ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»;
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc) , учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2014-2015 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам. Данилова А.А., Косулиной Л.Г История России: с древнейших времен до конца XVI века и Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков.
Рабочая программа разработана на основе следующих авторских программ:
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина—О.С.Сороко-Цюпы .5—9классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[А.А.Вигасин,Г .И.Годер,Н.И.Шевченко и др.]—2-е изд.,дораб.—М.:Просвещение, 2014.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова,J1 .Г .Косулиной. 6— 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/А.А.Данилов,JI.Г .Косулина,А.Ю.Морозов.—2-е изд.,дораб.—М.:Просвещение,2014.
Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной.
Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Освоение:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Программа реализуется в общеобразовательных классах.
Результаты обучения и освоения содержания курса истории
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
комбинированный урок;
лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
групповая и парная работа;
самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
учебные проекты;
исследования.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков – фронтальный и индивидуальный опрос; индивидуальные карточки – задания; тесты; проблемные вопросы; практическая работа в контурной карте и с настенной учебной картой, практические работы и лабораторные работы с различными видами источников, зачеты. Рубежными формами контроля являются тематические контрольные работы (в том числе и диагностические). Итоговой формой контроля выступают входящие, полугодовые и годовые диагностические контрольные работы.
Основные содержательные линии примерной программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 6 классе примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 40 часов - «История России» и 28 часов - «История Средних веков». (68 часов, 2 часа в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе освоения обязательного минимума содержания курса «История» в 6 классе учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
хронологические знания и умения:
называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
знание фактов:
работа с источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.
описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указному признаку;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
версии, оценки:
приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся по освоению курса «История России с древности до конца XVI века».
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников вышеуказанных событий; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте: а) территории расселения восточнославянских племен; б) основные древнерусские города; в) крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; г) основные центры собирания русских земель; д) территорию Русского государства в XV-XVI веках.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положение разных групп населения; б) развития русских земель под властью Орды; в) политического устройства Древнерусского и Московского государств, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо – татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно – представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина.
Сравнивать: а) развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; б) деятельность Избранной рады и опричнину.
Излагать суждения о причинах и последствиях: а) политической раздробленности русских земель; б) зависимости Руси от Орды; в) объединения русских земель вокруг Москвы; г) социальных движений.
Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся по освоению курса «История Средних веков».
Называть хронологические рамки средневековья.
Называть: а) имена наиболее известных правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья; г) участников и результаты наиболее значимых социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневековья.
Описывать занятия и образ жизни людей в средние века.
Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов, предметов быта, произведений искусств.
Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; б) социального положения людей; в) представлений средневеового человека о мире.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословия, иерархия (феодальная. Церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В программе по Всеобщей истории предусмотрены следующие изменения: на тему «Становление средневековой Европы» отводится 5 часов вместо 4 (урок «Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—VIIIвв.» разделён на 2 часа в соответствии со структурой учебника и объёмом материала); на тему «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.)» отводится 5 часов вместо 6 ( на уроки «Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции, в Англии.» и «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» отводится 1 час, что позволит лучше изучить сходства и различия исторических процессов сразу на примере нескольких стран). В программе по Истории России изменений не предусмотрено.
Учебно – тематический план по истории. 6 класс.
№ | Тема | Кол.часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Становление средневековой Европы | 5 |
3 | Византийская империя и славяне вVI—XIвв. | 2 |
4 | Арабы в VI – XI вв. | 1 |
5 | Феодалы и крестьяне | 2 |
6 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
7 | Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы | 2 |
8 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) | 5 |
9 | Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. | 2 |
10 | Культурное наследие Средневековья | 3 |
11 | Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) | 2 |
| Повторение и обобщение | 1 |
12 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 |
13 | Древняя Рус ь в VIII—первой половине XI Iв. | 10 |
14 | Русь Удельная в XII—XIII вв. | 9 |
15 | Московская Русь в XIV—XV Iвв. | 15 |
16 | Итоговое повторение и обобщение | 1 |
17 | Резерв | 4 |
| Итого | 68 |
| | |
| | |
Содержание тем учебного курса.
История Средних веков (28 часов)
Введение 1 час.
Что изучает история Средних веков. Понятие средневековья. Хронологические рамки периода.
Становление средневековой Европы (5 часов)
Древние германцы и Римская империя. Расселение германский племен. Выделение знати. Великое переселение народов. Королевство франков и христианская церковь. Завоевание Галии, возникновение королевства франков, салическая правда, роль христианской церкви
Империя Карла Великого. Личность Карла Великого, войны в Италии, Испании, покрение саксов, возникновение империи. Феодальная лестница. Западная Европа в IX-XI веках. Слабость королевской власти во Франции, образование Священной Римской империи, норманны. Борьба с норманнами. Культура Западной Европы в ранее Средневековье, представление людей средневековья о мире, каролингское возрождение.
Византийскаяимперия и славяне вVI—XIвв. (2 ч.)
Византия и славянский мир. Особенности развития Византии. Власть императора. Реформы Юстиниана. Культура Византии. Развитие образования, научные знания, архитектура, живопись.
Арабский мир. Возникновение ислама. Природа, занятия населения Аравии, племена бедуинов. Ислам. Культура стран халифата. Наука, образование, искусство.
Феодалы и крестьяне (2 ч.)
Феодальное общество. «Три тела государства». Феодальная лестница. В рыцарском замке. Средневековые рыцари. Замок феодала, снаряжение рыцаря. Развлечения. Средневековая деревня, крестьянство в средние века. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Натуральное хозяйство.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Причины возникновения средневековых городов, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникновение городов в Европе. Борьба городов с сеньорами. Цеха и их роль в жизни города.
6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2 ч.)
Могущество папской власти. Первое сословие. Богатства церкви. Разделение церквей. Крестовые походы. Причины. Первый, второй и третий крестовые походы. Последствия и значение крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) (5 ч.)
Разные судьбы государств. Образование централизованного государства во Франции. Причины объединения Франции. Генеральные штаты. Сословная монархия. Образование централизованного государства в Англии. Норманнское завоевание Англии. Борьба короля с феодалами. Великая хартия вольностей. Парламентаризм. Столетняя война. Причины и повод к войне. Основные события. Историческое значение войны. Крестьянские восстания во Франции и Англии. Причины, ход и значение восстания. Реконкиста в Испании. Причины и итоги. Центральная и Юго – Восточная Европа в XIV-XV веках. Германские и Итальянские княжества в позднее средневековье.
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 ч.)
Центральная и Юго – Восточная Европа в XIV-XV веках. Причины, основные события, значение. Падение Константинополя. Причины и итоги.
Культурное наследие Средневековья (3 ч.)
Культура Западной Европы в XI-XV веках. Представление о мире. Средневековые университеты, развитие философии. Средневековая литература и искусство. Литература, архитектура. Живопись. Начало культуры Возрождения. Понятие «возрождение». Новое учение о человеке, первые гуманисты. Технические изобретения. Развитие практических знаний. Книгопечатание. Технические достижения.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) (2 ч.)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Империя Сун. Завоевания монголов. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия и достижения народов Северной и Центральной Америки.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ( 1ч)
Наследие Средних веков в истории человечества.
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Проекты с элементами исследования
Культура стран халифата. Наука, образование, искусство.
Причины возникновения средневековых городов
Цеха и их роль в жизни города
В рыцарском замке
Самостоятельная работа. Презентации.
Культура Западной Европы в XI-XV веках.
Итоговое повторение курса «Средние века» - контрольная работа.
История России (40 ч.)
Введение 1 час.
Что изучает история Отечества
1. Древняя Русь в VIII—первой половине XI Iв. (10 ч.)
Восточные славяне в древности. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
2. Русь Удельная в XII—XIII вв. (9 ч.)
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба в внешней агрессией в XIII в.Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
3. Московская Русь в XIV—XVIвв. (15 ч.)
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Итоговое повторение и обобщение. 1 ч.
Резерв 4 ч.
В ходе усвоения темы у шестиклассников формируются и закрепляются основные ключевые компетенции:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Самостоятельная работа
Древнерусское хозяйство
Учебный мини – проект
Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.
Презентация Культура русских земель в XII-XIII веках.
Проектная работа + исследование Культура XIV-XVII вв.
Контроль уровня обученности.
В ходе изучения каждой темы в зависимости от своих дидактических задач используются различные виды контроля на разных этапах обучения:
предварительный – в форме устного собеседования с целью получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности и для более успешного корректирования используемых приемов и стиля руководства учебным процессом;
периодический – в форме различного вида опросов, так он позволяет определить качество изучения учебного материала по теме;
текущий – основной вид контроля так как он позволяет эффективно осуществить регулярное управление и корректировку учебного процесса;
итоговый – проводится как в устной так и письменной форме (в виде тестов или творческих заданий), так как данный подход позволяет установить уровень коммуникативной компетенции
Критерии оценивания учащихся по истории
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
Учебно – методическое обеспечение
УМК
Для обучающихся
Учебник: История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.-М.: Просвещение,2012
Учебник: Данилов А.А., Косулин Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2012 г.
Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2012 г.
Для учителей
Учебник: История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.-М.: Просвещение,2012
Учебник: Данилов А.А., Косулин Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Методическая литература:
Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца 16 века : поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
Кириллов В. В. Отечественная истории в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008.
Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 класс. Методическое пособие- М.: Владос- Пресс,2001
Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2009 .
Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс._М.: ВАКО,2007
Данилов АА История России с древнейших времен до конца ХVIвека: 6 кл. поурочные разработки:пособие для учителя.- М.:Просвещение,2007
Дидактический учебный материал:
Андреевская Т.П. Тесты по истории России – М.: «Экзамен», 2005.
Карневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Тесты 6-7 и 10 классы: Учебно- методическое пособие. М.: Дрофа, 2001.
Тесты по истории средних веков авт. Волкова К. В., Москва, «ВАКО», 2011г.
Тесты по истории России 6 кл., авт. Волкова К. В., Москва, «ВАКО», 2011г
Тесты по истории средних веков авт. Максимов Ю. И.., Москва, «Экзамен», 2010г
Тесты по истории России 6 кл., авт. Симонова Е. В, Москва, «Экзамен», 2013г
Дополнительная литература:
О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004 г.
С.К. Алиева. Всеобщая история в таблицах и схемах. М.: Лист, 1997
Интернет ресурсы
http://www.shpl.ru
http://www.history.ru
http://www.hist.msu.ru
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
http://his.1september.ru/index.php
http://predania.ru/
http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6
http://www.sovr.ru/
http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html
http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-
http://www.rusarchives.ru