kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 8 класс с модулем "Брянский край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: «Русское слово», 2008;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История  России, XX - начало XXI века. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

История Брянского края: с древнейших времен до конца XVIII века » под редакцией  В.Ф. Блохина, Брянск: Курсив, 2012.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 8 класс с модулем "Брянский край"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы.

Рабочая программа по истории для 8 класса МБОУ Суворовская СОШ составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерной программой, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 уч. год

  • Учебным планом МБОУ Суворовская СОШ

  • Положением МБОУ Суворовская СОШ о преподавании модуля «Брянский край» утверждённого приказом №49 от 01.09.2014 г.

  • Положение о рабочей программе МБОУ Суворовская СОШ, утвержденное приказом № 63 от 08.11.2012 г.



Согласно Федеральному закону №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Брянской области от 08 августа 2013 г. №62-З «Об образовании в Брянской области», Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 04.04.2014 г. №586 «О базисном учебном плане общеобра-зовательных организаций Брянской области на 2014-2015 уч. год» в программу по предмету «История» добавляется модуль «История Брянского края » в объеме 35 часов. Всего 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.



Программа курса включает в себя три раздела: «История нового времени» (29 ч.), «История России» (41 ч.), «История Брянского края» (35 ч.)

Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации; авторской программы курса «Всеобщая история. История Нового времени» для 8 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.В.Загладин); авторской программы «История России» (авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина);

Учебники

- Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: «Русское слово», 2008;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX - начало XXI века. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

История Брянского края: с древнейших времен до конца XVIII века » под редакцией В.Ф. Блохина, Брянск: Курсив, 2012.


Главной целью данной программы является обеспечение знаниями всеми обучающимися на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через элективный курс, подготовка к участию в олимпиадах на различных уровнях.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, проектную, дискуссионную деятельность.



Учебно-тематический план

Курс, модуль

Количество часов

Разделы, темы

Всеобщая история. Новая история 19-н.20 века

29

Глава 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии – 6ч.

Глава 2. Становление национальных государств в Европе – 3 ч.

Глава 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги – 3 ч.

Глава 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в. – 5 ч.

Глава 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. – 6 ч.

Глава 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. Первая мировая война 1914-1918 гг. – 6 ч.

История России 19- н. 20 века

41

Глава 1. Россия в первой половине XIX в. – 16 ч.

Глава 2. Россия во второй половине XIX в. – 17 ч.

Россия в 1900-1917 гг. – 9 часов

История брянского края с древнейших времён до конца 18 века

35





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИЯ 8 КЛАСС

Всеобщая история. Новая история 19-н.20 века – 29 ч.

Глава 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии – 6ч.

Карта мира в начале 19 в.

Франция в начале 19 в. Переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. Провозглашение империи. Завоевание господства в Европе. Истоки военных успехов Наполеона. Тильзитский мир 1807 г.

Революционная Франция и Европа. Захватническая политика империи. Восстание в Испании. Реформы и рост национального самосознания в Европе.углубление кризиса империи. Противоречия между Францией и Россией.

Война 1812 г. и падение империи Наполеона I. Венский конгресс и Сто дней Наполеона. Создание Священного союза.

Усиление реакции в Европе. Освобождение Греции. Революции 1830 г. во Франции и Бельгии. Священный союз и Польское восстание 1830-1831 гг.

Латинская Америка в начале 20 в. Освободительное движение в испанских колониях. Крушение колониальных империй. Священный союз и доктрина Монро. США и Латинская Америка.

Глава 2. Становление национальных государств в Европе – 3 ч.

Революция во Франции. Революционное движение в Германии в 1848-1849 гг. Революция в Австрии. Поражение революции в империи Габсбургов. Итоги революций 1848-1849 гг. в Центральной Европе.

Королевство Сардиния. Война и революция в Италии.роль Пруссии в Германии. Австро-прусская война 1866 г.

Франция времен Наполеона III. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Парижская коммуна.

Глава 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги – 3 ч.

Новый этап промышленного развития. Промышленные страны. Рост городов. Формирование рабочего класса. Рабочее движение в Англии. Рабочее движение в континентальной Европе.

Достижения техники. Концентрация производства и капитала. Экономические кризисы и монополии. Социальные последствия индустриализации. Профсоюзное движение в конце 19 – начале 20 в.

Консервативные идеи. Развитие либерализма. Социалистические идеи первой половины 19 в. и анархизм. Возникновение марксистского учения. Марксизм и рабочее движение. Марксизм и ревизионизм. Революционное течение социал-демократии.

Глава 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в. – 5 ч.

Британская империя. Политические и социальные реформы в Англии. Канада: особенности развития. Австралийский союз. Новая Зеландия.

Американское общество. Конфликт между Севером и Югом. Гражданская война в США. Восстановление Юга. США в конце 19 – начале 20 в.

Франция после поражения. Германская империя.

Австро-Венгрия. Национальный вопрос в Австро-Венгрии. Италия после объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны на пути независимого развития.

Япония в середине 19 в. Реставрация Мэйдзи. Реформы в Японии. Модернизация в социально-экономической сфере. Переход к политике завоеваний.

Глава 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. – 6 ч.

Завершение покорения Индии. Колониальный режим. Восстание сипаев в Индии. Индия в конце 19 – начале 20 в.

Первая «опиумная война» 180-1842 гг. Восстание тайпинов. Вторая «опиумная война» 1856-1860 гг. «Боксерское восстание» в Китае. Нациоанально-демократическая революция 1911-1913 гг.

Кризис Османской империи. Начало раздела турецких владений. Реформы в Турции в середине 19 в. Турция и Крымская война 1853-1856 гг. Попытка реформ в 1870-е гг. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. Революция 1905-1911 гг. в Иране.

Мир к началу 20 в. Колониальная империя Великобритании. Колониальные захваты Франции. Германия как колониальная держава. Колониальные владения малых стран. Колониальная политика США.

Европейский колониализм. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Предпосылки модернизации в странах Азии.

Латиноамериканские страны после освобождения. США и Латинская Америка. Трудности модернизации. Революция 1910-1917 гг. в Мексике.

Глава 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. Первая мировая война 1914-1918 гг. – 6 ч.

Внешняя политика ведущих стран мира. Обострение противоречий между ведущими державами. Образование военно-политических союзов в Европе.пацифизм и милитаризм.

Дипломатическая подготовка войны. Начальный период войны.

Кампания 1915 г. Кампания 1916 г. Рост противоречий в воюющих странах. Война и кризис. Вступление в войну США и кампания 1918 г.

Истоки ускорения технического прогресса. Достижения научной мысли. Кризис механистических воззрений 19 в. Развитие техники и строительства. Развитие военной техники. Классицизм революционной эпохи. Романтизм в духовной жизни Европы. Искусство и идеи национального освобождения. Литература и живопись. От реализма к импрессионизму. Духовная жизнь индустриального общества на рубеже 19-20 вв. Истоки массовой культуры.

История России – 41 ч.

Глава 1. Россия в первой половине XIX в. – 16 ч.

Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований. Начало деятельности М.М.Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Участие России в третьей антифранцузской коалиции. Россия на Кавказе. Россия в войнах 1806-1807 гг. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Война со Швецией 1808-1809 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение Кутузова главнокомандующим. Бородино. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «Великой армии».

Начало Заграничных походов. Смерть М.И.Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка.

Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.

Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества. Южное общество. Северное общество. Власть и тайные общества.

Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Император Николай I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е.Ф.Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Россия и революции в Европе.русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.

Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 20-30-х гг. Революционное движение.

Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие образования. Биология. Медицина. Геология. Астрономия. Математика. Физика. Химия. Наука и производство. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. А.А.Баранов и освоение Русской Америки. Г.И.Невельский и Е.В.Путятин.

Развитие художественной культуры в первой половине XIX в. Русская литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи.

Глава 2. Россия во второй половине XIX в. – 17 ч.

Предпосылки отмены крепостного права. Император Александр II. Причины отмены крепостного права. Российская «оттепель».

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Финансовая политика. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем.

Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 70-х гг. Консерваторы.

Причины роста революционного движения. Поиски ориентиров. Теория революционного народничества.

Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля»: охота на царя.

Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.

Балканский кризис. Начало русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

Император Александр III. Начало нового царствования. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Конец «игнатьевского режима». Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика.

Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Сельское хозяйство.

Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.

Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Консерваторы.

Общая характеристика внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика Александра III.

Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук. Литература. Живопись.

Архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы. Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Россия в 1900-1917 гг. – 9 часов

Территория и население Российской империи. Особенности российской модернизации. Политический строй. Государственные символы.

Социальная структура. Образ жизни. Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство

Николай II. борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Создание РСДРП. Партия социал-революционеров. Либеральные организации. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

Основные направления внешней политики России на рубеже веков. Дальневосточная политика.начало Русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии.

Причины революции. Начало революции. Развитие революции весной-летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование монархических партий. Формирование либеральных политических партий. Декабрьское вооруженной восстание.

Основные законы 1906 г. Деятельность I Государственной думы. Деятельность II Государственной думы. Итоги революции. П.А.Столыпин. Программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика.первые результаты реформ. Развитие кооперации.

Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

Духовное состояние общества. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Модуль Брянский край – 35 часов

Географическое месторасположение Брянской области, площадь, население, природные и климатические условия, первые города. Историография края.

Что представляла собой природа края, когда пришли люди? Основные стоянки палеолита наБрянщине. С чем связано появление культурных различий? Основные типы жилищ и виды искусств в эпоху палеолита

Почему изменилось хозяйство древнего человека в мезолите? Неолит: новые материалы и находки.

Откуда и когда появилась бронза на Брянщине? Основные археологические культуры бронзового века.

Появление железа. Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века на Брянщине, сравнительная характеристика археологических культур (Юхновская, Милоградская, Днепро-двинская, зарубинецкая, почепская)

«Великое переселение народов». Киевская археологическая культура. Анты. Колочинская археологическая культура.

«Повесть временных лет». Славянские племенные союзы на территории Брянского края (кривичи, вятичи, радимичи).

Роменская а. к.

Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространение христианства в Брянском крае. Основание Брянска

Административно - территориальное деление. Политическая история края XI - первой трети XIII вв.

Хозяйственная деятельность населения. Торговля, торговые пути и денежное обращение.

Уровень грамотности населения края, основания оценки. Особенности строительства первых монументальных каменных построек на территоии края. Развитие ремесел

Князь Роман Михайлович Старый. Основание Свенского монастыря. Олег Романович- великий князь Черниговский и Брянский.

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Потеря независимости и прекращение существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии.

Общая характеристика Великого княжества Литовского и Русского. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века. Брянский край во второй половине XV - н. XVI вв. Население Брянского края.

Письменные исторические источники. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Денежное обращение.

Брянский край – пограничный край Московского государства.

Сравнительная характеристика удельного князя и князя-воеводы. Магдебургское право: понятие и значение . Брянская крепость XVII в.

Типы поселений на территории брянского края в этот период.

Роль православных монастырей в Брянском крае.

Век нескончаемых войн: противники и основные сражения в XVI-XVIII вв. на территории края. Борис Годунов. Начало Смуты. «Самозванство». Основные сражения Смутного времени в Брянском крае. Последствия Смуты.

В составе Речи Посполитой: «+» «-». Причины народного недовольства польским владычеством. В годы освободительной борьбы украинского народа. Русско-польская война: цели и последствия для Брянского края.

Церковный раскол: причины, содержание, последствия. Старообрядческие центры Брянщины, их значение

Обстановка после смерти Алексея Михайловича. Азовские походы. Основание в Брянске судостроительной верфи.

Особенности административного устройства Брянского края. Социальный и национальный состав населения в начале XVIII в. Основные виды поселений, их характеристика.

Боевые действия в годы войны на территории края. Деятельность и заслуги

В.Д. Корчмина. Отношение жителей Брянщины к армии Карла XII.

Брянское адмиралтейство: понятие, продукция, основные функции, судьба, значение.

Брянский Арсенал: понятие, причины строительства, значение.

Основные хозяйственные занятия крестьян Брянщины. Ремесленное производство. Зарождение промышленности. Особенности торговли и торговые пути.

Причины социальной напряженности в сер.-второй пол. XVIII в. «Брянская смута». Формы проявления крестьянского недовольства жителей Брянщины.

Виды и формы контроля:

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, лабораторные и практические работы.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX – начала XX в. (годы царствований, «великих реформ», политической и социальной истории, важнейших военных кампаний.

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий походов.

Составлять описание памятников: зданий, технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить общие и исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различие сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XX – начале XX в.; положение разных слоев населения; внутренней и внешней политики страны; идеологии и практики общественных движений.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• выделять главную мысль, идею в учебнике и в рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

• анализировать исторические явления, процессы, факты;

• обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретно-исторического материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

• осуществлять самооценку.

Преподавание модуля «История Брянского края» на ступени основного общего образования направ­лено на достижение следующих целей:

. формирование мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориен­тации на гражданские и патриотические ценности, позитивного и заинтересованного отно­шения к своей малой Родине;

. осмысление событий и явлений на пресечении глобальных российских тенденций, представ­ление различий и сходств процессов, общность судеб Брянской области и России в целом;

. обеспечение условий для формирование проектно - ориентированного мышления, умения выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практиче­ских действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.







Учебно-тематическое планирование. История. 8 класс. 105 часов.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержа­ния

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Всеобщая история. История Нового времени – 29 ч.

Глава 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии – 6ч.

1

Введение. Всеобщая история. Новая история.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Карта мира в начале 19 в.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Запи

си

в тетра

ди



2

Империя Наполеона I

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Франция в начале 19 в. Переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. Провозглашение империи. Завоевание господства в Европе. Истоки военных успехов Наполеона. Тильзитский мир 1807 г.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 1



3

Народы против Французской империи

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Революционная Франция и Европа. Захватническая политика империи. Восстание в Испании. Реформы и рост национального самосознания в Европе.углубление кризиса империи. Противоречия между Францией и Россией.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 2



4

Поход в Россию и крушение Французской империи

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Война 1812 г. и падение империи Наполеона I. Венский конгресс и Сто дней Наполеона. Создание Священного союза.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 3



5

Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Усиление реакции в Европе. Освобождение Греции. Революции 1830 г. во Франции и Бельгии. Священный союз и Польское восстание 1830-1831 гг.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 4



6

Победа освободительного движения в Латинской Америке

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Латинская Америка в начале 20 в. Освободительное движение в испанских колониях. Крушение колониальных империй. Священный союз и доктрина Монро. США и Латинская Америка.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой


§ 5



Глава 2. Становление национальных государств в Европе – 3 ч.

7

Незавершенные революции 1848-1849 гг. в Европе

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Революция во Франции. Революционное движение в Германии в 1848-1849 гг. Революция в Австрии. Поражение революции в империи Габсбургов. Итоги революций 1848-1849 гг. в Центральной Европе.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 6



8

Начало воссоединения Италии и объединения Германии

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Королевство Сардиния. Война и революция в Италии.роль Пруссии в Германии. Австро-прусская война 1866 г.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 7



9

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Франция времен Наполеона III. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Парижская коммуна.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 8



Глава 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги – 3 ч.

10

Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Новый этап промышленного развития. Промышленные страны. Рост городов. Формирование рабочего класса. Рабочее движение в Англии. Рабочее движение в континентальной Европе.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 9



11

Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX вв.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Достижения техники. Концентрация производства и капитала. Экономические кризисы и монополии. Социальные последствия индустриализации. Профсоюзное движение в конце 19 – начале 20 в.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 10



12

Общественная жизнь Европы в XIX в.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Консервативные идеи. Развитие либерализма. Социалистические идеи первой половины 19 в. и анархизм. Возникновение марксистского учения. Марксизм и рабочее движение. Марксизм и ревизионизм. Революционное течение социал-демократии.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 11



Глава 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в. – 5 ч.

13

Великобритания и ее доминионы

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Британская империя. Политические и социальные реформы в Англии. Канада: особенности развития. Австралийский союз. Новая Зеландия.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 12



14

США: причины и итоги Гражданской войны

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Американское общество. Конфликт между Севером и Югом. Гражданская война в США. Восстановление Юга. США в конце 19 – начале 20 в.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 13



15

Страны Западной и Центральной Европы.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Франция после поражения. Германская империя.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 14



16

Государства Южной и Юго-Восточной Европы

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Австро-Венгрия. Национальный вопрос в Австро-Венгрии. Италия после объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны на пути независимого развития.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 15



17

Япония – первое индустриальное государство Азии

1 ч.

Урок усвоения нового материала


Япония в середине 19 в. Реставрация Мэйдзи. Реформы в Японии. Модернизация в социально-экономической сфере. Переход к политике завоеваний.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§16



Глава 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. – 6 ч.

18

Индия под властью англичан.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Завершение покорения Индии. Колониальный режим. Восстание сипаев в Индии. Индия в конце 19 – начале 20 в.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 17



19

Закабаление Китая индустриальными странами

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Первая «опиумная война» 180-1842 гг. Восстание тайпинов. Вторая «опиумная война» 1856-1860 гг. «Боксерское восстание» в Китае. Нациоанально-демократическая революция 1911-1913 гг.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 18



20

Османская империя и Персия в XIX - начале XX в.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Кризис Османской империи. Начало раздела турецких владений. Реформы в Турции в середине 19 в. Турция и Крымская война 1853-1856 гг. Попытка реформ в 1870-е гг. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. Революция 1905-1911 гг. в Иране.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 19



21

Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Мир к началу 20 в. Колониальная империя Великобритании. Колониальные захваты Франции. Германия как колониальная держава. Колониальные владения малых стран. Колониальная политика США.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 20



22

Колониализм: последствия для метрополий и колоний

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Европейский колониализм. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Предпосылки модернизации в странах Азии.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 20



23

Латинская Америка во второй половине XIX - началеXX в.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Латиноамериканские страны после освобождения. США и Латинская Америка. Трудности модернизации. Революция 1910-1917 гг. в Мексике.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой


§ 22



Глава 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. Первая мировая война 1914-1918 гг. – 6 ч.

24

Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX - XX вв.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Внешняя политика ведущих стран мира. Обострение противоречий между ведущими державами. Образование военно-политических союзов в Европе.пацифизм и милитаризм.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 23



25

Начало Первой мировой войны

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Дипломатическая подготовка войны. Начальный период войны.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 24



26

На фронтах Первой мировой войны

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Кампания 1915 г. Кампания 1916 г. Рост противоречий в воюющих странах. Война и кризис. Вступление в войну США и кампания 1918 г.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 25-26



27

Наука, культура и искусство в 19 – начале 20 в.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Истоки ускорения технического прогресса. Достижения научной мысли. Кризис механистических воззрений 19 в. Развитие техники и строительства. Развитие военной техники. Классицизм революционной эпохи. Романтизм в духовной жизни Европы. Искусство и идеи национального освобождения. Литература и живопись. От реализма к импрессионизму. Духовная жизнь индустриального общества на рубеже 19-20 вв. Истоки массовой культуры.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 27-28



28

Итоговое занятие по курсу “Всеобщая история. 8 класс”.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование, исторический диктант

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу «Всеобщая история. 8 класс»




29

Административная контрольная работа. Резерв.

1 ч.

Урок контроля знаний

Тестирование

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу «Всеобщая история. 8 класс»





История России – 41 ч.

Глава 1. Россия в первой половине XIXв. – 16 ч.

30

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.М.М.Сперанский

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований. Начало деятельности М.М.Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 1, 3



31

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Участие России в третьей антифранцузской коалиции. Россия на Кавказе. Россия в войнах 1806-1807 гг. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Война со Швецией 1808-1809 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§ 2



32

Отечественная война 1812 г.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение Кутузова главнокомандующим. Бородино. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «Великой армии».

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§4



33

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Начало Заграничных походов. Смерть М.И.Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§5



34

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§6



35

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§7



36

Общественное движение при Александре I

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества. Южное общество. Северное общество. Власть и тайные общества.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§8



37

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§9



38

Внутрення политика Николая I

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Император Николай I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§10



39

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е.Ф.Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§11



40

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Россия и революции в Европе.русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§12



41

Общественное движение в годы правления Николая I

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 20-30-х гг. Революционное движение.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§13



42

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Обострение Восточного вопроса. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§14



43

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Развитие образования. Биология. Медицина. Геология. Астрономия. Математика. Физика. Химия. Наука и производство. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. А.А.Баранов и освоение Русской Америки. Г.И.Невельский и Е.В.Путятин.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§15-16



44

Художественная культура. Быт и обычаи

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Развитие художественной культуры в первой половине XIX в. Русская литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§17-18



45

Россия в первой половине 19 века

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование, исторический диктант

Учетный





Глава 2. Россия во второй половинеXIX в. – 17 ч.

46

Накануне отмены крепостного права

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Предпосылки отмены крепостного права. Император Александр II. Причины отмены крепостного права. Российская «оттепель».

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§19



47

Крестьянская реформа 1861 г. Основные положения реформы.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§20



48

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

2 ч.

комбиниро­ванный урок

Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§21-22



49

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Финансовая политика. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§23



50

Общественное движение: либералы и консерваторы

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 70-х гг. Консерваторы.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§24



51

Зарождение революционного народничества

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Причины роста революционного движения. Поиски ориентиров. Теория революционного народничества.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§25



52

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля»: охота на царя.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§26



53

Внешняя политика Александра II

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§27



54

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Балканский кризис. Начало русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§28



55

Внутренняя политика Александра III

2 ч.

комбиниро­ванный урок

Император Александр III. Начало нового царствования. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Конец «игнатьевского режима». Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§29-30



56

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Сельское хозяйство.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§31



57

Положение основных слоев общества

2 ч.

комбиниро­ванный урок

Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§32-33



58

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Консерваторы.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§34



59

Внешняя политика Александра III

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Общая характеристика внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика Александра III.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§35



60

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук. Литература. Живопись.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§36-37



61

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы. Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

§38-39



62

Контрольное занятие по теме Россия во вт. Половине 19 в.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование, исторический диктант

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу





Россия в 1900-1917 гг. – 9 часов

63

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Территория и население Российской империи. Особенности российской модернизации. Политический строй. Государственные символы.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




64

Социально-экономическое развитие России в н.20 века

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Социальная структура. Образ жизни. Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




65

Политическое развитие. Старые веяния и новые подходы.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Николай II. борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Создание РСДРП. Партия социал-революционеров. Либеральные организации. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




66

Внешняя политика

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Основные направления внешней политики России на рубеже веков. Дальневосточная политика.начало Русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




67

Первая российская революция

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Причины революции. Начало революции. Развитие революции весной-летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование монархических партий. Формирование либеральных политических партий. Декабрьское вооруженной восстание.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




68

Политические и экономические реформы.

1 ч.

комбиниро­ванный урок

Основные законы 1906 г. Деятельность I Государственной думы. Деятельность II Государственной думы. Итоги революции. П.А.Столыпин. Программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика.первые результаты реформ. Развитие кооперации.

Текущий

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой




69


Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

“Серебрянный век” русской культуры

1 ч.

комбиниро­ванный урок


Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

Духовное состояние общества. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Текущий


Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Составлять таблицу, блок – схему.




70

Контрольное занятие за курс “История России. 8 класс”.

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование, исторический диктант

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу «История России. 8 класс»





Модуль Брянский край – 35 часов


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

\Элементы

содержа­ния

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала (учащиеся должны знать/уметь)

Домашнее

задание

Дата прове-дения

по плану/

по факту

71

Введение в исто­рию Брянского края.

1

вводный

урок

Географическое ме­сторасположение Брянской области, площадь, население, природные и клима­тические условия, первые города. Исто­риография края.

Текущий

Знать понятия: порохно, ополье, трехполье, исто­рические источники, вспомогательные истори­ческие науки.

Уметь: анализировать, ра­ботать с картой, сравни­вать, делать выводы.

С. 7-11

* поиск интерес­ных фак­тов об истории родного края



72

Первые люди на Брянской земле. Палеолит (Древ­некаменный век).

1

комбиниро­ванный урок

Что представляла со­бой природа края, ко­гда пришли люди? Основные стоянки па­леолита на Брянщине. С чем связано появле­ние культурных раз­личий? Основные ти­пы жилищ и виды ис­кусств в эпоху палео­лита

Текущий

Знать хронологию перио­да.понятия: палеолит, не­андерталец, мамонт, кре­мень, рубило, стоянка, кроманьонец, юртообраз­ное жилище, чум. уметь:

анализировать, сравни­вать.показывать на карте стоянки палеолита на Брянщине, описывать ти­пы жилищ, приводить примеры видов искусств

п. 1, во­просы с. 18

* рассказ, презента­ция, вер­нисаж на тему:

«Охота на мамонта»



73

Мезолит и не­олит (средний и новый каменный век).

1

комбиниро­ванный урок

Почему изменилось хозяйство древнего человека в мезолите? Неолит: новые мате­риалы и находки.

Текущий

Знать хронологию перио­да; понятия: мезолит, лод­ка-долбленка, сеть, не­олит, ткачество, керамика, конопля, лен, археологи­ческая культура.

Уметь: показывать на кар­те стоянки мезолита и не­олита на Брянщине.

п. 2, во­просы с. 23 * в.4



74

Бронзовый век.

1

Комбиниро­ванный урок

Откуда и когда поя­вилась бронза на Брянщине? Основные археологические культуры бронзового века.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: производящее хозяй­ство, бронза, «боевые топоры», сверление, среднеднепровская, абашевская, сосницкая культуры, скорченное трупоположение, кремация, охра.

Уметь: давать сравнительную характеристику археологическим культурам, показывать на карте их нахождение, описывать погребальные обряды, бытовавшие на территории Брянского края

п. 3. во­просы с. 29 * в. 4,

используя ресурсы интернет



75

Ранний железный век.

1

Комбиниро­ванный урок

Появление железа. Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века на Брянщине, сравни­тельная характеристи­ка археологических культур (Юхновская, Милоградская, Днепро-двинская, зарубинецкая, почепская)

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: болотные руды, сыро­дутный способ, скифы, то­понимика, переложное, подсечно-огневое земле­делие.

Уметь давать характери­стику племенам, обитав­шим на территории Брян­ского края в раннем же­лезном веке.

п. 4, вопросы с. 38.

* сравнитель-

ная таблица



76

Древние славяне.

1

Комбиниро­ванный урок

«Великое переселе­ние народов». Киев­ская археологическая культура. Анты. Ко-лочинская археологи­ческая культура.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: готы, селище, фибула, Хазарский каганат.

Уметь: дать характеристи­ку древним славянам, проживающим на терри­тории Брянского края (быт, образ жизни, культу­ра, религия и т.д.)

п. 5, во­просы с. 43

* в.5 ре­сурсы ин­тернет



77

Славянские пле­менные союзы VIII-X веков на территории Брянского края

1

Урок - прак­тикум

«Повесть временных лет». Славянские племенные союзы на территории Брянского края (кривичи, вяти­чи, радимичи).

Роменская а. к.

Текущий

Знать хронологию, этапы славянизации Брянщины, понятия: височные кольца, варяги, русы, полюдье.

Уметь: показывать на кар­те какие части Брянской области занимали славян­ские племенные союзы. Отличать плуг, рало, соху.

п. 1, во­просы с. 54 * индиви­дуальное сообщение

«Включе­ние сла­вянских земель в состав Ру­си»



78

Возникновение русского госу­дарства. Основа­ние Брянска.

1

комбиниро­ванный урок

Включение славян­ских земель в состав Руси. Начало распро­странение христиан­ства в Брянском крае. Основание Брянска

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: государство, полюдье, погосты, язычество, уро­чище.

Уметь: показывать на кар­те где проходил маршрут «полюдье» в Брянском крае

п. 2, во­просы с. 65 * в.4,5. ин­тересные факты



79

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц

1

Изучение нового ма-териала

Административно - территориальное де­ление. Политическая история края XI - первой трети XIII вв.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: «гардарики»,«горо­довой феодализм», рези­денция.

Уметь: показывать на кар­те древние города Брян­щины , перечислять до­монгольские удельные княжества, располагав­шиеся на территории Брянского края.

п. 3, во­просы с. 77 * в. 3,4



80

Хозяйствен-

ная деятельность на­селения Брянско­го края XI-XIII веков.

1

комбиниро­ванный урок

Хозяйственная дея­тельность населения. Торговля, торговые пути и денежное об­ращение.

Текущий

Знать понятия: подсечно­огневая система, перелож­ная, двупольная, нату­ральное хозяйство, про­мыслы.

Уметь: называть хозяйст­венные занятия населения на территории Брянского края; рассказывать об ос­новных торговых путях; особенностях денежного обращения на территорииБрянского края в XI-XIIIвв

п. 4 повто­рить прой­денный материал * индиви­дуальные сообщения



81

Культура населе­ния края в до­монгольский пе­риод

1

комбиниро­ванный урок

Уровень грамотности населения края, осно­вания оценки. Осо­бенности строитель­ства первых монумен­тальных каменных построек на террито­рии края. Развитие ремесел

Текущий

Знать понятия: хорос, пряслице, амфора, писало, плинфы, детинец.

Уметь: приводить приме­ры, характеризующие осо­бенности культурного раз­вития края.

п. 4.3. с. 84-90, в. 5-8



82

Правление дома Михаила Черни­говского.

1

урок - прак­тикум

Князь Роман Михай­лович Старый. Осно­вание Свенского мо­настыря. Олег Рома­нович- великий князь Черниговский и Брян­ский.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: Орда, епископская кафедра. Династический брак, Богоматерь Свенская, Петропавловский монастырь.

Уметь: дать характеристи­ку исторической личности: Роман Михайлович, Олег Романович.

п.1, вопро­сы с. 103

* презен­тация «Брянцы в Куликов­ской бит­ве»



83

Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Кули­ковской битве.

1

комбиниро­ванный урок

Брянские земли в по­литике Литвы и Мо­сквы. Брянцы в Кули­ковской битве. Поте­ря независимости и прекращение сущест­вования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: ордынская дань, кня­зья-литвины, православие, полк правой, полк левой руки

Уметь: объяснять причины вхождения брянских зе­мель в состав Великого княжества Литовского, в какой степени и почему жители Брянского края приняли участие в Кули­ковской битве, называть события, приведшие к присоединению Брянского края к России.

п. 2, во­просы с. 118.

* характе-

ристикаисторичес-

кой личности.



84

Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV- начале XVI веков.










3

комбиниро­ванный урок

Общая характеристика Великого княжества Ли­товского и Русского. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века. Брянский край во второй поло­вине XV - н. XVI вв. Население Брянского края.

Текущий

Знать хронологию, понятия: уния, севрюки; како­ва судьба князя Дмитрия Ольгердовича Брянского, битва на реке Ворскле; где и когда погиб великий князь Роман Михайлович (Младший).

Уметь: рассказывать о со­бытиях 1408 года в Брян­ском княжестве, перечис­лять городские ополчения , принявшие участие в битве под Грюнвальдом; имена стародубского и трубчевских князей, при­сягнувших на верность московскому князю весной 1500 года, объяснять при­чины перехода брянских земель под власть Москвы.

п.3. вопросы с. 155



85

Стародубское удельное княже­ство. Трубчевское княжество.















Текущий




86

Население Брянского края.



Текущий




87

Культура Брян­ского края во второй полови­не XIII- начале XVII вв.

1

комбиниро­ванный урок

Письменные истори­ческие источники. Живопись. Декора­тивно-прикладное ис­кусство. Архитектура. Денежное обращение.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: летописание, уния, дирхама.

Уметь: рассказывать о культурно-исторических памятниках Брянского края второй пол. XIII- на­чале XVII вв.

п. 3.8, с. 148-156, вопросы; *интерес-

ные факты



88

Административное устройство Брянского края в XVI-XVIIвв.

1

комбиниро­ванный урок

Брянский край – пограничный край Московского государства.

Сравнительная характеристика удельного князя и князя-воеводы. Магдебургское право: понятие и значение . Брянская крепость XVII в.

Типы поселений на территории брянского края в этот период.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия:

Удельный князь, воевода, уезд, наместник, вотчина, полк, сотня, Магдебургское право, служилые люди, пищаль, тюфяк, полковое орудие, приказная изба, ямские проезжие дворы, городки, острожки.

Уметь: освещать основные особенности административного устройства Брянщины, называть отличия удельного князя от князя-воеводы, типы поселений; описывать пограничную крепость

П.1 с. 159 – 169, с. 173, вопросы

* в. 5,6,7



89

Православные монастыри в XVI- XVII веках.

1

комбиниро­ванный урок

Роль православных монастырей в Брянском крае.

Текущий

Уметь: перечислять и показывать на карте брянские монастыри основанные в XVI-XVII веках ; объяснять связь монастырей Брянского края с военной историей

п.1.4 с. 170

*путеводи-

тель «Православ-ные монастыри на Брянщине»



90

Военно-политическая история края в XVI-XVII веках. Смута.

1

Комбинированный урок

Век нескончаемых войн: противники и основные сражения в XVI-XVIII вв. на территории края. Борис Годунов. Начало Смуты. «Самозванство». Основные сражения Смутного времени в Брянском крае. Последствия Смуты.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия:

смутное время, самозванство, интервенция

Уметь: определять роль юго-западного пограничья в обороне Московского государства; показывать на карте и описывать основные события смутного времени в Брянском крае; объяснять почему жители края встречали самозванцев с почестями и вливались в их армию; называть главные последствия смуты.

п.3, с. 187 – 203, с .212 в. 1-4



91

Польско-казацкие и польско-русские войны.

1

комбиниро­ванный урок

В составе Речи Посполитой: «+» «-». Причины народного недовольства польским владычеством. В годы освободительной борьбы украинского народа. Русско-польская война: цели и последствия для Брянского края.

Текущий

Знать понятия: старшина казачья, гетман, полковник, сотник; хронологию военных событий, причины народного недовольства польским владычеством; последствия и значение их для Брянского края.

Уметь: показывать на карте основные места событий; анализировать положительные и отрицательные черты нахождения в составе Речи Посполитой; делать выводы.

П.3.6, с. 203

*опережающее задание

«Старообрядчество на Брянщине»



92

Церковный раскол и старообрядчество на территории края.

1

комбиниро­ванный урок

Церковный раскол: причины, содержание, последствия. Старообрядческие центры Брянщины, их значение

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: церковный раскол, раскольники, старообрядцы.

Уметь: объяснять причины и последствия церковного раскола; показывать на карте старообрядческие центры Брянщины;

п.3.7, с. 207. *контурная карта «Старооб-рядческие центры Брянщины»



93

Брянский край в конце XVII века.

1

комбиниро­ванный урок

Обстановка после смерти Алексея Михайловича. Азовские походы. Основание в Брянске судостроительной верфи.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: стрельцы, «потешное войско», верфь, струг, пенька;

уметь рассказать о судостроительной верфи в Брянске, ее значении.

п.3.8, с. 209



94-

Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке.

2

комбиниро­ванный урок

Особенности административного устройства Брянского края. Социальный и национальный состав населения в началеXVIII в. Основные виды поселений, их характеристика.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия:

губерния, провинция, уезд, полк, сотня, наместничество, село, деревня, слобода, хутор, казацкая старшина, выборные казаки, посад, починок.

Уметь: дать характеристику административного устройства восточной и западной части Брянщины, основных видов сельских поселений; особенностей социального и национального состава населения Брянского края в XVIII в.

п.1, с. 226 вопросы 1-3

* в.4 (уездный город первой половины XVIII в.)



95

Основные виды поселений, их характеристика.



Текущий



96

Брянский край в период Северной войны.

1

комбиниро­ванный урок

Боевые действия в годы войны на территории края. Деятельность и заслуги

В.Д. Корчмина. Отношение жителей Брянщины к армии Карла XII.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия:

засечная линия.

Уметь: показывать на карте боевые действия в годы войны и расположение военного лагеря Карла XII на брянской земле; дать характеристику личности В.Д. Корчмина; называть российских полководцев, участвующих в боевых действиях на Брянщине в 1708 году; оценивать заслуги брянцев в борьбе со шведами.

п. 2.1., с. 242, в. 1-5

* презентация

«Брянский край в годы Северной войны»



97

Брянское адмиралтейство и флотилия.

1

комбиниро­ванный урок

Брянское адмиралтейство: понятие, продукция, основные функции, судьба, значение.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: адмиралтейство, дубель-шлюпка, бригантина, флотилия.

Уметь: освещать историю военного судостроения в Брянске.

п. 2.2. с. 233

с.242 вопросы 6-8

*

опережаю-щее задание «Брянский Арсенал: история и современность»



98

Брянский Арсенал.

1

комбиниро­ванный урок

Брянский Арсенал: понятие, причины строительства, значение.


Текущий

Знать хронологию, поня­тия.

Уметь: рассказывать о Брянском Арсенале, его значении; дать характеристику личности И.М. Иванова – строителя Арсенала

п. 2.3. с. 237, с. 242 вопросы 9-10



99-

Экономическое состояние брянского края в XVIII в. Сельское хозяйство и ремесло.

2

комбиниро­ванный урок

Основные хозяйственные занятия крестьян Брянщины. Ремесленное производство. Зарождение промышленности. Особенности торговли и торговые пути.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: поташ, «рудни», «гуты», «буды», бурлак, кормщик, струг, байдак.

Уметь: перечислять основные хозяйственные занятия крестьян на Брянщине; рассказывать о Почепской мануфактуре; показывать на карте первые на Брянщинеметаллургические заводы, перечислять распространенные местные товары брянского производства; объяснять значение Свенской ярмарки; делать выводы об уровне экономического состояния края

в XVIII в.

п.3, с. 256, вопросы

* презентация «Свенская ярмарка: вчера, сегодня, завтра»



100

Зарождение промышленности. Торговля.





101

Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

1

Комбинированный урок

Причины социальной напряженности в сер.-второй пол. XVIII в. «Брянская смута». Формы проявления крестьянского недовольства жителей Брянщины.

Текущий

Знать хронологию событий,

причины волнений, предводителей крестьянских восстаний, их результаты и последствия.

Уметь показывать на карте основные события, освещать ход крестьянских волнений, определять их значение

п.4, с. 261, вопросы



102

Культура и быт населения края в XVIII веке.

3

Изучение нового материала

Система светского и духовного образования. Литература в XVIII в. Музыкальное искусство и живопись. Дворянские усадьбыXVIII в. На Брянщине.

Текущий

Знать хронологию, поня­тия: изба, хата, клеть, «красный угол», барокко, классицизм.

Уметь: рассказывать об учреждениях, где можно было получить образование; называть брянских писателей-мемуаристов, перечислять музыкальные инструменты, звучащие на Брянщине, называть и показывать на карте архитектурные памятники и известные дворянские усадьбыXVIII в., объяснять почему различалась культура и быт верхов и низов общества

п.5, с. 284, вопросы

* виртуальная экскурсия «Брянский край в XVIII в.»



103

Брянский край с древнейших времён до к.18 века

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Защита проектов

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу




104

Контрольное занятие

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование, исторический диктант

Учетный

Проверка знаний учащихся по разделу




105

Резерв. Административная контрольная работа

1 ч


Тестирование

Учетный

Проверка знаний по курсу








ЛИТЕРАТУРА

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ИСТОРИИ
  1. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.hist.ru– исторический альманах «Лабиринт времен»

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС

http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной – М.: Дрофа, 2003

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2011

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004

- История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011

- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011

- История России XVII - XVIII вв. 7 кл.: атлас. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

- История Нового времени. 7 кл.:Атлас. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010



39



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по истории 8 класс с модулем "Брянский край"

Автор: Кузюкова Людмила Васильевна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по истории для учащихся 8 класса"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-istorii-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254946"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447846090"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа по курсу "Брянский край""
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_programma_po_kursu_brianskii_krai_1"
    ["file_id"] => string(6) "562357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1604436077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства