Рабочая программа элективного курса «Экономика» для учащихся 11 классов
Рабочая программа элективного курса «Экономика» для учащихся 11 классов
Элективный курс по экономике для учащихся 11х классов разработан на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)»(Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.).
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Цели курса:
формирование умений и навыков самостоятельного приобретения, усвоения и применения экономических знаний, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
формирование культуры межличностных отношений и навыков групповой работы, умения организовать работу коллективов и руководить ими. формирование и обоснование собственного образовательного интереса в учебной деятельности;
развитие навыков и умений в использовании различных каналов информации и коммуникативных технологий;
овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для предпрофильной ориентации.
оперировать основными экономическими понятиями в устной и письменной речи;
анализировать и прогнозировать изменение спроса, предложения и цен на рынках конкретных товаров;
понимать роль и основные функции государства в экономике, основные принципы формирования бюджетной политики, направления государственной экономической политики;
получить представление об основных методах экономического анализа и принятия решений;
получить первичные представления о работе фондового рынка, банковской и налоговой системе для уверенного взаимодействия с данными явлениями в реальной жизни;
разбираться в основных макроэкономических показателях, принципах их расчета, анализировать причины и последствия инфляции, безработицы, замедления экономического роста;
получить представление о международной торговле и политике государства в этой области, сопоставлять уровни экономического развития различных стран, определять место и роль России на мировом рынке;
освоить способы получения и ориентировки в экономической информации, поступающей из различных источников, прежде всего, распространяемой по каналам СМИ;
повысить уровень экономической грамотности в качестве потребителя, собственника, работника; приобрести навыки выполнения экономических расчетов, необходимых в повседневной жизни, составлять бюджет своей семьи.
Задача курса:
получить целостные знания, обеспечивающие базовый уровень экономической грамотности, позволяющие уверенно адаптироваться к жизни в обществе.
овладение общими знаниями и представлениями об экономических системах, о роли экономики в жизнедеятельности людей
создание предпосылок для ориентации школьника в мире будущих профессий;
адаптация к социальным условиям жизни;
развитие личности, обладающий способностью принимать решение с позиции рационального выбора;
приобщение к пониманию направлений различных преимуществ интеграции экономики как науки с другими с другими учебными дисциплинами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Элективный курс по экономике для учащихся 11х классов разработан на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)»(Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.).
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
XXI век – это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны. Все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование и др. Эффективности освоения учащимися образовательных учреждений первоначальных профессиональных знаний, умений навыков в области экономики, экономического планирования способствует проведение элективного курса по экономике.
Цели курса:
формирование умений и навыков самостоятельного приобретения, усвоения и применения экономических знаний, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
формирование культуры межличностных отношений и навыков групповой работы, умения организовать работу коллективов и руководить ими. формирование и обоснование собственного образовательного интереса в учебной деятельности;
развитие навыков и умений в использовании различных каналов информации и коммуникативных технологий;
овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для предпрофильной ориентации.
оперировать основными экономическими понятиями в устной и письменной речи;
анализировать и прогнозировать изменение спроса, предложения и цен на рынках конкретных товаров;
понимать роль и основные функции государства в экономике, основные принципы формирования бюджетной политики, направления государственной экономической политики;
получить представление об основных методах экономического анализа и принятия решений;
получить первичные представления о работе фондового рынка, банковской и налоговой системе для уверенного взаимодействия с данными явлениями в реальной жизни;
разбираться в основных макроэкономических показателях, принципах их расчета, анализировать причины и последствия инфляции, безработицы, замедления экономического роста;
получить представление о международной торговле и политике государства в этой области, сопоставлять уровни экономического развития различных стран, определять место и роль России на мировом рынке;
освоить способы получения и ориентировки в экономической информации, поступающей из различных источников, прежде всего, распространяемой по каналам СМИ;
повысить уровень экономической грамотности в качестве потребителя, собственника, работника; приобрести навыки выполнения экономических расчетов, необходимых в повседневной жизни, составлять бюджет своей семьи.
Задача курса:
получить целостные знания, обеспечивающие базовый уровень экономической грамотности, позволяющие уверенно адаптироваться к жизни в обществе.
овладение общими знаниями и представлениями об экономических системах, о роли экономики в жизнедеятельности людей
создание предпосылок для ориентации школьника в мире будущих профессий;
адаптация к социальным условиям жизни;
развитие личности, обладающий способностью принимать решение с позиции рационального выбора;
приобщение к пониманию направлений различных преимуществ интеграции экономики как науки с другими с другими учебными дисциплинами.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса экономики в старших классах учащийся должен
Знать/ понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять дл экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся:
Получат навыки рационального экономического поведения;
Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике;
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
- тестирование (5-15 минут);
- работа с экономическими терминами (письменно и устно);
- написание эссе на экономические темы;
- промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию (части А,В,С – выделение экономических вопросов и заданий).
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Экономика.
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы( ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Тема 1. Что такое фирма и как она действует на рынке (7 часов)
1-2
1-2
Влияние конкуренции на деятельность фирм
Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа
п.22
контрольные вопросы
3-4
3-4
Предприниматель и создание успешного бизнеса
Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа
п.23
сообщения
5-6
5-6
Ведение бизнеса
Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования
Комбинированный.
Подготовленные сообщения, беседа
п.23 контрольные вопросы
7
7
Деловая среда бизнеса
Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс,
практикум
п.23
эссе
Тема 2. Потребители
(5 часов)
8
1
Потребности и полезность
Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, анализ пирамиды Маслоу, работа с упражнениями, беседа
п.24
схема потребностей
.
9
2
Потребительский выбор
Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.
Комбинированный.
Мини-лекция, сообщения, социолог. Исследования, анализ прессы по типам реклам, дискуссия
п.24
работа со СМИ
10
3
Доходы и расходы семей
Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы
Изучения нового материала.
Мини-лекция, анализ таблиц, выполнение тестовых заданий
п.24
практические задания
11
4
Влияние инфляции на семейную экономику
Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Комбинированный.
Мини-лекция, беседа, расчеты реального дохода, решение задач
П.25
практические задания
12
5
Неравенство доходов и его последствия
Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, беседа, анализ текста, дискуссия, построение кривой Лоренца, решение задач
п.26
практические задания
Тема 3. Экономические задачи государства
(8 часов)
13-14
1-2
Роль государства как защитника экономических свобод
Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, составление схем, анализ таблиц, беседа
П.27
таблица
15
3
Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
Комбинированный.
п.28
эссе
16-17
4-5
Измерение результатов экономической деятельности страны
Агрегированные показатели, ВВП, ВНП, ЧНП,НД. Номинальные и реальные показатели , амортизация, методы расчета.
Семинарское занятие. Сбор и подготовка информации о мировом кризисе через интернет ресурсы
п.28
19
7
Фискальная политика
Цели и инструменты фискальной политики. Изменение объема государственных закупок, изменение налоговой политики и политики перераспределения через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития
Изучения нового материала.
Лекция с элементами беседы. Работа с Интернет ресурсами
п.28
Работа с Интернет ресурсами
20
8
Монетарная политика
Цели и инструменты монетарной политики: изменение номы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики
Изучения нового материала.
п.28
Тема 4. Государственные финансы (4 часа)
21-22
1-2
Налоги как источник доходов государства
Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, гипертекстом, составление схем, анализ рисунков и таблиц, беседа, выполнение задач и тестов
п.29
таблица
23-24
3-4
Как формируется и расходуется государственный бюджет
Бюджет, виды доходов, виды расходов, бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг
Изучения нового материала.
комбинированный
п.30
схема
Тема 5. Экономический рост (2 часа)
25
1
Что такое экономический рост и как можно его ускорить
Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие
Изучения нового материала.
п.31
контрольные вопросы
подготовка к круглому столу
26
2
Экономические проблемы человечества в 21 веке
Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения
Изучения нового материала.
Круглый стол, работа с текстами, интернет ресурсами
п.32
Тема 6. Организация международной торговли (3 часа)
27-28
1-2
Международная торговля и ее влияние на экономику страны
Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг,сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом, обсуждение сообщений, решение задач, тестов
п.33
практические задания
подготовка сообщений
29
3
Международная финансовая система
Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы
Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.
обсуждение сообщений
п.34
практические задания
Тема 7. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков (2 часа)
30
1
Современная экономика России
Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами
Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.
обсуждение сообщений
п.35
Работа с Интернет ресурсами
31
2
Экономика переходного типа в России
Либерализация экономики, структура собственности в России
Комбинированный.
Работа с тексом, анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.
п.36
Работа с Интернет ресурсами
32-34
1-2
Уроки повторения
Отработка заданий ЕГЭ по обществознанию. (экономика)
Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере
Работа с тестами ЕГЭ
Литература для учащихся:
Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10—11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2011.
Киреев А.П.Универсальная рабочая тетрадь по экономике. Пособие для 10-11 классов (базовый уровень) — М.: Вита-Пресс, 2011.
Королева Г.Э. Экономика. 10-11 классы. Практикум для учащихся. Часть 1, 2 –М.: Вентана-Граф, 2011
Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ. Пособие для 10-11 классов- М.: Вита-Пресс, 2010
Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Интернет ресурсы.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ. Данные об инфляции (индекс потребительских цен) – раздел «Цены и тарифы»
www.rian.ru – РИА «Новости»,
www.rbc.ru- Росбизнесконсалтинг. Текущая информация о рассматриваемых и реально используемых мерах по ограничению роста цен
http://gallery.economicus.ru – сайт проекта «Экономическая школа». Подробные сведения об основных школах и течениях экономической мысли
www.rostrud.ru – Федеральная служба занятости населения. Информация об уровнях занятости и безработицы в РФ
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли. Текущая ситуация в экономике РФ
www1.minfin.ru – Министерство финансов РФ. Проект государственного бюджета, прогнозируемый темп инфляции
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба Налоги, налогообложение, государственная политика в области перераспределения доходов http://www.rusolymp.ru/ Официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников
http://www.iloveeconomics.ru/ Неофициальный сайт поддерживается Данилом Фёдоровых, который поступил во ВШЭ в 2005 году, став победителем Всероссийской олимпиады по экономике, и Григорием Хацевичем, поступившим в Вышку в 2004 году.
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);