урока (факт.)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изменение содержатель

ного компонента урока

Другое

Тема 1. Путешествие в страну «История» (13 ч.)

1

История – наука о прошлом. Исторические источники

История как наука и учебный предмет. Зачем люди познают историю.

Откуда мы узнаем о жизни наших предков. Что такое исторические источники: где их найти и как ими пользоваться.

07.09.16


Стр. 8-13.



2

Краеведение – наука о родном крае.

История Донбасса – составная часть истории. Кто такие краеведы. Выдающиеся краеведы Донецкого края: В.Евсеев, В.Городцов, Н.Сибилев, П.Ефименко, С.Локтюшев, Д.Цвейбель, А.Моруженко, Р. Лях, З.Лихолобова, В.Пирко.

14.09.16


Стр.13-17.



3

Хронология – наука о времени.

Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

Летоисчисление. Даты. Календарь. Линия (лента) времени. Как ориентироваться в историческом времени.

14.09.16


Стр.17-23.



4

Прошлое на карте.

Практическая работа: «Как работать с исторической картой».

Картография – наука о способах отображения пространства. Что такое историческая карта; как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту. История на плане.

21.09.16


Стр.23-28.



5

Артефакты из древности.

Археология. Археологические раскопки. Вещественные источники. Стоянки древних людей на территории Донбасса: Амвросиевская стоянка, Антоновка, Курдюмовка, Белокузьминовка, Мариупольский могильник. Тайны скифских курганов (Двугорбая и Передериева могила).

28.09.16


Стр.28-33.



6

Что написано пером….

Какими бывают письменные источники и как они помогают узнать об исторических событиях в Донбассе. Что такое архивы. Библиотеки – хранилища книг. Донецкая библиотека имени Н. К. Крупской.

28.09.16


Стр.33-39.



7

Сокровищницы истории Донетчины.

Музеи родного края и их роль в изучении истории. Донецкий краеведческий музей. Музей истории Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс». Исторический музей Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.

05.10.16


Стр.39-44.



8

Практическое занятие: Здесь дух веков. Экскурсия в музей или архив

Практическое занятие: Поход в библиотеку. Обучение работе с краеведческой литературой.


12.10.16


Стр.44-46.



9

Помощницы истории (Какие науки помогают нам изучать прошлое).

Практическая работа: «Герб моей семьи».

Нумизматика. О чем могут рассказать монеты. Гербы и печати как исторические источники. Геральдика Донбасса. История герба родного населенного пункта.

12.10.16


Стр.46-52.



10

История в названии.

Экскурсия «Родная улица моя».

Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. Ономастика. Имена людей как исторический источник. Памятные места края, связанные со знаменитыми земляками.

19.10.16


Стр.52-57.



11

«Преданья старины глубокой…»

Живое слово истории.

Что изучает этнография. Историко-этнографические регионы на территории Донбасса (одежда, жилища, предметы быта, традиции Донецкого края; народные промыслы).

Фольклорные сокровища Донбасса. Легенды нашего края. Шахтерские были и сказы

(легенда о добром Шубине). История в песне.

26.10.16


Стр.57-63.



12

Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как источники познания.

Практическое занятие: «Как работать с иллюстративными источниками».

Как изучать историю с помощью репродукций картин. Почему фотографии являются помощниками в изучении прошлого. Почему карикатура и плакат – это исторические документы. Как кино воссоздает события прошлого.

26.10.16


Стр.63-70.



13

Периодический контроль 1.


02.11.16





Тема 2. О чем повествует история Донбасса (16 ч.).

14

События и явления в истории.

Исторические факты и их виды. Что такое историческое событие и какова его структура. Как исторические события и явления связаны между собой. Как исследуют исторические факты.

09.11.16


Стр.70-74.



15

С чего все начиналось… Донбасс в древности

Памятники глубокой древности, времен Хазарского каганата и Великой Болгарии. Печенеги на территории Донетчины. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками. Половцы. Их жизнь и обычаи.

09.11.16


Стр.74-80.



16

«Реки славянской беды» - Каяла и Калка.

Половцы. Летописи о походах князя Владимира Мономаха против половцев. Донецкий край в знаменитой памятке древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Кто такие монголо-татары. Битва на р. Калка (1223 г.). Наш край под властью Золотой Орды.

16.11.16


Стр.80-90.



17

«Московский» и «Крымский» берега Северского Донца.

Дикое Поле. Борьба Русского государства против турецко-татарских набегов. Совместная борьба запорожских и донских казаков против татар и турков. Взятие Азовской крепости (1637 г.). Соляные промыслы Тора и Бахмута. Святогорский монастырь – первое поселение в Донбассе.

23.11.16


Стр.90-98.



18

Там, где было Дикое поле.

Казацкое укрепление Домаха. Основание русскими ратными людьми первых поселений края. Вхождение всей территории Донецкого края в состав Российской империи.

23.11.16


Стр.98-101.



19

Заселение края в 17 – начале 19 вв.

Славяносербия. Запорожские поселения. Раздача запорожских земель Екатериной ІІ и заселение края. Основание Мариуполя. Область Войска Донского. Особенности повседневной жизни и быта греческого, немецкого, еврейского населения Донбасса.

30.11.16


Стр.101-107.



20

Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине 19 в.

Геологическое изучение Донецкого края. Зарождение промышленности. Строительство железных дорог. Вклад иностранцев в развитие Донбасса.

07.12.16


Стр.107-116.



21

Практическая работа: Сведения об основании и заселении твоего города: история и легенды.


07.12.16


Стр.116-120.



22

Донбасс в вихре войн и революций.

Какие последствия для края имела Первая мировая война. Революционный Донбасс. Жители края в годы Гражданской войны.

14.12.16


Стр.120-132.



23

Донецко-Криворожская республика.

Провозглашение. Правительство. Реформы. Первая Донецкая армия. Вхождение в состав Украинской Социалистической Советской Республики.

21.12.16


Стр.132-138.



24

Донецкий край между революциями и войнами.

Развитие Донецкого региона в первые десятилетия советской власти. Достижения и потери первых пятилеток. Строительство новых заводов. Коллективизация и её последствия. Иосиф Сталин. Репрессии против народа.

21.12.16


Стр.138-151.



25

Идет война народная. Донетчина в огне Великой Отечественной войны.

Оккупация. Партизанское и подпольное движение Освобождение края. Восстановление народного хозяйства Донбасса.

28.12.16


Стр.151-162.



26

Практическая (поисковая) работа: Эхо войны в судьбе моей семьи.


18.01.17


Стр.162-166.



27

Донбасс в 50-80-ее. гг. ХХ в.

Политические ориентиры и общечеловеческие ценности. Достижения экономики, культуры, спорта.

18.01.17


Стр.166-179.



28

Мой край сегодня.

Что определяет жизнь современного Донбасса. Международные связи нашего края. Первые шаги на пути государственного строительства.

25.01.17


Стр.179-189.



29

Периодический контроль 2.


01.02.17





Тема 3. О людях, что край прославляли Донецкий (13 ч.).

30

По следам казацких атаманов.

Исторические личности. Какие группы людей изучает историческая наука.

Атаман донских казаков и вождь восстания Кондратий Булавин. Потомки запорожских казаков – Мандрыки на землях Донеччины. Потомок слободского полковника Евдоким Шидловский – основатель поселений на территории современного Донецка. Донцы Иловайские и их роль в освоении земель края. Атаман Азовского казацкого войска Иосиф Гладкий.

01.02.17


Стр.189-196.



31

Первооткрыватели и первопроходцы.

Рудознатец Григорий Капустин - «отец угольного Донбасса». Роль Никиты Вепрейского и Семена Чиркова в разработке соляных промыслов и угольных пластов края. Горный инженер Евграф Ковалевский – «родитель» имени «Донбасс». Инженер А. Гурьев - основатель горной промышленности Донбасса. Создатели «железнодорожного чуда» Самуил Поляков и Савва Мамонтов.

08.02.17


Стр.196-202.



32

Они развивали наш край.

Роль английского промышленника Джона Юза в основании Донецка. Федор Енакиев. Петр Горлов. Алексей Алчевский. Предприниматели Иловайские.

15.02.17


Стр.202-210.



33

Герои революционно-трудового Донбасса.

Человек-легенда – революционер и партийный деятель «товарищ Артём» (Федор Сергеев). «Луганский Ястреб» Александр Пархоменко..

15.02.17


Стр.210-213.



34

Герои революционно-трудового Донбасса.

Знатный забойщик Никита Изотов. Шахтерский рекордсмен Алексей Стаханов. Паша Ангелина – первая женщина-тракторист. «Человек-сталь» - Макар Мазай. «Стахановец-путеец» Петр Кривонос. Космические «соколы» Донбасса – Георгий Береговой, Александр Волков и Леонид Кизим.

22.02.17


Стр.213-218.



35

Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом.

Маршалы Советского Союза Кирилл Москаленко и Андрей Еременко, Маршал связи Иван Пересыпкин. «Золотые звезды» Донбасса Николай Семейко, Иван Анохин, Юрий Двужильный и др.

01.03.17


Стр.218-225.



36

Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом.

Народные мстители Михаил Карнаухов, Иван Пасечный, Иван Чаплин, Савва Матекин и др.

Составление тематического экскурсионного маршрута по улицам родного города.

01.03.17


Стр.225-234.



37

Практическое занятие: «Улицы и площади, названные именами земляков-героев».


15.03.17


Стр.234-239.



38

«Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края.

Николай Корф, Христина Алчевская, Георгий Седов, отец и сын Берви-Флеровские, Василий Докучаев, Викентий Вересаев, Александр Серафимович, Борис Горбатов.

15.03.17


Стр.239-244.



39

«Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края.

Архип Куинджи, Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Александр Ханженков, Леонид Быков. Современные «звезды» культуры и искусства.

22.03.17


Стр.244-251.



40

Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы.

«Непобедимый» Виктор Чукарин. «Русская березка» Полина Астахова. «Золотая гимнастка» Лилия Подкопаева. «Летающий

прыгун» Сергей Бубка.

05.04.17


Стр.251-256.



41

Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы.

Покоритель горных вершин Михаил Туркевич. «Донецкий богатырь» Дмитрий Халаджи. Футбольная слава Донбасса – команда «Шахтер».

12.04.17


Стр.256-261.



42

Периодический контроль 3.


12.04.17





Тема 4. Святыни Донецкого края (7 ч.).

43

История вокруг нас.

Какие исторические сведения хранят улицы и площади населенных пунктов.

Как появились улицы, бульвары, проспекты и площади. История центральной улицы Донецка – Артема. Как создавалась главная площадь Донецка. О чем свидетельствуют архитектурные памятники города.

19.04.17


Стр.261-269.



44

История вокруг нас.

Памятники культуры и истории, что нас окружают.

Символ Донбасса – пальма Мерцалова. Памятник «Слава шахтерскому труду» в Донецке. Памятники Артему в Донбассе. Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс», Саур-Могила и другие памятники времен Великой Отечественной войны. Как государство охраняет историческое наследие.

26.04.17


Стр.269-276.



45

Духовно-культурное наследие Донеччины.

Как и для чего создают храмы. Церкви и храмы родного города. Святогорская Свято-Успенская Лавра - часть мирового культурного наследия. Иконы как духовные реликвии.

26.04.17


Стр.276-285.



46

Заповедные места Донецкого региона.

Виды заповедников (природный, историко-архитектурный, историко-культурный, природно-исторический, музей-заповедник). Историческое значение Национального природного парка «Святые горы».

03.05.17


Стр.285-289.



47

Заповедные места Донецкого региона.

Заповедник «Каменные могилы» - уникальный памятник природы и истории. Хомутовская степь.

10.05.17


Стр.289-292.



48

Практическое занятие: «Какие исторические, культурные и природные памятники вашего родного города рассказывают о прошлом».

Подготовка исторической справки и работа с контурной картой.

10.05.17


Отметить на контурной карте исторические, культурные и природные памятники родного города.



49

Периодический контроль 4.


17.05.17





50

Повторение изученного.


24.05.17





51-52

Резервные уроки.


24.05.17

31.05.17








Литература:


Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В - Донецк, 2015.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ








ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Введение в историю Донецкого края

5 класс


Программа для общеобразовательных организаций (обновленный вариант)







Донецк 2015

Рекомендовано

Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 408 от 18.08.2015г.)

Утверждено на заседании

научно-методического совета

Донецкого ИППО (протокол № 4 от 08.06.2015г.)



Авторы :

Пестрецов В.В., учитель-методист, учитель истории Харцызского учебно- воспитательного комплекса «Интеллект» № 25 г. Харцызск;

Кожемяка О.Л., учитель-методист ДОШ № 12 г. Донецк.


Научно- методическая редакция:

Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению

Чернышев А.И., ректор Донецкого ИППО, кандидат педагогических наук


Рецензенты:

Пенькова Л. Б., доцент, заведующий кафедрой западных и южных славян ДонНУ, кандидат исторических наук

Морозов П. Л., зав.отделом общественных дисциплин ИППО


Ответственные за выпуск:

Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР

Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук


Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого ИППО






Введение в историю Донецкого края: 5 кл.: программа для общеобразоват. организаций / авт. Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 24 с.












© Донецкий ИППО, 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

Программа пропедевтического курса «Введение в историю Донецкого края» 7

Тематическое планирование 15

Требования к результатам обучения и освоения содержания пропедевтического курса по истории в 5 классе 17

Рекомендованная литература 19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый человек любит свой родной край - место, где он родился и живёт. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родной город или село, их живописные окрестности и исторические достопримечательности. Отсюда, от родного порога, из родного края начинается путь каждого школьника в большую жизнь. Тут ребенок формируется, как человек и личность.

Но, как мало мы порой знаем о своей Малой Родине – родном крае, о его истории и традициях, людях, его основавших и развивавших, исторических памятниках, с названиями которых связаны целые эпохи его существования, и личностей, составляющих его золотой фонд.

Сформировать у пятиклассников первоначальные краеведческие знания, а также представления об исторически сложившихся производственных, нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов, населяющих Донецкий край, призван пропедевтический курс «Введение в историю Донецкого края».

Целью курса является – формирование у школьников самоидентичности и чувства собственного достоинства на основе осмысления социального и морального опыта предшествующих поколений жителей родного края, посредством изучения истории Донецкого региона, его культуры, исторических памятников и личностей, прославивших наш край.

Цели и общая характеристика учебного предмета.

Цель любой пропедевтики – подготовить учащихся психологически и содержательно к успешному решению учебных задач по овладению определенной отраслью знаний. Историческая пропедевтика обеспечивает переход от интегрированного содержания начального образования, к предметному в основной школе.

Пропедевтический характер, курса истории в 5 классе определяет его основные

задачи:

  • формирование у школьников первичных представлений о сущности и особенностях исторического знания;

  • получение пятиклассниками умений осмысленного чтения и обработки текстов на историческую тематику;

  • формирование начальных предметных умений в контексте соответствующих предметных компетентностей;

  • развитие у школьников положительного отношения и интереса к истории как предмету и мотивации к его изучению через работу с разнообразными историческими источниками и т.д.;

  • приобретение исторических знаний и практических исследовательских навыков, формирование гражданской ответственности, духовной и нравственной культуры, толерантности.

Понятие «пропедевтики» в изучения истории означает также подготовку учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории через изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий и фактов, картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена, способствуя возникновению у школьников познавательного интереса к изучению истории как самостоятельной учебной дисциплины. Учитывая возрастные особенности познавательной деятельности пятиклассников, у учащихся должны быть сформированы первичные понятия и представления о развитии, предмете изучения, методах исследования и общественной роли истории как живой

памяти о жизни людей в прошлом.

Содержание и структура программы


Содержание и структура программы курса призваны пробудить и развивать у пятиклассников интерес к родному краю, его истории, материальному, культурному и духовному наследию, людям, населявшим Донбасс в прошлом и ныне живущим в крае.

Содержание пропедевтического курса включает в себя:

  1. Понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представления о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, насколько), соотношение года и века;

  2. Знакомство с исторической картой родного края и ее легендой (территория, расположение населенных пунктов, мест исторических событий и т.д.);

  3. Знакомство с важнейшими событиями в истории родного края, с выдающимися историческими личностями;

  4. Первоначальные сведения из специальных исторических дисциплин: знания об отдельных исторических источниках, сведения по исторической метрологии, геральдике, нумизматике и других вспомогательных исторических дисциплин;

  5. знакомство с наиболее известными и значимыми для каждого жителя края историческими памятниками и достопримечательностями, составляющими своеобразную

«визитную карточку» всего края и отдельных населенных пунктов, находящихся на его территории.

В базовом учебном плане на изучение пропедевтического курса «Введение в историю Донецкого края» выделено 52 часа (1,5 часа в неделю).

Программа курса состоит из 4-х разделов, которые дадут возможность ученикам последовательно освоить соответствующую информацию о родном крае и помогут овладеть начальными предметными умениями и навыками, составляющими основу дальнейшего исторического образования школьников.

Программа предусматривает следующие темы:

Тема 1. Путешествие в страну «История» (14 ч.) ; Тема 2. О чем повествует история Донбасса (15 ч.);

Тема 3. О людях, что край прославляли донецкий (13 ч.); Тема 4. Святыни Донецкого края (7 ч.).

Для каждого тематического блока указано необходимое количество часов, однако, в рамках темы учитель может перераспределить их по своему усмотрению.


Основные принципы реализации программы курса – научность, доступность и посильность, соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, добровольность, деятельностный, компетентностный и личностный подходы к приобретению знаний, воспитывающее обучение, результативность, партнерство, творчество и успех.

Поскольку курс истории в 5 классе не предусматривает систематического изложения информации о прошлом, то исторические факты неизбежно подаются фрагментарно.

Отбор предложенных событий, явлений, исторических персоналий, историко- культурных памятников осуществлялся с учетом положений современной методической науки о необходимости сбалансированной подачи фактов как истории всего Донецкого региона, так и родного населенного пункта и его отдельных частей (районов в городе, улиц, площадей и т.д.), а также, демонстрации многоаспектности социальной, политической истории, истории культуры и повседневности.


Особенности организации учебного процесса заключаются в том, что занятия по данной программе рассчитаны на активную работу учащихся. Программой предполагаются разные по типу, форме, приемам и методам учебные занятия развивающей направленности: уроки изучения нового материала и обобщения

усвоенного, практические занятия, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии, посещение музеев, работа с историческими источниками и историческими картами, решение исторических задач; виртуальные путешествия, игровые уроки, ведение поисковой и исследовательской работы, просмотр фильмов и видеосюжетов и т.д.

Первоочередное место в ходе усвоения программного материала отводится работе с источниками устной истории, а также визуальными материалами, предметами материальной культуры.

К работе и анализу в процессе изучения курса привлекается круг таких источников по истории родного края, как свидетельства современников событий; устное народное творчество; археологические памятники и этнографические источники, материалы топонимики, нумизматики, сфрагистики, геральдики и т.д.

Использование данных источников обеспечивает антропологизацию истории родного края, сосредоточение внимания учеников на сфере повседневной жизни людей, населявших регион в разные времена.


Формы и методы контроля и оценивания знаний соответствуют целям, задачам и методологии преподавания курса, и основываются на применении деятельностного и компетентностного подходов.

Основным объектом оценивания является уровень, на котором ученик в конкретной учебной ситуации применяет интегрированный комплекс приобретенных знаний, умений, навыков, ориентаций, отношений, определяющих соответствующий уровень развития его предметных компетентностей.

В процессе проверки результатов обучения, применяются такие приемы оценивания, как тестирование, экспресс-опрос, расширенное опрос, контрольное упражнение или творческое задание (историческое сочинение, мини-исследование, проект, сообщение и др.), самооценка, взаимное оценивание, игровые методы и т.п.

Для проведения такого оценивания, учитель может предложить учащимся на уроках тематического оценивания устные вопросы, а также письменные задания.

Оценивание осуществляется по 5-балльной системе, согласно критериев оценивания знаний учащихся по истории, утвержденных Министерством Образования и Науки Донецкой Народной Республики.

Введение элементов краеведения в структуру уроков истории в 5 классе способствует формированию чувства сопричастности ребенка к прошлому родного края, ответственности за сохранение исторического наследия и создает положительный эмоциональный настрой и атмосферу заинтересованности на каждом уроке, создавая условия для эффективного и продуктивного усвоения теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков, воспитания чувства патриотизма, толерантности, интереса к своим историческим корням, истории своей Малой Родины, гордости за родной край и его жителей.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДОНЕЦКОГО КРАЯ»


п/п

Тема урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню учебных достижений учащихся

Тема 1. Путешествие в страну «История» (14 ч.)

1

История – наука о прошлом. Исторические источники

История как наука и учебный предмет. Зачем люди познают историю.

Откуда мы узнаем о жизни наших предков. Что такое исторические источники: где их найти и как ими пользоваться.

Ученик/ученица:

Соотносит год со столетием.

Объясняет как происходит счет времени в истории.

Чертит линию времени и обозначает на ней предлагаемые даты.

Демонстрирует исторические объекты на карте, распознает на карте условные обозначения, Находит на карте ответы на вопросы учителя. Использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники. Перечисляет и коротко характеризует их.

Комментирует текст учебника и составляет вопросы к нему.

Находит в тексте ответы на вопросы.

Поясняет и применяет исторические понятия

«история», «исторические источники»,

«краевед», «летоисчисление», «наша эра»,

«архив», «музей».

Составляет короткий рассказ о деятельности краеведов Донетчины.

Приводит примеры исторических памятников, визуальных источников, легенд, шахтерских былей, сказов, песен, из которых можно узнать о прошлом родного края.

Отличает художественный и научно-

2

Краеведение – наука о родном крае

История Донбасса – составная часть истории. Кто такие краеведы. Выдающиеся краеведы Донецкого края: В.Евсеев, В.Городцов, Н.Сибилев, П.Ефименко, С.Локтюшев, Д.Цвейбель, А.Моруженко, Р. Лях, З.Лихолобова, В.Пирко и др.

3

Хронология – наука о времени Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

Летоисчисление. Даты. Календарь. Линия (лента) времени. Как ориентироваться в историческом времени.

4

Прошлое на карте.

Практическая работа: «Как работать с исторической картой».

Картография – наука о способах отображения пространства. Что такое историческая карта; как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту. История на плане.

5

Артефакты из древности

Археология. Археологические раскопки. Вещественные источники. Стоянки древних людей на территории Донбасса: Амвросиевская стоянка, Антоновка, Курдюмовка, Белокузьминовка, Мариупольский могильник. Тайны скифских курганов (Двугорбая и Передериева могила).

6


Что написано пером….

Какими бывают письменные источники и как они помогают узнать об исторических событиях в Донбассе. Что такое архивы. Библиотеки – хранилища книг. Донецкая библиотека имени Н.К.Крупской.

популярный исторический текст;

Высказывает суждения о роли музеев, архивов, библиотек в сохранении памяти о прошлом и в изучении истории родного края. Кратко характеризует их деятельность.

Высказывает суждения о необходимости и цели изучения истории родного края.

7

Сокровищницы истории Донетчины.

Музеи родного края и их роль в изучении истории. Донецкий краеведческий музей. Музей истории Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс». Исторический музей Святогорского государственного историко- архитектурного заповедника.

8

Практическое занятие: Здесь дух веков. Экскурсия в музей или архив Практическое занятие: Поход в библиотеку. Обучение работе с краеведческой литературой.


9

Помощницы истории (Какие науки помогают нам изучать прошлое).

Практическая работа: «Герб моей семьи»

Нумизматика. О чем могут рассказать монеты. Гербы и печати как исторические источники. Геральдика Донбасса. История герба родного населенного пункта.

10

История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»

Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. Ономастика. Имена людей как исторический источник. Памятные места края, связанные со знаменитыми земляками.

11

«Преданья старины глубокой…» Живое слово истории

Что изучает этнография. Историко- этнографические регионы на территории Донбасса (одежда, жилища, предметы быта, традиции Донецкого края; народные промыслы).

Фольклорные сокровища Донбасса. Легенды нашего края. Шахтерские были и сказы



(легенда о добром Шубине). История в песне.


12

Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как источники познания.

Практическое занятие: «Как работать с иллюстративными источниками»

Как изучать историю с помощью репродукций картин. Почему фотографии являются помощниками в изучении прошлого. Почему карикатура и плакат – это исторические документы. Как кино воссоздает события прошлого.

13

Периодический контроль 1


Тема 2. О чем повествует история Донбасса (16 ч.)

14

События и явления в истории

Исторические факты и их виды. Что такое историческое событие и какова его структура. Как исторические события и явления связаны между собой. Как исследуют исторические факты.

Ученик/ученица:

Ориентируется на адаптированной исторической карте, распознает на ней места основных событий истории родного края; находит на карте ответы на вопросы учителя.

Определяет (по указанным датам) продолжительность и последовательность событий и явлений, удаленность их от сегодняшнего дня; обозначает их на линии времени.

Устанавливает хронологическую последовательность событий.

Соотносит историческое событие (явление) с его датой.

Характеризует на основе текста учебника, исторических источников и дополнительной информации хозяйственную деятельность, общественную, культурную и духовную жизнь и быт жителей Донбасса в разный период истории.

Называет главные события истории края. Составляет характеристику исторических событий и явлений, сравнивает их по предложенному образцу (схеме).

15

С чего все начиналось… Донбасс в древности

Памятники глубокой древности, времен Хазарского каганата и Великой Болгарии. Печенеги на территории Донетчины. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками. Половцы. Их жизнь и обычаи

16

«Реки славянской беды» - Каяла и Калка

Половцы. Летописи о походах князя Владимира Мономаха против половцев. Донецкий край в знаменитой памятке древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве». Кто такие монголо- татары. Битва на р. Калка (1223 г.). Наш край под властью Золотой Орды

17

«Московский» и «Крымский» берега Северского Донца.

Дикое Поле. Борьба Русского государства против турецко-татарских набегов. Совместная борьба запорожских и донских казаков против татар и турков. Взятие Азовской крепости (1637 г.). Соляные промыслы Тора и Бахмута. Святогорский монастырь – первое поселение в Донбассе.

18-

Там, где было Дикое поле. Заселение

Казацкое укрепление Домаха. Основание

19

края в 17 – начале 19 вв.

русскими ратными людьми первых поселений края. Вхождение всей территории Донецкого края в состав Российской империи. Славяносербия. Запорожские поселения. Раздача запорожских земель Екатериной ІІ и заселение края. Основание Мариуполя. Область Войска Донского. Особенности повседневной жизни и быта греческого, немецкого, еврейского населения Донбасса.

Высказывает собственное отношение к ним. Составляет вопросы и простой план к тексту учебника.

Сопоставляет отдельные события из истории семьи, родного населенного пункта и Донецкого края.

Читает адаптированный исторический текст, находит в нем историческую информацию, выделяет в тексте главное и второстепенное.

Оценивает информацию из различных исторических источников.

Выбирает из предложенного списка, связанные между собой исторические факты.

По тексту составляет план характеристики исторического события.

Приводит примеры участия членов своей семьи в исторических событиях ХХ – начала ХХI вв.

Объясняет смысл и применяет на практике исторические понятия и термины.

20

Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине 19 в.

Геологические изучение Донецкого края. Зарождение промышленности. Строительство железных дорог. Вклад иностранцев в развитие Донбасса.

21

Практическая работа: Сведения об основании и заселении твоего города (села): история и легенды


22

Донбасс в вихре войн и революций

Какие последствия для края имела Первая мировая война. Революционный Донбасс. Жители края в годы Гражданской войны.

23

Донецко-Криворожская республика

Провозглашение. Правительство. Реформы. Первая Донецкая армия. Вхождение в состав Украинской Социалистической Советской Республики.

24

Край между революциями и войнами

Развитие Донецкого региона в первые десятилетия советской власти. Достижения и потери первых пятилеток. Строительство новых заводов. Коллективизация и её последствия. Иосиф Сталин. Репрессии против народа

25

Идет война народная. Донетчина в огне Великой Отечественной войны

Оккупация. Партизанское и подпольное движение Освобождение края. Восстановление народного хозяйства Донбасса.

26

Практическая (поисковая) работа: Эхо войны в судьбе моей семьи


27

Донбасс в 50-80-ее. гг. ХХ в.

Политические ориентиры и общечеловеческие ценности. Достижения экономики, культуры, спорта.


28

Мой край сегодня

Что определяет жизнь современного Донбасса. Международные связи нашего края. Первые шаги на пути государственного строительства.

29

Периодический контроль 2


Тема 3. О людях, что край прославляли Донецкий (13 ч.)

30

По следам казацких атаманов

Исторические личности. Чем нам интересна историческая личность. Какие группы людей изучает историческая наука.

Атаман донских казаков и вождь восстания Кондратий Булавин. Потомки запорожских казаков – Мандрыки на землях Донеччины. Потомок слободского полковника Евдоким Шидловский – основатель поселений на территории современного Донецка. Донцы Иловайские и их роль в освоении земель края. Атаман Азовского казацкого войска Иосиф Гладкий.

Ученик/ученица:

Называет наиболее известных земляков. Составляет рассказ-характеристику (историческую справку) выдающейся личности на основе текста учебника, исторических источников и материалов практической работы. Отвечает на вопросы учителя и составляет собственные вопросы о жизни выдающихся земляков.

Сопоставляет деятельность выдающихся личностей и связанные с ними исторические события.

Сравнивает по предложенной учителем схеме деятельность исторических личностей.

Высказывает собственное мнение об известных земляках.

Соотносит изображение на иллюстрациях, фотопортреты с личностью известных земляков. Называет и показывает на карте (плане) населенные пункты и географические объекты края, связанные с выдающимися историческими деятелями.

Составляет тематический экскурсионный маршрут по улицам родного населенного пункта, названным в память о земляках-героях

31

Первооткрыватели и первопроходцы

Рудознатец Григорий Капустин - «отец угольного Донбасса». Роль Никиты Вепрейского и Семена Чиркова в разработке соляных промыслов и угольных пластов края. Горный инженер Евграф Ковалевский –

«родитель» имени «Донбасс». Инженер А.Гурьев - основатель горной промышленности Донбасса. Создатели «железнодорожного чуда» Самуил Поляков и Савва Мамонтов.

32

Они развивали наш край

Роль английского промышленника Джона Юза в основании Донецка. Федор Енакиев. Петр Горлов. Алексей Алчевский. Предприниматели Иловайские.

33-

34

Герои революционно-трудового Донбасса

Человек-легенда – революционер и партийный деятель «товарищ Артём» (Федор Сергеев).

«Луганский Ястреб» Александр Пархоменко. Знатный забойщик Никита Изотов. Шахтерский рекордсмен Алексей Стаханов. Паша Ангелина

– первая женщина-тракторист. «Человек-сталь»

- Макар Мазай. «Стахановец-путеец» Петр Кривонос. Космические «соколы» Донбасса – Георгий Береговой, Александр Волков и Леонид Кизим.

Великой Отечественной войны.

35-

36

Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом

Маршалы Советского Союза Кирилл Москаленко и Андрей Еременко, Маршал связи Иван Пересыпкин. «Золотые звезды» Донбасса Николай Семейко, Иван Анохин, Юрий Двужильный и др. Народные мстители Михаил Карнаухов, Иван Пасечный, Иван Чаплин, Савва Матекин и др.

Составление тематического экскурсионного маршрута по улицам родного города.

37

Практическое занятие: «Улицы и площади, названные именами земляков-героев»


38-

39

«Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края

Николай Корф, Христина Алчевская, Георгий Седов, отец и сын Берви-Флеровские, Василий Докучаев, Викентий Вересаев, Александр Серафимович, Борис Горбатов, Архип Куинджи, Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Александр Ханженков, Леонид Быков). Современные «звезды» культуры и искусства.

40-

41

Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы.

«Непобедимый» Виктор Чукарин. «Русская березка» Полина Астахова. «Золотая гимнастка» Лилия Подкопаева. «Летающий



прыгун» Сергей Бубка. Покоритель горных вершин Михаил Туркевич. «Донецкий богатырь» Дмитрий Халаджи. Футбольная слава Донбасса – команда «Шахтер».


42

Периодический контроль 3


Тема 4. Святыни Донецкого края (7 ч.)

43

История вокруг нас.

Какие исторические сведения хранят улицы и площади населенных пунктов

Как появились улицы, бульвары, проспекты и площади. История центральной улицы Донецка

– Артема. Как создавалась главная площадь Донецка. О чем свидетельствуют архитектурные памятники города.

Ученик/ученица:

Устанавливает время появления (создания) изучаемых исторических памятников края.

Показывает на карте их местонахождение. Называет и описывает памятники на основе текста учебника, исторических источников и материалов практической работы.

Составляет простой план рассказа об историческом памятнике.

Приводит примеры памятников и достопримечательностей родного населенного пункта и описывает их.

Высказывает свое отношение к историко- культурным памятникам и необходимости их сохранения.

Определяет принадлежность изучаемых памятников к определенной исторической эпохе.

Устанавливает связь памятника с историческими событиями, явлениями, выдающимися историческими деятелями и социальными группами.

Находит в адаптированном историческом тексте ответы на поставленные вопросы.

Делает простейшие выводы об историко- культурной ценности исторических памятников края.

44

История вокруг нас.

Памятники культуры и истории, что нас окружают

Символ Донбасса – пальма Мерцалова. Памятник «Слава шахтерскому труду» в Донецке. Памятники Артему в Донбассе. Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс», Саур-Могила и другие памятники времен Великой Отечественной войны. Как государство охраняет историческое наследие.

45

Духовно-культурное наследие Донеччины

Как и для чего создают храмы. Церкви и храмы родного города. Святогорская Свято-Успенская Лавра - часть мирового культурного наследия. Иконы как духовные реликвии

46-

47

Заповедные места Донецкого региона.

Виды заповедников (природный, историко- архитектурный, историко-культурный, природно-исторический, музей-заповедник). Историческое значение Национального природного парка «Святые горы». Заповедник

«Каменные могилы» - уникальным памятником природы и истории. Хомутовская степь.

48

Практическое занятие: «Какие исторические, культурные и природные памятники вашего родного

Подготовка исторической справки и работа с контурной картой.


населенного пункта рассказывают о прошлом»


Поясняет и использует на практике исторические понятия и термины.

49

Периодический контроль 4



50

Повторение изученного



51-

52

Резервные уроки



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (52 часа)

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Теорет. занятия

Практ. занятия

1

Тема 1. Путешествие в страну «История» (14 часов)

История – наука о прошлом. Исторические источники

1


2

Краеведение – наука о родном крае

1


3

Хронология – наука о времени

Практическая работа: Правила работы с лентой времени.


1

4

Прошлое на карте

Практическая работа: «Как работать с исторической картой».


1

5

Артефакты из древности

1


6

Что написано пером….

1


7

Сокровищницы истории Донетчины

1


8

Практическое занятие: Здесь дух веков. Экскурсия в музей или архив

Практическое занятие: Поход в библиотеку. Обучение работе с краеведческой литературой.


1

9

Помощницы истории (Какие науки помогают нам изучать прошлое).

Практическая работа: «Герб моей семьи»


1

10

История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»

1


11

«Преданья старины глубокой…» Живое слово истории

1


12

Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как источники познания прошлого

Практическая работа: «Как работать с иллюстративными источниками»


1

13

Периодический контроль 1


1

14

Тема 2. О чем повествует история Донбасса (16 часов)

События и явления в истории

1


15

С чего все начиналось… Донбасс в древности

1


16

«Реки славянской беды» - Каяла и Калка

1


17

«Московский» и «Крымский» берега Северского Донца.

1


18-19

Там, где было Дикое поле. Заселение края в 17 – начале 19 вв.

1


20

Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине 19 в.

1


21

Практическое занятие: Сведения об основании и заселении твоего города (села): история и легенды


1

22

Донбасс в вихре войн и революций

1


23

Донецко-Криворожская республика

1


24

Край между революциями и войнами

1


25

Идет война народная. Донетчина в огне Великой Отечественной войны

1


26

Практическое (поисковое) занятие: Эхо войны в судьбе моей семьи


1

27

Донбасс в 50-80-ее. гг. ХХ в.

1


28

Мой край сегодня

1


29

Периодический контроль 2


1

30

Тема 3. О людях, что край прославляли Донецкий (13 часов)

По следам казацких атаманов

1


31

Первооткрыватели и первопроходцы

1


32

Они развивали наш край

1


33-34

Герои революционно-трудового Донбасса

1


35-36

Вклад земляков-донбассовцев в Победу над фашизмом

1


37

Практическое занятие: «Улицы и площади, названные именами земляков-героев»


1

38-39

«Светочи» земли Донецкой. Просветители, ученые, деятели культуры и искусства Донецкого края

1


40-41

Гордость донецкого спорта: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы

1


42

Периодический контроль 3


1

43

Тема 4. Святыни Донецкого края (7 часов)

История вокруг нас.

Какие исторические сведения хранят улицы и площади населенных пунктов

1


44

История вокруг нас.

Памятники культуры и истории, что нас окружают

1


45

Духовно-культурное наследие Донеччины

1


46-47

Заповедные места Донецкого региона

1


48

Практическое занятие: «Какие исторические, культурные и природные памятники вашего родного населенного пункта рассказывают о прошлом»


1

49

Периодический контроль 4


1

50

Повторение изученного


1

51-52

Резервные уроки



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

Предполагается, что в результате изучения истории и освоения пропедевтического курса в 5 классе школьники смогут:

  • уважительно, бережно и толерантно относиться к историческому наследию и культурным традициям этносов, населяющих донецкий регион;

  • обозначать на линии времени даты событий, соотносить год с веком; находить удаленность событий прошлого от настоящего;

  • определять основные события из истории края в древности, в средневековый и современный периоды, устанавливать их последовательность;

  • ориентироваться в исторической карте,

  • оперировать исторической лексикой, уметь истолковывать исторические термины и понятия;

  • осуществлять поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края и её анализ, опираясь на различные исторические источники; выделять главное;

  • сформировать начальные представления о краеведческих источниках и умения их исследовать (описывать, сопоставлять, анализировать);

  • читать текст учебника (пособия), пересказывать его основное содержание; находить ответы на поставленные вопросы и самим формулировать учебные вопросы;

  • рассказывать об исторической личности, составлять план развития исторического события, выражать простые оценочные суждения по обсуждаемым вопросам, подтверждая их конкретными фактами и документами;

  • описывать исторические памятники различных исторических периодов и т.п.

Критерии для оценивания ответа на уроках истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • в полном объеме усвоил программный материал и владеет им системно;

  • имеет глубокие и качественные знания;

  • может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме;

  • использует правильную структуру ответа (введение - основная часть - заключение);

  • самостоятельно строит ответ, используя различные источники знаний;

  • оценивает собственный ответ;

  • устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

  • дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одной ошибки, которую легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:
  • в целом последовательно и логически, самостоятельно отображает учебный материал темы;

  • в достаточной мере оперирует учебным материалом, обобщает отдельные факты;

  • допускает упущение некоторых важных фактов, но в целом формулирует правильные выводы; обосновывает ответ материалами, взятыми в учебнике, наглядных пособиях, исторических документах;


  • допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов;

  • использует приведенные в учебнике документы как источник знаний;

  • может анализировать содержание исторической карты, обобщать и использовать эти знания, используя легенду карты, сопровождает показ исторических объектов их словесным описанием; выполняет задание на контурной карте;

  • устанавливает последовательность и длительность исторических событий, синхронность событий в пределах темы;

  • формулирует несложные выводы и обобщения;

  • дает историческую характеристику выдающимся деятелям;

  • материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну-две негрубые ошибки и может их исправить самостоятельно при требовании или с небольшой помощью преподавателя;

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:
  • с помощью учителя репродуктивно воспроизводит основное содержание учебной темы, с использованием понятий которые даны в тексте учебника;

  • может передать основное содержание учебной темы, отвечая на вопросы учителя;

  • ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи учителя;

  • в целом правильно употребляет исторические термины;

  • устанавливает хронологическую последовательность трех-четырех событий;

  • определяет отдельные признаки исторических понятий;

  • может дать краткую характеристику исторической личности (по алгоритму);

  • допускает ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях;

  • пользуется источниками исторической информации и с помощью учителя использует их для объяснения основного содержания темы;

  • распознает разнообразные исторические источники по их видам (вещественные, визуальные, этнографические, текстовые и тому подобное);

  • распознает на исторической карте разнообразные историко-географические объекты и использует карту для локализации исторического содержания учебника с помощью учителя;

  • рассказывает об исторической фигуре на основе материалов учебника;

  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Оценка «2» ставится, если ученик:
  • может двумя-тремя простыми предложениями рассказать об историческом событии или личности;

  • узнать историческое событие, личность по описанию;

  • затрудняется сформулировать вводную часть и выводы в ответе; не может определить их даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы;

  • может назвать одну-две основных даты; показать на карте историко-географический объект;

  • допускает незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем;

  • находит в учебнике и адаптированном тексте документа ответ на вопрос и составляет рассказ о событии или фигуре по предложенному учителем алгоритму;

  • не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий;

  • допускает постоянные нарушения последовательности исторических событий;

  • выбирает правильный вариант ответа на уровне «да / нет»;

  • может объяснить легенду исторической карты;

  • при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка «1» ставится, если ученик:
  • может повторить тему урока;

  • имеет общее представление об исторической карте; может назвать одну-две даты, событие, историческую личность, историко-географический объект, соотнести год со столетием, столетие – с тысячелетием (на уровне «да - нет»);

  • раскрывает последовательность событий (на уровне «раньше - позже»);

  • выбирает правильный вариант ответа (на уровне «да -нет»);



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовая база
  1. Конституция Донецкой Народной Республики;

  2. Проект Закона Донецкой Народной Республики « Об образовании »;

  3. Республиканский образовательный стандарт среднего общего образования ;

Учебно-методическая литература
  1. Атлас Донецкой области. – М. : Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1982. – 32 с.

  2. Донецкая область с древнейших времен до конца ХІХ века (Учебно-методические рекомендации в помощь учителям общеобразовательных школ). – Донецк, 1979. – 55 с.

  3. Донецкая область с начала ХХ века до 80-х годов (Учебно-методические рекомендации в помощь учителям общеобразовательных и профессиональных школ). – Донецк, 1985. – 68 с.

  4. История Донского края : Учеб. пособие для сред. школы / В. Я. Кияшко, Б. В. Чеботарев, В. С. Панченко и др.; Науч. ред. В. И. Кузнецов. – Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1971. – 341 с.

  5. История Донецкого края в документах и материалах. XVII – начало ХХ века: материалы для учителей истории. – Донецк : Донецкое обл. гл. упр. образования, Донецк. гос. обл. архив, Дон. гос. ун-т, Донецкий обл. ин-т последиплом. образования, 1995. – 66 с.

  6. История родного края (Часть первая). Учеб. пособие для 6-9 кл. / А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. – Донецк : Кардинал, 1998. – 320 с.

  7. История родного края (Часть вторая). Учеб. пособие для 10-11 кл. / Р. Д. Лях, В. Н. Никольский, В. Д. Нестерцов, Л. Б. Лихачева, Н. Е. Беспалов. – Донецк : Кардинал, 1998. – 320 с.

  8. Методические рекомендации к проведению уроков по теме «Наш край» в 7-8 классах общеобразовательной школы (для учителей истории). – Донецк, 1988. – 34 с.

  9. Программа по истории Донецкого края для общеобразовательных школ Донецкой области (7-11 классы). / Составители Р. Д. Лях, В. А. Пирко, Н. Ф. Коротеева. – Дон. гос. ун-т, Донецкий обл. ин-т усовершенствования учителей, 1993. – 13 с.

  10. Тарасенко Н. Г. География Донецкой области. Пособие для учителей и школьников. – Донецк : Центр подготовки абитуриентов, 1998. – 104 с.

Литература для учителя
  1. Альтер М. Давший имя региону : Об ученом геологе-исследователе Донецкого края Е.П.Ковалевском / М. Альтер // Вечерний Донецк. – 1987. – 20, 21, 22 окт.

  2. Архитектура Мариуполя. Определения основных архитектурных элементов, фрагменты истории архитектуры и градостроительства : справочный бюллетень / сост. Е. В. Дейниченко. – Мариуполь : МГУ, 2013. – 29 с.

  3. Бойко Я. В. Заселение Южной Украины. Формирование этнического состава населения края : русские и украинцы (конец ХVІІІ – начало ХІХ в.). Этностатистический очерк. Выпуск 1. – Черкассы : «Вертикаль», издатель ЧП Кандыч С.Г., 2007. – 48 с.

  4. Галкин Ю. И. Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920–1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области / Ю. И. Галкин

    • М. : Щербинская типография, 2007. – 64 с.

  5. Гедё А. В. Переселение греков из Крыма в Приазовье (вымыслы и реальность): [1778- 1783гг] / А. В. Гедё // Новые страницы истории Донбасса – Донецк, 1995. – Кн. 4. – С. 8- 17.

  6. Гнатко О. И. Ветер с дальнего поля: записки о шахтерской жизни./ О. И. Гнатко – Донецк, Апекс, 2003. – 161 с.

  7. Дмитриевский А. Как Сталин отдал Донбасс Украине // http://www.mywebs.su/blog/history/18423.html

  8. Донбасс и Россия – неразрывная свіязь // http://10svodok.su/888-donbass-i-rossiya-8722- nerazryvnaya-svyaz.html

  9. Донетчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Известные и неизвестные страницы истроии. – Донецк : АОЗТ «Издательство «Донетчина», 2008. – 432 с.

  10. Дьякова Н. А. Проблемы возникновения пограничных и территориальных конфликтов на постсоветском пространстве / Н. А. Дьякова. // http://www.iskran.ru/russ/works98/dyakova.html

  11. Жаров А. Виктор фон Графф: первый лесовод Донбасса // Неизвестный Донбасс: краевед.сб. / А. Жаров. – Донецк, 2009. – С. 79-85.

  12. Жаров А. Первый лесовод Донбасса, полковник корпуса лесничих Виктор фон Графф создатель рукотворной степи / А. Жаров // Донецкие новости. – 2009. – 22-28 окт. (№43).

-38-39.

  1. Жаров А. Территориальный спор между Донецкой губернией и Юго-Востоком / А. Жаров // http://infodon.org.ua/donetsk/territorialnyj-spor-mezhdu-doneckoj-guberniej-ugo- vostokom

  2. История административно-территориального деления Донецкой области 1919-2000 гг. Сборник документов и материалов. – Донецк, 2001. – 272 с.

  3. История робочих Донбасса: в 2-х т. / редкол.: С.В. Кульчицкий и др. – К. : Наук. думка, 1981. – Т.1. Рабочие Донбасса в эпоху капитализма и в переходной период от капитализма к социализму. – 325 с.

  4. Історичні і політологічні дослідження. Науковий журнал. – 2009. - №1(41) – 248 с.

  5. Історія міст і сіл Української РСР. Донецька область / голова редкол. П. О. Пономарьов.

    • К.: Голов. ред. УРЕ, 1970 – 992 с.: ілюстр. – (Історія міст і сіл Української РСР: у 26 т./ гол.редкол. П.Т.Тронько).

  6. Кабузан В. М. Заселение Новороссии (Екатеринославской и Херсонской губерний) в XVIII – первой половине XIX века (1719-1858 гг.) / В. М. Кабузан – М. : Наука, 1976. – 305 с.

  7. Как Таганрог остался российским // http://dfs-76.livejournal.com/74542.html

  8. Корнилов В. В. 15 мифов и правда о Донецко-Криворожской республике / В. В. Корнилов // Еженедельник 2000. – 2011. - №8 (547).

  9. Корнилов В. В. Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта / В. В. Корнилов. – Х. : Фолио, 2011. – 602 с.

  10. Корнилов В. Забытая страна / В. В. Корнилов // http://www.ukrstor.com/ukrstor/vovadkr.html

  11. Корнилов В. Однажды была такая страна: мифы и правда о "самостийном Донбассе" – Донецко-Криворожской республике / В. В. Корнилов // http://www.ukrstor.com/ukrstor/kornilov_w_obts.html

  12. Корнилов Д. В. Две Украины. История и политика. Избранная публицистика разных лет

/ Д. В. Корнилов. – Донецк : Б.и., 2012. – 417 с.

  1. Корнилов Д. В. Образование Донецко-Криворожской республики / Д. В. Корнилов // http://www.ukrstor.com/ukrstor/don_republic.html

  2. Корнилов Д. В. Отчаянная республика / Д. В. Корнилов // http://www.ukrstor.com/ukrstor/9908p3_1.html

  3. Корнилов Д. В. Юбилей забытой страны / Корнилов Д. В. // http://www.ukrstor.com/ukrstor/80dkr.html

  4. Кринко Е. Ф., Татаринов И. Е. «Мы – Россия, а Вы – Украина, и нам до Вас нет дела…»: территориальные споры в Приазовье и на Донбассе в 1920-е гг. / Е. Ф. Кринко, И. Е. Татаринов // Bylye Gody. – 2014. - №34 (4). – С. 639-644.

  5. Лебедев С. Донбасс: этническая история / С. Лебедев // http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya

  6. Лисянский А. С. Конец Дикого поля: историко-краеведческий очерк / А. С. Лисянский; под ред. : Е. В. Чистяковой. – Донецк: Донбасс, 1973. – 127 с.

  7. Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века /Авторский коллектив : Божко Р. П., Були Т. Ю., Гашененко Н. Н., Кучугура Л. И, Пасько Н. В., Саенко Р. И., Тарасова Н. А., Чаплинская О. М. – Мариуполь : Рената, 2006. – 354 с.

  8. Максимчук Т. А. Донецкая губерния. История создания (1919-1923 гг.) / Т. А. Максимчук // http://dn.archives.gov.ua/articles/stat28.htm

  9. Мариуполь и Приазовье : библиограф. указ. : в 3 ч. / сост. А. В. Гельвих. – Мариуполь : МГУ, 2014. – Ч. 2 : Аналитико-тематический перечень публикаций. – 88 с. – (Сер. «Фонд редких и ценных книг. Библиографические указатели»; вып. 1).

  10. Мартиросова М. Б. Ростов-на-Дону телеграфрует… / М. Б. Мартиросова // http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1315

  11. Михненко A .M. Новейшая история Донецкого бассейна: (80-е гг. XIX - 40-е гг. XX вв.) : Монография / А. М. Михненко. – Донецк : Сталкер, 1998. - 296 с.

  12. Мозговой В. И., Ляшенко В. Г. Там, где было Дикое поле... Очерки истории Донецкого края / В. И. Мозговой, В. Т. Ляшенко. – Донецк : Фирма "Кардинал", 2001. – 336 с.

  13. Морозов В. Р. Безыменские берега: Очерки Приазовья. / В. Р. Морозов. – Донецк : Каштан, 2003. – 684с.

  14. Наш город – Донецк: 6 донецких экскурсий / авт.-сост. : А. К. Скибенко. – Донецк : Норд Компьютер, 2009. – 140 с.

  15. Нестерцов В. Д. Деловая элита Донбасса XIX – начала ХХ вв.: монография / В. Д. Нестерцов, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина – Донецк : Юго-Восток, 2007. – 171 с.

  16. Нестерцова С. М. Родина Іловайських – підприємці півдня Росії / С. М. Нестерцова, Д .О. Заярна // Нові сторінки історії Донбасу: зб.ст. – Донецьк, 2009. – Кн.17/18. – С. 112-122.

  17. Нестерцова С. Свято-Преображенский собор. – Донбасс православный. - №9. – 2004. – С. 6-7.

  18. Орехова С. История Донецкой области на почтовых выпусках / С. Орехова. – Донецк : ЮрСервiс, 2005. - 62 с.

  19. Панфьорова М. А. Південно-Східна Україна наприкінці XVIII – в першій половині XIX ст. (формування адміністративної та соціально-економічної структури) : Монографія / М. А. Панфьорова; Донецький нац. ун-т. – Донецьк : Юго-Восток. – 2004. – 185 с.

  20. Панфьорова М. А. Формування промисловості Донбасу наприкінці XVIII – в першій половині XIX ст. / М. А. Панфьорова // Нові сторінки історії Донбасу : зб.ст. – Донецьк, 1998 – Кн.6. – С. 38-45.

  21. Партизаны Донецка: 1941-1943 гг. : ист.-документ. очерки / авт.-сост. : Б. А. Красников; ред. : С. Ф. Бледнов. – Донецк : СПД Бледнов С.Ф., 2006. – Кн. 1. - 380 с.

  22. Пирко В. А. Заселение Донбасса в XVI-XVIII вв. / В. А. Пирко // Новые страницы истории Донбасса. – Донецк, 1992.- Вып.2.

  23. Пирко В. А. Историография и источники по истории заселения и хозяйственного освоения Донбасса в XVI-XVIII вв. / В. А. Пирко // Вестник ДонНУ. — 2004. - № 1.

  24. Пирко В. А. Северное Приазовье в XVI-XVII вв. : учеб. пособ. для студ. спец. "История"

/ В. А. Пирко. – ДОНГУ. – К. : УМК ВО, 1988. – 133 с

  1. Пирко В. А. Юго-Восточная Украина: краткие очерки из истории / В. А. Пирко // Восток.

– 1995. - №1. - С. 32-35.

  1. Пирко В. Джерела про час заснування населених пунктів Донеччини в XVI–XVIII ст. / В. Пірко // Інститут укр. археографії та джерелознавства. Наукові записки. – Т. 19. Кн. 1. – С. 417-427.

  2. Пірко В. О. Заселення Донеччини у XVI-XVIII ст. (короткий історичний нарис і уривки з джерел) / Український культурологічний центр. – Донецьк : Східний видавничий дім, 2003. – 180 с.

  3. Пірко В. О. Заселення і господарське освоєння Степової України в ХVІ-ХVІ ст. / В. О. Пірко. – Донецьк : Східний видавничий дім, 2004. – 224 с.

  4. Пірко В. О. Козацтво на Донеччині в ХVІ – ХVІІІ ст. / В. О. Пірко // Роль козацтва в історії Донецького регіону. – Донецьк : Каштан, 2006. – С. 5 - 13.

  5. Пірко В. Матеріали центральних державних архівів Росії як джерело до історії Донбасу XVI-XVIII ст. / В. Пірко // Донецький вісник наукового товариства ім. Шевченка. – Т. 12.

  6. Пірко В.О. Міста Донеччини в XVIІ-XVIII ст. / В. О. Пірко // Нові сторінки історії Донбасу. : зб.ст. – Донецьк, 1998.- Кн. 6.

  7. Пірко В. О. Про формування багатоетнічного складу населення Північного Приазов'я в XVI – XVIII ст. / В. О. Пірко, А. В. Покотилін – Донецьк, 1990.

  8. Пірко В. О. Соляні промисли Донеччини в XVII – XVIII ст. : (іст.-екон. нарис і уривки з джерел) / В. О. Пірко, М. В. Литвиновська; Донецький нац. ун-т, Донец. від-ня наук. т-ва ім. Шевченка, Укр.культурний центр. – Донецьк : Сх. Вид. дім, 2005. – 136 с.

  9. Подов, В. И. Открытие Донбасса : ист. очерк / В. И. Подов. – Луганск, 1991. – 117 с.

  10. Подов В. И. История Донбасса. Век ХIХ-й / В. И. Подов, В. С. Курило. – Луганск : Альма-матер, 2001. - 177 с.

  11. Проценко А. Д. Феоктист Хартахай : народный просветитель : худож.-докум. очерки / А. Д. Проценко. – Мариуполь : Азовье, 2006. – 107 с. (Жизнеописание знаменитых греков Украины).

  12. Постаті. Нариси про видатних людейДонбасу. – Донецьк : Східний видавничий дім, 2011. – 216 с.

  13. Редько Т. И. Полковник корпуса лесничих [Виктор фон Графф] / Т. И. Редько – К. : Министерство лесного хозяйства Украины, 1994. – 503 с.

  14. Роль козацтва в історії Донецького регіону. – Донецьк : Каштан, 2006. – 224 с.

  15. Ромахина М. Формирование границ Украины в 1917-1928 гг. / М. Ромахина // http://statehistory.ru/4668/Formirovanie-granits-Ukrainy-v-1917-1928-gg/

  16. Савельев Е. П. Древняя история казачества / Е. П. Савельев. – М. : Вече, 2004. – 429 с.

  17. Саенко Р. И. «Мариуполь – мой любимый город…» : очерки по истории города и края / Р. И. Саенко. – Мариуполь : ММК имени Ильича, 2009. – 320 с.

  18. Сайко А. Т. Наш земляк – Н. А. Корф. /А. Т. Сайко, В. И. Бондарук // Педагогічна скарбниця Донеччини. – 1996. - № 4. – С. 60-61.

  19. Саржан А. О. Новітня історія Донбасу, 1945 1999 : навч. посіб. / А. О. Саржан. - Донецьк

: Сталкер, 1999. - 463 с.

  1. Степкин В. П. Дворянское землепользование в истории Донецка / Е. П. Савельев – Донецк : АПЕКС, 2003. – 92 с.

  2. Слабошпицький М. Алчевські : [про родину Алчевських та педагогічну працю Х. Д. Алчевської] / М. Слабошпицький // Дивослово. – 2003. - № 3. – С. 7-11.

  3. Степкин В. П. История Донецка (1779-1991) / В. П. Степкин. – Донецк : Апекс, 2004. - 287 с.

  4. Стёпкин В. П., Гергель В. И. Полная история Донецка / В. П. Стёпкин, В. И. Гергель. – Донецк : Апекс, 2008. – 560 с.

  5. Татаринов С.И. Бахмут: очерки: 1783-1917 / С. И. Татаринов. – Артемовск, 2001.

  6. Тихонов Б. В. Каменноугольная промышленность и черная металлургия России во второй половине XIX в. (Ист.-геогр. очерки) / Б. В. Тихонов. – М. : Наука, 1988. – 275 с.

  7. Ученые Донбасса / ред.: В. Новоселов. - Донецк, 2010. - 224 с.

  8. Шарапов А. Первый картограф донецьких недр [О геологе Е.П. Ковалевском] / А. Шарапов // Комсомолец Донбасса. – 1995. – 9 февр.

  9. Шкрибитько Е. А. Роль Святогорского монастыря в экономическом развитии Подонцовья в XVI–XVIII вв. / Е. А. Шкрибитько // Былые годы. – 2012. - №2 (24) . – С. 15-21.

  10. Щербинина Е. Великая просветительница Донбасского края [Х.Д. Алчевская] / Е. Щербинина // Меркурий – 2007. - № 2. – С. 39.

  11. Юз і Юзівка = Юз и Юзовка / В. А. Гайдук, В. Г. Ляшенко, В. І. Мозговий, І. П. Навка; Фонд підтримки прогресивних реформ. – Донецьк: Кардинал, 2000. – 315 с.

Литература для учащихся
  1. Бабенков А. С. Как это было: (воспоминания и размышления): с любовью о Донецке / А. С. Бабенков. – Донецк : Донеччина, 2003. – 128 с.

  2. Буров С. Д. Мариуполь. Былое / С. Д. Буров. – Мариуполь : Приазовский рабочий, 2003.

– 468 с.

  1. Война глазами детей. Воспоминания / Сост. О. А. Гладнева. – Донецк : Апекс, 2008. – 252 с.

  2. Все о Донецке: горожанам и гостям столицы Донбасса / сост. : А.И. Ежель, А.З. Дидова; вступ. ст. : А. Лукьянченко. – Донецк : Донбасс, 2003. - 294 с.

  3. Донбасс с высоты свободного полета = A free-flier view of Donbass: фотоальбом : 70- летию Донецкой области и памяти В.И. Дегтярева посвящается / авт. текста: В. И. Мозговой; фотохудожники: В. А. Пащенко, А. Б. Витков, В. В. Водорез и др. – Донецк : Фирма "Кардинал", 2003. – 359 с.

  4. Донетчина многоликая и вечная: Исторические зарисовки / авт. – сост. Е. Ю. Ясенов. – Донецк : ЛАНДОН-ХХІ, 2012. – 272 с.

  5. Донецк в лицах: фотоальманах / авт. проекта: А. Витков, А. Трофимов; гл. ред.: С. Кудрявцева; Донецкий обл. благотворит. фонд "Наследие". - Донецк: Рекламный дом, 2004. – Т. 3. - 2009. - 205 с.

  6. Донецкая область: путеводитель / авт.-сост. : А. К. Скибенко. – Донецк: Вебер, 2008. - 266 с.

  7. Донецьк. Улюблене мiсто: 1869 - 2009 = Донецк. Любимый город = Donetsk. The City We Love: фотокнига / авт. проекту: В. Фiлатова, О. Нiкiтiна. - Донецьк: Норма-прес, 2009. - 239 с.

  8. Донеччина. Долаючи час і простір / В. І. Мозговий, В. П. Безродний. – Донецьк :

«Донбас», 2010. – 320 с.

  1. Донеччина (книга-фотоальбом) / В. Ф. Вовенко, М. П. Корнєєв. – Донецьк, 2004. – 256 с.

  2. Иванов А. И., Бунтовский С. Ю. Донбасс: Русь и Украина. Очерки истроии / А. И. Иванов, С. Ю. Бунтовский. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2013. – 380 с.

  3. Кичик А. Г. Твои фронтовики, Донбасс / А. Г. Кичик. – Донецк : Промiнь, 2008. – 176 с.

  4. Костыря И. С. Думы о Донбассе: в 2 ч. / И. С. Костыря. – Донецк : Каштан, 2004. – 483 с.

  5. Кузьменко А. В. Донецк культурный: экскурсия / А. В. Кузьменко; под ред. В.Ф. Горягина; Донецкий ин-т турист. бизнеса. – Донецк : ДИТБ, 2006. - 59 с.

  6. Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХІ века / авт.кол.: Р. П. Божко, Т. Ю. Були, Н. Н. Гашененко, Л. И. Кучугура, Н. В. Пасько и др. – Мариуполь : Рената, 2006. – 356 с.

  7. Природно-заповідний фонд Донецької області (каталог). – Донецьк, 2013.

  8. Подов, В. И. Легенды и были Донбасса / В. И. Подов. – Луганск : Світлиця, 1998. – 76 с.

  9. Проценко А. Д. Улицами старого Мариуполя : художественно-документальные очерки / А. Д. Проценко. – Мариуполь : ПМЦ Азовсталь, 2003. – 136 с.

  10. Саур-Могила : военно-историческое повествование. Составитель И. И. Кулага. – Донецк

: ООО «ИПП» Проминь», 2009. – 86 с.

  1. Степкин В. П. Иллюстрированная история Юзовки-Сталино : ист.-краевед. очерк / В. П. Степкин. – Донецк : Апекс, 2002. – 164 с.

  2. У Всесвіт – через Донбас. Збірник творчих робіт учнів до 90-річчя Георгія Берегового / За заг. ред. Ю. І. Соловйова, О. І. Чернишова. – Донецьк: Витоки, 20011. – 192 с.

  3. Яруцкий Л. Д. Мариупольская старина: Рассказы краеведа / Л. Д. Яруцкий. – Мариуполь

: Новый мир, 2008. – 360 с.


Интернет-ресурсы
  1. Голос Донбасса. Фотогалерея // http://goldonbass.narod.ru/his/gal.htm

  2. Донбасс // http://www.ukrstor.com/doneck.html

  3. Донецк: история, события, факты // http://infodon.org.ua/

  4. Донецкий авторский сайт Е.Ясенова // http://www.donjetsk.com/

  5. Донецк: Информация // http://alldonetsk.info/donecke

  6. Донецкий краеведческий музей: Путеводитель // http://www.donmus.ru/

  7. Донецкий форум. История Донецка // http://www.doneckforum.com/forum46/

  8. Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта. Блог Владимира Корнилова // http://kornilov.name/

  9. Донской временник. Краеведение Ростовской области // http://www.donvrem.dspl.ru/default.aspx

  10. Енакиево как на ладони // http://enakievets.info/

  11. Интернет Донбасс // http://region.dn.ua/pages/donetsk/donobl/history.html

  12. Историко-патриотический сайт города Горловка // http://gorlovca.ru/

  13. Казачий стан // http://www.kazakdona.ru/

  14. Краеведение Донбасса // http://donbasskray.ru/

  15. Мариупольский краеведческий музей // http://museum.marsovet.org.ua/

  16. Патриот Донбасса // http://donpatriot.ru/

  17. Патриот Донбасса // http://patriot-donbassa.com/

  18. Русская народная линия: Информационно-аналитическая служба // http://ruskline.ru/

  19. Старый Мариуполь. История Мариуполя // http://old-mariupol.com.ua/

  20. Старая Юзовка (сообщество) https://www.facebook.com/pages/Старая- Юзовка/484161891696801?fref=ts

  21. Этнографический Донбасс // http://etnodon.com/

  22. Юзовка // http://uzovka.dn.ua/

  23. Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории // http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/



График проведения контрольных работ


Класс

Предмет

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

5-А

Введение в историю Донецкого края

10.11.16

12.05.17

5-Б

Введение в историю Донецкого края

10.11.16

19.05.17

5-В

Введение в историю Донецкого края

09.11.16

17.05.17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» 5 класс

Автор: Герасименко Елена Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет «История» для обучающихся 8 классов"
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_predmet_istoriia_dlia_obuchaiushchikhsia_8_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "481496"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540133565"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammapoistorii5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310553"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459064204"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа по истории ФГОС "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-istorii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415345554"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения) "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-istorii-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446495919"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства