КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ РОССИЯ И МИР 10 КЛАСС |
№ | Тема урока | часы | Тип урока | Элементы содержания | Основные умения и навыки | Основные понятия | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1. | Введение | 1 | Вводный урок | Содержание и особенности изучения истории в старших классах. Поступательное развитие общества | Уметь ориентироваться в учебнике | Всемирная история История Отечества | Записи в тетради и в словаре | С.3 | |
Цивилизации Древнего мира и Раннего Средневековья Сформировать представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей. |
2-3. | Древний Восток и античный мир. | 2 | комб инированный урок | «Речные цивилизации». Причины возникновения первых носударств. Деспотия, ее основные черты, взаимоотношения человека и государства | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач. | Речные цивилизации, деспотия Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Ирригация монарзия | Схемы Заполнение таблицы | П.1 сообщения | |
4. | Рождение европейской средневековой цивилизации. | 1 | Лабораторная работа | Особенности аристократической и демократической форм правления а полисах. Эпоха эллинизма. Римская империя. Причины Великого переселения народов. Наследиеантичности в средневековом обществе. | Работа с документами, анализ документов, выводы. | Натуральное хозяйство Великое переселение народов христианство | Опрос, оформление записей, работа по понятиям | П.2 сообщения | |
5-6. | Страны Западной Европы в раннее Средневековье. | 2 | комб инированный урок | Средневековая Западноевропейская цивилизация и ее основные черты. Переход от централизованных империйк феодальной раздробленности. Роль папства и церкви в средневековье | Работа с картой. Работа с понятиями, анализ документов. | Родовая община Соседская община Династия Феодальная раздробленность Вассальные отношения Барщина Оброк Домен Сословие церковь | Тестирование | П.3 сообщения | |
7. | Византийская империя и восточнохристианский мир | 1 | Лабораторная работа | Влияние Византии на развитие славян,народов Восточной Европы,Закавказья и северо-восточной Африки. Византия – центр христианского мира. Отличительные черты развития Византии и христианских стран Западной Европы. Взаимоотношения Византии и славян. | Уметь давать сравнительные характеристики, выделять ключевые события. | Православный и католический христианский миры | Сам.работа | П.4 Документы, вопросы | |
8. | Исламский мир | 1 | комб инированный урок | Возникновение ислама. Арабские завоевания – арабский халифат – колыбель мусульманской цивилизации. Мусульманская культура, ее особенности. | Работа с картой. Работа с понятиями. Уметь выделять ключевые события. | Ислам Коран Джихад Халифат Теократическое государство | Составление схемы. Диктант по понятиям. | П.5 | |
9. | Семинарское занятие по теме: «Цивилизации древности и раннего Средневековья» | 1 | Практическое занятие | Цивилизации древности и раннего средневековья. | Формировать представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей. | Делать сообщения выделяя смысловые фрагменты составлять тезисный план. | Доклады, сообщения\. записи | Гл.1 | |
Древняя Русь. Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей. |
10. | Народы Восточной Европы. | 1 | комб инированный урок | Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Работа с картой.Анализ документов. | Индоевропейская языковая общность, природно-географическая среда, хозяйственно-культурные типы | Опрос Составление таблицы | П.6карта Восточная Европа 9-12вв Доп материал –учебник Сахаров, Буганов | |
11. | Восточные славяне в древности. | 1 | комб инированный урок | Происхождение славян. Нестор.Занятия, хозяйство, социальное общество восточных славян. Путь «из варяг в греки» | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач. Анализ документов. | Вече вервь | Опрос Работа со словарем | П.7 Конт карта | |
12-13 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 2 | комб инированный урок | Общины. Хозяйственный прогресс. Мировоззрение древних славян. Язычество. | Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Племенные союзы Конунг Великий князь двоеверие | Опрос Составление и заполнение таблицы | П.8 Сообщения Карта Древнерусскре государство | |
14 | Государство и общество | 1 | комб инированный урок | От племенных союзов к государству. Полюдье. Правление Святослава. | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач. Составлять характеристику политического деятеля. | Полюдье Повоз Дружина Престолонаследие Вотчина Закуп Рядович Холоп | Опрос Составление схемы | П.9 сообщения | |
15. | Церковь и культура | 1 | комб инированный урок | Первые усобицы на Руси. Правление Владимира. Предпосылки и крещение Руси. Значение крещения Руси. | Решение логических задач. Выделять ключевые позиции, предпосылки, значение. | Материальная и духовная культура Патриарх Канон Перегамент «слово» Ересь детинец | тестирование | П.10 | |
16-17. | Раздробленность Руси | 2 | Лабораторная работа | Причины распада единого государства. Историческая роль древнерусского государства. Закономерный этап на пути к будущей централизации страны. Распад Руси. | Работа с документами, анализ документов, выводы. Работа с понятиями. Умение выделять ключевые события. | Политическая раздробленность | Записи в тетради | П.11 | |
18. | Русь между Востоком и Западом. | 1 | Семинарское занятие | Новгород – центр ремесла и торговли. Боярство, купечество – основа аристократической республики. | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач. Работа с понятиями. Умение выделять ключевые события. | Татары ярлык Выход Баскак экспансия | Составление таблицы | П.12-13 | |
Западная Европа в 11-15вв. Сформировать у учащихся представление об особенностях средневековой европейской цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами. |
19-20 | Экономическое и политическое развитие | 2 | Изучение нового материала | Успехи в развитии с\х и ремесла . отделение ремесла от с/х. рост городов в 11-15вв.Ккрепление королевской власти. Создание централизованных государств. Изменение роли церкви в жизни общества. | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач. Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Колонизация Реконкиста Централизованное государство Крестовые походы Ересь католицизм | Записи в тетрадях опрос | П.14 | |
21. | Взаимодействие средневековых цивилизаций. | 1 | комб инированный урок | Крестовые походы.Последствия крестовых походов. Падение Византии. | Работа с документами, анализ документов, выводы. Работа с понятиями. Умение выделять ключевые события. | Внутренняя колонизация Трехполье город цех гильдия буржуа | Опрос Составление схемы | П.15 | |
22. | Культура средневекового Запада. | 1 | Лабораторная работа | Средневековое христианство и культура. «Рыцарская», «крестьянская», «городская» культура. | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Работа с картой.Анализ документов. | Иерархия Канон Турнир гуманизм | Оформление тезисного плана тестирование | П.16 | |
Российское государство в 15-17вв. Показать процесс формирования Российского централизованного государства, как закономерное явление общемирового порядка, выделять особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представление о России, как о многонациональном и многоконфессиональном государстве. |
23-24. | Москва во главе объединения русских земель | 2 | Лабораторная работа | Княжество Северо-Восточной Руси.Северо-Западная Русь. От раздробленности к централизации. Особенности объединения: нет единого политического центра;соперничествоветвей династий Рюриковичей; ордынское владычество. Причины возвышения Москвы. Роль первых московских князей в объединении страны.(Иван Калита. Дмитрий Донской) Куликовская битва, ее значение.Иван 3 и его роль в объединении русских земель. Создание новой системы управления. Конец ордынского ига. | Делать выводы с опорой на документы Выделять ключевые события Составлять схемы, заполнять таблицы | Централизованное государство | Записи в тетради составление таблицы | П.17-18 | |
25. | Россия: третье православное царство | 1 | комб инированный урок | На пути централизации государственной власти.судебник 1497г Москва –третий Рим. Завершение объединения централизованного государства.Реформы. Судебник 1550г Внешняя политика. Опричнина. | Выделять главное и особенности, давать характеристику, Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Царь скипетр держава Боярская Дума Местничество Приказы Дворяне Помещики | Опрос Диктант по понятиям и датам | П.19 | |
26. | Кризис государства и общества. Смутное время. | 2 | комб инированный урок | Причины Смуты. Борис Годунов. «Голодные бунты» Самозванство. Открытая военная интервенция.Первое ополчение. Второе ополчение. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Избранная Рада Ливонская война Опричнина Земщина Террор | Опрос Работа с датами и понятиями | П.20 | |
27. | Становление самодержавия Романовых | 2 | Урок-исследование | Ликвидация последствий Смуты.Филарет. Законодательное оформление самодержавия. Начало династии Романовых. Земские соборы. Соборное Уложение 1649года | Определять основные направления развития государства, Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Самодержавие Старообрядцы Товаро-денежные отношения Всероссийский рынок | Самостоятельная работа | П.21 | |
28. | Начало формирования многонационального государства | 1 | Семинарское занятие | Ливонская война – борьба за выход в Балтийское море.Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины. | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач | Дикое Поле Реестровые казаки дипломатия | Опрос Опрос Сообщения Заполнение таблицы | П.22 | |
29. | Русская культура | 1 | Круглый стол | Подъем русской культуры. Книжное дело и литература. Искусство. | Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь. Знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры | Унификация «обмирщение» Парсуна | Сообщения Заполнение таблицы | П.23 | |
Запад в Новое время Показать закономерность эволюции западноевропейского общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль католической ментальности в формировании общественных огношений нового типа на Западе. |
30. | Европа в начале Нового времени. | 1 | Комб инированный урок | Великие географические открытия и первые колониальные захваты. Последствия географических открытий. Реформация и Контрреформация в Европе. Зарождение новой европейской цивилизации. | Работа с картой, составление плана-конспекта, решение логических задач | Гражданское общество Рассеяная мануфактура Реформация Контрреформация | Опрос сообщения | П.24 | |
31-32. | Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке | 2 | Комбинированный урок | Складывание абсолютизма в Европе. Английская революция 17 века. | Выделять главное и особенности, давать характеристику, Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Абсолютизм Бюрократия Протекционизм Догматы Пуритане монополия | Сообщения Составление схемы | П.25 | |
33-34. | Эпоха Просвещения | 2 | Урок-исследование | Революция в естествознании. Общественные идеи века просвещения. Просвещенный абсолютизм. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Атеизм Естественное право Разделение властей Просвещенный абсолютизм | Опрос сообщения | П.26 | |
35-36. | Революции 18 столетия | 2 | Семинарское занятие | Причины революции. Англия и ее североамериканские колонии. Американская революция. Причины и начало Великой французской революции. Якобинская диктатура. | Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Демократия Народный суверенитет Конституция Правовое государство Федерализм | Опрос Сообщения Заполнение таблицы | П.27-28 | |
37. | Тенденции развития европейской культуры 16-18вв | 1 | Комбинированный урок | Эпоха Возрождения. Искусство барокко. | Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь. Знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры | Эпоха Возрождения Гуманизм Синтез искусств классицизм | Опрос Записи в тетради | П.29 | |
Российская империя в 18 в. Показать учащимся многоохватность и противоречивость перемен, происходящих в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины 2. |
38-39. | Власть и общество | 2 | Урок исследование | Необходимость преобразований на рубеже 16-18веков. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра 1. | Выделять главное и особенности, давать характеристику, Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Регулярная армия Коллегии Европеизация Регламентация Уложенная комиссия | сообщения | П.30 | |
40. | Социально-экономическое развитие страны | 1 | Комбинированный урок | Деревня и город на рубеже 17-18 веков. Развитие мануфактурной промышленности. Торговля и финансы. | Определять основные направления развития государства, Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Меркантелизм Экстенсивный путь развития Подушная подать Косвенные налоги | Опрос Сообщения Заполнение таблицы | П.31 | |
41. | Расширение территории государства | 1 | Комбинированный урок | Северная война и территориальные приобретения России. Восточные рубежи Российской империи. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Ништадский мир Новороссия | Опрос сообщения | П.32 | |
42. | Образование, наука и культура. | 1 | Практическая работа | Новая эпоха в отечественной культуре. Образование и наука. Искусство. | Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь. Знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры | Рационализм Кунсткамера Репродукции | сообщения | П.33 | |
Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации Сформировать у учащихся представления о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока. |
43. | Эпоха наполеоновских войн | 1 | Комбинированный урок | Франция: от республики к империи. Наполеон 1. Отечественная война 1812года. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Национализация Инфляция Всеобщая воинская повинность Промышленный переворот | Заполнение таблицы Работа с датами | П.34 | |
44. | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | 1 | Комбинированный урок | Изменение в с/ х Англии. Начало промышленного переворота. Последствия промышленного переворота. | Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям | .производительность труда Фабрика индустриальная экономика средства прозводства | сообщения | П.35 | |
45. | Революции и реформы | 1 | Комбинированный урок | Веский конгресс и Священный союз. Июльская революция во Франции. Революционное движение в Европе. Гражданская война в США. | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Работа с картой.Анализ документов. | Священный союз Легитимность Компромисс Петиция дискриминация | опрос | П.36-37 | |
46. | Идейные течения и политические партии | 1 | Семинарское занятие | «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. | Выделять главное и особенности, давать характеристику, Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Либерализм консерватизм | Опрос сообщения | П.38 | |
47. | Колониальные империи | 1 | Комбинированный урок | Ослабление старых колониальных империй. Колониальные империи Голландия. Англия и Франция. | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Работа с картой.Анализ документов. | Деколонизация Колониальная империя Каперы пираты | Опрос сообщения | П.39 | |
48-49. | Особенности развития стран Запада во второй половине 19 века | 2 | Лабораторная работа | Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры мировой экономики. Колониальные захваты. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Эмиграция Контрибуция Империализм Монополизация экономики | Составление схем и заполнение таблицы | П.40 | |
Россия на пути модернизации. Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики. |
50. | Российское государство в первой половине 19 века | 1 | Комбинированный урок | Павел1. !Либерал» на троне. Деятельность М.М. Сперанского. | Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Негласный комитет Министерства Кодификация законов Жандармы анархизм | опрос | П.41 | |
51-52. | Общественная жизнь в первой половине 19 века | 2 | Урок-исследование | Тайные организации. Декабристы. Западники и славянофилы | Определять основные направления развития государства, Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Декабристы Теория официальной народности Патриотизм Разночинцы Западники Славянофилы Социализм | Сообщения Работа в тетради | П.42 | |
53. | Правление Николая 1. Внешняя политика России в первой половине 19 века. | 1 | Комбинированный урок | Деятельность 3 отделения. Усиление цензуры. Теория «официальной народности» Крымская война. Восточный вопрос. Причины поражения России. Парижский мир. | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Работа с картой.Анализ документов. | Опрос сообщения | | |
54-55. | Реформы 1860-1870гг | 2 | Лабораторная работа | Александр 2. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х годов. Судьба и значение реформ. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Прагматизм Модернизация Временнообязанные крестьяне Аренда Земства Интенсивность Отрезки | Сообщения Заполнение таблицы | П.43-44 | |
56. | Экономическое развитие России в пореформенный период. | 1 | Комбинированный урок | Промышленное развитие в 60-70 годы. Промышленный переворот.Русские предприниматели. С/х после отмены крепостного права. Изменение в помещечьем хозяйстве.Крестьянская община. | Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | опрос | | |
57. | Общественное движение в России во второй половине 19 века | 1 | Комбинированный урок | Русский либерализм. Народничество.Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерватизм | Определять ключевые события, определять условия, факты, понятия.Анализ документов. | Народничество Агитация Иллюзия Террор Пропаганда | Сообщения Работа со словарем | П.45 | |
58. | Россия – многонациональная империя | 1 | Комбинированный урок | Расширение территории в певой трети 19 века. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заселение Сибири и Дальнего Востока. | Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Газават Кавказская война Имамат Мюридизм Протекторат Этнос | опрос | П.46-47 | |
Культура 19 века Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, бурный процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры в 19 веке. |
59-60. | Научно-технический прогресс и общество | 2 | Урок исследование | Научное пре дставление о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Научно-технический прогресс в общество. | Анализ документов. Работа с понятиями. Анализ документов. Давать оценку политическим деятелям. | Эволюционная картина мира Теология позитивизм | Опрос Записи в тетради | П.48 | |
61-62 | Мировая литература и художественная культура | 2 | Лабораторная работа по группам | Литература и жизнь. Национальная литература. Основные направления художественной культуры. Искусство. | Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь. Знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры.Определять причинно-следственные связи, анализировать историческое явление | Мировой литературный процесс Академизм Реализм Натурализм Импрессионизм Символизм Приходская школа Реальная гимназия Критический реализм | Сообщения Составление схемы | П.49 | |
63-64 | Культура России в 19 веке | 2 | Семинарское занятие | Просвещение. Литература. Театр.Искусство. Золотой век русской культуры. | Сообщения Заполнение таблицы | П.50 | |
65-66 | Итоговый урок | 2 | Итоговый урок | | Оперировать полученными знаниями и умениями. | Тестирование в форме ЕГЭ | тестирование | По всем темам | |
67-68 | Резерв | | | | | | | | |