kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год). 

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира »

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс)


Данная рабочая программа разработана на основании:

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010);

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. Н. Сорокина]. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения);

- Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История 5-9 класса: – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011г.


Рабочая программа составлена на основе авторской без изменений.


Место курса «История древнего мира» в учебном плане.

На изучение истории в 5 классе учебным планом предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю.


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, преду- сматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фрон- тального к индивидуальному;

• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмыс- ленные, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана.

На ступени основного общего образования использование межпредметных связей базируется прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать ста- тистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели обучения

• Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо совре- менному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Задачи обучения

• Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, по- литической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключе- вых понятий предмета «История Древнего мира»;

• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и дея- тельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

• формирование навыков пересказа материала учебника;

• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Содержание курса обучения

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.

Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества и осмыслить их. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества – все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисципли- нированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие цивилизация в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более полное толкование термина цивилизация как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

В учебнике и тематическом планировании представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен. Такая последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельные личности и культуры. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся погружались в мир синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием становления прогрессивного исторического мышления.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторически обусловленного многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей. Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимосвязи категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматриваются как овладение ключевыми знаниями, умениями, способа- ми деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Основу курса по истории Древнего мира для 5 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство – историческая карта Древнего мира.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

• формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношение власти и общества;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, – человек в истории. Она предполагает характеристику:

• условий жизни и быта людей в древности;

• их потребностей, интересов, мотивов действий;

• восприятия мира, ценностей;

• жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «Человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей. С учетом возрастных возможностей пятиклассников значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию у них гражданских позиций.


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса истории Древнего мира учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

Коммуникативные УУД:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

Познавательные УУД:

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- анализировать, сравнивать, обобщать факты;

- давать определения понятиям;

Регулятивные УУД:

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;

- самостоятельно формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы;


Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

УМК:

  1. Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2016

  2. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2016



Структура программы (70 ч)


Раздел, название урока в поурочном планировании

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Жизнь первобытных людей

7

3

Древний Восток

20

4

Древняя Греция

21

5

Древний Рим

19

6

Резерв

2


ИТОГО

70


Основное содержание.

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки 1 час

Понятие истории. Источники знаний о прошлом: письменные и вещественные. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Понятия история, археология, этнография, хронология, нумизматика.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ 7 ЧАСОВ

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. . Понятие первобытные люди. Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды (из звериных шкур), жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия человек разумный, родовая община.

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия колдовской обряд, душа, страна мертвых.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 3ч. Понятие Западная Азия. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия старейшина, совет старейшин, племя, вождь племени. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия дух, бог, идол, молитва, жертва. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия знать, раб, царь.

Глава 3. Счет лет в истории. 1ч. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20 часов

Глава 4. Древний Египет. 8ч. Местоположение и природные условия: разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.

Возникновение единого государства в Египте. Понятия фараон, вельможа, писец, налог. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города – Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Ану- бис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись.

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.

Глава 5. Западная Азия в древности. 7ч. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия закон, ростовщик.

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие единобожие. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его соору- жения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности. 5ч. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

РАЗДЕЛ III. Древняя Греция. 21 час

Глава 7. Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим 19 часов

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Глава 14. Могущество Римской империи (5ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.





Тематическое планирование


№ п\п

Тема раздела, урока

Дата проведения

Формы организации образовательного процесса

Основные виды учебной деятельности



Планируемые предметные результаты

1

Введение.


Откуда мы знаем, как жили наши предки.


Беседа

Работа с понятиями, анализ исторических источников

Научатся овладевать целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дис- куссионным вопросам истории

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ 7 ЧАСОВ

2

Древнейшие люди.


Беседа

Работа с терминами, с исторической картой

Научатся читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей

3

Родовая община охотников и собирателей


Проведение опроса

Составление плана, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

Научатся работать с картой устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостным представлением об историческом пути народов

4

Возникновение искусства и религиозных верований.


Беседа по проблемным вопросам

Коллективная работа с текстом учебника и иллюстрациями

Научатся определять термины: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.


Обсуждение задач

самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, формулирование выводов, решение творческих задач

Научатся определять термины: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала

6

Появление неравенства и знати


Самостоятельная работа

Анализ текста, составление схемы

Научатся определять термины: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

7

Счет лет в истории


Обсуждения методики выполнения заданий

Работа с лентой времени, решение творч. задач


Научатся читать ленту времени, соотносить годы с веками, тысячелетиями; вести счет лет с условным делениемна время «до нашей эры» и «наша эра»; решать исторические задачи на счет времени

8

Обобщение по теме «Жизнь первобытных людей»



применение знаний и умений

Научатся работать с исторической картой, решать исторические кроссворды.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20 часов

9

Государство на берегах Нила


Устный обзор темы

Работа с картой

.

Научатся определять термины: папирус, дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, показывать на карте границы государств, города и места значительных исторических событий.

10

Как жили земледельцы и ремесленники.


Самостоятельное изучение материала

Групповая работа с текстом учебника и иллюстрациями.

Научатся определять термины: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения.

11

Жизнь египетского вельможи.


Беседа по проблемным вопросам

Работа с историческими источниками

Научатся определять термины: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ

12

Военные походы фараонов


Самостоятельное изучение

Групповая работа с картой, текстом учебника и иллюстрациями

Научатся определять термины: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов при ответе на вопросы.

13

Религия древних египтян.


Беседа с аудиторией

Работа с терминами, парная работа с дидактическим материалом

Научатся определять термины: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы

14

Искусство древних египтян


Обсуждение нового материала

Работа с историческими источниками, парная работа с дидактическим материалом.

Научатся определять термины: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

15

Письменность и знания древних египтян.


Индивидуальные задания

Работа с текстом учебника, составление плана ответа

Научатся определять термины: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов.

16

Повторение по теме «Древний Египет»


Самостоятельная работа

Исторический диктант

Научатся определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет»

17

Древнее Двуречье


Обсуждение нового материала

Работа с текстом учебника, с картой

Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, давать сравнительную характеристику природно- климатических условий Древнего Египта и Двуречья.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


Обсуждение нового материала

Работа с историческими источниками

Научатся определять термины: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

19

Финикийские мореплаватели


Индивидуальные задания

Творческое задание

Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония. Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие.

20

Библейские сказания


Самостоятельная работа

Работа с текстом учебника, фрагментами Библии

Научатся определять термины: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться: определять главное отличие религии евреев от религий других народов и находить общие черты.

21

Древнееврейское царство


Обсуждение нового материала

Коллективная работа с текстом учебника и иллюстрациями с последующей самопроверкой

Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться: работать с исторической картой.

22

Ассирийская держава


Беседа по проблемным вопросам

Работа с историческими источниками, картой

Научатся определять термины: таран. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы.

23

Персидская держава «царя царей».


Обсуждение нового материала

Работа с терминами, с текстом учебника, составление схемы

Научатся определять термины: «бессмертные». Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав.

24

Природа и люди Древней Индии


Самостоятельная работа

Работа с терминами, с текстом учебника, картой

Научатся определять термины: сахарный тростник, Рамаяна, Махабхарата, реинкарнация. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Индию, реки Инд, Ганг, характеризовать природу и климат Древней Индии

25

Индийские касты


Беседа с аудиторией

Работа с терминами, парная работа с дидактическим материалом, составление таблицы

Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, реинкарнация. Получат возможность научиться: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций


Обсуждение нового материала

Работа с текстом учебника с последующей взаимопроверкой

Научатся определять термины: бамбук, циновка, сын Неба. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Китай, реки Хуанхэ и Янцзы, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция.

27

Первый властелин единого Китая.


Самостоятельная работа

Работа с историческими источниками, парная работа с текстом учебника

Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры.

28

Обобщение по теме «Древний Восток»



Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний

Научатся определять изученные термины Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока.

РАЗДЕЛ III. Древняя Греция. 21 час

29

Греки и критяне


Обсуждение нового материала

Работа с картой

Научатся определять термины: световые колодцы, цунами, имена героев мифов. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации

30

Микены и Троя.


Беседа с аудиторией

Работа с историческими источниками

Научатся определять термины: сопоставлять действительную картину компас, бойницы. Получат возможность научиться: работать с исторической картой и историческими источниками.

31

Поэма Гомера «Илиада».


Самостоятельная работа

Работа с текстом учебника

Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

32

Поэма Гомера «Одиссея».


Индивидуальные задания

Создание иллюстраций к поэме

Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы. Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

33

Религия древних греков


Самостоятельная работа

Работа с отрывками литературных призведений, иллюстрациями учебника.

Научатся определять термины: определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление людей соперничать с богами. Получат возможность научиться: научиться характеризовать специфические черты религии Древней Греции

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


Обсуждение нового материала

Работа с понятиями и терминами, текстом учебника. мини-дискуссия

Научатся определять термины: определять понятие Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины. Получат возможность научиться: научиться характеризовать государственное устройство Афин.

35

Зарождение демократии в Афинах.


Индивидуальные задания

Работа с историческими источниками, мини-дискуссия

Научатся определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин

36

Древняя Спарта.


Обсуждение нового материала

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины лаконичность, илоты Получат возможность научиться: давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей


Индивидуальные задания

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: пираты, колонии Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторических источников

38

Олимпийские игры в древности


Индивидуальные задания

Эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции»

Научатся определять термины: атлеты, стадион, атлеты ипподром Получат возможность научиться: свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве


Самостоятельная работа

Работа с картой, схемой битвы

Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться: анализировать побед греков над персами

40

Нашествие персидских войск на Элладу


Обсуждение нового материала

Работа с историческими источниками, решение проблемных ситуаций

Научатся читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные

41

В гаванях афинского порта Пирей


Самостоятельная работа

Работа с картой, мини-дискуссия

Научатся читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания образа жизни и занятий афинян.

42

В городе богини Афины


Индивидуальные задания

Работа с текстом учебника, выполнение творческих заданий

Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей

43

В афинских школах и гимнасиях


Обсуждение нового материала

Творческие задания, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться: определять сходства и различия афинской и спартанской системой воспитанияя

44.

В театре Диониса.


Самостоятельная работа

Творческие задания. Работа в парах

Научатся определять термины: схене, театры, орхестра, комедии, трагедии Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов.

45

Афинская демократия при Перикле


Самостоятельная работа

Работа с историческими источниками, мини-дискуссия

Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получат возможность научиться: давать характеристику афинской демократии.

46

Города Эллады подчиняются Македонии


Обсуждение нового материала

Работа с терминами, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии Получат возможность научиться: работать с исторической картой

47

Поход Александра Македонского на Восток


Обсуждение нового материала

Работа с картой и атласом, решение проблемных ситуаций

Научатся: называть битвы, связанные с походом Александра Македонского Получат возможность научиться: показать на исторической карте границы державы А. Македонского и направление Восточного похода.

48

В Александрии Египетской


Самостоятельная работа

Проектная и исследовательская деятельность

Научатся имена ученых, работавших в Александрии Египетской, Получат возможность научиться: составлять план экскурсии по городу.

49

Обобщение по теме «Древняя Греция»




Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции, характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим 19 часов

50

Древнейший Рим


Обсуждение нового материала

Коллективная работа с текстом учебника и иллюстрациями с последующей самопроверкой Работа с картой

Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капиталийская волчица, плебеи, патриции, сенат Получат возможность научиться: показывать на карте Древнюю Италию.

51

Завоевание Римом Италии


Беседа по проблемным вопросам

Коллективная работа с текстом учебника и иллюстрациями. Составление плана. Работа с картой

Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии

52

Устройство Римской республики.


Индивидуальные задания

Работа с историческими источниками. Составление схем

Научатся определять термины: республика, монархия, консул, вето, народный трибун, извлекать полезную информацию из исторического источника Получат возможность научиться: характеризовать особенности римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской Республики.

53

Вторая война Рима с Карфагеном


Самостоятельная работа

Работа с картой, схемой, мини-дискуссия

Научатся определять термины: пуны, ворон Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, определять силы сторон, высказывать предположения об исходе войны

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье


Индивидуальные задания

Работа с текстом учебника и иллюстрациями с последующей самопроверкой Работа с картой

Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться: характеризовать особенности римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики.

55

Рабство в Древнем Риме


Самостоятельная работа

Создание текстов с рисунками, , решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр, Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем мире, рассказывать о гладиаторских боях

56

Земельный закон братьев Гракхов


Беседа с аудиторией

Работа с историческими источниками, текстом учебника

Научатся определять термины: гражданская война Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракха

57

Восстание Спартака


Обсуждение нового материала

Работа с картой, иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: восстание Получат возможность научиться: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу

58

Единовластие Цезаря


Обсуждение нового материала

Поиск информации для ответов на вопросы, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника

59

Установление империи.


Самостоятельная работа

Работа с текстом учебника, составление плана

Научатся определять термины: преторианцы, завещание, империя Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины устранения республики и установления империи

60

Соседи Римской империи


Индивидуальные задания

Работа с картой, учебником.

Научатся овладевать целостным представлением о соседях Рима; применять понятийный аппарати приемы исторического анализадля раскрытия сущности событий, рассказывать о важнейших событиях.

61

Рим при императоре Нероне.


Самостоятельная работа

Работа с текстом учебника, мини-дискуссия

Научатся определять основные черты правления Нерона Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона объяснять причину недовольства народа.

62

Первые христиане и их учение


Обсуждение нового материала

Работа с историческими источниками

Научатся овладевать целостным представлением о возникновении христианства; определять термины: Христианство Евангелие, Страшный суд, апостолы. Получат возможность научиться: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему Христианство завоевало так много сторонников в Римской империи.

63

Расцвет Римской империи во II в



Работа с текстом учебника, мини-дискуссия

Научатся формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета; определять термины: колоны, рабы с хижинами Получат возможность научиться: характеризовать политику императора Траяна, давать сравнительную характеристику раба и колона.

64

«Вечный город» во времена империи и его жители


Беседа

Эссе на тему: «Я -житель Рима»

Научатся определять термины: триумфальна арка, купол, Табуларий, термы Получат возможность научиться: называть достопримечательности Рима, достижения Римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры

65

Римская империя при Константине


Беседа по проблемным вопросам

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций

Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа, характеризовать личные качества императора Константина Получат возможность научиться: определять отличия политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из исторического источника

66

Взятие Рима варварами


Обсуждение нового материала

Работа с текстом учебника, мини-дискуссия

Научатся определять термины: германцы, венеды, вандалы, античная культура Получат возможность научиться: определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника

67

Обобщение по теме «Древний Рим»



Составление и решение кроссвордов, комплексное повторение

Научатся определять термины, изученные в разделе «Древний Рим», уметь называть главные события римской истории, главные достижения римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории.

68

Повторение по курсу: «История Древнего мира



Самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями

Научатся определять термины, изученные в разделе «История Древнего мира», уметь называть главные события древней истории, главные достижения римской культуры и значение древних цивилизаций в мировой истории

69-70

Резерв









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира

Автор: Ковалева Лариса Анатольевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-5-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "117433"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412785832"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа по истории ФГОС "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-istorii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415345554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по курсу «История» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-kursu-istoriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "249374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446891869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "рабочая программа по истории 6 класса "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "191293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427290400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства