Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
В связи с тем, что авторская программа А.А. Вигасина не содержит раздел «Что изучает история», но согласно инструктивно- методическому письму 2012-2013 года рекомендован для изучения. В связи с этим темы пропедевтического курса добавлены к изучению основных тем:
.
Авторская программа А.А. Вигасина не регулирует перечень дидактических единиц, как это было ранее. Поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма 2012-2013 года.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории.
Всеобщая история .
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Древняя Греция. Легенды о людях и богах Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.
Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима.. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
6. Работа с версиями, оценками:
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
-Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
.
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дом. задание | Содержание урока | Характеристика УУД | Дата |
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | план | факт |
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | Выучить определения | Что изучает история. Источники знаний о прошлом. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | 03.09. | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей. | | | | | | | | |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | | | | | | | | |
2 | Древнейшие люди. Историческая карта. | §1пересказать и ответить на вопросы | Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории. Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | 04.09. | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. | §2 пересказ, ответить на вопрос №4 | Родоплеменные отношения | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | 10.09. | |
4 | Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории. | §3 пересказ, заполнить таблицу | Первобытные верования. Зарождение искусства | Освоение общемирового культурного наследия. | Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | 11.09. | |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | | | | | | | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | §4 пересказ, ответить на вопрос №3 | | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | 17.09. | |
6 | Появление неравенства и знати. | §5 пересказ, повторить основные понятия | | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | 18.09. | |
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. | | | Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | 24.09. . | |
| Тема 3. Счёт лет в истории. | | | | | | | | |
8 | Измерение времени по годам. | Ответить на вопросы 3-4 на с.30 | Историческое летоисчисление. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | 25.09. | |
| Раздел II. Древний Восток. | | | | | | | |
| Тема 4. Древний Египет. | | | | | | | | |
9 | Государство на берегах Нила. | §6 пересказ | Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Возникновение государств. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | 01.10. | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. | §7,8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 | Занятия жителей | Экологическое сознание. | Оценивать достижения культуры. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. | Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | 02.10. | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | §8, пересказ | | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | 08.10. | |
12 | Военные походы фараонов. | §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 | | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | 09.10. | |
13 | Религия древних египтян. | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. | Зарождение древних религий. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян. | Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | 15.10. | |
14 | Искусство древних египтян. | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. | Мир человека древности в зеркале легенд и мифов. | Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | 16.10. | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | §11, ответить на вопросы | Культурное наследие Древнего Востока | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | 22.10. | |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | | | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать достижения в земледелии. | Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | 23.10. | |
| Тема 5. Западная Азия в древности | | | | | | | | |
17 | Древнее Двуречье. | §13 пересказ | | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | 29.10. | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | §14 пересказ, ответить на вопросы | | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | 30.10. | |
19 | Финикийские мореплаватели | §15 пересказ | | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | 12.11. | |
20 | Библейские сказания. | §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний | | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | 13.11. | |
21 | Древнееврейское царство. | §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. | | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону | Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | 19.11. | |
22 | Ассирийская держава. | §18 пересказ | | формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала | Определять причины падения Ассирийской державы | 20.11. | |
23 | Персидская держава «царя царей». | §19 подготовить пересказ близкий к тексту. | | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы | Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. | Установить причины возникновения Персидской державы | 26.11. | |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | | | | | | | | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. | | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | 27.11. | |
25 | Индийские касты. | §21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100. | Будда. | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | Подготовить сообщение о жизни Будды | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | 03.12. | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | §22 пересказ | Конфуций. | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая | Определять и формировать особенности китайской религии | 04.12. | |
27 | Первый властелин единого Китая. | §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. | | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации | Составлять кроссворды по тематике урока | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | 10.12. | |
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | | | Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев | Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета | 11.12. | |
| Раздел III. Древняя Греция. | | | | | | | | |
| Тема 7. Древнейшая Греция. | | | | | | | | |
29 | Греки и критяне. | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре. | Древняя Греция. легенды о людях и богах. | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) | Называть отличительные признаки критской культуры | 17.12. | |
30 | Микены и Троя. | §25 составить конспект | | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Показывать по карте местоположение Микен | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты | Выделять различия между микенской и критской культурой | 18.12. | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | §26, 27 пересказ | | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Характеризовать образы основных героев «Илиады» | Принимать участие в ролевой игре. | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | 24.12. | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | §28 пересказ | | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | 25.12. | |
33 | Религия древних греков. | §29 пересказ, выучить понятия | | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | 13.01. | |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | | | | | | | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | §30 пересказ | Полис - город-государство. Свободные и рабы. | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | 15.01. | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | §31 пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144 | Афины | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Дать собственную оценку поступкам Солона | Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | 20.01. | |
36 | Древняя Спарта. | §30-31, заполнить сравнительную таблитцу | Спарта | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывать на карте расположение Спарты | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | 22.01. | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | §32, Вопрос №2 (работа с картой) | Греческие колонии. | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты | Составлять план «Причины переселения греков» | Объяснять причины и значение возникновения колоний | 27.01. | |
38 | Олимпийские игры в древности. | §33 вопрос №4 на с.154 | | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | 29.01. | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | §34 пересказ | Греко-персидские войны. | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Описывать ход боевых действий между персами и греками | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | 03.02. | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | §35 пересказ вопрос №3 на с.163 | Греко-персидские войны. | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | 05.02. | |
| Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | | | | | | | | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» | | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | 10.02. | |
42 | В городе богини Афины | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Описывать произведения древнегреческой архитектуры | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | 12.02. | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | §38 пересказ. Вопрос №3 на с.176 | | Описывать собственные представления о важности образования | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | 17.02. | |
44 | В театре Диониса. | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Объяснять отличия трагедий и комедий | Сравнивать современный театр и древнегреческий | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | 19.02. | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | §40 пересказ | | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле | Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте | Характеризовать афинскую демократию при Перикле | 24.02. | |
| Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | | | | | | | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. | Империя Александра Македонского. | Описывать значение потери Грецией независимости | Показывать на карте места сражений | Характеризовать македонское войско | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | 26.02. | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. | Империя Александра Македонского. | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского | Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | 02.03. | |
48 | В Александрии Египетской. | §43 пересказ. Повторить понятия. | Империя Александра Македонского. | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней | Составлять рассказ- описание города Александрия | Объяснять причины распада державы Александра Македонского | 04.03. | |
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | | Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | 09.03. | |
| Раздел IV. Древний Рим. | | | | | | | | |
| Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | | | | | | | | |
50 | Древнейший Рим. | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. | Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Планирование последовательности действий | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | 11.03. | |
51 | Завоевание Римом Италии. | §45 пересказ. | Войны Рима. | Формирование мотивации к обучению и познанию | Планирование последовательности действий | Организация и планирование работы в группе | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | 16.03. | |
52 | Устройство Римской республики. | §46 пересказ. Составить план пересказа. | Республика | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и самооценивания | Овладение средствами решения коммуникативных задач | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | 18.03. | |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | | | | | | | | |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | §47 составить опорный конспект | | Характеризовать цели и поступки Ганибала | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Анализировать ответы одноклассников | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | 23.03. | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. | | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работать с картой в процессе изучения событий. | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | 06.04. | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | §49 пересказ. Ответить на вопрос №3 на с.230 | | | Составление плана и последовательности действий | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | 08.04. | |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме. | | | | | | | | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | §51 пересказ | | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | 13.04. | |
57 | Восстание Спартака. | §52 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238 | | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | 15.04. | |
58 | Единовластие Цезаря. | §53 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре | . Г.Ю. Цезарь. | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Умение работать в группе | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | 20.04. | |
59 | Установление империи. | | | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Организация и планирование работы в группе | Формирование умений работать с исторической картой. | 22.04. | |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | | | | | | | | |
60 | Соседи Римской империи. | §54 Составить план пересказа. | Римская империя и соседние народы. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Умение составлять простой план | Обмениваться в группе результатами поиска | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | 27.04. | |
61 | Рим при императоре Нероне. | §55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне. | | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Планирование и организация деятельности | Планирование учебных действий | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | 29.04. | |
62 | Первые христиане и их учение. | §56 пересказ | Возникновение и распространение христианства. | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | 04.05. | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | §57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. | | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Умение слушать и вступать в диалог | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | 06.05. | |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | §58 пересказ . Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) | | Развитие эстетического сознания | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Анализировать ответы одноклассников | Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | 11.05. | |
| Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | | | | | | | | |
65 | Римская империя при Константине | §59 | Раздел Римской империи на Западную и Восточную. | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | 13.05. | |
66 | Взятие Рима варварами. | §60 | Падение Западной Римской империи. | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Организация самоконтроля и самооценивания | Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | 18.05. | |
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | | Культурное наследие Древнего Рима | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | Рефлексия способов и условий действия | 20.05. | |
68 | О прошлом рассказывают гербы. | | | Формирование уважения к государственной символике. | Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации. | Планировать общие способы работы. | Давать определение науки геральдика. | 25.05. | |
69 | Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. | | | Формирование гражданского патриотизма, чувства гордости за свою страну. | Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации. | Планировать общие способы работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Давать определения понятиям по теме. | 27.05. | |