Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, О.Н.Журавлевой «История России».
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. — от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Требования к результатам обучения предполагает реализацию деятельного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний, умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использовании знаний об историческом пути и традициях народов Росси и народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь ввиду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII — первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII — середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва — центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье | | 1 | Научатсяопределять термины: архивы, хроники, фрески.Получат возможность научиться:Работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории,Определять место средневековья на ленте времени.Называть, характеризовать исторические источники по истории средних вековИзучить историческую карту мира Средневековья | Введениес. 5-11 |
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (6 часов) |
2 | Древние германцы и Римская империя | | 1 | Научатсяопределять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.Получат возможность научиться:называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Показывать перемещения племен времени Великого переселения.Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.Объяснятьзначение понятий «вождь», «дружина», «король»Называтьпоследовательно причины падения Западной Римской империи | § 1; р-т., задания |
3 | Образование варварских государств. Государство франков в 6-8 вв. | | 1 | Научатсяопределять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри.Получат возможность научиться:составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Рассказывать о складывании государств у варваров.Объяснятьсвоеобразие складывания государства у франков.Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | § 1 |
| | | | | | | | |
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье | | 1 | Научатсяопределять термины: аббаты, монастыри Получат возможность научиться:составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига | П.2 |
5 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | | 1 | Научатсяопределять термины: король, коронование, королевский двор. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.С помощью картырассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравниватьполитику Карла и Хлодвига. | § 3 |
6 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | | 1 | Научатсяопределять термины: рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.Комментироватьпоследствия Верденского раздела. | §4 |
7 | Англия в раннее Средневековье | | 1 | Научатсяопределять термины: варяги, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться:анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.Проводитьаналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | 5 |
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) |
8 | Византия в 7-11 веках. | | 1 | Научатсяопределять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.Получат возможность научиться:определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.Анализироватьотношения Византии с соседними народами.Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | §§ 6-7 |
9 | Образование славянских государств | | 1 | Научатсяопределять термины: вече. Получат возможность научиться:называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.Сравниватьуправление государством у южных, западных и восточных славян.Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснятьпричины различия судеб у славянских государств.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | § 8 |
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (1 часа) |
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | | 1 | Научатсяопределять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.Получат возможность научиться:определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов. Научатсяопределять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться:определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.Составлятьразвёрнутый план параграфа.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §9-10; р. т., задание |
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) |
11 | В рыцарском замке | | 1 | Научатсяопределять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.Получат возможность научиться:описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.Объяснять смысл феодальных отношений.Анализировать роль замка в культуре Средневековья.Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | §12; р. т., задания |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 8.10 | 1 | Научатсяопределять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.Получат возможность научиться:анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §11 |
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2 часа) |
13 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | | 1 | Научатсяопределять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.Получат возможность научиться:составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).С помощью карты определять центры ремесла и торговли.Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | § 13 |
14 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | | 1 | Научатсяопределять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.Составлятьзагадки о городской жизни для одноклассников.Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.Обобщатьсведения об образовании в эпоху Средневековья.Определять роль университетов в развитии городов.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §14-15 |
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(2 часа) |
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | | 1 | Научатсяопределять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.Объяснять причины усиления королевской власти.Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.Называть причины появления движения еретиков.Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | §16;р. т., задания |
16 | Крестовые походы | | 1 | Научатсяопределять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.Получат возможность научиться:называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Определять по карте путь Крестовых походов,комментировать его основные события.Устанавливатьсвязь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.Объяснять цели различных участников Крестовых походов.Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §17;р. т., задания |
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) |
17 | Как происходило объединение Франции | | 1 | Научатсяопределять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.Получат возможность научиться:называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, какпонимание чувств других людей и сопереживание им | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. | §18; р. т., задания |
18 | Что англичане считают началом своих свобод | | 1 | Научатсяопределять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента.Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельностиКоммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.Группироватьматериал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | § 19; р. т., задания |
19 | Столетняя война | | 1 | Научатсяопределять термины: партизанская война.Получат возможность научиться:называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Находить и показывать на карте основные места военных сражений.Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснятьроль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | §20; р. т., задания |
20 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | | 1 | Научатсяопределять термины: централизованное государство, диалект.Получат возможность научиться:определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции иАнглии.Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.Анализироватьпроцессы объединения в Англии и Франции. | §21;р.т задания |
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | | 1 | Научатсяопределять термины: Реконкиста, аутодафе.Получат возможность научиться:называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;давать оценку политике испанских королей | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.Объяснять причины и особенности Реконкисты.Характеризоватьсословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | §22; р. т., задания |
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (1 часа) |
22 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв. | | 1 | Научатсяопределять термины: булла, гвельфы, гебелины, город-государство, тирания. Получат возможность научиться:объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров, называть причины экономического и культурного процветания городов Италии | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Находить на карте икомментировать местоположение страны, отдельных её частей.Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.Определять причины ослабления императорской власти. Показывать на карте городские феодальные республики Италии.Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.Характеризовать политику династии Медичи. | §23 |
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) |
23 | Гуситское движение в Чехии | | 1 | Научатсяопределять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.Получат возможность научиться:называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Характеризовать Чехию в XIV в.Рассказывать об отношении общества к католической церкви.Выделять главное в информации о Яне Гусе.Оцениватьпоступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.Называть итоги и последствия гуситского движения. | §24 |
24 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 3.12 | 1 | Научатсяопределять термины: турки-османы.Получат возможность научиться:называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.Указыватьпричины усиления османов.Называть последствия падения Византии.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | §25;р. т., задания |
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 часов) |
25 | Образование, научные открытия и изобретения, литература, искусство | | 1 | Научатсяопределять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.Получат возможность научиться:называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.Объяснятьзначение понятия «корпоративное общество».Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.Излагатьсмысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.Оценивать образование и его роль в средневековых городах.Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать иаргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | § 26,27, §28;30 |
26 | Культура Раннего Возрождения в Италии | | 1 | Научатсяопределять термины: Возрождение, гуманисты.Получат возможность научиться:называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Составлять рассказ-описание по картине художника.Объяснятьзначение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | § 29 |
27 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | | | Научатсяопределять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.Получат возможность научиться:называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Показывать на карте икомментировать местоположение Китая.Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.Характеризоватьвосстание Красных повязок.Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.Составлять ирассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.Характеризоватьрелигию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | §31-32 |
28 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» Контрольная работа (тестирование)) | | 1 | Научатсяопределять термины, изученные в курсе «Средние века».Получат возможность научиться:называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Объяснять смысл понятия «Средневековье».Раскрыватьсущность феодальных отношений.Выделять ихарактеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.Защищать проекты, представлять презентации.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
29 | Наша Родина - Россия | | 1 | | | | | Введение |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов) |
30 | Древнейшие люди и их стоянки на территории современнойРоссии | | 1 | Научатсяопределять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.Получат возможность научиться:называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий | § 1 р/т §1 |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | | 1 | | | | | Исследовательский проект |
32 | Образование первых государств | | 1 | | | | | 2 |
33 | Восточные славяне и их соседи | | 1 | Научатсяопределять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.Получат возможность научиться:показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.Описывать жизнь и быт, верования славян.Приводитьпримеры межэтнических контактов и взаимодействий.Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань | §3 |
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Народы и государства на территориии нашей страны в древности" | | | | | | | 1-3 |
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII (11 часов) |
35 | Первые известия о Руси | | | | | | | 4 |
36-37 | Становление Древнерусского государства | | 2 | Научатсяопределять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться:показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.Систематизироватьматериал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».Приводитьпримеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения | §5 |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | | 1 | Научатсяопределять термины: оборонительная система, митрополит, устав.Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.Составлятьхарактеристику Владимира Святославича.Актуализироватьзнания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.Давать оценку значения принятия христианства на Руси.Объяснять смысл понятиймитрополит, епископ | §6 |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | | 1 | Научатсяопределять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.Получат возможность научиться:определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.Составлять характеристику Ярослава Мудрого.Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.Объяснять смысл понятийбоярин, вотчина, холоп | §7 |
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | | 1 | | | | | 8 |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | | 1 | | | | | 9 |
42 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | | 1 | Научатсяопределять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль.Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.Объяснять смысл понятиймозаика, фреска, миниатюра, житие | §10 |
43 | Повседневная жизнь населения | 2.02 | 1 | Научатсяопределять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.Получат возможность научиться:составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)» | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | §11 |
44 | Место и роль Руси в Европе | | 1 | | | | | Проектная и исследовательская деятельность |
45 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX — первой половине XII в.» | | 1 | Научатсяопределять термины, изученные в главе. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Систематизировать исторический материал о Древней Руси.Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.Выполнятьтестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | |
Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII вв. (5 часов) |
46 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | | 1 | Научатсяопределять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация.Получат возможность научиться:характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Составлять характеристику Владимира Мономаха.Объяснятьсмысл понятий удел, политическая раздробленность.Называтьхронологические рамки периода раздробленности.Раскрыватьпричины и последствия раздробленности | §12 |
47 | Владимиро-Суздальское княжество | | 1 | Научатсяопределять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.Получат возможность научиться:характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.Характеризоватьособенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.Составлятьхарактеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. | §13 |
48 | Новгородская республика | | 1 | Научатсяопределять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.Получат возможность научиться:свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородской республики | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелатель-ность и эмоцио-нально- нравст-венную отзыв-чивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли.Характеризоватьособенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли.Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.Характеризоватьберестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы:http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»:http.V/gramo- tv.ru/. | § 10-11 п. 5-7 р/т §10-11 |
49 | Южные и юго-западные русские княжества | | 1 | | | | | Самостоятельная и проектная деятельность |
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь в середине XII — начале XIII вв." | | | | | | | |
Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв ( 9 часов) |
51 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | | 1 | | | | | 15 |
52 | Батыево нашествие на Русь | | 1 | Научатсяопределять термины: нойон, фураж, стан.Получат возможность научиться:объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.),сопоставлять и обобщатьсодержащиеся в них сведения.Объяснять причины успеха монголов | §16 |
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | | 1 | Научатсяопределять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.Получат возможность научиться:рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.Начатьсоставление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники | §17 |
54 | Золотая Орда: государственный строй, экономика и культура | | 1 | Научатсяопределять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.Получат возможность научиться:называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,характеризоватьповинности населения.Завершитьсоставление характеристики Александра Невского.Объяснятьсмысл понятий баскак, ярлык, «выход» | §18 |
55 | Литовское государство и Русь | | 1 | Получат возможность научиться:составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельностиобщим способам решения задач | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.Характеризоватьполитику литовских князей.Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.Характеризоватьзначение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому | §19 |
56 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | | 1 | Получат возможность научиться:называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпа- тию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.Раскрыватьпричины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.Высказывать иаргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | §20 |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | | 1 | Научатсяопределять термины: передовой, засадный полк.Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.Раскрыватьзначение Куликовской битвы.Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51Оцениватьроль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | §21 |
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV вв. | | 1 | Научатсяопределять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).Характеризоватьвлияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.Собиратьинформацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации | §22 |
59 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Русские земли в середине XIII - XIV вв" | | 1 | Научатсяопределять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.».Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Систематизировать исторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | |
Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов) |
60 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века | | 1 | | | | | 23 |
61 | Московское княжество в первой половине XV в. | | 1 | Научатсяопределять термины: феодальная война, уния.Получат возможность научиться:составлять исторический портрет Василия II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.Оценивать значение и последствия польско-литовской унии для судеб Центральной Европы | §24 |
62 | Распад Золотой Орды и его последствия | | 1 | Научаться:показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.Показыватьна исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.Начать составление характеристики Ивана III.Объяснятьзначение создания единого Русского государства | §25 |
63 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | | 1 | | | | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.Завершить составление характеристики Ивана III.Сравниватьвотчинное и поместное землевладение.Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.Объяснять смысл понятийБоярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье | §26 |
64 | Русская православная церковь в XV- начале XVI в. | | 1 | | | | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.Характеризоватьвзаимоотношения церкви с великокняжеской властью.Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси | Самостоятельная исследовательская работа |
65 | Человек в Российском государстве второй половины XV века | | 1 | | | | Защищать исследовательские проекты, выполненные самостоятельно | Самостоятельная исследовательская работа |
66 | Формирование культурного пространства единого российского государства | | 1 | Научатсяопределять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой.Получат возможность научиться:называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XV вв., давать общую характеристику русской архитектуры XV вв. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв.Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателяхХарактеризоватьосновные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XV вв. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XV вв., используя Интернет и другие источники Составлятьописание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. | §27 |
67 | Повторительно-обощающий урок по теме "Формирование единого Русского государства " | | 1 | Научатсяопределять термины, изученные в данной главе Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравстве иную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Систематизировать исторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.Систематизироватьисторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XV вв. в России и государств Западной Европы.Высказыватьсуждения о значении наследия XTV—XV вв. для современного общества.Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XV вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | Тестовые задания |
68 | Повторительно-обобщающий урок по всему изученному материалу | | 1 | Научатсяопределять термины, изученные в данном курсе. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку своих товарищей, родителей и других людей.Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XV в.Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | |