Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС Михайловский
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС Михайловский
Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Всеобщая история. История древнего мира» 5 класс ФГОС. Автор- составитель Ф.А. Михайловский, Москва «Русское слово» 2012 год, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС Михайловский »
Комитет по образованию Администрации Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Заседание ШМС
Протокол № ___ от ________
Согласовано:
_________Г.Н. Щербакова Зам директора по УВР
Утверждено:
Директор МКОУ «Ремовская СОШ»
____________ М.А. Маслова
Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного предмета
«ИСТОРИЯ»
базовый уровень
Ступень: II
5 класс
Срок реализации: 1 год
Разработал: Козленко М.Н.
учитель истории и обществознания
п. Ремовский 2014 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Всеобщая история. История древнего мира» 5 класс ФГОС. Автор- составитель Ф.А. Михайловский, Москва «Русское слово» 2012 год, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и учебным планом ОУ на 2014-15 уч. год.
Используемый учебно-методический комплект:
«История древнего мира» ФГОС учебник для 5-го класса общеобразовательной школы, Ф.А.Михайловский, - 13 –е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2011г.
Цель изучения курса «История Древнего мира:
освоение исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов,
приобщение учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Задачи курса «История Древнего мира»:
Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально- экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;
Формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
Формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;
Развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями , аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
Воспитание интереса и уважения к историко – культурному наследию, религиям различных народов;
Формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу истории Древнего мира.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино сквозная линия- человек, личность в истории.
История Древнего мира представляет собой единый процесс и не распадается на отдельно развивавшиеся цивилизации. Так, государственность везде начинается с малых форм , а заканчивается в рамках истории Древнего мира процесс цивилизованного развития повсюду образованием великих держав. История религиозного развития человечества тоже проходит один и тот же путь – от повсеместного языческого многобожия к более высокому уровню религиозного сознания.
Общая характеристика учебного процесса:
Форма организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения , методы обучения по уровню познавательной деятельности: частично – поисковые, дискуссионные, проблемные, репродуктивные; фронтальные, групповые и индивидуальные работы.
Место предмета в базисном учебном плане:
В учебном плане МКОУ «Ремовская СОШ» на изучение истории в 5 классе отведено 2 часа в неделю. Согласно Программе курса «Всеобщая история. История древнего мира» 5 класс ФГОС. Автор- составитель Ф.А. Михайловский, Москва «Русское слово» 2012 год в 5 классе отводится 2 часа ( всего 70 часов). Годовой календарный график МКОУ «Ремовская СОШ» предполагает в 5 классе 35 учебных недель.
2. Планируемые результаты
В ходе освоения содержания курса истории учащиеся овладевают различными способами деятельности: познавательной и практической, включающей работу с историческими источниками, решение познавательных и практических задач, учебной коммуникацией, опытом проектной деятельности в учебном процессе.
Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
Будут сформированы не менее 55%
Знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально- экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
Усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий , явлений и процессов;
Умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывать при этом собственные суждения;
Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век- с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимся к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
Получат возможность для формирования не менее 20 %
Умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
Способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
Метапредметныерезультаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
Будут сформированы не менее 50%
Умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Получат возможность для формирования не менее 10 %
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы,
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
Умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения , аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
Будут сформированы не менее 50%
Формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
Развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
Получат возможность для формирования не менее 15 %
Воспитание эмоционально- ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и ихраны.
3. Содержание тем учебного курса
Структура изучаемого предмета:
№
Название раздела.
Количество
часов
I
Введение.
1
II
Часть 1 .Жизнь и открытия первобытных людей.
7
Собиратели и охотники каменного века.
3
У истоков цивилизации.
4
III
Часть 2.Древний Восток
19
Цивилизации речных долин
5
Древний Египет
5
Западная Азия в век железа.
5
Великие державы Древнего Востока.
4
IV
Часть3. Древняя Греция
19
Древнейшая Греция.
3
Рождение античного мира.
4
Греко-персидские войны
2
Могущество и упадок Афин.
3
Древнегреческая культура.
3
Македонские завоевания
4
V
Часть 4. Древний Рим
22
Образование Римской республики
3
Римские завоевания в Средиземноморье.
4
Гражданские войны в период Римской республики.
6
Расцвет и могущество Римской империи.
4
Закат античной цивилизации.
5
V
Резерв.
2
Итого
70
4. Календарно-тематическое планирование по истории.
№
Тема урока
Всего
Дата
по плану
Факт.
I
Введение.
1
1
Увлекательный мир истории
1
II
Часть 1 .Жизнь и открытия первобытных людей.
7
Тема 1. Собиратели и охотники каменного века.
3
2
Первые люди на земле.
1
3
Открытия и изобретения древних охотников.
1
4
Искусство и религия первобытных людей.
1
Тема 2. У истоков цивилизации.
4
5
Возникновение земледелия и скотоводства
1
6
От первобытности к цивилизации.
1
7
Повторение и проверка знаний по теме «У истоков цивилизации»
1
8
Счет лет в истории
1
III
Часть 2.Древний Восток.
19
Тема 3. Цивилизации речных долин
5
9
Египет – дар Нила.
1
10
Страна двух рек.
1
11
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
12
Древнейшие цивилизации Индии и Китай.
1
13
Повторение и проверка знаний по теме «Цивилизации речных долин»
1
Тема 4.Древний Египет
5
14
Фараоны и пирамиды.
1
15
Жизнь в Древнем Египте.
1
16
Завоевания фараонов.
1
17
Культура Древнего Египта.
1
18
Повторение и проверка знаний по теме «Древний Египет».
1
Тема 5. Западная Азия в век железа.
5
19
Финикийские мореплаватели.
1
20
Древняя Палестина.
1
21
Ассирийская военная держава.
1
22
Победители Ассирии.
1
23
Повторение и проверка знаний: «Западная Азия и век железа».
1
Тема 6. Великие державы древнего востока
4
24
Образование державы Маурьев в Индии.
1
25
Единое государство в Китае.
1
26
Великая Персидская держава.
1
27
Повторение и проверка знаний: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру»
1
IV
Часть 3. Древняя Греция
19
Тема 7. Древнейшая Греция
3
28
Греция и Крит в эпоху бронзы.
1
29
Поэмы Гомера.
1
30
Боги и герои Эллады.
1
Тема 8. Рождение античного мира
4
31
Греческие полисы и Великая колонизация.
1
32
Афинский полис.
1
33
Древняя Спарта.
1
34
Повторение и проверка знаний: Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н.э».
1
Тема 9. Греко-персидские войны
2
35
Герои Марафонской битвы.
1
36
Персидское вторжение в Грецию.
1
Тема 10. Могущество и упадок Афин
3
37
Расцвет демократии в Афинах.
1
38
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.
1
39
Пелопоннесская война.
1
Тема 11. Древнегреческая культура
3
40
Граждане, ученые и атлеты Греции.
1
41
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
1
42
Повторение и проверка знаний: «Вклад древних греков в развитие мировой культуры»
1
Тема 12. Македонские завоевания
4
43
Возвышение Македонии.
1
44
Завоевания Александра Македонского.
1
45
Греческий Восток.
1
46
Повторение и проверка знаний: «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока»
1
V
Часть 4. Древний Рим
22
Тема 13. Образование Римской республики
3
47
Начало римской истории
1
48
Республика римских граждан.
1
49
Завоевание Римом Италии.
1
Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье
4
50
Первая война с Карфагеном.
1
51
Война с Ганнибалом.
1
52
Рим - завоеватель Средиземноморья.
1
53
Повторение и проверка знаний: «Рост Римского государства»
1
Тема 15. Гражданские войны в Римской республике
6
54
Народные трибуны – братья Гракхи.
1
55
Сулла – первый военный диктатор Рима.
1
56
Восстание Спартака.
1
57
Цезарь – повелитель Рима.
1
58
Падение республики.
1
59
Повторение и проверка знаний: «Падение республики в Риме»
1
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи
4
60
Император Октавиан Август.
1
61
Цезари Рима.
1
62- 63
Жизнь в Римской империи.
2
Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации
5
64
Кризис Римской империи в III веке.
1
65
Христианство
1
66
Император Диоклетиан и Константин
1
67
Падение Западной Римской империи.
1
68
Повторение и проверка знаний: «Вклад греков и римлян в мировую культуру»
1
69 -70
Резерв учебного времени.
2
ИТОГО
70
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать основные исторические факты эпохи Древнего мира, социально-экономические, политические и культурные аспекты развития древних обществ;
Усвоить основной понятийный аппарат исторической науки и уметь его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий , явлений и процессов;
Уметь сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
Уметь читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,
Уметь работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию;
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
5. Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение
Учебник «История древнего мира» учебник для 5-го класса общеобразовательной школы, Ф.А.Михайловский, - 13 –е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2011г.
Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира» 5 класс ФГОС. Автор- составитель Ф.А. Михайловский, Москва «Русское слово» 2012 год
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№
Дата и тема урока по плану
Фактически
Причина изменения
Критерии оценивания по истории
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.