№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
1. | Введение | 1 | Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники. рассказывающие о средневековой эпохе. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории. Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; |
2. | Раннее Средневековье | 10 | Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племён. Территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют). Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина. Король, римский папа, епископ, монах. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать своё суждение о них. Показывать на карте территорию Византийской империи. Называть соседствующие с ней народы и государства. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризовать внешнюю политику Византийской империи, её отношения с соседями. Составить исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание её выдающихся памятников. Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
3. | Зрелое Средневековье | 16 часов | Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников). Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, цех, гильдия, католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция. Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов. Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит. Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против. Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д* Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления наступления турок (османов на Балканах). Характеризовать представления Средневековых европейцев о мире. объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.. Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их значение. Художественные особенности и др. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
4. | Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 2 часа | Показывать на карте направления завоевания монголов, тюрок (турок) и территории созданных ими государств. Объяснять значение понятий хан, орда, сегун, самурай, каста. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников). Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал). Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре и верованиях народов Центральной и Южной Америки. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. ПР: объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
5. | Итоговая контрольная работа | 1 час | Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия средних веков для современного мира. | |
История России – 38 часов. |
6. | Введение. | 1 час | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.;проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
7. | Древняя Русь в VIII – XII вв. | 10 часов | Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X - первой трети XII в. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы Декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.;проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
8. | Русь Удельная в XII – XIII вв. | 9 часов | Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород». Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского. Систематизировать исторический материал; оценивать основные события и явления истории Удельной Руси. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами); формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме. |
9. | Московская Русь (XIV – XVI вв.) | 15 часов | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана Ш. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение понятий ересь, «Москва -Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV – XV вв. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Участвовать в оформлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода. Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV— XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале ХVI в. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г.. Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение учреждения патриаршества. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.). Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.).- | ЛР: усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; ПР: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизации и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. МР: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, формирование умений работать в группе; формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами); формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме. |
10. | Итоговое повторение. | 3 часа | Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия истории России VIII – XVIII для современного мира. | |