Материалы для составления рабочей программы по истории на 2016-2017 учебный год
Материалы для составления рабочей программы по истории на 2016-2017 учебный год
Материалы для составления рабочей программы по истории. Данные материалы включают: пояснительную записку, цели и задачи учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета, целевую ориентацию в практике учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для составления рабочей программы по истории на 2016-2017 учебный год»
Отдел образования администрации
Благодарненского муниципального района
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МКОУ «СОШ №6»
Протокол заседания
педагогического совета
от ______2016 года № _
Председатель педагогического совета
______________ Кудинова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст. 11, 12, 28); Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденной приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года; Программы по истории России для 6-9 классов общеобразовательной школы / авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011 г.; Федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год; Примерной программы по истории «История. 5-9 классы: проект» - М., 2011 и авторских программ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Новая история XIX век; Сборника рабочих программ: программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 - 11 классы. – М., 2009; Учебного плана МКОУ «СОШ №6» на 2016-2017 учебный год.
Учитель: Высочкина Ольга Сергеевна.
г. Благодарный, 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета.
Цель школьного исторического образования: формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В результате изучения истории ученикдолжен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание предмета суказанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Распределение учебного материала курса.
№
п/п
Тематический блок
Количество
часов (в год)
Часть 1. Новая история 1500 – 1800 гг.
1
Вводный урок
1
2
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
13
3
Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
4
4
Эпоха Просвещения. Время преобразований
7
5
Колониальный период в Латинской Америке
1
6
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
2
7
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Мир в эпоху раннего Нового времени»
1
Часть 2. История России конца XVI – XVIII вв.
1
Введение
1
2
Россия на рубеже XVI – XVII вв.
3
3
Россия в XVII веке
9
4
Россия при Петре Великом
9
5
Россия в 1725 – 1762 гг.
5
6
Россия в 1762 – 1801 гг.
11
7
Итоговое повторение по теме «История России конец XVI – XVIII вв.»
1
Всего часов
68
График контроля знаний.
№п/п
Вид контроля
Кол-во часов
Новая история (XVI-XVIII вв.)
1
Входная контрольная работа за курс 6 класса (в формате ОГЭ)
1
2
Эссе
2
3
Тест (повторительно-обобщающий урок)
4
4
Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие(в формате ОГЭ)
1
История России (XVII-XVIII вв)
1
Эссе
3
2
Тест (повторительно-обобщающий урок)
4
3
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса (в формате ОГЭ)
1
4
Итоговое повторение (тест)
Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.
Таблица тематического распределения часов.
класс
блок
Примерная программа
Рабочая программа
см:.
Примерные программы по учебным предметам «История. 5-9 классы». - 2 издание - М. Просвещение, 2011
см.:
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Историко-культурный стандарт.
Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории (проект 2016 г.)
5 класс
История древнего мира.
История древнего мира.
68 часов
68 часов
6 класс
История Средних веков (V-XV в.в.) История России: Древняя и средневековая Русь.
История Средних веков (V-XV в.в.) История России с древнейших времён до к. XV в.
не менее 28 часов
не менее 40 часов
28 часов 40 часов
7 класс
Новая история (XVI-XVIII в.в.)
История России (XVII-XVIII в.в.)
Новая история (XVI-XVII в.в.)
История России (XVI-XVII в.в.)
25 часов
43 часа
25 часов
43 часа
8 класс
Новая история (XIX в.) История России (XIX в.)
Новая история (XVIII в.) История России (XVIII в.)
25 часа
43 часа
25 часов 43 часа
9 класс
Новейшая история (XX – начало XXI в.)
История России (XX в. – начало XXI в.)
Новая история (XIX – начало ХХ в.в.) История России (XIX – начало ХХ в.в.)
не менее 34 часов
не менее 68 часов
34 часа 68 часов
На изучение истории в 7 классе отводится 68 часов1. Курс «История России» в 7 кл. в объеме 43 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2016-2017 учебном году в муниципальном казённом общеобразовательном учреждение «Средней общеобразовательной школе № 6» г. Благодарного.
Таком образом, предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 70 часов в год: 7 класс 29 часов – «История Нового времени», 39 часов – «История России».
Формы, методы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени и истории московского государства и Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок-исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Формы и виды контроля: самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам. Тестирование (дифференцированные задания). Творческие задания.
Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы), переводная аттестация, административный контроль (административная контрольная работа).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, участие в конкурсах.
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся
% выполнения
0-35
36-60
61-85
86-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории.
Отметка Содержание
2
3
4
5
1.Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2. Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3.Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Список литературы для учителя.
Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Список литературы для обучающихся.
Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Россия при Иване Грозном.
Русское государство в XVI веке.
Смутное время.
Народные восстания ХVII века.
Родословная (таблица).
Россия ХVII - начала ХVIII века.
Русское государство в ХVIII веке.
Российская империя в ХVIII веке.
Российская империя во второй половине ХVIII века.
Европа в XVI-XVIII веках.
Французская революция.
Война за независимость и образование CIllA.
4. Информативно-коммуникативные средства.
История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Клоков, В. А. История России. ХУII-ХУIII века. 7 класс : интерактив. нагляд. пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5.Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре Великом»
1
Тест
Тестовые задания с. 162-163
Тема 4 .Россия в 1725 – 1762 гг. (5 часов)
52
Дворцовые перевороты
1
Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов
§20-21, таблица, схема
53
Дворцовые перевороты
1
Тест, задания части 2
§20-21, написание эссе
54
Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
1
Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.
§22, вопросы, работа по карте
55
Внешняя политика в 1725-1762 гг.
1
Отработка заданий 5, 6, 9 Работа с картой, иллюстрациями
§23, вопросы, работа по карте
56
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.»
1
Тест
Тестовые задания с. 190-191
Россия в 1762 – 1801 гг. (12 часов)
57
Р/к
Внутренняя политика Екатерины II
Р/к: «Колонизация края».
1
Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту
§24, сообщения
58
Внутренняя политика Екатерины II
1
Задания часть 1
§24, мини-проеты
59
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
1
Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа
§25, схема, работа по карте
60
Экономика России во вт. половине XVIII века
1
Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов
§26, вопросы
61
Внешняя политика Екатерины II
1
Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий
§27-28, таблица
62
Внешняя политика Екатерины II
1
Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий
§27-28, таблица
63
Россия при Павле I
1
Отработка алгоритмов выполнения заданий 8, 11
§29, вопросы
64
Наука и образование. Художественная культура
1
Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала
§30 - 32, таблица, презентации
65
Р/к
Быт и обычаи
Р/к:«Быт и обычаи на Ставрополье в XVIII веке. Край на рубеже веков».
1
Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту
§33, сообщения
66
Р/к
Народы России в XVIII веке
Р/к: «Народы края в XVIII веке».
1
Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа
Записи в тетради, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку
67
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1762-1801 гг»
1
Тест
Подготовка к тесту
68
Итоговое тестирование по теме: «Россия и мир»
1
Тест
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей истории и обществознания _______________/О.А. Овсюкова/
от «__»__________ 2016г. от «__»__________ 2016г.
руководитель МО ____________/Высочкина О.С./
1 Точное количество часов на изучение предмета «История» (Всеобщая история и История России) в текущем году определяется в соответствии с Годовым календарным планом-графиком образовательной организации на 2016-2017 учебный год и может составлять от 68 до 70 часов (34 или 35 учебных недель).